Автор: Шацкая Юлия Сергеевна
Должность: заместитель заведующей
Учебное заведение: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – Детский сад "Планета детства"
Населённый пункт: Калтан, Кемеровская область,ул. Горького, д. 29/1,
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для психолого–педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях ДОО
Раздел: дошкольное образование
Создание условий для психолого-педагогического сопровождения детей
с ЗПР в условиях ДОО
Шацкая Юлия Сергеевна,
заместитель заведующей
МАДОУ ЦРР - Детский сад "Планета детства"
Проблему обучения и воспитания детей с ЗПР, имеющих затруднения в освоении
основной образовательной программы, мы решаем через создание специальных
условий,
включающих
в
себя:
использование
специальных
образовательных
программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических
материалов,
средств
обучения,
проведение
групповых
и
индивидуальных
коррекционных
занятий
и
другие
условия,
без
которых
затруднено
освоение
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования.
Федеральный
закон
РФ
«Об
образовании
в
Российской
федерации
»,
№
273-ФЗ,
ст.
79
«Организация
получения
образования
обучающимися
с
ограниченными
возможностями здоровья» ориентирует руководителя на обеспечение педагогов
новыми специальными формами организации детей с ОВЗ. Поэтому при создании
условий основополагающим ресурсом стал кадровый потенциал. В штате МАДОУ
ЦРР
-
Детский
сад
«Планета
детства»
имеется
пять
специалистов:
педагог-
психолог,
учитель-логопед,
инструктор
по
физической
культуре,
педагог
по
изобразительной
деятельности,
музыкальный
руководитель.
По
состоянию
на
январь
2019
года,
56
%
педагогов
(в
первую
очередь
члены
ПМПк)
имеют
действующий документ о повышении квалификации по теме сопровождения детей
с
ОВЗ,
включая
руководителя
и
заместителя.
1
Педагог
имеет
диплом
по
образовательной
программе
«Олигофренопедагогика».
Следующим
условием
является нормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ
варианта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой
вариант. Родители ( законные представители) заполняют заявление на обследование
ребенка на ПМПк, затем подписывают согласие об использовании персональных
данных ребенка, после чего с семьями воспитанников заключается договор об
образовании
по
адаптированной
основной
образовательной
программе
дошкольного
образования
между
муниципальным
автономным
дошкольным
образовательным учреждением Центр развития ребёнка – Детский сад «Планета
детства»
и
родителями
(законными
представителями)
ребенка.
На
основе
Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования детей с задержкой психического развития (от 7 декабря 2017 года,
протокол №6/17) ) мы разработали адаптированную основную образовательную
программу дошкольного образования для детей с ЗПР, обеспечив информационно-
методическую
базу,
необходимую
для
образования
воспитанников
с
ЗПР.
Разработаны
дидактические
пособия
и
развивающие
игры,
направленные
на
коррекцию
недостаточно
сформированных
интеллектуальных
навыков
детей
данной
категории.
Материально-техническое
обеспечение
образованной
деятельности
воспитанников
с
ЗПР,
также
отвечает
особым
образовательным
потребностям
детей
данной
категории.
Дошкольное
учреждение
располагает
наличием кабинета учителя-логопеда и педагога-психолога, а также специального
оборудования
для
работы
с
детьми
с
ЗПР:
световые
песочные
столы,
релаксационное кресло-капля, ТСО, релаксационные лампы; игровое развивающее
оборудование. Доступность дополнительного образования для воспитанников с
ЗПР, также же является одним из условий, которое мы смогли обеспечить для детей
данной категории. Дети осваивают дополнительные общеразвивающие программы
для детей дошкольного возраста ( в том числе для детей с ОВЗ) и посещают:
студию художественного творчества «АКВАРЕЛЬКА», кружок по развитию основ
логического мышления «РАЗВИВАЙ-ка», спортивную секцию оздоровительных
занятий
на
тренажерах
"ФИТНЕС-KIDS"
Образование
воспитанников
с
ЗПР
организовано совместно с другими воспитанниками в группах компенсирующей
направленности. В настоящее МАДОУ ЦРР - Детский сад «Планета детства»
посещают 5 воспитанников, получающих инклюзивное образование. Из них лишь 1
ребенок имеет официальный статус - инвалид, который подтверждает первичность
диагноза
-
ЗПР.
Данный
воспитанник
был
переведен
из
другого
дошкольного
учреждения Калтанского городского округа в 2018 году. Родители самостоятельно
оформили
ребенку
официальный
статус
-
инвалид,
затем
сами
инициировали
прохождение
ТПМПК.
1
Ребенок
с
нарушением
ОДА
и
с
сопутствующим
диагнозом ЗПМР поступил по направлению ТПМПК и уже второй год посещает
наше дошкольное учреждение. Для воспитанника с ОВЗ созданы специальные
условия
образовательного
процесса:
организованны
индивидуальные
занятия
педагога-психолога для коррекции нарушенных психических функций, занятия с
учителем логопедом для коррекции звукопроизношения и развития речи, занятия с
инструктором ЛФК для нормализации тонуса мышц и развития кинестетической
координации
движений.
Для
ребенка
с
нарушением
ОДА
предусмотрена
интеграция в группу сверстников для успешной социализации и развития навыков
игровой
деятельности;
организованно
обучение
с
ограниченным
временем
пребывания в детском саду и предусмотрен дополнительный выходной день среди
недели.
Для
обоих
воспитанников
были
разработаны
адаптированные
образовательные
программы,
направленные
на
«преодоление
несоответствия
между
процессом
обучения
ребёнка
с
ОВЗ
по
образовательной
программе
и
реальными
возможностями
детей,
исходя
из
структуры
их
нарушений,
познавательных потребностей и возможностей». ПМПк нашего учреждения на
начало 2018/2019 учебного года было выявлено 3 воспитанника с ТНР, у которых
также отмечаются стойкие нарушения интеллектуального развития, требующие
длительной комплексной коррекционной работы. Эти воспитанники зачислены в
группу комбинированной направленности и осваивают адаптированную основную
образовательную
программу
дошкольного
образования
детей
с
тяжелыми
нарушениями
речи,
которая
подразумевает
квалифицированную
коррекцию
нарушений развития детей в форме проведения подгрупповых и индивидуальных
занятий
учителя-логопеда
и
педагога-психолога.
Своевременное
прохождение
ТПМПК,
качественная
индивидуализация
обучения
и
воспитания,
психолого-
педагогическое
обследование
воспитанников
и
тесное
взаимодействие
всех
специалистов
позволяет
нам
выстроить
личную
траекторию
развития
каждого
воспитанника
с
ЗПР
и
обеспечить
доступность
получения
дошкольного
образования
данной
категории
детей
в
соответствии
с
их
образовательными
потребностями и психофизическими недостатками
.