Напоминание

Создание условий для психолого–педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях ДОО


Автор: Шацкая Юлия Сергеевна
Должность: заместитель заведующей
Учебное заведение: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – Детский сад "Планета детства"
Населённый пункт: Калтан, Кемеровская область,ул. Горького, д. 29/1,
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для психолого–педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создание условий для психолого-педагогического сопровождения детей

с ЗПР в условиях ДОО

Шацкая Юлия Сергеевна,

заместитель заведующей

МАДОУ ЦРР - Детский сад "Планета детства"

Проблему обучения и воспитания детей с ЗПР, имеющих затруднения в освоении

основной образовательной программы, мы решаем через создание специальных

условий,

включающих

в

себя:

использование

специальных

образовательных

программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических

материалов,

средств

обучения,

проведение

групповых

и

индивидуальных

коррекционных

занятий

и

другие

условия,

без

которых

затруднено

освоение

основной

образовательной

программы

дошкольного

образования.

Федеральный

закон

РФ

«Об

образовании

в

Российской

федерации

»,

273-ФЗ,

ст.

79

«Организация

получения

образования

обучающимися

с

ограниченными

возможностями здоровья» ориентирует руководителя на обеспечение педагогов

новыми специальными формами организации детей с ОВЗ. Поэтому при создании

условий основополагающим ресурсом стал кадровый потенциал. В штате МАДОУ

ЦРР

-

Детский

сад

«Планета

детства»

имеется

пять

специалистов:

педагог-

психолог,

учитель-логопед,

инструктор

по

физической

культуре,

педагог

по

изобразительной

деятельности,

музыкальный

руководитель.

По

состоянию

на

январь

2019

года,

56

%

педагогов

первую

очередь

члены

ПМПк)

имеют

действующий документ о повышении квалификации по теме сопровождения детей

с

ОВЗ,

включая

руководителя

и

заместителя.

1

Педагог

имеет

диплом

по

образовательной

программе

«Олигофренопедагогика».

Следующим

условием

является нормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ

варианта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой

вариант. Родители ( законные представители) заполняют заявление на обследование

ребенка на ПМПк, затем подписывают согласие об использовании персональных

данных ребенка, после чего с семьями воспитанников заключается договор об

образовании

по

адаптированной

основной

образовательной

программе

дошкольного

образования

между

муниципальным

автономным

дошкольным

образовательным учреждением Центр развития ребёнка – Детский сад «Планета

детства»

и

родителями

(законными

представителями)

ребенка.

На

основе

Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного

образования детей с задержкой психического развития (от 7 декабря 2017 года,

протокол №6/17) ) мы разработали адаптированную основную образовательную

программу дошкольного образования для детей с ЗПР, обеспечив информационно-

методическую

базу,

необходимую

для

образования

воспитанников

с

ЗПР.

Разработаны

дидактические

пособия

и

развивающие

игры,

направленные

на

коррекцию

недостаточно

сформированных

интеллектуальных

навыков

детей

данной

категории.

Материально-техническое

обеспечение

образованной

деятельности

воспитанников

с

ЗПР,

также

отвечает

особым

образовательным

потребностям

детей

данной

категории.

Дошкольное

учреждение

располагает

наличием кабинета учителя-логопеда и педагога-психолога, а также специального

оборудования

для

работы

с

детьми

с

ЗПР:

световые

песочные

столы,

релаксационное кресло-капля, ТСО, релаксационные лампы; игровое развивающее

оборудование. Доступность дополнительного образования для воспитанников с

ЗПР, также же является одним из условий, которое мы смогли обеспечить для детей

данной категории. Дети осваивают дополнительные общеразвивающие программы

для детей дошкольного возраста ( в том числе для детей с ОВЗ) и посещают:

студию художественного творчества «АКВАРЕЛЬКА», кружок по развитию основ

логического мышления «РАЗВИВАЙ-ка», спортивную секцию оздоровительных

занятий

на

тренажерах

"ФИТНЕС-KIDS"

Образование

воспитанников

с

ЗПР

организовано совместно с другими воспитанниками в группах компенсирующей

направленности. В настоящее МАДОУ ЦРР - Детский сад «Планета детства»

посещают 5 воспитанников, получающих инклюзивное образование. Из них лишь 1

ребенок имеет официальный статус - инвалид, который подтверждает первичность

диагноза

-

ЗПР.

Данный

воспитанник

был

переведен

из

другого

дошкольного

учреждения Калтанского городского округа в 2018 году. Родители самостоятельно

оформили

ребенку

официальный

статус

-

инвалид,

затем

сами

инициировали

прохождение

ТПМПК.

1

Ребенок

с

нарушением

ОДА

и

с

сопутствующим

диагнозом ЗПМР поступил по направлению ТПМПК и уже второй год посещает

наше дошкольное учреждение. Для воспитанника с ОВЗ созданы специальные

условия

образовательного

процесса:

организованны

индивидуальные

занятия

педагога-психолога для коррекции нарушенных психических функций, занятия с

учителем логопедом для коррекции звукопроизношения и развития речи, занятия с

инструктором ЛФК для нормализации тонуса мышц и развития кинестетической

координации

движений.

Для

ребенка

с

нарушением

ОДА

предусмотрена

интеграция в группу сверстников для успешной социализации и развития навыков

игровой

деятельности;

организованно

обучение

с

ограниченным

временем

пребывания в детском саду и предусмотрен дополнительный выходной день среди

недели.

Для

обоих

воспитанников

были

разработаны

адаптированные

образовательные

программы,

направленные

на

«преодоление

несоответствия

между

процессом

обучения

ребёнка

с

ОВЗ

по

образовательной

программе

и

реальными

возможностями

детей,

исходя

из

структуры

их

нарушений,

познавательных потребностей и возможностей». ПМПк нашего учреждения на

начало 2018/2019 учебного года было выявлено 3 воспитанника с ТНР, у которых

также отмечаются стойкие нарушения интеллектуального развития, требующие

длительной комплексной коррекционной работы. Эти воспитанники зачислены в

группу комбинированной направленности и осваивают адаптированную основную

образовательную

программу

дошкольного

образования

детей

с

тяжелыми

нарушениями

речи,

которая

подразумевает

квалифицированную

коррекцию

нарушений развития детей в форме проведения подгрупповых и индивидуальных

занятий

учителя-логопеда

и

педагога-психолога.

Своевременное

прохождение

ТПМПК,

качественная

индивидуализация

обучения

и

воспитания,

психолого-

педагогическое

обследование

воспитанников

и

тесное

взаимодействие

всех

специалистов

позволяет

нам

выстроить

личную

траекторию

развития

каждого

воспитанника

с

ЗПР

и

обеспечить

доступность

получения

дошкольного

образования

данной

категории

детей

в

соответствии

с

их

образовательными

потребностями и психофизическими недостатками

.



В раздел образования