Напоминание

Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста


Автор: Пушкарёва Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа "Финно–угорский детский сад комбинированного вида №20 "Лумикелло"
Населённый пункт: город Петрозаводск
Наименование материала: Статья
Тема: Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего

дошкольного возраста

Г.А. Пушкарева, воспитатель группы

компенсирующей направленности

МДОУ «Детский сад № 20». Воспитатель высшей категории.

Много

лет

использую

экскурсию

как

форму

развития

познавательной

активности детей дошкольного возраста.

Что же такое познавательная активность?

Г.И.

Щукина

определяет

«познавательную

активность»

как

качество

личности,

которое

включает

стремление

ребенка

к

познанию,

выражает

интеллектуальный

отклик

на

процесс

познания.

Качеством

личности

«познавательная

активность»

становится,

по

ее

мнению,

при

устойчивом

проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где

потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля

представляет форму. Проблема формирования познавательной активности на

личностном

уровне

преимущественно

сводится

к

рассмотрению

мотивации

познавательной

деятельности

и

к

способам

формирования

познавательных

интересов детей старшего дошкольного возраста.

Э.А.

Красновский

дает

познавательной

активности

совершенно

особое

определение: «проявление всех сторон личности дошкольника: это и интерес к

новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению

задач, постепенное усложнение которых, лежит в основе процесса обучения».

Познавательная

активность

является

социально

значимым

качеством

личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.

Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к

получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность

и

постоянную

потребность

использовать

разные

способы

действия

к

накоплению, расширению знаний и кругозора.

П.И.

Зубкова

определяет

познавательную

активность

детей

старшего

дошкольного возраста как целенаправленную деятельность, ориентированную на

становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.

Основой

развития

познавательной

активности

служит

целостный

акт

познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с

теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется

путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

представляет

тот

идеальный

вариант,

когда

ее

становление

происходит

постепенно,

равномерно,

в

соответствии

с

логикой

познания

предметов

окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Познавательная

активность

-

стремление

к

наиболее

полному

изучению

предметов и явлений окружающего мира. В качестве факторов, влияющих на

формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту

проблему, выделяют:

-

общение (Д. Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова

и другие);

-

потребность в новых впечатлениях (JI.И. Божович);

-

общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и другие.).

Изменение параметров нормативной ситуации (внешних признаков ситуации

и правил - возможных способов действия в ней) будет влиять на проявление

познавательной активности дошкольников, с повышением уровня сложности

ситуации, а именно, с увеличением количества внешних параметров ситуации и

возможных способов действия проявляемая ребенком познавательная активность

будет возрастать. Таким образом, ситуации с более высоким уровнем сложности

должны стимулировать проявление познавательной активности детей старшего

дошкольного возраста.

Развивая

познавательную

сферу

ребенка-дошкольника,

педагог

должен

стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы

богатейшее эмоционально - чувственное восприятие мира позволило ребенку

стать личностью.

Таким

образом,

анализируя

психолого-педагогические

исследования

по

проблеме активности в целом, обобщая опыт ученых и педагогов-практиков по

вопросам

формирования

познавательной

активности,

следует,

что

познавательная

активность

дошкольника

есть

деятельно-практическое

инициативное отношение ребенка к миру, проявляющееся под влиянием мотивов

и волевых актов, в основе которых лежат общественно значимые потребности.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

нацелен

на

приобщение

детей

к

социокультурным

нормам,

традициям

семьи,

общества

и

государства;

формирование

познавательных

интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В связи с этим перед педагогами сегодня стоит задача поиска новых или же

трансформации

старых,

но

по

каким-то

причинам

утративших

былую

популярность, форм образовательного процесса, позволяющих достичь целей,

поставленных государством.

Одной

из

таких

многофункциональных

и

эффективных

форм

работы

с

детьми является экскурсия. Экскурсии, безусловно, сложны организационно, в

связи, с чем и оказались за бортом современной системы образования. Однако же

отказ

от

них

-

большая

ошибка,

поскольку

правильно

организованная

экскурсионная

деятельность

воздействует

на

формирование

общей

культуры

личности,

развивает

социальные,

нравственные,

коммуникативные,

эстетические, интеллектуальные, физические качества ребенка, пробуждает в

нем познавательную активность и живой интерес к миру, в котором он живет.

Старший

дошкольный

возраст

считается

сензитивным

периодом

для

развития познавательной активности личности (Е.И. Лосик). И целесообразно

именно

в

возрасте

5-7

лет

внедрять

в

практику

работы

детских

садов

насыщенную экскурсионную деятельность.

За

последние

два

десятилетия

изменился

психологический

портрет

дошкольника.

Многие

знания

современных

детей

об

окружающем

мире

являются

умозрительными,

не

подкрепленными

личным

практическим

чувственным

опытом,

что

становится

серьезным

препятствием

для

последующего усвоения материала школьных учебников. Следствием широкого

внедрения

компьютерных

технологий

в

жизнь

маленьких

детей

становится

искажение их сенсорного опыта, формирование неверных сенсорных эталонов

(А.Д.

Андреева).

При

этом

важно

осознавать,

что

социокультурные

и

цивилизационные

процессы

имеют

глобальный

и

необратимый

характер,

поэтому задача педагогов сегодня - поиск ресурсов и педагогических решений,

которые могут стать источниками полноценного психического и личностного

развития

современных

детей.

Экскурсионная

деятельность

имеет

мощный

потенциал

для

развития

познавательной

активности

дошкольников,

а

также

реализации общепедагогических принципов наглядности, культуросообразности,

природосообразности и нравственно-эстетического воспитания.

Экскурсии как метод обучения возникли в конце XVIII - начале XIX в., и

счит ались

эффективным

средством,

спо собствующим

р а з в и т и ю

наблюдательности,

навыков

самостоятельной

работы

у

школьников,

они

внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и

России. Ещё в XVIII в. французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о

том,

что

экскурсии

развивают

у

детей

творческую

наблюдательность,

пытливость

и

самостоятельность

в

исследовании

окружающего

мира.

На

экскурсии

более

четко

прослеживается

связь

явлений

между

собой.

Дети,

подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней

только от взрослых.

На

всем

протяжении

развития

экскурсионного

дела

ученые

и

практики

пытались осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, их

содержание, эффективность, но так и не пришли к единому мнению.

В русский язык это слово пришло в XIX в. от латинского «экскурсио», что

первоначально

означало

«выбегание,

военный

набег»,

затем

-

«вылазка,

поездка». В течение 70 лет менялась трактовка данного понятия.

Так, например, М.П. Анциферов характеризовал экскурсию, как «прогулку,

ставящую своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале,

доступном созерцанию». Л. Баршах считал, что экскурсия - это наглядный метод

получения

определенных

знаний,

воспитания

путем

посещений

по

заранее

разработанной

теме

определенных

объектов.

В

БСЭ

дано

следующее

определение:

«Экскурсия

-

это

посещение

достопримечательных

чем-либо

объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и

метод

приобретения

знаний.

Проводится,

как

правило,

коллективно,

под

руководством специалиста-экскурсовода».

Обобщая данные понятия, можно прийти к современной трактовке понятия

«экскурсия» - это методически продуманных показ достопримечательных мест,

памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся

перед

глазами

экскурсантов

объектов,

а

также

умелый

рассказ

о

событиях,

связанных

с

ним.

Проводится,

как

правило,

коллективно

под

руководством

специалиста-экскурсовода.

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания

экскурсионных работников.

Выделяют следующие виды экскурсий:

- по содержанию (обзорные, тематические: исторические, производственные,

природоведческие,

искусствоведческие,

литературные,

архитектурно-

градостроительные);

-

по

составу

и

количеству

участников

(индивидуальные,

для

местного

населения, для дошкольников и т. д.);

-

по месту проведения: городские, загородные, музейные;

-

по способу передвижения (пешеходные и с использованием различных видов

транспорта);

-

по продолжительности (от 45 мин до суток);

-

по

форме

проведения

(экскурсия-прогулка,

экскурсия-лекция,

пробная

экскурсия).

Основное значение экскурсий для детей старшего дошкольного возраста в

том, что они

обеспечивают

формирование

у

детей

конкретных

представлений

и

впечатлений об окружающей жизни. Включение в ход экскурсий разнообразных

заданий детям, использование тех или иных методов должно отвечать основной

задаче

-

обеспечить

яркие,

эмоциональные

и

конкретные

представления

о

наблюдаемых объектах.

Каждая экскурсия разрабатывается и проводится с учетом ее значения в

системе

работы

по

конкретному

разделу

знаний.

Для

экскурсии

отбирается

небольшой объем образовательных задач, но шире, чем на обычном занятии,

может быть представлено развивающее и воспитательное содержание: развитие

наблюдательности, интереса, положительного отношения и т.д.

На

экскурсии

основной

метод

-

наблюдение.

По

мнению

психологов,

наблюдение - это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное

целенаправленное восприятие. Восприятие экскурсионного материала основано

на сочетании трех видов психических процессов: познавательных (ощущение,

представление,

мышление,

воображение);

эмоциональных

(переживание);

волевых (усилие для сохранения внимания, активизация работы памяти). Эти

процессы связаны между собой. Их эффективность определяется внешними

воздействиями, которым подвергается личность, ее психическим состоянием.

В

экскурсионной

деятельности

важным

является

то,

что

ребенок

эмоционально глубоко вовлечен в процесс познания. То, что еще вчера было для

ребенка лишь условным набором знаний, после посещения экскурсии может

стать

личностно

значимым.

Феномен

личностного

смысла

хорошо

обнаруживается на «переходных процессах», когда до того нейтральный объект

неожиданно

начинает

переживаться

как

субъективно

важный.

Подготовка

к

экскурсии, составление плана похода, сама экскурсия, обсуждение впечатлений -

все это не может не иметь мощного педагогического эффекта, не способствовать

развитию познавательной активности дошкольника.

Таким

образом,

экскурсионная

деятельность,

организованная

для

детей

старшего дошкольного возраста, позволяет педагогу охватить образовательную и

воспитательную

составляющие,

нравственно-патриотическое,

экологическое

воспитание, развить в детях художественно-эстетическое восприятие. Учитывая

активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также

говорить о ее влиянии на физическое развитие дошкольников. А в реалиях

сегодняшнего

дня

именно

такие

формы

работы

-

яркие,

многоцелевые,

комплексные,

способные

захватить,

заворожить

современных

детей

с

ослабленной

концентрацией

внимания,

должны

быть

в

арсенале

каждого

педагога.

Среди проблем, направленных на совершенствование процесса обучения,

экскурсия

как

формирование

познавательных

интересов

является

довольно

значимой для дошкольников.

Экскурсии

допустимо

вводить

в

образовательный

процесс

со

второй

младшей

группы.

В

основном

это

экскурсии

внутри

детского

сада.

Это

знакомство с профессиями сотрудников детского сада: методист, повар, прачка,

медсестра. Со средней группы меняются темы: экскурсии на почту, магазин, в

природу,

на

сельскохозяйственные

объекты.

Это

ознакомление

с

объектами

ближайшего окружения и проводятся за пределами детского сада. В старшей и

подготовительной группах темы экскурсий разрабатываются самостоятельно.

По

характеру

решаемых

педагогических

задач

выделяют

четыре

разновидности экскурсии.

Природоведческая экскурсия проводится в определенной системе.

Цель - знакомить с сезонными изменениями, развивать умения видеть их и

понимать причину происходящего в природе.

Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена

года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в

природе. Например, весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста

следует провести три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач, где

решением является знакомство с природой, т.е. накопление представлений о

разнообразии объектов живой природы и их характерные особенности.

Экологическая

экскурсия

направлена

на

освоение

детьми

разнообразных

взаимосвязей в мире природы:

-

между животными и растениями;

-

между

средой

обитания

живых

существ

и

особенностями

их

строения

и

образа жизни;

-

между

состоянием

конкретных

живых

объектов

и

условиями

их

существования;

-

между различными живыми существами в одной экосистеме

-

Экскурсии

на

производственные

объекты

помогают

детям

освоить

представление о труде людей.

-

осознание детьми значимости трудовой деятельности взрослых (зачем нужна

профессия, что является результатом труда);

-

знакомство с техникой, машинами, механизмами, которые облегчают труд

взрослых.

Экскурсии

эстетического

характера

помогают

ребёнку

научится

воспринимать красоту природы, и развивают культуру его чувств.

Структура экскурсии.

1.

Вводная

беседа:

введение

мотивирующей

ситуации,

игрового

сюжета,

обращение к опыту детей; обращение к художественному слову; использование

репродукций

картин.

Например,

перед

экскурсией

в

весенний

лес

дети

рассматривают репродукции картин И. Левитана «Март» или К. Юона «Конец

зимы.

Полдень»,

передающих

предчувствие

наступающей

весны.

Внимание

детей обращается на то, что художники изобразили самое начало весны, когда

лучи солнца только начинают согревать землю. Об этом свидетельствуют и

глубокое бездонное небо, и мягкий солнечный свет, и глубокие синие тени на

снегу, и осевшие сугробы, которые уже потеряли свою белизну.

Эмоциональное

воздействие

картин

усиливается

при

прослушивании

музыкальной

пьесы

П.И.

Чайковского

«Март»

и

чтение

отрывка

из

стихотворения Бунина «Ещё и холоден и сыр...»

Прозрачно - бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Основная часть: коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются

основные

программные

задачи

экскурсии;

индивидуальные

самостоятельные

наблюдения; решение проблемных ситуаций, загадки, дидактические игры; сбор

материала; художественное слово; фотографирование.

Воспитатель помогает детям подметить характерные признаки предметов и

явлений,

установить

необходимые

связи.

Основное

внимание

в

процессе

наблюдения уделяется вопросам и вопросам - заданиям, заставляющим детей

рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходства, устанавливать

взаимосвязь.

По

окончании

основной

части

воспитатель

даёт

детям

возможность

удовлетворить любознательность в самостоятельных наблюдениях.

И предлагается собрать разнообразный материал: такой как природный и

бросовый, древесные отходы.

При этом он сам не остается безучастным, а проявляет к их действиям живой

интерес:

задаёт

вопросы

«заражает»

своими

эмоциями

(удивлением,

восхищением),

поддерживают

инициативу

детей

и

обмениваются

с

ними

впечатлениями.

Это

даёт

возможность

привлечь

менее

активных

детей

к

совместной

деятельности.

Однако,

давая

задание

собрать

материал,

следует

строго

ограничивать его количество. Собранный материал сортируют раскладывают по

папкам, корзинкам, и часть его тут же используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов,

запоминают название растений и их частей. Целесообразны игры: «От зернышка

до булочки», «Угадай по описанию», «Что изменилось?» и др.

Эффективным приёмом является постановка проблемных ситуаций во время

экскурсий.

Заключительная

часть:

вопросы

к

детям,

обобщение

результатов

выполненных детьми при самостоятельной работе и заключительная беседа о

том, что дети узнали нового на экскурсии, домашнее задание. Повторение правил

поведения в лесу, по дороге, на объекте и их обоснование.

Например, можно использовать следующие вопросы:

- Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?

- Что должен знать человек, выбравший эту профессию?

- Что получается в результате труда?

В беседу включаем занимательные вопросы, пословицы, загадки.

В конце беседы отмечаем смышленых, наблюдательных, организованных

ребят.

Предлагается домашнее задание: рассказать родителям о том куда ходили,

подобрать картинки...

2. Работа после экскурсии будет вестись в зависимости от того, в какое время

дня она проходила. Если утром, то подведение итога с детьми будет после сна;

если вечером, то подведение итога будет на следующий день. Летом можно сразу.

Это

будет

составление

картотек

загадок,

пословиц

и

поговорок;

чтение

художественной

литературы,

рассматривание

репродукции

картин,

дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, составление коллекций, гербарий,

коллективное рисование и аппликация, составление коллажей, создание макетов;

обобщающая беседа, встречи с интересными людьми, фотовернисажи.

Информация, полученная детьми на экскурсиях, расширяется, уточняется и

обобщается

на

других

занятиях

и

дети

могут

применять

знания

в

играх,

самостоятельной деятельности.

Подготовка к экскурсии

1.

Наметить тему экскурсии, чтобы название темы звучало эмоционально или

проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей.

2.

Определить

цель,

задачи

экскурсии,

составить

предварительный

план

экскурсии.

3.

Выбрать место проведения экскурсии, разработать маршрут. Предусмотреть

место

для

подвижных

игр,

информации,

наблюдений,

сбора

природного

материала, общественно-полезной деятельности детей.

4.

Уточнить

содержание

воспитательного

и

познавательного

материала,

подбирать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5.

Продумывать методику проведения экскурсии.

6.

Планировать

организационные

формы

деятельности

детей

(когда

и

где

проводить

массовые

и

групповые

наблюдения)

выполнение

общественно-

полезных дел, распределение обязанностей между подгруппами или отдельными

детьми.

Подготовка детей к экскурсии

За несколько дней до экскурсии нужно провести с детьми небольшую беседу,

с тем чтобы вызвать у них интерес, оживить впечатления и представления,

которые могут быть полезны в ходе экскурсии, сообщая цель- дети должны

знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать.

Перед экскурсией предложить заучить стихотворение

-

один раз в месяц в природу в любое время года

-

на сельскохозяйственные объекты в весенний, осенний период один раз в

месяц.

-

Результаты экскурсии:

1.

Повышается познавательный интерес у детей к окружающему миру.

-

Обогащаются представления детей о социальном мире;

-

Соотносятся результаты труда и набор трудовых процессов с названиями

профессий;

-

Устанавливается связь между качеством труда, физическим усилием человека

и используемыми инструментами, техникой.

2.

Проявляют самостоятельность.

-

на экскурсиях;

-

Применяют

самостоятельные

знания

полученные

на

экскурсиях

в

придумывании дидактических игр;

3.

Проявляют наблюдательность.

-

научились

подмечать

характерные

признаки

предметов

и

явлений,

устанавливать необходимые связи.

4. Активизируется словарный запас детей и развивается связная речь.

В этом учебном году организовали выходы на экскурсии по темам: школа (27

школа), путешествия в старину (этнографический центр «Карельская изба»),

синичкин

календарь

(Национальный

музей

Республики

Карелия),

хвойный

островок

(угол

Кузьмина,

Машезерской),

эколого-биологический

центр,

в

пожарную часть, по улицам родного города, возложение цветов к вечному огню 7

мая.

Но как рассказать детям о местах не доступных для реальных посещений.

Это позволяют осуществить виртуальные экскурсии. Виртуальные экскурсии не

предполагают

выход

или

выезд

на

объект,

а

проводятся

непосредственно

в

учреждении.

Виртуальные экскурсии – это организованная форма обучения с виртуальным

отражением

реально

существующих

объектов,

позволяют

неоднократное

повторение материала.

Использование

виртуальных

экскурсий

делает

образовательный

процесс

интересным и результативным.

Достоинство этих экскурсий также ещё в том, что воспитатель сам отбирает

материал, составляет маршрут, согласно поставленным целям. Составляющими

виртуальной

экскурсии

могут

выступать

видео,

звуковые

файлы,

анимация,

репродукции картин, фотографии, презентации, портреты и т.д.

Мною составлена картотека виртуальных экскурсий по темам программы.

На

практике

мы

убедились,

что

экскурсия

становится

частью

учебного

процесса, помогающего развивать у детей познавательный интерес и получать

информацию об окружающем мире.



В раздел образования