Авторы: Вальков Алексей Александрович, Задонский Данил Сергеевич
Должность: студент
Учебное заведение: Ульяновский Государственный Технический Университет
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Космоцентризм в античной философии."
Раздел: дополнительное образование
Космоцентризм в античной философии.
Данный период продлился начиная с VI века до н.э, по VI век н.э.
Космоцентризм
являлся
первоначальным
путем
прогресса
философии.
Основой ранней
античной философии
являлось мифологическое
видение
мира, связывая все жизненные процессы с природой, из-за этого данный этап
назывался
«физический».
Космос
для
космоцентризма
являлся
точкой
мироздания, основой которой был порядок в природе и ее гармония. Важным
вопросом, который задавали все философы космоцентризма, был вопрос о
том, как произошел этот мир. Для философов-физиков разгадка крылась в
природных явлениях, а основой порядка была сама природа.
Философы космоцентризма всегда размышляли о первоосновах бытия,
а также о том, как мог зародиться мир и разумные существа. Позже, слово
«первооснова» заменилось на термин
«Архе».
В
милетской
школе
Архе
рассматривалась, как явления, происходящие в природе. Например, Гераклит
считал, что первоосновой мира является огонь, а Фалес напротив, утверждал,
что первооснова – это вода. По мнению Анаксагора, мир зародился от земли,
А Анаксимен уверял всех, что архе всего – это воздух.
Главной
революцией
философии
того
времени
стала
логика
Параменида. Она гласила, что «ничто» не способно к существованию в этом
мире, а «быть» для какой-либо вещи значит то, что она никогда не сможет
обратно оказаться тем, чем она была в данное время. Эту инновацию развили
многие философы. Например, Демокрит, утверждал, что весь мир состоит из
атомов,
которые
в
свою
очередь
двигаются
в
вакууме,
под
названием
«пустота», по его мнению, этот вакуум и есть «ничто».
Космоцентризм тех лет пытался узнать причину мирового порядка.
Материалисты
утверждали
основой
гармонии
природу.
А
идеалисты
напротив,
считали,
что
основа
порядка
кроется
в
духовных
течениях
и
явлениях.
Космоцентризм
пытался
совместить
эти
два
несопоставимых
напраления. В ходе этого образовалось множество учений, например, на
Востоке образовалось учение «инь-янь», а в Древней Греции создалась школа
Пифагора. Но идея их была одна: гармония мира заключается в том, что
противоположности
едины,
а
суть
её
–
«законченная
мозаичность».
Мыслители считали, что духовно можно спастись с помощью нравственного
очищения и понимания природы.
В заключении можно сказать, что космоцентризм мог видеть единство
в многообразии. А вещи и явления в этом мире, по его мнению, были
взаимосвязаны.