Напоминание

"Веселая ярмарка"


Авторы: Семенова Ирина Николаевна, Полякова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №29 "Карамелька"
Населённый пункт: г.Юрга Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: "Веселая ярмарка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»

ПРОЕКТ

:

«Веселая

ярмарка»

Составили воспитатели:

Семенова Ирина Николаевна

Полякова Светлана Викторовна

Юрга 2018

ПРОЕКТ

«Веселая ярмарка»

Вторая младшая группа №3 «Сладкоежки»

Вид проекта: неделя, краткосрочный, творческий, практико-

ориентированный.

Продолжительность 1 неделя. Октябрь.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-

прикладного искусства.

Образовательные задачи:

Знакомить детей с элементами декоративно-прикладного искусства.

Уточнить и расширить представление детей о народных играх,

традициях

Приобщить к устному народному творчеству.

Обогащать словарь детей, стимулировать освоение значений слов,

развивать четкую, правильную и выразительную речь посредством

разучивания чистоговорок, дразнилок, частушек, стихотворений

Воспитывать бережное отношение к предметам искусства.

Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность

.

Развивать двигательную активность, внимание, умение координировать

речь с движением посредством народных игр «Каравай», «Лапти»,

«Карусели», «Пузырь»

Развивать умение строить композицию рисунка посредством

продуктивной деятельности.

формировать представление о песенном фольклоре; развивать

музыкальные способности детей посредством пения хороводных песен,

частушек.

совершенствовать умение ритмично двигаться в соответствии с

характером музыки, передавать ритм на ложках.

развитие творческих способностей детей через театрализованную

деятельность.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Последнее

десятилетие

практически

во

всех

странах

мира

отмечается

интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом

вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического

самосознания, которое в конце ХХ века во многом было

утеряно. Исследования показывают, что знание детьми особенностей своей

родной

культуры

находится

на

очень

низком

уровне.

Следовательно,

возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в

младшем дошкольном возрасте.

Постановка проблемы: В наше время мало внимания уделяется знакомству

детей с различными видами декоративно- прикладного искусства и с

народными традициями.

Место проведения: групповая комната.

Оборудование для педагога: конспекты занятий НОД , наглядные пособия,

фото, иллюстрации, подборка видео о декоративно- прикладного искусства,

атрибуты для игр, соленое тесто.

Оборудование для детей: - материал для игр.

-дидактические игры, картотеки загадок, закличек, потешек, пословиц и

поговорок, информационные файлы, стенды. Изобразительные материалы.

-подборка мультфильмов, конспекты занятий, общение, бесед, ситуаций,

встреч. Работа в группе детского сада.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатель группы.

Действия педагога: подготовка развивающей среды для проведения занятий,

бесед. Создание дидактический игр «Русские узоры», «Вот такие разные

матрешки», «Подбери узор», подготовка атрибутов совместной деятельности

с детьми. Создание альбомов «Виды росписей»

Работа с родителями: консультаций, привлечение родителей к совместной

деятельности с педагогами и детьми по реализации проекта.

совместное с детьми изготовление «дымковских игрушек», подбор

настольных игр о школе, Консультации: «Декоративно-прикладное искусство

в детском саду и дома». «Ознакомление детей с произведениями народного

декоративно- прикладного искусства».

Ожидаемые результаты проекта:

Мы полагаем, что участие в проекте будет интересно и познавательно как

детям, так и родителям.

Мы надеемся, что у детей будут сформированы представления о разных

видах

росписей

предметов,

как

народном

наследии

и

нравственных

ценностях. Проведенная

работа

будет

способствовать

формированию

и

развитию

художественных

способностей воспитанников

в

дальнейшей

жизни. Родители после участия в проекте будут больше уделять внимания

совместному

творчеству

с

детьми, с уважением относиться к предметам

народного творчества.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап.

-Выявить уровень знаний детей о декоративно-прикладном творчестве через

беседу.

-Формулировка цели и задач проекта.

-Составление плана основного этапа.

-Создание картотек.

-Подборка методического материала.

-Изготовление и приобретение атрибутов, наглядного материала,

дидактических игр.

Таблица этапов

Этапы

Деятельность детей

Деятельность педагога

Формируемые

умения

Подготовительный

Обсуждение

предложенного

педагогом материала по

заданной теме. Подбор

родителями картинок ,

журналов.

Чтение сказок,

разучивание дразнилок,

песен, пословиц,

загадок, поговорок о

предметах быта.

Подборка методических

пособий, художественной

литературы по теме.

Составление картотеки

загадок, пословиц,

поговорок.

Разработка конспектов

ООД с детьми по теме.

Подборка иллюстраций

школьной тематике,

оформление Создание

альбома «Виды росписей»

Подбор сюжетных-

ролевых, дидактических,

хороводных , пальчиковых

игр.

Проверить

начальные

знания детей о

декоративно-

прикладном

творчестве .

Плани

ровани

е

Договариваются о

предстоящей работе

Предлагаемая работа

предназначена для

пополнения знаний о

народных играх

Систематизиров

ать и расширить

представления

детей о

Основной

Знакомятся,

рассуждают, рисуют,

раскрашивают, играют в

дидактические и

сюжетные игры ,

слушают и заучивают

детские дразнилки,

сказки, рассматривают

Проведение беседы с

детьми на тему:

- « Что такое хохлома?»

- « Дымковские мастера»

- «История возникновения

городецкой росписи»

- «Гжель сине-голубое

чудо»

Рассматривают

проблемные

ситуации,

рассуждают,

беседуют.

Имеют

представление о

видах

Заключительный

Принимают участие в

Сюжетно- ролевых

играх: «Семья»,

«Магазин», Дочки-

матери»

«Хороводных играх

играх: «Карусель»,

Составление Презентации

п р о е к т а

« В е с е л а я

ярмарка».

Развлечение

Выставка «Веселая

ярмарка»

Формируется

представление у

детей о

прикладном

искусстве.

Рефлексия

Раскрашивают, лепят,

играют в хороводные

игры дидактические

игры.

Подготовка работ на

групповую выставку,

распределение работ.

Выставка

рисунков и

поделок детей,

выполненных

совместно с

родителями

План проекта

Октябрь

Образовательная

область

Форма организации

Материал и

оборудование

1 неделя Понедельник

-Речевое развитие

Беседа «Русские

-картинки на тему

- Чтение художественной

литературы

-Художественно-

эстетическое развитие

народные промыслы».

Чтение Ю.Николаева

«чаша».

Д/И «Найди пару»

Муз.прослушивание

песни« Матрешки»

Рисование

«олень»(дымк. Игрушка)

Русские народные

промыслы.

-стих-е. Ю.Николаева

«чаша».

-Физическое развитие

Пальчиковые игры

Картотека

-Речевое развитие

Заучивание пословиц и

поговорок

Художественная

литература, наглядное

пособие

Вторник

-Чтение художественной

литературы

- Физическое развитие

- Познавательное

развитие

- Художественно-

эстетическое развитие

Чтение В.В. Гавлилова

«Индюк», «Водоноска».

Пальчиковая игра

«игрушки».

Беседа «В гости к

городецким мастерам»

Хор/и «Пузырь»,

Д/и «Русские узоры»

С/р игра «Семья».

Лепка «Печеньки»

-стих-е В.В.

Гавлилова «Индюк»,

«Водоноска

- «Конспект ООД «В

гости к городецким

мастерам».

- Речевое развитие

Отгадывание загадок,

проговаривание

пословиц и поговорок.

Картотека

Среда

- Познавательное

развитие

- Речевое развитие

Беседа «Путешествие к

мастерам хохломы»

Видео «золотая

хохлома»

Наглядное пособие

- Познавательное

развитие

- Физическое развитие

- Речевое развитие

Просмотр мультфильма

«матрешки».

Хороводная игра

«Карусель»

Чтение стих-я

М.Г.Смирнова «Дымка»,

«красная девица»

Д/И « Собери целое».

мультфильм

-матрешки.

- стих-я М.Г.Смирнова

«Дымка», «красная

девица»

-плоскостные фигурки

Раскрашивание

плоскостных фигур

«Печеньки»

Четверг

- Речевое развитие

Беседа «В гости к

дымковским мастерам».

«Конспект ООД «В

гости к дымковским

мастерам».

- Познавательное

развитие

- Физическое развитие

Чтение А. Дьякова

«Веселая дымка»

Хор.игра « Гори, гори

ясно»

рассказ

Губарев А.

Дьякова «Веселая

дымка»

видео «Дымковская

игршка»

- Физическое развитие

Д\и «Народные

промыслы»

П/и « Делай как я»

Чтение «Л.Гулыга

«Пестрый хоровод»

Картотека

- Художественно-

эстетическое развитие

Рисуем «матрешки»

Сюжетные картинки,

краски. альбомный

лист, вода, гуашь.

Пятница

- Познавательное развитие

- Художественно-

эстетическое развитие

С/р игра «Дочки

матери»

Инструктаж

- Физическое развитие

Хор/и«Каравай»

Приложение

конспект

по теме: Народные промыслы

Интеграция образовательных областей: Познание, Художественное

творчество, физическая культура.

Виды деятельности: Продуктивная, коммуникативная.

Формы работы: Групповая, подгрупповая.

Цель: Развитие речи и творческих способностей через закрепление мотивов

народного орнамента.

Образовательные задачи: Закрепить знания детей о русском народном

декоративно-прикладном искусстве. Различать виды народного декоративно-

прикладного искусства. Различать и называть знакомые народные игрушки

(Дымка), их характерные особенности, предметы разных промыслов с

растительным узором (Городец, Хохлома, Филимоново, Гжель).

Развивающие задачи: Вызвать интерес у детей к изучению истории России,

русского народного творчества. Развивать воображение, фантазию творческое

восприятие через самостоятельную деятельность. Развивать творческие

способности.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к прекрасному, к народному

декоративно-прикладному искусству.

Оборудование и материалы: изображения дымковских игрушек,

филимоновских свистулек, гжельских тарелок, хохломской посуды, слайдовая

презентация.

Предварительная работа: занятия по мотивам народных росписей.

ХОД:

Организационный момент:

Д/И «Доброе утро»

- Давайте поздороваемся друг с другом не просто, а пропоем приветствие!

Основная часть:

- Ребята, сегодня я хочу вас пригласить попутешествовать по мастерским

народных умельцев. Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?

- Как вы понимаете такую пословицу: Красна птица перьем, а человек

уменьем? (человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он

мастер).

- А чтобы нам определить, кто в какую мастерскую пойдет, давайте

разделимся таким способом: я называю по порядку виды росписи, а вы как

стоите, друг за другом запоминайте в какую мастерскую вы пойдете.

- Вы разделились на 4 группы. Теперь каждая группа пройдите к своему

столу.

Воспитатель: - Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

- Ребята, теперь давайте вспомним, какие же узоры присутствуют в каждой

росписи. Для этого на столах лежат заготовки с орнаментом, вам нужно

вспомнить элементы росписи и закончить рисунок. Работаем дружно и

аккуратно!

Пальчиковая гимнастика:

Держим кисточку вот так:

Это трудно?

Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

(Дети выполняют узоры, присутствующие в их орнаменте).

- Кто хочет рассказать про свою работу?

- Что такое Дымка? Из чего сделаны эти игрушки? Какие элементы

использовал художник в дымковской росписи? Какие используют цвета?

(Игрушка глиняная, ее делают мастера, затем обжигают в печи. Все фигурки

покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим

орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы,

горошины, сочетание мелких и крупных элементов).

- Ребята, что же это за изделия такие интересные, всего два цвета?

Почему эти изделия называют гжельскими? (деревня Гжель) Чем она

отличается от всех росписей (всего два цвета). Какой основной узор?

(Гжельская роза). Что расписывают этой росписью? ( Гжель – это посуда,

сделанная из тонкого белого фарфора, которую расписывают растительным

орнаментом сине- голубого цвета. После росписи изделия покрывают

глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.)

- Что такое Хохлома? Почему хохлому называют золотой? (много желтого

цвета) Что расписывают этой росписью? (мебель посуду) Из чего сделаны эти

изделия? (из дерева, липы) Какие цвета использует художник в этой росписи?

(4 цвета- красный, зеленый, желтый, черный). Какие элементы присутствуют

в этой росписи? (ягодки, листочки, завиточки). Откуда это берется? (из

природы). Называется это растительный орнамент. Он составлен из того, что

растет в природе.

- Что такое Филимоновские игрушки? Почему она названа Филимоновская?

(Деревня Филимоново) Чем она отличается от других игрушек? (игрушки

удлиненные). Какие цвета использовал художник в филимоновской росписи?

(3 цвета: красный, желтый, зеленый) Какой основной узор у этих игрушек?

(Полоски).

Физ. Минутка:

Конь меня в дорогу ждёт.

Бьёт копытом у ворот.

На ветру качает гривой:

Пышной, сказочной, красивой

Быстро на коня вскочу,

И поеду, поскачу.

Там за дальней за рекой,

Помашу тебе рукой.

- Давайте поиграем? Я вам приготовила игру, которая называется «Чей

узор?». На столе будут разложены карточки, на них изображены элементы

определенной росписи, а рядом будут находиться сами предметы народных

промыслов. Ваша задача правильно разложить эти карточки к предметам.

- А теперь я вам предлагаю посмотреть презентацию по мотивам народного

орнамента и закрепить знания о видах росписи.

(Просмотр презентации).

Дети рассказывают стихи о росписях.

- Ребята, вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных

умельцев! Вам понравилось? Какие виды росписи вы закрепили?

Беседа с детьми.

Тема: «Что такое хохлома».

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Сегодня я хочу вас познакомить с красивой, старинной росписью русских

мастеров… С этой росписью вы не раз встречались и дома, и в детском

саду… ну ка, вспоминайте:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым - земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома…

Что за роспись?... - ХОХЛОМА!

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой, золотой листвы!

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома!

Знакомство с историей хохломской росписи.

Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного

декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный

промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое

название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все

деревянные изделия.

Золотая хохлома – один из старинных самобытных русских народных

промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад

целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры.

Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой

деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная

растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная

жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву

считается город Семёнов, расположенный в 80 километрах от Нижнего

Новгорода.

На всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских

мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам

небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и

художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и

иностранным послам.

В настоящее время крупнейшее в России предприятие народных

художественных промыслов «Хохломская роспись» продолжает вековые

традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте

насчитывается более 1000 наименований изделий утилитарного и

декоративно-сувенирного назначения. Это многопредметные наборы для ухи,

десерта, в том числе: наборы-сервизы, резные ковши, братины (ковши для

вина), подсвечники, вазы, поставки, бочата, панно, музыкальные шкатулки и

т.д. Хохломскими узорами расписывают не только декоративные изделия и

посуду, но и мебель. Очень интересно смотрятся хохломские узоры на

современных предметах нашего быта: мультиварки, холодильники, ноутбуки,

шлемы, мотоциклы, машины и многое другое расписано мастерами

Хохломской росписи.

Вся выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия и

гигиенические сертификаты, а это значит, что из хохломской посуды можно

пить и есть, не опасаясь за здоровье.

Знакомство с палитрой Хохломской росписи. Золотистый, красный и

черный - такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах

древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров.

Иногда их добавляет зеленый, коричневый, желтый, оранжевый и даже

применяют голубой и синий цвет. Но фон является главным. Для "хохломы"

эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость

искусственному золоту, а черный усиливает его сияние.

Особенности росписи. Под росписью масляными красками с термической

обработкой обычно подразумевают хохломскую. Хохломские изделия

привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое

покрытие, ими можно пользоваться в повседневной жизни. В хохломском

блюде можно подать к столу салат, в хохломскую чашку положить горячую, с

пылу, с жару, рассыпчатую кашу, и ничего не сделается с деревянным

изделием, не сойдет с него лак, не повредится краска.

Мотивы росписи. Существуют два основных вида хохломской росписи:

"верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон"

(золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято

относить традиционную "травку" и орнамент "под листок".

"Травка" — это роспись, включающая изображения травинок, веточек,

написанных красной и черной краской на золотом фоне. Травка представляет

собой изображение стебля, который плавно изгибается в виде крутой волны и

окружен вырастающими из него небольшими травяными кустиками. Работа

над орнаментом начинается с нанесения стебля, то есть элемента, который

организует весь орнамент, сосредотачивая вокруг себя мелкие травинки и

ягодки.

Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок,

расположенных обычно вокруг стебля.

Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке на красном или

черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон,

после выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона.

Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный

узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. Роспись

"под фон" более сложная.

ФИЗМИНУТКА.

Птица хохломская крыльями махала

Крыльями махала – злато рассыпала.

Головой качала, в стороны качала

Да, с землицы русской травы собирала.

Травы собирала, чаши украшала,

Мастерство с любовью нам передавала.

Руки в стороны, махи

Махи, встряхиваем кисти рук

Наклоны голы

Наклоны в пол, собираем

Собираем, обводим руками круг

Руки к сердцу, руки вперед.

Конспект «История возникновения городецкой росписи»

Беседа «История городецкой росписи»

Ход занятия.

Городецкая роспись появилась больше 100 лет назад в деревнях по реке

Узоле, а продавать свои изделия мастера приезжали в старинное село Городец

(основанное в 1152г. Юрием Долгоруким). По названию этого села и стала

называться роспись Городецкой. А как она появилась?

Городецкие леса очень богаты и поэтому местные жители все в основном

делали из дерева, начиная от кораблей и заканчивая игрушками. Свои дома

они украшали глухой резьбой так, что их дома превращались в терема.

Посуда у них тоже была деревянной. Из дерева вырезали сани, мебель,

колыбельки для младенцев, игрушки, а также орудия труда: рубели, вальки,

веретена, прялки.

Прялка – это приспособление для прядения шерсти. Состоит она из донца, на

которое садится пряха; в донце есть специальное отверстие – копылок, в

которое вставляется гребень, а на гребень насаживается шерсть. После

работы пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно служило

украшением. Донце было гордостью каждой девушки и женщины, поэтому

его старались как можно лучше украсить. Вначале мастера украшали донце

резьбой, но городецкие донечники (так называли мастеров, изготавливающих

донца прялок) всегда искали что-то новое. Поэтому стали использовать в

своей резьбе инкрустацию.

На дне реки Узолы было много мореного дуба или «топляка», как его

называли. От долгого лежания в воде дуб становился очень прочным и

приобретал красивый черный цвет. Донечники вырезали из мореного дуба

фигурки темного цвета и вставляли в сделанные заранее углубления в

донцах. Этот способ украшения и назывался инкрустацией. Но резьба, а тем

более инкрустация была очень долгой и трудной работой, поэтому некоторые

мастера стали использовать в своей работе роспись.

Городецкая роспись выполнялась в три этапа: сначала делался замалевок,

затем прокладка и оживка. Для замалевка использовались все краски кроме

белой, черной, желтой и зеленой. Замалевки оттенялись прокладкой темного

или черного цвета, и в конце наносилась оживка белого

или

желтого

цвета.

И вот уже зацвели яркие городецкие цветы: сказочные розаны и нежные

купавки. Пройдется мастер по работе еще раз, и лягут везде гибкие листья,

дополняя рисунок. Но не только цветы использовались в городецкой росписи,

а также сказочные, тонконогие кони, райские птицы, гордые петухи. А еще

мастера любили изображать сцены из жизни людей. Лица при этом писались

однотипно: сначала наносился белый кружок, на котором быстрыми

движениями кисти рисовались тонкие дуги-брови, черточки-глаза, дуги-губы.

2. Практическая часть – творческие задания

В городецкой росписи свои правила, свои законы, которые складывались

годами. В ней используются определенные элементы, которые отличают эту

роспись от других. Сейчас я предлагаю освоить основные элементы.

В основе всех городецких цветов лежит круг, поэтому сначала нам

необходимо научиться рисовать круги большие и маленькие. Рисовать круг

нужно всей кистью в два приема: сверху вниз, выгибая ее влево, затем еще

одну дугу сверху вниз, выгибая ее вправо. Затем закрашиваем поверхность

круга ровными движениями всей кисти. Если круг получился неровный, то

его нужно выровнять, прикладывая опять всю кисть. При этом направление

кисти должно быть по кругу сверху вниз, лист при необходимости можно

поворачивать. (Дети выполняют задание, рисуя круги).

Следующий элемент – скобки. Маленькие скобки можно нарисовать в один

прием: начинаем рисовать концом кисти, затем прикладываем кисть и

постепенно отпускаем ее, заканчивая скобку опять концом кисти. Затем

аккуратно выравниваем скобку, придавая ей полукруглый вид. Большую

скобку обычно рисуют в два приема, начиная от ее концов и соединяя

посередине. (Дети выполняют задание, рисуя скобки).

Элемент «капельки» используют для оживки, для лепестков ромашки.

Кончиком кисти слегка прикасаются к поверхности бумаги, оставляя на ней

тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро прикладывают и

также резко отрывают. Получается мазок – тонкий вначале и широкий

в конце, похожий на каплю. (Дети выполняют задание, рисуя «капельки»).

Точки можно выполнять обратным концом кисти или специальным

тампоном.

3. Заключительная часть - рефлексия занятия.

С каким народным промыслом вы сегодня познакомились?

Когда и где он зародился?

На каких предметах впервые ее стали использовать?

Какие элементы вы сегодня освоили?

Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?

Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.

Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В.Феофанов)

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.

Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с

дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе

Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала

до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода

в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется

туман от речки легкой дымкой.Возможно ,от этого и возникло название

Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки

изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее

ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,

давайте посмотрим?

Конспект занятия – развлечения по народному декоративно-

прикладному .

«Город мастеров»

Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами в России;

развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному

искусству русского народа; формировать знания и умения различать стили

декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента;

воспитывать чувство гордости за свой народ.

Материалы и оборудование: изделия народных промыслов, аудиозаписи

народных мелодий, русские народные костюмы для взрослого и детей,

карточки с изображением элементов гжельской, городецкой, хохломской

росписей, бумажные фартуки, карточки с пословицами, заготовки – силуэты

петушки из бумаги, гуашь, салфетки, кисти, баночки.

Ход занятия:

(Дети и воспитатель, одетые в русские народные костюмы под музыку входят

в зал).

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями (дети приветствуют

взрослых). Сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку, где

представлены различные народные промыслы.

Педагог:

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Покупают люди сушки,

Всевозможные игрушки.

Воспитатель: Давайте же подойдём поближе к торговым рядам и

рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагают народные

умельцы.

Что за чудо, что за диво,

Сколько радости вокруг!

Все предметы не простые,

А волшебно-расписные.

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Ребята, посмотрите!

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Откуда привезли товар такой?

Воспитатель: Конечно же из Хохломы!

Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума.

Чародейка – мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата и красива.

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в

России. Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома, куда

привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого

материала сделаны эти изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается.

Давайте посмотрим и Назовём основные цвета хохломской росписи.

Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.

Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла,

счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности;

зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует

торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета.

Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.

Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья,

травка.

Воспитатель: Да, ребята, красная трава по золотистому фону считается

одним из главных элементов хохломского узора. Так почему же хохлому

называют золотой?

Дети: Здесь много жёлтого, золотого цвета.

Воспитатель: Идём дальше,ребята!

Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.

Белый фон – снегов белей.

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

Дети: Из Гжели (дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия

с гжельской росписью).

Воспитатель: Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла

деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много

разной посуды. Как вы думаете из какого материала изготавливали гжельские

мастера свои изделия?

Дети: Из белой глины.

Воспитатель: Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.

Дети: Синий, голубой, белой.

Воспитатель: Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную

посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у

окружающей природы.

Воспитатель: С той поры стали называть люди эту посуду ласково

«Сказочная Гжель».

Воспитатель: А теперь послушайте одну сказочную историю:

«Жили-были две девочки-подружки. И звали их ласково: Гжелька,

Хохломушка .Были они весёлые, озорные, трудолюбивые. Как-то

отправились они в лес по ягоды. И вот когда девчушки шли обратно с

полными корзинками, вдруг налетел сильный-сильный ветер и сдул с их

нарядных сарафанчиков все узоры, перемешал их и разбросал на полянке.

Загрустили девочки-подружки: «Как же мы вернёмся к людям, ведь никто

теперь нас не узнает».

Воспитатель: А давайте, ребята, поможем каждой из девочек найти именно

свой узор (проводится д/и «Укрась сарафанчик», дети выбирают узор ,

изображённый на карточках, описывают его, называют девочку, которой он

принадлежит и опускает в карманчик на фартучке).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Девочек сказочных быстро украсили.

Давайте ещё раз назовём, к какой росписи каждая из девочек относится.

Дети: Гжелька – это Гжель, Хохломуша – это Хохлома,

Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте одну загадку:

Весёлая белая глина.

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назовите меня…

Дети: Дымка. (дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).

Воспитатель: Этот промысел возник в селе Дымково.Там очень хорошая

глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Игрушки

лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие

и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные

индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое.

Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его

мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов

состоит дымковский узор?

Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.

Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?

Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы бы хотели расписать дымковскую

игрушку?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: У меня заготовлены для вас фигурки из солёного теста,

которые мы будем сегодня расписывать и превращать их в нарядные

игрушки. Скажите, на что похожи эти фигурки.

Дети: На лошадок

Воспитатель: Верно. Приглашаю вас в нашу мастерскую (дети ещё раз

называют элементы дымковской росписи).

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, пофантазировать и украсить своих

петушков ярко, нарядно. Давайте вспомним, как наносятся элементы узора.

Кончиком кисточки.

Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужны ватные палочки.

Дети: Для рисования точек.

Воспитатель: Старайтесь выполнять работу не спеша, аккуратно.

А сейчас, чтобы ручки не ленились

Очень дружно потрудились,

Нужно пальчики размять!

Пальчиковая гимнастика «Цветочки»:

Наши алые цветы

Распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит .(покачивание кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветы

Закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)

Головой качают,

Тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки соединяются,

пальцы складываются в замок).

Воспитатель: Приступаем, ребята, к работе (звучит аудиозапись русской

народной мелодии).

Самостоятельная деятельность детей.

Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).

Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские

мастера. Поэтому ваши игрушки получились такими красивыми.

Но с ярмарки мы не можем уйти без угощения :

Эй, народ, не зевай,

Поскорей налетай,

Весь товар раскупай!

Стою, продаю,

Товар хвалю.

Коврик за трёшку,

Горшок за пятак,

Доску за рубль,

А леденец за так. (ребёнок угощает

детей и гостей леденцами-

петушками)

Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята,

давайте попрощаемся с гостями (дети прощаются с гостями и уходят под

музыку)).

Беседа «Филимоновская игрушка»

Ход организованной образовательной деятельности:

- Ребята, вы ходили когда – нибудь с мамой или папой в магазин?

- А какие бывают магазины? (хлебный, молочный, книжный, игрушечный и

т.д.)

- А в какой магазин вы больше всего любите ходить? (в магазин игрушек).

- Почему вам больше всего нравится ходить в магазин «Игрушки»?

(Стук в дверь. Воспитатель вносит в конверте приглашение).

«Дорогие дети, если вы любите игрушки, то посетите мой необычный

магазин.

Посылаю вам в конверте волшебную палочку. Скажите волшебные слова:

«Чипс – чапс- чопс…», взмахните палочкой три раза, закройте глаза и вы

попадете в мой магазин игрушек».

Ваш друг Волшебник.

- Дети, кто хочет попасть в необычный магазин? Подойдите ко мне поближе и

тихо повторите за мной волшебные слова.

(за ширмой на полочках стоят филимоновские игрушки).

- Ребята, вот вы и в магазине. Но здесь продаются необычные игрушки. Это

филимоновские игрушки.

Есть под Тулой деревенька

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Сильно вытянутые шеи

И корова как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы и медведи

Нравились ребятам.

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

- Каких животных вы узнаете в этих игрушках?

(ответы детей сопровождаются чтением стихотворений).

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка.

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Что за конь!

Только тронь –

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести.

Посмотри, как хороша

Эта девица – душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд

- Все игрушки забавные, веселые, и такие вытянутые, будто всегда они чему

– то удивляются.

Это не просто игрушки, а свистульки, в которые можно посвистеть.

Послушайте, какой получается свист? ( громкий, веселый, звонкий).

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть – чуть пузатая!

- Подожди минуточку,

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

- Филимоновская я!

- Все игрушки сделаны мастерами из глины, поэтому с ними надо обращаться

аккуратно, чтобы они не разбились.

Физкультминутка:

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

То на стенку посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

- Ребята, посмотрите, а это барышня очень грустная. Давайте для нее

разрисуем подружек. Чтобы барышни получились красивыми, мы раскрасим

красками желтого и зеленого цвета юбку. (показ выполнения работы,

напоминание правил работы с кистью, гуашью).

После рисования дети под русскую народную музыку водят хороводы с

«барышнями», постепенно переходя в игровую деятельность.

Приложение 2

Консультация для родителейДекоративно-прикладное искусство в саду и

дома.

Получить в детстве начало эстетического воспитания –

значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному творчеству

(Н. А. Ветлугина).

Эстетическое воспитание детей – это ежедневная работа во всех видах

деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах

сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по

изобразительной деятельности только лишь в детском саду не приведёт к

желаемым результатам. Поэтому родителям необходимо стараться учить

детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии

и в результате передавать увиденное посредством воображения.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное

значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих

земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить

первоначальное эстетическое воспитание.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по

рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их

эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме

усваивают нравы и обычаи своего народа.

Начиная приобщать детей дошкольного возраста к народному искусству,

можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как

именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на

развитие чувств, ума и характера ребёнка.

Дымковская игрушка - это обобщенная, декоративная

глиняная скульптура, близ кая к народному примитиву:

фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по

белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из

кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими

красками, часто с добавлением золота.

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской

игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в

расширяющихся книзу колоколообразных юбках и

высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами,

барынями, водоносками.

Уважаемые родители, предлагаем Вам дома вместе с ребенком получить

удовольствие от совместного творчества! Для этого воспользуйтесь нашими

советами:

• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории

дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при

ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их

лепке и росписи.

• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и

объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное –

нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из

простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая

линия и так далее.

• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать

это самим. Постепенно дети должны усвоить

элементы росписи.

• Для облегчения рисования мелких округлых

форм (точки-горошины) дети должны сразу же

пользоваться палочкой с накрученной на конце

ваткой.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на

дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным

видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический

вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Хохлома – красота несравненная. Родина пламенной хохломы –

Нижненовгородская область. Здесь живут талантливые потомственные

мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире

художественная профессионально – техническая школа хохломской росписи.

Ее адрес город Семенов. Вероятно, ее зарождение относится к 17 веку, а

окончательное образование к 18 веку. На рисунках вы видите травную

роспись, кустики, птицы, ягоды. В композициях хохломских художников все

подчинено строгому ритму, которому они научились у природы, где все

ритмично: чередование времен года,

периодичность восхода и захода солнца,

ритмичны и полосы на шкуре зверей, коже

ящериц. А звуки? Вспомним дробный звук дятла,

кукование кукушки, журчание ручья.

Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о

хохломе, если мама расскажет такую сказку: "

Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да

ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да

не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его

дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она

золотой. И появилась с тех пор красота - посуда

расписная! "

Можно загадать ребенку загадку: "Все листочки как

листочки, здесь же каждый золотой, красоту такую люди

называют… .(хохломой).

Голубая Гжель. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от

Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили там

смелые и умелые, красивые и веселые мастера. Собрались они однажды и

стали думать о том, как бы им лучше свое мастерство показать. Думали,

думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную,

белую, белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какую свет

не видывал. Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в

виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал,

а слепил кувшин для кваса (квасник) и украсил его по-своему, лепными

фигурами: две козочки стоят, а наверху петушки дерутся. Но не только

лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду

синей краской разных оттенков. Рисовали по посуде различные узоры из

сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных

животных и птиц. Понравилась людям красивая

посуда и стали называть ее «нежно — голубое

чудо». По сей день стоит недалеко от Москвы средь

лесов и полей старинный городок Гжель.

Филимоновской игрушка. Ценность

филимоновской игрушки в ее подлинности, в её

корнях, уходящих в глубокую древность. Мастера-филимоновцы бережно

хранят традиции своих предков. Филимоновские игрушки узнаваемы и

сказочны одновременно, что очень важно для развития образного мышления

и воображения. Герои филимоновской игрушки – это крестьянки, барыни,

солдаты, наездники, танцующие пары. Из животных чаще всего

изображаются коровы, лошадки, медведи, бараны, а из

птиц – курицы и петухи. Все филимоновские игрушки

изначально выполняли функцию оберегов и магических

инструментов.

Еще одна особенность филимоновской игрушки, что все

они имеют свисток. У животных он расположен в хвосте,

фигурки людей всегда держат птицу или зверька-

свистульку. Эту особенность можно использовать, играя с малышами в

музыкальные игры. Научите ребенка дуть в свистульку,

слушать и регулировать силу звука, повторять за вами

мелодии с разным темпом и ритмом.

Начиная с 5-ти лет расширять представление детей о

филимоновской игрушке, рассказывая о происхождении,

особенностях изготовления. Старшие дошкольники с

удовольствием создают поделки и игрушки из различных

материалов по мотивам филимоновской игрушки,

осваивают роспись на плоскости и на объеме.

Городецкая роспись. В 60х годах на прилавках горьковских магазинов стали

появ ляться расписные доски, солонки, скамеечки, детские кресла-качалки,

круглые настенные панно, на которых красуются невиданные птицы,

стройные тонконогие кони, цветущие купавы и розаны. Продукция

пользовалась спросом и фабрика росла и развивалась. Городец – маленький

старинный город на берегу Волги, самый древний в Горьковской области. Он

был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Издревле Городец был известен

своими резчиками. Именно резной узор Городецких изб, явление

оригинальное и выдающееся в

русской народной архитектуре. Оно

принесло главную славу Городцу.

Позднее резьба заменяется

красивой цветочной росписью.

Жостовские подносы.

Недалеко от Москвы, в очень

живописном месте находится село

Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно,

красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше

местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие,

крупные и сочные цветы в окружении листвы. Роза - королева цветов, её

художник изображает в центре, лепестки переливаются множеством

оттенков. Но не сразу на подносе появляется такой красивый цветок, это

очень длительный процесс.

В начале ХIХ в. На Руси получил широкое распространение заморский

напиток - чай. Возник целый ритуал - чаепитие. Тульские мастера едва

поспевали изготавливать самовары. Неприменным участником чаепития

стали подносы. Форма подносов самая разнообразная - это и шестиугольные

и восьмиугольные и даже треугольные подносы. Фон подносов не только

чёрный, а красный, зелёный, бордовый, синий, бирюзовый, оранжевый.

Зародившийся в далёкие времена промысел не забыт, не исчез. Он живёт до

сих пор. Конечно, нынешние мастерские отличаются от тех, самых первых,

металл теперь не куют, а

прессуют, красками

пользуются другими, но самое

главное сохранилось –

ощущение праздника и радости

от работы мастера. Люди

радуются, покупая

красочные подносы с

жостовскими букетами, дарят друзьям, знакомым.

Полхов-Майданские мастера главные по изготовлению матрешек?

Нижегородский край знаменит своими деревянными игрушками –

Городецкие, Семеновские, Федосеевские. А Полхов-Майданские из них

самые молодые. У мастеров других народных промыслов на первом месте

была серьезная работа – они изготовляли нужные в хозяйстве предметы:

посуду, орудие труда, а если оставалось время, то делали игрушки на забаву

детям. А Полховские мастера наоборот. Прежде делали игрушки на все

детские возраста и вкусы: пирамидки, грибочки-копилки, птички-свистульки,

матрешки, каталки на палочке, детские музыкальные инструменты и

называли все эти изделия забавным словом «таратушки». Ну а потом, если

время оставалось, делали посуду. Год за годом менялся ассортимент игрушек

Полхов - Майданских мастеров.

В росписи Полхов – Майданской матрешки присутствуют более яркие цвета

– малиновый, фиолетовый. Часто эти цвета даются на контрасте: малиновый

с темно-зеленым, синий с желтым. Кроме того, обязательно при росписи

используется обводка всех элементов черной

краской. Лицо расписывают в основном также

только черным цветом – глаза, нос, губы и волосы в

форме « кругляшек». При выполнении этой

матрешки плотно украшают ее фигуру спереди

цветами, листьями и ягодами.

Помните, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Уважаемые родители, помните:

1. Никогда не критикуйте работы ребенка, чтобы он не отказался от

занятий рисования.

2. Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы

даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать.

3. Поощряйте.

4. Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.

5. Рисуйте вместе с ребенком.

Консультация для родителей .

Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-

прикладного искусства.

С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе

знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством

(филимоновская, дымковская, каргопольская глиняная игрушка, керамическая

посуда).

При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие

задачи:

- формировать умение у детей создавать декоративные композиции по

мотивам дымковских, филимоновских узоров;

- учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы,

- выделять элементы узора.

Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог

учит их видеть и выделять элементы узора: мазки. Точки, кольца, круги,

прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов).

У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков.

Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание

детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют

такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко

выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие

точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что

красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того,

насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий,

использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия

были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи.

Так, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя

один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на

дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3

элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них

чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать

цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дошкольники учатся

чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы

(мазки). Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов

узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных,

фигурки барышень, платье, фартук кукле вырезанные из бумаги, украсить

сказочный домик, волшебную рыбку, птицу.

Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с

филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и

отличие филимоновских и дымковских игрушек.

В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых

каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт

свой узор. Ребёнку нужно предоставить возможность творить.

В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может

возникнуть не только в лепке из глины, но и при выкладывании мозаики, в

росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими

приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении

изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью

использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину,

ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и

кафельную плитки, гуашевые и темперные краски, цветные мелки.

Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен.

Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме

познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-

прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание из разноцветной

мозаики сказочной жар-птицы увлекает детей, развивает их фантазию и

воображение, активизирует творчество.

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной

обработки различных материалов, выработанные народными мастерами,

позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно

простыми и лаконичными средствами: нанесением штрихов и точек на

изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д.,— обучение

которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить

детям.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в

музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.

Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо

творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время

экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц,

животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в

резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических

изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план

подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве:

рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из

которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в

оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие

беседы заинтересуют детей, помогут раскрыть перед детьми образную,

красочную и поэтическую выразительность произведений народного

искусства.

В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда,

когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность

в искусстве особенно важны.

Приложение 3

Зазывалочки на подвижную игру

Тай-тай, налетай!

В интересную игру,

А какую – не скажу.

Поиграйте с нами,

Догадайтесь сами!

٭٭٭

1, 2, 3, 4, 5 –

Выходи со мной играть!

٭٭٭

1, 2, 3, 4, 5 –

Кто пойдет со мной играть?

٭٭٭

Собирайся, народ,

Кто со мной играть идет?

٭٭٭

1, 2, 3, 4 –

Руки выше, ноги шире!

1, 2, 3, 4, 5 –

Будем мы сейчас играть!

Веселиться до обеда

И друг друга забавлять!

٭٭٭

1, 2, 3, 4, 5 –

Кто пойдет со мной играть?

Будем прыгать и скакать,

И друг друга развлекать!

٭٭٭

Эй, ребята, все вниманье!

Есть веселое заданье:

Будем прыгать и скакать,

И друг друга развлекать!

٭٭٭

Эй, ребята, все вниманье!

Есть веселое заданье!

٭٭٭

1, 2, 3, 4, 5 –

Кто пойдет со мной играть?

٭٭٭

Эй, девчонки и мальчишки,

Молчуны и шалунишки,

Подбегайте все скорей

Вместе будет веселей!

٭٭٭

Эй, народ, веселей!

Поиграть беги скорей:

В прятки, салки и футбол,

Подбегай ко мне гурьбой!

٭٭٭

1, 2, 3, 4, 5 –

Все бегите в круг вставать!

Поиграем, порезвимся

И со скукой мы простимся!

٭٭٭

Кто не хочет скучать –

Все бегите к нам играть!

От души мы порезвимся,

Вместе все повеселимся!

٭٭٭

Эй, дружок, не робей!

Подходи ко мне скорей!

Ты не будешь здесь скучать –

Будешь весело играть!

٭٭٭

1, 2, 3, 4, 5 –

Кто пойдет со мной играть?

В прятки, жмурки, догонялки…

Соберитесь-ка, ребятки.

Будем бегать и скакать –

Силу, ловкость развивать!

٭٭٭

Кому скучно стоять,

Кто хочет бегать и скакать –

Подходите все сюда,

Собирайтесь детвора!

Веселиться будем вместе,

Так нам будет интересней!

٭٭٭

Эй, дружок, не зевай!

Подходи и поиграй!

Игры наши разные,

Веселые все классные!

٭٭٭

Эй, ребята, поскорей

Собирай своих друзей!

Будем мы играть сейчас –

Посмотрите все на нас!

٭٭٭

1, 2, 3, 4, 5 –

Собираемся играть!

Будем бегать и скакать,

Чтобы сильными нам стать!

٭٭٭

1, 2, 3, 4, 5 –

Детвора, давай играть!

Не ленитесь, улыбнитесь

И ко мне гурьбой стремитесь!

٭٭٭

1, 2, 3, 4, 5 –

Будем вместе мы играть!

Будем прыгать, будем бегать,

Будем вместе отдыхать.

Все скорей ко мне бегите

Вашу ловкость покажите!

٭٭٭

Первый, первый, я четвертый,

Я уже сейчас в полете,

Кто летит за мной скорей

Побежали веселей!

(Вместе будет веселей!)



В раздел образования