Автор: Полякова Марина Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2 р.п. Переяславка
Населённый пункт: район имени Лазо, Хабаровского края
Наименование материала: Умение учиться это основа метапредметных результатов.
Тема: Умение учиться это основа метапредметных результатов.
Раздел: полное образование
Умение учиться это основа метапредметных результатов.
Полякова М.Н., учитель географии МБОУ СОШ №2
р. п. Переяславка, района имени Лазо, Хабаровского края.
Перед
школой
остро
встала
и
в
настоящее
время
остаётся
актуальной
проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний,
умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для
этого
предоставляет
освоение
универсальных
учебных
действий
(УУД).Мерой способности человека включаться в деятельность выступает
совокупность
компетентностей.
Для
школьной
образовательной
практики
м о ж н о
в ы д е л и т ь
с л е д у ю щ и е
к л ю ч е в ы е
к о м п е т е н т н о с т и :
• математическая
компетентность
–
умение
работать
с
числом,
числовой
и н ф о р м а ц и е й
–
в л а д е н и е
м а т е м а т и ч е с к и м и
у м е н и я м и ;
•
коммуникативная
(языковая)
компетентность
–
умение
вступать
в
коммуникацию
с
целью
быть
понятым,
владение
умениями
общения;
•
информационная
компетентность
–
владение
информационными
технологиями
–
умение
работать
со
всеми
видами
информации;
• социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими
л ю д ь м и ,
б л и з к и м и ,
в
к о л л е к т и в е ,
в
к о м а н д е ;
•
продуктивная
компетентность
–
умение
работать
и
зарабатывать,
способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения
и
н е с т и
о т в е т с т в е н н о с т ь
з а
н и х ;
• нравственная компетентность – готовность, способность и потребность
жить по общечеловеческим нравственным законам.
Именно
поэтому
«Планируемые
результаты»
Стандартов
образования
(ФГОС)
определяют
не
только
предметные,
но
метапредметные
и
л и ч н о с т н ы е
р е з у л ь т а т ы .
Значимость
и
актуальность
обозначенной
проблемы
определили
выбор
данной
темы
:
«Формирование
метапредметных
результатов
на
уроках
географии».
Целью
работы
является
изучение
особенностей
системы
формирования
метапредметных результатов .
Для
реализации
поставленной
цели
следует
решить
ряд
задач:
• рассмотреть цели, задачи и направления развития начального образования
• изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы
м е т а п р е д м е т н ы х
р е з у л ь т а т о в ;
•
изучить
характеристики
личностных,
регулятивных,
познавательных,
к о м м у н и к а т и в н ы х ,
м е т а п р е д м е т н ы х
р е з у л ь т а т о в ;
• подобрать
типовые
задания
для
оценки
уровня
сформированности
к о м м у н и к а т и в н ы х
у ч е б н ы х
д е й с т в и й .
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся
вызывают
необходимость
в
изменении
содержания
обучения
на
основе
принципов метапредметности, как условия достижения высокого качества
образования.
Метапредметный подход позволяет формировать целостное мировоззрение,
взаимосвязь
нескольких
предметов.
Поскольку
именно
человек
является
основным субъектом своего образования, то и смысл образования состоит в
выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к
себе
и
внешнему
миру.
Связь
внутреннего
и
внешнего
в
человеке
обеспечивается
через
деятельность.
В
этих
основаниях
и
заключена
метапредметная суть образования.
В основе метапредметности, на мой взгляд, лежат и другие принципы:
-интеграция знаний по предметам;
- упор на профилирующие предметы;
- способность к самоанализу, самодиагностике, так называемой рефлексии.
-социализация личности (все мы знаем примеры, когда выпускник, хорошо и
отлично отучившийся в средней школе не нашёл применения своим знаниям
и умениям в реальной жизни), а подавляющее большинство знаний и умений,
полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.
Правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения
уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания,
коммуникации, рефлексии, действия.
Например,
в
рамках
метапредмета
«Знак»
у
школьников
формируется
способность
схематизации.
Изучая
метапредмет
«Проблема»,
школьники
учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день
неразрешимых
проблем.
На
метапредмете
«Задача»
учащиеся
получают
знание о разных типах задач и способах их решения.
Как же грамотно спроектировать метапредметное учебное занятие?
· Знать новые подходы: (компетентностный, метапредметный)
· Знать структуру педагогического процесса
· Знать дидактическую структуру учебного занятия
Для сравнения традиционного подхода с метапредметным при подготовке
учебного занятия приведу в качестве примера сравнительные таблицы
1. Содержание учебного материала
2. Цели и задачи учебного занятия
3. Форма организации познавательной деятельности
4. Методы обучения
5. Вспомогательные дидактические средства
6. Контроль
1. Личность
2. Целеполагание
3. Содержание учебного материала
4. Форма организации познавательной деятельности
5. Методы обучения
6. Дидактические средства
7. Рефлексия ученика по отношению к полученному знанию (а не к учителю)
Метапредметные
результаты
освоения
ООП(основные
образовательные
программы) общего среднего образования должны отражать:
·
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинно-следственных
связей,
построения
рассуждений,
отнесения к известным понятиям (в системе предметов).
Таблица №1 Анализ содержания текстов и заданий по теме «Население»
-«Верно ли утверждение, согласно которому территория России имеет самую
большую
протяженность
с
севера
на
юг?
Проведя
соответствующие
вычисления, сравните по этому показателю нашу страну с Бразилией, Чили,
Канадой».
-
Можно
ли
утверждать,
что
административно-территориальное
деление
России отражает географию расселения ее народов? Аргументируйте свой
ответ.
Умение
создавать,
применять
и
преобразовывать
знаково-символические
средства, модели схемы
Практически
в
каждом
параграфе
есть
таблицы,
схемы,
картосхемы,
иллюстрации,
к
ним
разработаны
задания,
например:
Проанализируйте
содержание
таблицы.
Определите,
какие
показатели
соответствуют
территории, где вы проживаете.
Продолжите заполнение схемы.
Овладение системой операций обеспечивающих понимание текста
В
конце
каждого
парарафа
есть
рубрика
«Подведем
итоги»,
которая
способствует
формированию
умения
выделять
главное
в
тексте.
Каждый
параграф содержит два вида текста основной и дополнительный
Умение адекватно использовать речевые средства
Подготовьте
сообщения
о
том
какие
страны
имеют
территориальные
претензии к России и в чем они заключаются?
Умение осуществлять констатирующий контроль
В конце каждого раздела имеются вопросы и задания для повторения и
обобщения
Овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной
деятельности
Подготовьте сообщения об одном из путешественников. Заполните таблицу.
Предлагаем расширить данное задание, обратив внимание на особенности
характера путешественника, его волю, направленную на достижение цели,
преодоление трудностей экспедиций.
От
автора:
Линия
учебников
по
географии
«Вентана-Граф»
позволяют
эффективно
формировать
метапредметное
содержание
географического
образования, адекватное потребностям общества и самореализации личности
во всех сферах деятельности человека.
Используемая литература: А.А. Летягин Учебник по географии, издательства
Вентана-Граф.; Учебник Геогрфия России. Природа. Население. 8 класс.В.Б.
Пятунин, издательства Вентана-Граф.