Напоминание

Применение технологии продуктивного чтения


Автор: Деянова Елена Сергеевна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: МБОУ "Карпогорская средняя школа №118"
Населённый пункт: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры
Наименование материала: Разработка урока по физике 7 класс "Энергия"
Тема: Применение технологии продуктивного чтения
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка урока по теме «Энергия».

Предмет: физика, 7 класс.

Программа по физике 7-9 классы А.В. Перышкина, Е.М. Гутник, 2015 г.

УМК к учебнику «Физика-7» А.В. Перышкина, Москва, Дрофа, 2017 г.

Деянова Елена Сергеевна, учитель физики

МБОУ «Карпогорская средняя школа №118»

с. Карпогоры

2019 год

0

Деянова Елена Сергеевна, учитель физики, МБОУ «Карпогорская средняя

школа №118»

Разработка урока по теме «Энергия».

Предмет: физика, 7 класс.

Программа по физике 7-9 классы А.В. Перышкина, Е.М. Гутник, 2015 г.

УМК к учебнику «Физика-7» А.В. Перышкина, Москва, Дрофа, 2017 г.

Данный материал будет полезен для учителей физики, реализующих

ФГОС ООО. На примере данного урока показана практическая реализация

приемов

технологии

продуктивного

чтения

как

одного

из

необходимых

условий

реализации

ФГОС

и

технологии

деятельностного

подхода

в

организации развивающего обучения физике.

План-конспект урока

Тема урока: «Энергия».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Место

урока

в

изучаемой

теме:

тема

«Энергия»

является

завершающей в изучаемой теме «Работа. Мощность. Энергия».

Цели урока:

Деятельностная

цель: на

примере

темы

урока

формировать

способности обучающихся самостоятельного понимания текста,

развивать критическое мышление через чтение и письмо.

Образовательная

цель: расширять

понятийную

базу

за

счет

включения

в

нее

понятий

«Энергия»,

«Потенциальная

и

кинетическая энергия».

Формирование УУД:

1.

Познавательные

действия:

формировать

умение

работать

с

текстом,

умение

определять

логическую

структуру

текста,

анализировать

текст,

выделять

ключевые

слова,

обобщать

прочитанное,

извлекать,

интерпретировать,

использовать

текстовую

информацию.

Ставить

и

решать

проблему,

анализировать

полученный

результат,

создавать

применять

и

преобразовывать знаки и символы.

2.

Регулятивные действия: уметь работать по плану, осуществлять

последовательность действий и контроль в форме сравнения с

алгоритмом, корректировать изученные способы действий.

3.

Личностные действия: формировать целостное мировоззрение,

соответствующие

современному

уровню

развития

науки,

формировать оценочные суждения.

4.

Коммуникативные

действия: уметь

формулировать

свою

позицию, адекватно понимать собеседника, автора, формировать

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

1

Этап мероприятия

Краткое содержание

Деятельность

педагогического

работника

Деятельность

учащихся

Формы

организации

деятельности,

м е т о д ы

и

приемы работы

Врем

я,

мин.

Примечания

1.

Организационный

этап.

Приветствие,

организация

внимания.

2.

Актуализация

опорных знаний

Цель:

установить

правильность,

п о л н о т у

и

осознанность

пройденного

материала.

Воспроизведение

р а н е е

у с в о е н н ы х

з н а н и й

п о

т е м е

« Ц е н т р

т я ж е с т и .

Условия

равновесия

тел».

Организует

повторение.

Дают

определение

«центра

тяжести».

Указывают

условия

равновесия тел и

виды равновесия.

Фронтальная

работа.

3 .

М о т и в а ц и я

учебной

деятельности.

Постановка цели и

задач урока.

Цель:

-

о р г а н и з о в а т ь

постановку

цели

урока;

-

о р г а н и з о в а т ь

С о в м е с т н о

с

учащимися

формулируется

цель

урока:

«ответить

на

вопрос, почему центр

тя же с т и

з а н и м а е т

с а м о е

н и з к о е

п о л о ж е н и е

и з

возможных?».

Составление

плана

Постановка

проблемного

вопроса:

«Почему

центр тяжести тела

стремиться

занять

с а м о е

н и з к о е

п о л о ж е н и е

и з

возможных?».

Организует

выявление

ме ста

Определяют

границы знания и

незнания.

С о в м е с т н о

с

учителем

ставят

ц е л ь

у р о к а .

Предлагают план

д е й с т в и й

д л я

о т в е т а

н а

поставленную

Беседа.

Прием

«отсроченная

отгадка»

составление

совместного

плана

действия.

д е я т е л ь н о с т и

д л я

достижения цели.

затруднения.

Организует

фиксирование

во

в н е ш н е й

р е ч и

причины

затруднения.

Организует

постановку

цели

урока и составление

совместного

плана

действий.

ц е л ь

у р о к а :

прочитать

параграф

учебника,

определить,

как

информация

параграфа

поможет

о т в е т и т ь

н а

вопрос урока.

4.

Определение

темы урока.

Цель:

у т о ч н и т ь

тему урока.

1.

Работа

с

текстом

до чтения.

Организует

реализацию

выполнения

совместного

плана

действий.

Направляет

действия

учащихся

«Предположите,

о

чем

этот

текст

по

его названию. О чем

говорят

и л л ю с т р а ц и и

к

тексту?»

Ученики

прогнозируют

содержание

т е к с т а

п о

з а г о л о в к а м

и

иллюстрации,

определяют

с м ы с л о в у ю

и

тематическую

т е м ы

и

и д е ю

всего текста.

Беседа.

Чтение

т е к с т а

« п о

диагоноли».

1

5.

Первичное

усвоение

новых

знаний.

Цель:

-

р е а л и з о в а т ь

совместный

план

действий.

-

з афиксироват ь

новые

знания

в

речи и в знаках.

-

о р г а н и з о в а т ь

у с т р а н е н и е

и

фиксирование

преодоления

затруднения.

-формировать

умение

сравнивать

и

противопоставлять

и н ф о р м а ц и ю

в

тексте.

2.

Работа

с

текстом

во время чтения:

Первичное

ч т е н и е

т е к с т а

(параграфы

6 6 - 6 7

учебника).

Вычитывание

фактуальной

текстовой

информации (о чем в

тексте

сообщается

в

явном виде).

Перечитывани

е текста.

-

Медленное

«вдумчивое»

повторное

чтение.

Выявление

первичного

восприятия

текста.

О

ч е м

р е ч ь

в

тексте?

Организация

поискового( просмо

трового ) чтения

Организуют

работу

по проверке задания

в

форме

сравнения

с алгоритмом.

Учащиеся

самостоятельно

ч и т а ют

т е к с т,

определяют тему

и главный смысл

текста.

Находят

конкретную

информацию,

факты.

Выполняют

задание «закончи

предложение».

Вопросы 1-11.

Проверяют

себя

фиксация

первичных

впечатлений.

Метод

тонких

вопросов

(назвать факты,

воспроизводящ

ие

информацию).

Прием

прерывания

чтения.

«включение

воображения

детей»,

«Увидели?..»,

«Представили?.

Самостоятельна

я

р а б о т а

с

текстом.

Самопроверка.

Прием

Приложение

№1

2

6.

Первичная

проверка

понимания.

Цель:

-Обобщить,

конкретизировать

полученную

информацию

_Установить

правильно сть

и

осознанность

изученного

материала, выявить

пробелы,

провести

Анализ текста.

Изучающее

чтение,

извлечение полной и

точной информации с

последующей

интерпретацией

содержания текста.

3. Работа с текстом

после чтения.

- выявление

п о д т е к с т о в о й

информации

(информация,

сообщенная

между

строк).

Организуют

обсуждение

сложных вопросов.

по

алгоритму

и

по тексту.

Сравнивают

и

противопоставля

ют

информацию

в тексте.

Перечитывают

т е к с т

и

в ы я в л я ю т ,

к

к а к о м у

в и д у

энергии

относятся

потенциальная

и

кинетическая

энергии,

догадываются,

что такое полная

механическая

энергия,

составляют

прерывания

чтения:

«формулировка

максимально

«свернутого»,

«сжатого»

в о п р о с а ,

н е

предполагающе

го

дальнейшей

беседы,

например:

«Догадались

почему?»».

Самостоятельна

я

р а б о т а

с

т е к с т о м

с

последующей

беседой,

высказыванием

идей,

умозаключений

Метод

«толстых»

вопросов.

Приложение

№1

3

коррекцию

п р о б е л о в

в

осмыслении

материала.

-вооружить

ученика

приемами

понимания

прочитанного.

-

составление

граф-

схемы, иллюстрирую

логическую

ст руктуру

т е к с т а

(уточнение,

анализ,

обобщение

информации).

Перевод информации

в систему, Выделение

с т р у к т у р н ы х

и

логических

единиц

текста,

выделение

связей между ними.

-

з а п о л н е н и е

таблицы-сравнения

«укажи

сходства

и

различия»

-

в ы я в л е н и е

Организует

работу

п о

а н а л и з у

предложенных

схем.

Организует

работу

п о

п р о в е р к е

таблицы

в

форме

с р а в н е н и я

с

алгоритмом.

Возвращает

учащихся

к

теме

формулу

полной

механической

энергии

(вопрос

12-14).

Составляют

граф-схему

по

прочитанным

п а р а г р а ф а м

с

последующим

обсуждением

и

представлением

своих

вариантов

на доске.

Самостоятельно

заполняю

таблицу, сверяют

ее с алгоритмом.

У ч а с т в у ю т

в

диалоге,

выдвигают

свои

идеи.

Пытаются

о т в е т и т ь

н а

Прием

«сжатия

текста»

Работа в парах.

Прием «сводная

таблица».

Диалог,

дискуссия.

Приложение

№2

Приложение

№3

4

концептуальной идеи

текста и его главной

мысли,

читательской

интерпретации.

-

ответ

на

вопрос,

поставленный в цели

урока.

(все

тела

в

природе

занимают

такое

п ол оже н и е ,

чтобы центр тяжести

имел

наименьшую

потенциальную

энергию)

урока,

предлагает

ответить на вопрос

у р о ка ,

о з ву ч и т ь

с а м у ю

в а ж н у ю

мысль текста в виде

двух-трех

предложений

(все

т е л а

о б л а д а ю т

механической

энергией:

потенциальной

и

кинетической;

при

совершении работы,

энергия

изменяется).

вопрос урока.

7.

З а к р е п ле н и е

новых знаний

Цель:

-

з а к р е п л е н и е

изученного

м а т е р и а л а

н а

репродуктивном

уровне,

решение

простейших

задач

-обеспечение

в

ходе

закрепления

повышения

уровня

осмысления

Организация

выполнения

учащимися

самостоятельной

работы

у ч а щ и хс я ,

организация

с а м о п р о в е р к и

п о

эталону

Устно

отвечают

на

в о п р о с ы

з а д а ч

№625, 627, 629, 647,

648,

659.

(Сборник

задач

к

учебнику

Перышкина).

О т в е ч а ю т

н а

дополнительный

вопрос после № 629

« Ко гд а

же

т е л о

находится

в

более

устойчивом

равновесии?».

Р а б о т а

у

доски( эталонное

оформление

решения

задач),

организация

самопроверки по

критериям.

Самостоятельн

о е

р е ш е н и е

задач,

самоконтроль,

самооценка

Приложение

№4

5

изученного

м а т е р и а л а

.

формулировка

о т в е т а

н а

поставленную цель

урока.

Решают

задачи

631, №646 (сборник

з а д а ч )

с

последующей

самопроверкой.

8 .

Р е ф л е к с и я

учебной

деятельности.

Цель:

-зафиксировать

новое

содержание

урока.

–организовать

р е ф л е к с и ю

и

самооценку

учениками

собственной

учебной

деятельности.

Просмотр

презентации,

подготовленной

учеником.

Рефлексия.

Самооценка

учебной

деятельности.

Организация

просмотра

презентации,

подготовленной

заранее

учеником

дома.

Организация

оценки достижений

учащихся

Организация

рефлексии

полученных знаний

Просматривают

презентацию,

о т в е ч а я

с е б е

с а м о м у

н а

вопрос:

«Знаю?

Не знаю?»

Заполняют

карту

« О ц е н и

с е б я

сам».

О т в е ч а ю т

н а

вопросы:

«

Что

возьму с собой?»,

«Что

переработаю?»,

«Что выброшу в

корзину?».

Прием

«Мясорубка».

Применение

рейтинговой

карты

«

Оцени

себя сам».

Приложение

№5,

Приложение

№ 6

9 .

Д о м а ш н е е

задание.

Параграфы 66, 67. По

у с м о т р е н и ю

и л и

выбрать и решить две

задачи

из

пункта

27

сборника

задач

или

составить

две

задачи

6

по

теме.

Предложить

план,

как

на

опыте

д о к а з а т ь ,

ч т о

кинетическая

энергия

зависит

от

массы

и

скорости.

7

Приложение №1

Закончи предложение

Энергия

1. Энергия - _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Единицы измерения энергии - ______________________________________

3. При совершении работы энергия ____________________________________

4. Потенциальная энергия – это энергия ________________________________

__________________________________________________________________

5. Потенциальной энергией обладают __________________________________

__________________________________________________________________

6. Она зависит от ___________________________________________________

7. Формула потенциальной энергии____________________________________

8. Кинетическая энергия – это энергия _________________________________

__________________________________________________________________

9. Кинетической энергией обладают___________________________________

__________________________________________________________________

10. Кинетическая энергия зависит от __________________________________

__________________________________________________________________

11. Формула кинетической энергии ____________________________________

12. Потенциальная и кинетическая энергии относятся к энергии:

а) механической,

б) внутренней,

в) электрической,

г) ядерной.

Подчеркни правильный ответ.

13. Полная механическая энергия – это ________________________________

__________________________________________________________________

14. Напиши формулу ________________________________________________

Приложение №2

Граф-схема

Составь граф-схему, в которой при помощи стрелок укажите логические

связи между основными понятиями.

Потенциальная

Кинетическая

Дж

р

Еmgh

=

2

2

k

mv

Е

=

Механическая энергия

Полная механическая энергия

рk

EE

Е

=+

1

Приложение №3

Укажите сходства и различия

Потенциальная энергия

Кинетическая энергия

Общее:

1.

Физическая величина, показывающая, какую работу может совершить

тело.

2.

Механическая энергия.

3.

При совершении работы энергия тела изменяется.

Различия:

1.

Энергия взаимодействия тел

или частей тел.

2.

р

Еmgh

=

3.

зависит от массы и высоты.

Различия:

1.

Энергия движения тел.

2.

2

2

k

mv

Е

=

3.

Зависит от массы и скорости.

2

Приложение №4

Задачи

1. Задача №631.

Дано:

m = 80 кг.

h = 20 м.

р

Еmgh

=

80*10*2016000

р

Н

ЕкгмДж

кг

==

Ответ:

16

р

ЕкДж

=

?

р

Е

=

2. Задача №646.

Дано:

m = 10 кг.

v = 800 м/c

2

2

k

mv

Е

=

2

2

10*32000

32000003,2

2

k

м

кг

с

ЕДжМДж

===

Ответ:

3,2

к

ЕМДж

=

?

k

Е

=

1 балл – оформление данных

1 балл – формула

1 балл – расчет с единицами измерения

1 балл – перевод единиц измерения в ответе.

Итого – 4 балла.

3

Приложение №5

Оцени себя сам

Что выполняли на уроке

Баллы

Максимальный

балл

Выполненный

1. Закончи предложение

14

2. Граф-схема

5

3. Сходства и различия

6

4. Задачи

8

5. Дополнительный вопрос

2

4



В раздел образования