Автор: Деянова Елена Сергеевна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: МБОУ "Карпогорская средняя школа №118"
Населённый пункт: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры
Наименование материала: Разработка урока по физике 7 класс "Энергия"
Тема: Применение технологии продуктивного чтения
Раздел: среднее образование
Разработка урока по теме «Энергия».
Предмет: физика, 7 класс.
Программа по физике 7-9 классы А.В. Перышкина, Е.М. Гутник, 2015 г.
УМК к учебнику «Физика-7» А.В. Перышкина, Москва, Дрофа, 2017 г.
Деянова Елена Сергеевна, учитель физики
МБОУ «Карпогорская средняя школа №118»
с. Карпогоры
2019 год
0
Деянова Елена Сергеевна, учитель физики, МБОУ «Карпогорская средняя
школа №118»
Разработка урока по теме «Энергия».
Предмет: физика, 7 класс.
Программа по физике 7-9 классы А.В. Перышкина, Е.М. Гутник, 2015 г.
УМК к учебнику «Физика-7» А.В. Перышкина, Москва, Дрофа, 2017 г.
Данный материал будет полезен для учителей физики, реализующих
ФГОС ООО. На примере данного урока показана практическая реализация
приемов
технологии
продуктивного
чтения
как
одного
из
необходимых
условий
реализации
ФГОС
и
технологии
деятельностного
подхода
в
организации развивающего обучения физике.
План-конспект урока
Тема урока: «Энергия».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Место
урока
в
изучаемой
теме:
тема
«Энергия»
является
завершающей в изучаемой теме «Работа. Мощность. Энергия».
Цели урока:
Деятельностная
цель: на
примере
темы
урока
формировать
способности обучающихся самостоятельного понимания текста,
развивать критическое мышление через чтение и письмо.
Образовательная
цель: расширять
понятийную
базу
за
счет
включения
в
нее
понятий
«Энергия»,
«Потенциальная
и
кинетическая энергия».
Формирование УУД:
1.
Познавательные
действия:
формировать
умение
работать
с
текстом,
умение
определять
логическую
структуру
текста,
анализировать
текст,
выделять
ключевые
слова,
обобщать
прочитанное,
извлекать,
интерпретировать,
использовать
текстовую
информацию.
Ставить
и
решать
проблему,
анализировать
полученный
результат,
создавать
применять
и
преобразовывать знаки и символы.
2.
Регулятивные действия: уметь работать по плану, осуществлять
последовательность действий и контроль в форме сравнения с
алгоритмом, корректировать изученные способы действий.
3.
Личностные действия: формировать целостное мировоззрение,
соответствующие
современному
уровню
развития
науки,
формировать оценочные суждения.
4.
Коммуникативные
действия: уметь
формулировать
свою
позицию, адекватно понимать собеседника, автора, формировать
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
1
Этап мероприятия
Краткое содержание
Деятельность
педагогического
работника
Деятельность
учащихся
Формы
организации
деятельности,
м е т о д ы
и
приемы работы
Врем
я,
мин.
Примечания
1.
Организационный
этап.
Приветствие,
организация
внимания.
2.
Актуализация
опорных знаний
Цель:
установить
правильность,
п о л н о т у
и
осознанность
пройденного
материала.
Воспроизведение
р а н е е
у с в о е н н ы х
з н а н и й
п о
т е м е
« Ц е н т р
т я ж е с т и .
Условия
равновесия
тел».
Организует
повторение.
Дают
определение
«центра
тяжести».
Указывают
условия
равновесия тел и
виды равновесия.
Фронтальная
работа.
3 .
М о т и в а ц и я
учебной
деятельности.
Постановка цели и
задач урока.
Цель:
-
о р г а н и з о в а т ь
постановку
цели
урока;
-
о р г а н и з о в а т ь
С о в м е с т н о
с
учащимися
формулируется
цель
урока:
«ответить
на
вопрос, почему центр
тя же с т и
з а н и м а е т
с а м о е
н и з к о е
п о л о ж е н и е
и з
возможных?».
Составление
плана
Постановка
проблемного
вопроса:
«Почему
центр тяжести тела
стремиться
занять
с а м о е
н и з к о е
п о л о ж е н и е
и з
возможных?».
Организует
выявление
ме ста
Определяют
границы знания и
незнания.
С о в м е с т н о
с
учителем
ставят
ц е л ь
у р о к а .
Предлагают план
д е й с т в и й
д л я
о т в е т а
н а
поставленную
Беседа.
Прием
«отсроченная
отгадка»
составление
совместного
плана
действия.
д е я т е л ь н о с т и
д л я
достижения цели.
затруднения.
Организует
фиксирование
во
в н е ш н е й
р е ч и
причины
затруднения.
Организует
постановку
цели
урока и составление
совместного
плана
действий.
ц е л ь
у р о к а :
прочитать
параграф
учебника,
определить,
как
информация
параграфа
поможет
о т в е т и т ь
н а
вопрос урока.
4.
Определение
темы урока.
Цель:
у т о ч н и т ь
тему урока.
1.
Работа
с
текстом
до чтения.
Организует
реализацию
выполнения
совместного
плана
действий.
Направляет
действия
учащихся
«Предположите,
о
чем
этот
текст
по
его названию. О чем
говорят
и л л ю с т р а ц и и
к
тексту?»
Ученики
прогнозируют
содержание
т е к с т а
п о
з а г о л о в к а м
и
иллюстрации,
определяют
с м ы с л о в у ю
и
тематическую
т е м ы
и
и д е ю
всего текста.
Беседа.
Чтение
т е к с т а
« п о
диагоноли».
1
5.
Первичное
усвоение
новых
знаний.
Цель:
-
р е а л и з о в а т ь
совместный
план
действий.
-
з афиксироват ь
новые
знания
в
речи и в знаках.
-
о р г а н и з о в а т ь
у с т р а н е н и е
и
фиксирование
преодоления
затруднения.
-формировать
умение
сравнивать
и
противопоставлять
и н ф о р м а ц и ю
в
тексте.
2.
Работа
с
текстом
во время чтения:
Первичное
ч т е н и е
т е к с т а
(параграфы
6 6 - 6 7
учебника).
Вычитывание
фактуальной
текстовой
информации (о чем в
тексте
сообщается
в
явном виде).
Перечитывани
е текста.
-
Медленное
«вдумчивое»
повторное
чтение.
Выявление
первичного
восприятия
текста.
О
ч е м
р е ч ь
в
тексте?
Организация
поискового( просмо
трового ) чтения
Организуют
работу
по проверке задания
в
форме
сравнения
с алгоритмом.
Учащиеся
самостоятельно
ч и т а ют
т е к с т,
определяют тему
и главный смысл
текста.
Находят
конкретную
информацию,
факты.
Выполняют
задание «закончи
предложение».
Вопросы 1-11.
Проверяют
себя
фиксация
первичных
впечатлений.
Метод
тонких
вопросов
(назвать факты,
воспроизводящ
ие
информацию).
Прием
прерывания
чтения.
«включение
воображения
детей»,
«Увидели?..»,
«Представили?.
.»
Самостоятельна
я
р а б о т а
с
текстом.
Самопроверка.
Прием
Приложение
№1
2
6.
Первичная
проверка
понимания.
Цель:
-Обобщить,
конкретизировать
полученную
информацию
_Установить
правильно сть
и
осознанность
изученного
материала, выявить
пробелы,
провести
Анализ текста.
Изучающее
чтение,
извлечение полной и
точной информации с
последующей
интерпретацией
содержания текста.
3. Работа с текстом
после чтения.
- выявление
п о д т е к с т о в о й
информации
(информация,
сообщенная
между
строк).
Организуют
обсуждение
сложных вопросов.
по
алгоритму
и
по тексту.
Сравнивают
и
противопоставля
ют
информацию
в тексте.
Перечитывают
т е к с т
и
в ы я в л я ю т ,
к
к а к о м у
в и д у
энергии
относятся
потенциальная
и
кинетическая
энергии,
догадываются,
что такое полная
механическая
энергия,
составляют
прерывания
чтения:
«формулировка
максимально
«свернутого»,
«сжатого»
в о п р о с а ,
н е
предполагающе
го
дальнейшей
беседы,
например:
«Догадались
почему?»».
Самостоятельна
я
р а б о т а
с
т е к с т о м
с
последующей
беседой,
высказыванием
идей,
умозаключений
Метод
«толстых»
вопросов.
Приложение
№1
3
коррекцию
п р о б е л о в
в
осмыслении
материала.
-вооружить
ученика
приемами
понимания
прочитанного.
-
составление
граф-
схемы, иллюстрирую
логическую
ст руктуру
т е к с т а
(уточнение,
анализ,
обобщение
информации).
Перевод информации
в систему, Выделение
с т р у к т у р н ы х
и
логических
единиц
текста,
выделение
связей между ними.
-
з а п о л н е н и е
таблицы-сравнения
«укажи
сходства
и
различия»
-
в ы я в л е н и е
Организует
работу
п о
а н а л и з у
предложенных
схем.
Организует
работу
п о
п р о в е р к е
таблицы
в
форме
с р а в н е н и я
с
алгоритмом.
Возвращает
учащихся
к
теме
формулу
полной
механической
энергии
(вопрос
12-14).
Составляют
граф-схему
по
прочитанным
п а р а г р а ф а м
с
последующим
обсуждением
и
представлением
своих
вариантов
на доске.
Самостоятельно
заполняю
таблицу, сверяют
ее с алгоритмом.
У ч а с т в у ю т
в
диалоге,
выдвигают
свои
идеи.
Пытаются
о т в е т и т ь
н а
Прием
«сжатия
текста»
Работа в парах.
Прием «сводная
таблица».
Диалог,
дискуссия.
Приложение
№2
Приложение
№3
4
концептуальной идеи
текста и его главной
мысли,
читательской
интерпретации.
-
ответ
на
вопрос,
поставленный в цели
урока.
(все
тела
в
природе
занимают
такое
п ол оже н и е ,
чтобы центр тяжести
имел
наименьшую
потенциальную
энергию)
урока,
предлагает
ответить на вопрос
у р о ка ,
о з ву ч и т ь
с а м у ю
в а ж н у ю
мысль текста в виде
двух-трех
предложений
(все
т е л а
о б л а д а ю т
механической
энергией:
потенциальной
и
кинетической;
при
совершении работы,
энергия
изменяется).
вопрос урока.
7.
З а к р е п ле н и е
новых знаний
Цель:
-
з а к р е п л е н и е
изученного
м а т е р и а л а
н а
репродуктивном
уровне,
решение
простейших
задач
-обеспечение
в
ходе
закрепления
повышения
уровня
осмысления
Организация
выполнения
учащимися
самостоятельной
работы
у ч а щ и хс я ,
организация
с а м о п р о в е р к и
п о
эталону
Устно
отвечают
на
в о п р о с ы
з а д а ч
№625, 627, 629, 647,
648,
659.
(Сборник
задач
к
учебнику
Перышкина).
О т в е ч а ю т
н а
дополнительный
вопрос после № 629
« Ко гд а
же
т е л о
находится
в
более
устойчивом
равновесии?».
Р а б о т а
у
доски( эталонное
оформление
решения
задач),
организация
самопроверки по
критериям.
Самостоятельн
о е
р е ш е н и е
задач,
самоконтроль,
самооценка
Приложение
№4
5
изученного
м а т е р и а л а
.
–
формулировка
о т в е т а
н а
поставленную цель
урока.
Решают
задачи
№
631, №646 (сборник
з а д а ч )
с
последующей
самопроверкой.
8 .
Р е ф л е к с и я
учебной
деятельности.
Цель:
-зафиксировать
новое
содержание
урока.
–организовать
р е ф л е к с и ю
и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности.
Просмотр
презентации,
подготовленной
учеником.
Рефлексия.
Самооценка
учебной
деятельности.
Организация
просмотра
презентации,
подготовленной
заранее
учеником
дома.
Организация
оценки достижений
учащихся
Организация
рефлексии
полученных знаний
Просматривают
презентацию,
о т в е ч а я
с е б е
с а м о м у
н а
вопрос:
«Знаю?
Не знаю?»
Заполняют
карту
« О ц е н и
с е б я
сам».
О т в е ч а ю т
н а
вопросы:
«
Что
возьму с собой?»,
«Что
переработаю?»,
«Что выброшу в
корзину?».
Прием
«Мясорубка».
Применение
рейтинговой
карты
«
Оцени
себя сам».
Приложение
№5,
Приложение
№ 6
9 .
Д о м а ш н е е
задание.
Параграфы 66, 67. По
у с м о т р е н и ю
и л и
выбрать и решить две
задачи
из
пункта
27
сборника
задач
или
составить
две
задачи
6
по
теме.
Предложить
план,
как
на
опыте
д о к а з а т ь ,
ч т о
кинетическая
энергия
зависит
от
массы
и
скорости.
7
Приложение №1
Закончи предложение
Энергия
1. Энергия - _______________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Единицы измерения энергии - ______________________________________
3. При совершении работы энергия ____________________________________
4. Потенциальная энергия – это энергия ________________________________
__________________________________________________________________
5. Потенциальной энергией обладают __________________________________
__________________________________________________________________
6. Она зависит от ___________________________________________________
7. Формула потенциальной энергии____________________________________
8. Кинетическая энергия – это энергия _________________________________
__________________________________________________________________
9. Кинетической энергией обладают___________________________________
__________________________________________________________________
10. Кинетическая энергия зависит от __________________________________
__________________________________________________________________
11. Формула кинетической энергии ____________________________________
12. Потенциальная и кинетическая энергии относятся к энергии:
а) механической,
б) внутренней,
в) электрической,
г) ядерной.
Подчеркни правильный ответ.
13. Полная механическая энергия – это ________________________________
__________________________________________________________________
14. Напиши формулу ________________________________________________
Приложение №2
Граф-схема
Составь граф-схему, в которой при помощи стрелок укажите логические
связи между основными понятиями.
Потенциальная
Кинетическая
Дж
р
Еmgh
=
2
2
k
mv
Е
=
Механическая энергия
Полная механическая энергия
рk
EE
Е
=+
1
Приложение №3
Укажите сходства и различия
Потенциальная энергия
Кинетическая энергия
Общее:
1.
Физическая величина, показывающая, какую работу может совершить
тело.
2.
Механическая энергия.
3.
При совершении работы энергия тела изменяется.
Различия:
1.
Энергия взаимодействия тел
или частей тел.
2.
р
Еmgh
=
3.
зависит от массы и высоты.
Различия:
1.
Энергия движения тел.
2.
2
2
k
mv
Е
=
3.
Зависит от массы и скорости.
2
Приложение №4
Задачи
1. Задача №631.
Дано:
m = 80 кг.
h = 20 м.
р
Еmgh
=
80*10*2016000
р
Н
ЕкгмДж
кг
==
Ответ:
16
р
ЕкДж
=
?
р
Е
=
2. Задача №646.
Дано:
m = 10 кг.
v = 800 м/c
2
2
k
mv
Е
=
2
2
10*32000
32000003,2
2
k
м
кг
с
ЕДжМДж
===
Ответ:
3,2
к
ЕМДж
=
?
k
Е
=
1 балл – оформление данных
1 балл – формула
1 балл – расчет с единицами измерения
1 балл – перевод единиц измерения в ответе.
Итого – 4 балла.
3
Приложение №5
Оцени себя сам
Что выполняли на уроке
Баллы
Максимальный
балл
Выполненный
1. Закончи предложение
14
2. Граф-схема
5
3. Сходства и различия
6
4. Задачи
8
5. Дополнительный вопрос
2
4