Напоминание

Особенности использования в процессе физического воспитания методов словесного и наглядного воздействия


Автор: Аристова Елена Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Кольчугино, Владимирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности использования в процессе физического воспитания методов словесного и наглядного воздействия
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности использования в процессе физического воспитания методов

словесного и наглядного воздействия

Методы

физического

воспитания

-

это

способы

применения

физических

упражнений,

а

также

способы

использования

средств

физического

воспитания для решения его задач. Понятие физическое воспитание входит в

общее понятие «воспитание» в широком смысле. В процессе физического

воспитания

применяются

как

общепедагогические,

так

и

специфические

методы, основанные на активной двигательной деятельности.

К

специфическим

методам

физического

воспитания

относятся:

методы

строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный

метод, а к общепедагогическим - словесный и наглядный. Эффективность

любого средства физического воспитания зависит от метода его применения.

Так в работе педагога широко используются методы словесного и наглядного

воздействия.

Однако,

использование

этих

общепедагогических

методов

в

процессе физического воспитания отличается определенной спецификой.

Метод словесного воздействия

Словесный метод составляет основу общепедагогических методов обучения и

воспитания. Он широко используется в процессе физического воспитания.

Практически

все

основные

стороны

деятельности

педагога

в

процессе

физического

воспитания

связаны

с

использованием

слова:

посредством,

которого сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставя

задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, а также

анализируют и оценивают результаты.

В процессе физического воспитания широко используются различные формы

словесного

воздействия

благодаря

его

универсальным

возможностям.

Словесные воздействия имеют различные функции и формы. По функциям

методы словесного воздействия можно

разделить на

методы передачи

информации; методы управления деятельностью; методы анализа и оценки

деятельности.

К методам передачи информации относятся рассказ, описание, объяснение,

указание и т. д. К методам словесного управления деятельностью :команды,

распоряжения. Анализ и оценка деятельности осуществляется путем разбора,

поощрения,

порицания

и

других

словесных

форм.

Особенности

занятий

физическими

упражнениями

обусловливают

два

главных

требования

к

использованию слова: ясность, краткость. Это возможно тогда, когда формы

словесного воздействия подбираются в соответствии с уровнем развития

психики занимающихся. К ним можно отнести образование и двигательный

опыт.

Когда

слова

могут

опираться

на

двигательный

опыт,

становится

возможным

применение

различных

сравнений

и

терминов,

что

делает

словесные воздействия более доходчивыми и точными.

Методы наглядного воздействия

Наглядные

воздействия

находят

широкое

применение

в

процессе

физического

воспитания

и

составляют

большое

разнообразие

форм

и

приемов. Они направлены на чувственное познание движений. По характеру

анализаторов,

которые

участвуют

в

процессе

физического

воспитания,

методы наглядного воздействия составляют три группы:

1) методы зрительной наглядности;

2) методы звуковой наглядности;

3) методы двигательной наглядности.

Ме тод ы

зр и т е л ь н о й

н а гл я д н о с т и

н ап р а вл е н ы

н а

о в л а д е н и е

пространственными

и

пространственно-временными

характеристиками

движений. К зрительной наглядности, несущей функции о информации -

показ

движений.

Он

может

быть

естественным,

когда

движение

демонстрируется в его обычном проявлении и может быть адаптированным,

когда

движение

демонстрируется

в

несколько

измененном

виде

в

целях

большой выразительности отдельных моментов.

К

информирующей

наглядности

относятся

также

все

разновидности

опосредствованной

наглядности

в

виде

различных

рисунков,

схем,

видеозаписей, макетов. Функцию управления двигательной деятельностью

несет

зрительная

наглядность

в

форме

различных

приемов

зрительного

ориентирования

и

лидирования.

Основное

требование

к

применению

зрительной наглядности доступность полноценного восприятия и удобства

наблюдения.

С

учетом

этого

избирают ся

расстояния

м е ж д у

демонстрируемым

объектом

и

наблюдателем,

определяется

плоскость

движения,

наиболее

выгодная

для

наблюдений,

расположение

занимающихся

..

Методы

звуковой

наглядности

позволяют

уточнять

пространственно-временные

и

ритмические

характеристики

движений.

Информирующими

будут

различные

звуковые

модели

темпа

и

ритма

движения, в том числе и музыка. Основными являются различные условные

звуковые

сигналы,

по

которым

занимающиеся

своевременно

и

быстро

выполняют различные необходимые движения или усилия. Сюда же можно

отнести различные системы звукового лидирования.

Методы двигательной наглядности дают возможность получать двигательные

ощущения о правильном выполнении движений. К методическим приемам

двигательной наглядности несущим информацию о движениях, относятся,

например,

механические

тренажеры,

позволяющие

прочувствовать

разнообразные моменты двигательного акта более четко, чем при обычном

исполнении.

Из

методов

двигательной

наглядности,

несущих

функцию

управления движениями обучающегося, типичным является направляющая

помощь при исполнении движения.

Применяя направляющую помощь и механические тренажеры, необходимо

соблюдать два условия:

1.не заменять полностью усилия обучающегося усилиями преподавателя и

тренера, а добавлять их ровно столько, сколько не хватает в данный момент у

исполняющего

2.не пользоваться этими приемами длительно, чтобы не была выработана к

ним привычка

К наглядным воздействиям относятся многочисленные методические приемы

срочной информации о выполнении двигательного задания. Информация о

движении при этом передается в точной, доступной для восприятия форме.

Это

достигается

использованием

различных

современных

технических

средств. Так, например, сведения о ритме двигательного действия, в том

числе об усилиях и ускорениях передаются обучающемуся по средством

прибора, преобразующего ритм движений в звуковые сигналы.

Таким образом, в современном обществе нет человека, который не осознает

важности

физического

воспитания

для

формирования

гармоничной

личности.

Это

методы,

которые

регулируют

процесс,

и

способствует

воплощению

в

жизнь

важных

задач.

В

первую

очередь:

укрепление

и

сохранение

здоровья.

Поэтому

необходимо

использовать

в

процессе

физического

воспитания

не

только

специфические

методы,

но

и

общепедагогические: методы словесного и наглядного воздействия.

Литература:

1.В.Д. Мазниченко, Ж.К. Холодов «Программированный учебный материал

по общим основам теории и методики физического воспитания».-С.17.

2.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и

спорта: уч. для студ. и высш. уч.зав. М: ФиС, 2000.



В раздел образования