Автор: Попытаев Дмитрий Святославович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: БОУ "Средняя общеобразовательная школа №131"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мышление и деятельность
Раздел: среднее образование
М
Ы
Ш
Л
Е
Н
И
Е
И
Д
Е
Я
Т
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
Ь
Г.
ОМ
С
К
Б
ОУ
«
С
ОШ
№
1
3
1
»
ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ?
•
АКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС ОТРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
В ПОНЯТИЯХ, СУЖДЕНИЯХ, ТЕОРИЯХ, СОСТАВЛЯЮЩИЙ ВЫСШУЮ
СТУПЕНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.
ЧЕРТЫ МЫШЛЕНИЯ
•
ИМЕЕТ ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТОЧНИК – ОЩУЩЕНИЕ
•
ПОЗВОЛЯЕТ ПОЛУЧАТЬ ЗНАНИЕ О ТАКИХ ОБЪЕКТАХ, СВОЙСТВАХ И ОТНОШЕНИЯХ РЕАЛЬНОГО МИРА, КОТОРЫЕ НЕ
МОГУТ БЫТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО ВОСПРИНЯТЫ ЧЕЛОВЕКОМ
•
ЯВЛЯЕТСЯ ФУНКЦИЕЙ МОЗГА И ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС
•
ОТДЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ СУБЪЕКТОМ МЫШЛЕНИЯ, ЛИШЬ ОВЛАДЕВАЯ ЯЗЫКОМ, ПОНЯТИЯМИ, ЛОГИКОЙ
•
МЫШЛЕНИЕ ОБЛАДАЕТ ЛИЧНОСТНЫМ ХАРАКТЕРОМ
•
ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ВКЛЮЧЕНИЕ В ЭТОТ ПРОЦЕСС
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ СТОРОН ЛИЧНОСТИ
ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ:
•
1) ОБРАЗНОЕ. СПОСОБОМ ЕЕ РЕШЕНИЯ БУДЕТ ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. СВОЙСТВЕННО
ПЕРВОБЫТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ И ЛЮДЯМ ПЕРВЫХ ЗЕМНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
•
2) ПОНЯТИЙНОЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ) . СПОСОБОМ ЕЕ РЕШЕНИЯ БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АБСТРАКТНЫХ
ПОНЯТИЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. СВОЙСТВЕННО СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
•
3) ЗНАКОВОЕ . ЗНАНИЕ СУЩЕСТВУЕТ В ЯЗЫКОВЫХ ЗНАКАХ (ЗНАКИ-СИГНАЛЫ, ЗНАКИ-ПРИЗНАКИ И Т.
П.), КОТОРЫЕ В КАЧЕСТВЕ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ ИМЕЮТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ
ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. НАУКА ВСЕ ЧАЩЕ И ЭФФЕКТИВНЕЕ ИСПОЛЬЗУЕТ
СИМВОЛИКУ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПОНЯТИЕ ДЕЯЯТЕЛЬНОСТИ:
•
СПЕЦИФИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ФОРМА АКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,
РЕГУЛИРУЕМАЯ СОЗНАНИЕМ, ПОРОЖДАЕМАЯ ПОТРЕБНОСТЯМИ, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРОЙ
СОСТАВЛЯЕТ ЕГО ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ТВОРЧЕСКО-
ПРЕОБРАЗУЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
•
СУБЪЕКТ – ИСТОЧНИК АКТИВНОСТИ, ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО).
•
ОБЪЕКТ – ТО, НА ЧТО НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
•
МОТИВ – ОСНОВАННОЕ НА ПОТРЕБНОСТИ ОСОЗНАННОЕ ПОБУЖДЕНИЕ, ОБОСНОВЫВАЮЩЕЕ И ОПРАВДЫВАЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В
ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВА ПОТРЕБНОСТИ ОПОСРЕДОВАНЫ ИНТЕРЕСАМИ, ТРАДИЦИЯМИ, УБЕЖДЕНИЯМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ
УСТАНОВКАМИ И Т. Д.
•
ЦЕЛЬ – СОЗНАТЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ БУДУЩЕГО. ЦЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ
СЛОЖНОЙ, И ДЛЯ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИНОГДА ТРЕБУЕТСЯ РЯД ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ШАГОВ (ЗАДАЧ).
•
СРЕДСТВА – ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ХОДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ, ПРЕДМЕТЫ И Т. П. СРЕДСТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ
СОРАЗМЕРНЫМИ ЦЕЛИ, МОРАЛЬНЫМИ; НЕЛЬЗЯ ОПРАВДЫВАТЬ АМОРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА БЛАГОРОДСТВОМ ЦЕЛИ.
•
ДЕЙСТВИЕ – ЭЛЕМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИМЕЮЩИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И ОСОЗНАННУЮ ЗАДАЧУ