Напоминание

Мышление и деятельность


Автор: Попытаев Дмитрий Святославович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: БОУ "Средняя общеобразовательная школа №131"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мышление и деятельность
Раздел: среднее образование





Назад




М

Ы

Ш

Л

Е

Н

И

Е

И

Д

Е

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

Г.

ОМ

С

К

Б

ОУ

«

С

ОШ

1

3

1

»

ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

АКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС ОТРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В ПОНЯТИЯХ, СУЖДЕНИЯХ, ТЕОРИЯХ, СОСТАВЛЯЮЩИЙ ВЫСШУЮ

СТУПЕНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.

ЧЕРТЫ МЫШЛЕНИЯ

ИМЕЕТ ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТОЧНИК – ОЩУЩЕНИЕ

ПОЗВОЛЯЕТ ПОЛУЧАТЬ ЗНАНИЕ О ТАКИХ ОБЪЕКТАХ, СВОЙСТВАХ И ОТНОШЕНИЯХ РЕАЛЬНОГО МИРА, КОТОРЫЕ НЕ

МОГУТ БЫТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО ВОСПРИНЯТЫ ЧЕЛОВЕКОМ

ЯВЛЯЕТСЯ ФУНКЦИЕЙ МОЗГА И ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

ОТДЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ СУБЪЕКТОМ МЫШЛЕНИЯ, ЛИШЬ ОВЛАДЕВАЯ ЯЗЫКОМ, ПОНЯТИЯМИ, ЛОГИКОЙ

МЫШЛЕНИЕ ОБЛАДАЕТ ЛИЧНОСТНЫМ ХАРАКТЕРОМ

ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ВКЛЮЧЕНИЕ В ЭТОТ ПРОЦЕСС

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ СТОРОН ЛИЧНОСТИ

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ:

1) ОБРАЗНОЕ. СПОСОБОМ ЕЕ РЕШЕНИЯ БУДЕТ ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. СВОЙСТВЕННО

ПЕРВОБЫТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ И ЛЮДЯМ ПЕРВЫХ ЗЕМНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

2) ПОНЯТИЙНОЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ) . СПОСОБОМ ЕЕ РЕШЕНИЯ БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АБСТРАКТНЫХ

ПОНЯТИЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. СВОЙСТВЕННО СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

3) ЗНАКОВОЕ . ЗНАНИЕ СУЩЕСТВУЕТ В ЯЗЫКОВЫХ ЗНАКАХ (ЗНАКИ-СИГНАЛЫ, ЗНАКИ-ПРИЗНАКИ И Т.

П.), КОТОРЫЕ В КАЧЕСТВЕ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ ИМЕЮТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ

ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. НАУКА ВСЕ ЧАЩЕ И ЭФФЕКТИВНЕЕ ИСПОЛЬЗУЕТ

СИМВОЛИКУ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПОНЯТИЕ ДЕЯЯТЕЛЬНОСТИ:

СПЕЦИФИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ФОРМА АКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,

РЕГУЛИРУЕМАЯ СОЗНАНИЕМ, ПОРОЖДАЕМАЯ ПОТРЕБНОСТЯМИ, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРОЙ

СОСТАВЛЯЕТ ЕГО ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ТВОРЧЕСКО-

ПРЕОБРАЗУЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СУБЪЕКТ – ИСТОЧНИК АКТИВНОСТИ, ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО).

ОБЪЕКТ – ТО, НА ЧТО НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МОТИВ – ОСНОВАННОЕ НА ПОТРЕБНОСТИ ОСОЗНАННОЕ ПОБУЖДЕНИЕ, ОБОСНОВЫВАЮЩЕЕ И ОПРАВДЫВАЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В

ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВА ПОТРЕБНОСТИ ОПОСРЕДОВАНЫ ИНТЕРЕСАМИ, ТРАДИЦИЯМИ, УБЕЖДЕНИЯМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ

УСТАНОВКАМИ И Т. Д.

ЦЕЛЬ – СОЗНАТЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ БУДУЩЕГО. ЦЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ

СЛОЖНОЙ, И ДЛЯ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИНОГДА ТРЕБУЕТСЯ РЯД ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ШАГОВ (ЗАДАЧ).

СРЕДСТВА – ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ХОДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ, ПРЕДМЕТЫ И Т. П. СРЕДСТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ

СОРАЗМЕРНЫМИ ЦЕЛИ, МОРАЛЬНЫМИ; НЕЛЬЗЯ ОПРАВДЫВАТЬ АМОРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА БЛАГОРОДСТВОМ ЦЕЛИ.

ДЕЙСТВИЕ – ЭЛЕМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИМЕЮЩИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И ОСОЗНАННУЮ ЗАДАЧУ



В раздел образования