Автор: Кулагина Светлана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №135"
Населённый пункт: г.Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: конспект НОД по познавательному развитию
Тема: "Кто в избушке живёт?"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе.
Тема: «Кто в избушке живет?»
Программные задачи: продолжать знакомить с одеждой, утварью русской
избы, познакомить с новой утварью - сундуком, ухватом, горшком.
Развивать познавательную активность, любознательность.
Воспитывать интерес к русской народной культуре.
Словарная работа: изба, печь, горшок, ухват, сундук, передник, деревянные
ложки.
Материал: часть дома, оформленная под русскую избу ( печь, лавки, стол,
самовар, домашняя утварь), кукла « домовенок Кузя, сарафан.
Индивидуально-дифференцированный подход:
Высокий уровень: вопросы проблемного характера
-
Для чего нужны ведра и коромысло?
-
Кто догадался, почему печь - главная в избе?
-
Что может произойти с печью, если ее сильно натопить?
-
На что похож ухват?
-
Где вы храните свои
вещи?
Средне -низкий
уровень:
-Что нужно сделать, чтобы войти в дом? -Что
у меня в корзине храниться?
-
Покажите Кузе, где находиться печка?
-
Повторите, как называется палочка с рожками?
-
Повторите, в чем я кашу варила?
Ход занятия.
В группе воспитатель обращает внимание детей на появившйся клубок ( с
пищалкой внутри).
-
Ой, ребята, клубок прикатился к нам, да он что-то пропищал!?
-
Он говорит, чтобы мы с вами пошли за ним, а он укажет нам дорогу к
чему-
то интересному. Вы хотите?
Войдя в зал, воспитатель обращает внимание на его убранство.
-
Вот так клубочек! Спасибо тебе за то, что ты привел нас сюда.
Здесь так необычно. Правда, ребята?
-
Какой-то домик стоит?
-
А вы хотите зайти в него?
-
Что нужно сделать для этого? (Постучать).
( Воспитатель стучит).
-
Заходите. Проходите.
-
Войдем, раз приглашают.
-
А ну-ка ребята, закройте глазки, вот хозяйка и появится
здесь.
(Воспитатель переодевается за ширмой в сарафан).
-
Здравствуйте ребята, я - хозяйка этой избы. А вы кто?
-
Вы попали в старинную русскую избу. Посмотрите, что у меня здесь
есть?
( Дети рассматривают ведра с коромыслом, корзину с овощами).
-
Для чего нужны ведра и коромысло?
-
Что в корзине хранится?
-
Присаживайтесь на лавки.
-
Дорогому гостю - лучшее место.
-
А раньше говорили так: « Красному гостю - красное место».
-
Изба просторная, места всем хватит.
-
Какие вы все нарядные, да веселые. А я весельчаков
люблю.
_ Знакомьтесь еще с одним весельчаком - домовенком
Кузей.
-
Кузя!
(не откликается).
-
Давайте хором.
-
Кузя! (Пришел).
-
Здравствуйте ребята!
-
Как вас здесь много!
-
Иди погрейся на печку! (Говорит хозяйка).
-
На какую свечку?
-
Не свечку, а печку.
-
Не знаю я никакую печку!
-
Ребята, а вы знаете? Покажите Кузе, где печь. Подойдите к ней. Печь -
это
самое главное в моей избе.
-
Кто догадался, почему она главная?
( Она греет, от нее тепло в избе, сушат лук, грибы, одежду, варят обед).
-
Но с печкой нужно быть осторожнее. А почему? Что может произойти,
если
сильно натопить печь? (Можно обжечься, пожар может случиться).
-
Верно. Ой, да у меня в печке каша варится в горшочке. Горшок-то
горячий.
Как бы вас не обжечь! А вы присядьте пока.
-
Сейчас передник надену.
-
Чтобы руки не обжечь, возьму-ка я ухват.
-
Видали когда такой?
-
На что похож? Кузя, чем я вынимаю горшок из печи?
-
Да не помню я что-то!
-
Ребята, напомним ему, как называется палочка с рожками? ( ухват).
-
Вот и вынула я кашу из печи. Пусть пока остывает. Горшок глиняный,
хорошая каша уварилась, рассыпчатая, душистая. Каша наша на
солнышко
похожа.
-
Кузя, а в чем я кашу-то варила?
-
Это я запомнил, в горшке глиняном! А вы, ребята запомнили? В чем?
-
Ну что, надо передник убрать в сундук. Вы, ребята, где храните свои
вещи?
( в шкафу). А я вот в сундуке. (показывает).
Еще есть у меня тут ленточки разноцветные, платочки хранятся
-
Ой, ребята, а Кузя спрятался! Давайте его позовем! Кузя!
-
Кузя! Аюшки!
-
Где ты был? У бабушки!
-
Что принес? Оладушки!
-
Где же они? Под лавкой!
-
Экий Кузя, ты чудак.
-
А вы детки, как?
-
А мы бы оладушки на стол положили да и съели.
-
Кузя!
-
Аюшки!
-
Где ты был?
-
У бабушки!
-
Что принес?
-
Сапожки!
-
Где они?
-
А я сделал, как вы велели: на стол поставил и съел! ( Дети смеются).
-
А пока мы играли и каша остыла. Сейчас я вам ложки деревянные дам.
-
Да где-же ложки? Опять Кузя озорует.
-
Кузя, где ложки?
-
Какие еще ложки
-
Да деревянные для каши!
-
А-а! Для каши? Сейчас найду. (Находит и раздает детям).
-
Угощайтесь все. Вкусная у меня каша? Сами мы поели, а Кузеньку-то
угостим?
-
Как вы меня порадовали, что в гости пришли, да и узнали многое у
меня.
-
А мне пора коровку доить.
-
А клубочек мне дорожку покажет. До свидания. ( Пускает клубочек,
дети
прощаются и уходят).