Автор: Прохиндеева Нина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Духовно–нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы
Раздел: дошкольное образование
ГБДОУ детский сад № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
Прохиндеева Нина Алексеевна, воспитатель
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения
художественной литературы»
Духовно-нравственное
воспитание
в
педагогике
–
это
формирование
ценностного
отношения
к
жизни,
которое
обеспечивает
устойчивое,
гармоничное развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга,
справедливости,
ответственности
и
других
качеств,
способных
придать
высокий смысл делам и мыслям человека.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его
мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и
собственное
поведение.
Духовный
мир
ребенка
может
обогащаться
в
том
случае,
если
он
это
богатство
воспитывает
через
чувства
сопереживания,
радости,
гордости,
через
познавательный
интерес.
Духовно-нравственное
воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени.
Как же можно прививать духовные ценности дошкольникам? Это можно
сделать посредством чтения художественной литературы.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир
человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись
сопереживать
с
героями
художественных
произведений,
дети
начинают
замечать
настроение
близких
и
окружающих
его
людей.
В
них
начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие,
доброта,
протест
против
несправедливости.
Это
основа,
на
которой
воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр
народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки.
Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой
юмор,
образность
языка
-
особенности
этих
фольклорных
произведений-
миниатюр.
Наконец,
малышу
читают
авторские
сказки,
стихи,
рассказы,
доступные ему.
Посредством чтения художественной литературы дети узнают о добре и
справедливости, о дружбе и честности, о Родине. Таким образом произведения
художественной литературы, не только формируют любовь к традициям своего
народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке,
располагающей
к
откровенности,
размышлениям.
Такое
чтение
вслух,
сопровождающееся
коллективными
переживаниями,
сплачивает
ребят,
укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.
Восприятие
искусства
является
для
ребенка
своеобразной
формой
познания
объективной
действительности.
Ребенок
как
бы
входит
внутрь
событий художественного произведения, становится как бы их участником.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития
человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства
гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание
на
отбор
произведений.
Методику
чтения
и
проведения
бесед
по
художественным
произведениям
с
целью
формирования
у
детей
гуманных
чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и
деятельность
детей
(насколько
отражаются
чувства
детей,
пробуждаемые
искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Духовно-нравственные
понятия
ярко
представлены
в
образах
героев,
закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,
превращаясь
в
нравственные
эталоны,
которыми
регулируются
желания
и
поступки.
Детям
интересно
слушать
сказки.
Они
сопереживают
положительным
героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать
совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться. Даже дети старших групп верят
в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом сказка
всегда
будет
играть
огромную воспитательную
роль.
Воспринимая
сказку,
ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет
ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и
переживания.
С
другой
стороны,
посредством
сказочных
образов
ребенку
предлагаются
выходы
из
различных
сложных
ситуаций,
пути
разрешения
возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Необходимо
у
детей
с
раннего
возраста
формировать
положительное
отношение к фольклору, поэзии, учить эмоционально воспринимать стихи,
понимать
содержание
поэтических
текстов,
связывать
его
с
реальными
картинками природы, чувствовать ритм стихотворной речи и обогащать словарь
детей образными словами и выражениями: «снежинки-пушинки», «снег летает,
кружится, танцует», побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных
высказываниях.
Целенаправленное
и
системное
использование
произведений
художественной
литературы
является
благоприятным
средством,
которое
способствует духовно - нравственному воспитанию дошкольников. Развивая у
детей умения эмоционально воспринимать прекрасное, чувство сопереживания
героям
литературных
произведений,
мы
воспитаем
духовно
развитые,
гармоничные личности.