Автор: Симакова Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ РО "ЦППМСМ"
Населённый пункт: Рязанская область, г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: "Деятельность социального педагога ПМПК."
Раздел: высшее образование
Деятельность социального педагога ПМПК.
Профессия социальный педагог имеет много назначений и зависит от
условий, в которых специалист осуществляет свою деятельность.
Социальный педагог появился и развивался как специалист в учреждениях
образования, в медицинских организациях и учреждениях социальной
защиты населения.
В статье я хотела бы рассказать о своей деятельности социального педагога
ПМПК. Цель деятельности социального педагога ПМПК:
-содействие созданию благоприятных условий, максимально
обеспечивающих личностное развитие (физическое, социальное, духовно-
нравственное, интеллектуальное), адаптацию и защиту (социальную,
психолого-педагогическую, нравственную) субъектов образовательного
процесса в их жизненном пространстве.
Задачи социального педагога:
-определение специальных образовательных потребностей детей и
подростков с отклонениями в развитии, получения образования детьми и
подростками с отклонениями в развитии;
-выявление детей и семей с рисками социальной дезадаптации.
-оказание адресной консультативной и коррекционной помощи всем
участникам образовательного процесса.
Основные принципы организации деятельности социального педагога
ПМПК:
- Комплексность. Предполагает учет медицинских, психологических,
педагогических, социальных аспектов диагностики развития, выявляемых
специалистами ПМПК. Комплексный подход реализуется в ПМПК благодаря
проведению обследования и коллегиального обсуждения его результатов.
- Гуманизация.
- Субъектность.
- Конфиденциальность и защита интересов клиентов.
Направления деятельности и функции социального педагога ПМПК:
-изучение особенностей личности обучающихся, воспитанников, их
микросреды, условий жизни;
-выявление интересов, потребностей, трудностей и проблем, конфликтных
ситуаций, отклонений в поведении обучающихся, своевременное оказание им
социальной помощи и поддержки;
-запись желающих пройти обследование в ПМПК;
-проведение первичного приема, проверка документов, заполнение бланков;
-посредничество между обучающимися, воспитанниками и организацией,
семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств;
-взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими),
специалистами социальных служб;
В ходе социально-педагогического обследования отмечаются как ресурсы
ребенка и семьи, так и проблемы.
В структуре деятельности ПМПК я как, социальный педагог, собирает
предварительную информацию о ребенке, его семье, ситуации в школе, для
этого провожу беседу со всеми заинтересованными лицами: учащимися,
педагогами, психологами, родителями, изучаю условия жизни обучающихся,
пришедших в комиссию, их микросреды. Беседуя с родителями, я выясняю
дату их рождения, социальный статус (образование, профессия, занимаемая
должность, жилищные условия, уровень доходов). Для более полной
характеристики социального статуса семьи уточняется ее состав
(полная/неполная, приемная, благополучная/неблагополучная и пр.). В
процессе работы я использую следующие методы сбора информации:
интервью, анкетирование, наблюдение. Работа социального педагога
начинается с установления контакта и налаживания доверительных
отношений с ребенком и его семьей. На этом этапе собирается наиболее
полная информация о ребенке и его семье, проводится анкетирование
родителей. При установлении контакта с семьей основной акцент общения
направлен на ребенка, актуальны доверительные беседы, совместное
принятие решений по изменению ситуации, определение целей работы и
распределение ответственности за их выполнение. Сбор информации и
анализ ситуации происходит практически на протяжении всего времени
работы с ребенком, семьей, педагогом. После принятия решений на ПМПК о
необходимости помощи в каждом конкретном случае, основная задача
социального педагога — быть доступным для ребенка, членов его семьи. Они
должны знать, где можно найти социального педагога при необходимости,
как с ним связаться. Такое курирование является способом сохранения и
поддержания контакта и контроля ситуации. Получение помощи начинается с
консультации, в ходе которой я выясняю причину обращения, проблемы,
которые необходимо решить. В зависимости от запроса, социальный педагог
определяет, какой вид помощи необходим. Причинами обращения родителей
(законных представителей) на ПМПК вызваны проблемами в развитии,
обучении и воспитании, поведении детей, трудностями взаимоотношений, а
также последствиями чрезвычайных ситуаций. Социального педагога
интересует также динамика семьи: форма брака, разводы, смерти членов
семьи, рождение детей, проживание с неродными родителями и сводными
братьями/сестрами. Сведения собираются также о всех лицах, проживающих
вместе с ребенком. Особое значение имеет, если семья имеет статус
беженцев, проживает без гражданства, имеется несоответствие между
пропиской и реальным местом жительства и т.п. Подробно характеризуются
бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие индивидуального
места для сна, наличие условий для учебных или игровых занятий и т.п.).
Социальный педагог также фиксирует наличие влияния депривационных
условий. К последним относится не только биологическое или социальное
сиротство, но и проживание ребенка в аномальной психосоциальной
ситуации: с имеющим ОВЗ сиблингом или родителем, страдающим
психическим расстройством. Существенное значение имеет подозрение на
жестокое отношение к ребенку. Последнее может проявляться в разных
формах: отвержение, унижение, терроризирование, изоляция, игнорирование.
Родители, склонные к жестокому обращению с ребенком, обычно активно
отрицают факты использования наказаний. Известно, что продолжительное
пребывание в подобных психотравмирующих условиях вполне способно
вызвать вторичное нарушение не только в эмоционально волевой, но и в
когнитивной сфере. Социальный педагог, характеризуя социальный статус
обследуемого ребенка, таким образом, может внести существенный вклад в
понимание его особых образовательных потребностей. Социальный педагог
может на основании педагогической характеристики и успешности беседы с
родителями (педагогами) оценить социопсихологическую адаптированность.
Социальный педагог ПМПК осуществляет просвещение по вопросам,
находящимся в сфере компетенции ПМПК. Таким образом, деятельность
социального педагога при организации и проведении ПМПК является одним
из важных условий качественного, комплексного обследования и разработки
образовательного маршрута для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.