Напоминание

"Деятельность социального педагога ПМПК."


Автор: Симакова Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ РО "ЦППМСМ"
Населённый пункт: Рязанская область, г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: "Деятельность социального педагога ПМПК."
Раздел: высшее образование





Назад




Деятельность социального педагога ПМПК.

Профессия социальный педагог имеет много назначений и зависит от

условий, в которых специалист осуществляет свою деятельность.

Социальный педагог появился и развивался как специалист в учреждениях

образования, в медицинских организациях и учреждениях социальной

защиты населения.

В статье я хотела бы рассказать о своей деятельности социального педагога

ПМПК. Цель деятельности социального педагога ПМПК:

-содействие созданию благоприятных условий, максимально

обеспечивающих личностное развитие (физическое, социальное, духовно-

нравственное, интеллектуальное), адаптацию и защиту (социальную,

психолого-педагогическую, нравственную) субъектов образовательного

процесса в их жизненном пространстве.

Задачи социального педагога:

-определение специальных образовательных потребностей детей и

подростков с отклонениями в развитии, получения образования детьми и

подростками с отклонениями в развитии;

-выявление детей и семей с рисками социальной дезадаптации.

-оказание адресной консультативной и коррекционной помощи всем

участникам образовательного процесса.

Основные принципы организации деятельности социального педагога

ПМПК:

- Комплексность. Предполагает учет медицинских, психологических,

педагогических, социальных аспектов диагностики развития, выявляемых

специалистами ПМПК. Комплексный подход реализуется в ПМПК благодаря

проведению обследования и коллегиального обсуждения его результатов.

- Гуманизация.

- Субъектность.

- Конфиденциальность и защита интересов клиентов.

Направления деятельности и функции социального педагога ПМПК:

-изучение особенностей личности обучающихся, воспитанников, их

микросреды, условий жизни;

-выявление интересов, потребностей, трудностей и проблем, конфликтных

ситуаций, отклонений в поведении обучающихся, своевременное оказание им

социальной помощи и поддержки;

-запись желающих пройти обследование в ПМПК;

-проведение первичного приема, проверка документов, заполнение бланков;

-посредничество между обучающимися, воспитанниками и организацией,

семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств;

-взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими),

специалистами социальных служб;

В ходе социально-педагогического обследования отмечаются как ресурсы

ребенка и семьи, так и проблемы.

В структуре деятельности ПМПК я как, социальный педагог, собирает

предварительную информацию о ребенке, его семье, ситуации в школе, для

этого провожу беседу со всеми заинтересованными лицами: учащимися,

педагогами, психологами, родителями, изучаю условия жизни обучающихся,

пришедших в комиссию, их микросреды. Беседуя с родителями, я выясняю

дату их рождения, социальный статус (образование, профессия, занимаемая

должность, жилищные условия, уровень доходов). Для более полной

характеристики социального статуса семьи уточняется ее состав

(полная/неполная, приемная, благополучная/неблагополучная и пр.). В

процессе работы я использую следующие методы сбора информации:

интервью, анкетирование, наблюдение. Работа социального педагога

начинается с установления контакта и налаживания доверительных

отношений с ребенком и его семьей. На этом этапе собирается наиболее

полная информация о ребенке и его семье, проводится анкетирование

родителей. При установлении контакта с семьей основной акцент общения

направлен на ребенка, актуальны доверительные беседы, совместное

принятие решений по изменению ситуации, определение целей работы и

распределение ответственности за их выполнение. Сбор информации и

анализ ситуации происходит практически на протяжении всего времени

работы с ребенком, семьей, педагогом. После принятия решений на ПМПК о

необходимости помощи в каждом конкретном случае, основная задача

социального педагога — быть доступным для ребенка, членов его семьи. Они

должны знать, где можно найти социального педагога при необходимости,

как с ним связаться. Такое курирование является способом сохранения и

поддержания контакта и контроля ситуации. Получение помощи начинается с

консультации, в ходе которой я выясняю причину обращения, проблемы,

которые необходимо решить. В зависимости от запроса, социальный педагог

определяет, какой вид помощи необходим. Причинами обращения родителей

(законных представителей) на ПМПК вызваны проблемами в развитии,

обучении и воспитании, поведении детей, трудностями взаимоотношений, а

также последствиями чрезвычайных ситуаций. Социального педагога

интересует также динамика семьи: форма брака, разводы, смерти членов

семьи, рождение детей, проживание с неродными родителями и сводными

братьями/сестрами. Сведения собираются также о всех лицах, проживающих

вместе с ребенком. Особое значение имеет, если семья имеет статус

беженцев, проживает без гражданства, имеется несоответствие между

пропиской и реальным местом жительства и т.п. Подробно характеризуются

бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие индивидуального

места для сна, наличие условий для учебных или игровых занятий и т.п.).

Социальный педагог также фиксирует наличие влияния депривационных

условий. К последним относится не только биологическое или социальное

сиротство, но и проживание ребенка в аномальной психосоциальной

ситуации: с имеющим ОВЗ сиблингом или родителем, страдающим

психическим расстройством. Существенное значение имеет подозрение на

жестокое отношение к ребенку. Последнее может проявляться в разных

формах: отвержение, унижение, терроризирование, изоляция, игнорирование.

Родители, склонные к жестокому обращению с ребенком, обычно активно

отрицают факты использования наказаний. Известно, что продолжительное

пребывание в подобных психотравмирующих условиях вполне способно

вызвать вторичное нарушение не только в эмоционально волевой, но и в

когнитивной сфере. Социальный педагог, характеризуя социальный статус

обследуемого ребенка, таким образом, может внести существенный вклад в

понимание его особых образовательных потребностей. Социальный педагог

может на основании педагогической характеристики и успешности беседы с

родителями (педагогами) оценить социопсихологическую адаптированность.

Социальный педагог ПМПК осуществляет просвещение по вопросам,

находящимся в сфере компетенции ПМПК. Таким образом, деятельность

социального педагога при организации и проведении ПМПК является одним

из важных условий качественного, комплексного обследования и разработки

образовательного маршрута для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.



В раздел образования