Напоминание

"Зачем язычку нужно делать зарядку"


Автор: Анастасова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск мкр.Вынгапуровский
Наименование материала: Мастер - класс для родителей
Тема: "Зачем язычку нужно делать зарядку"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для родителей

на тему

«ЗАЧЕМ ЯЗЫЧКУ НУЖНО ДЕЛАТЬ ЗАРЯДКУ?»

Воспитатель:

В.В.Анастасова

2017 г.

Задачи:

1. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой.

2. Создать положительный эмоциональный настрой к совместной работе.

3. Научить выполнять специальные упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Оборудование: индивидуальные зеркала, салфетки, буклеты.

Ход:

Добрый день уважаемые родители. Сегодня мы с вами будем вести диалог о правильной и

красивой речи наших детей. За красивую и правильную речь отвечают органы артикуляции,

которые активно развиваются у ребенка в первые 5 лет жизни.

Поэтому, именно в этом возрасте артикуляционный аппарат следует активно развивать.

В развитии артикуляционного аппарата нам поможет артикуляционная гимнастика, которую вы

можете проводить со своими детьми в домашних условиях. А как это можно делать

в домашней обстановке, мы сегодня с вами попробуем научиться.

Что же такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика — это специальные упражнения, которые направлены на

укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие силы, подвижности, гибкости всех

органов в речевом процессе.

Ребенок должен уметь общаться со взрослыми и ровесниками, это обязательное условие его

всестороннего развития. Связная речь дошкольника позволит в полном объеме получить накопленные

знания, умения и культуру взрослых. Каждый ребенок должен научиться грамотно, связно и

последовательно излагать свои мысли. Но если у ребенка присутствуют те или иные речевые нарушения?

Причиной неправильного произношения звуков может быть несовершенство артикуляционного аппарата.

Всем известно, что для того чтобы мышцы рук были крепкими, а ноги быстро бегали - нужно их

тренировать. Так и с органами артикуляции - нужно тренировать: гортань, губы, язык, челюсть, щеки. И

так же как и физические тренировки, артикуляционную гимнастику необходимо проводить регулярно, а

лучше ежедневно. А поскольку самый подвижный и самый «рабочий» орган - это язык, то и гимнастику с

ребенком удобнее называть «зарядка для язычка».

Артикуляционных упражнений достаточно много, и для того чтобы их запомнить , я предлагаю вам

послушать сказку о Веселом Язычке. Эта забавная сказка поможет не только вам, но и вашим детям с

интересом и легкостью проводить упражнения для язычка.

(Возьмите в руки зеркала)

Все упражнения которые мы будем с вами выполнять, будут транслироваться на слайде, Ваша задача

заключается в том, чтобы вы следили за правильностью выполнения упражнения в своем зеркале.

( Педагог выполняет вместе с родителями, в случае необходимости оказывает помощь)

В одном красивом домике (открываем широко рот) жил Веселый Язычок (показываем его). Рано

утром он просыпался и выглядывал из окошка (показ слайда). В доме у Язычка был пол и потолок (показ

слайда), и он очень любил прыгать от пола до потолка (показ слайда). Однажды Язычок решил покрасить

потолок в красный цвет (упр. «Маляр», показ слайда). В один прекрасный солнечный день Язычок пошел

с друзьями играть в футбол (Упр. «Футбол», показ слайда) и мяч попал в забор (упр. «Заборчик», показ

слайда). За забором паслась лошадь (упр. «Лошадка», показ слайда), которая испугалась удара мяча и

очень быстро ускакала ( упр. «Лошадка» в быстром темпе). Веселый Язычок починил забор и пошел

качаться на качелях (упр. «Качели», показ слайда). Возле качели росла большая ель, которая была вся в

колючих иголках (упр. «Иголочка», показ слайда). Язычок боялся уколоться, поэтому решил прокатиться с

горки (упр. «Горка», показ слайда). Возле горки Язычок заметил небольшой грибок (упр. «Грибок», показ

слайда), а под ним спала змейка (упр. «Змейка», показ слайда). Но солнышко спряталось за тучки,

наступил вечер и Язычок решил, что пора идти домой. Дома он налил в чашку (упр. «Чашечка», показ

слайда)

вкусный малиновый чай. Чай был очень горячий и Язычок подул на него (упр. «Чашечка и выдох», показ

слайда). Он съел сладкую трубочку (упр. «Трубочка», показ слайда) с вареньем (упр. «Вкусное варенье»,

показ слайда) и усталый (упр. «Лопата», показ слайда) пошел спать. Вот такая сказка!

Каждый раз можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться

дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату. У вас на столах лежат

буклеты со сказками про язычок.

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик.

Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у

Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт

домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого

домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и

нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом.

Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой.

Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение

5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем

первую дверку. Снова откроем. Закроем. (повторите это упражнение 3-4 раза. В норме, движение

выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.)

Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик.

Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык

лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой

язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также

удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка

расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую. Наш Язычок очень

веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка

называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок

достанет потолок и посидит там немножко. (движение должно выполняться только языком, без

вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без

подергиваний, язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок

спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение

повторяется несколько раз.)

Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет. На следующий день

Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок

выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения

языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал,

что стало холоднее, и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и

вся сказка про Веселый Язычок.».

Во время выполнения упражнений, садите ребенка напротив зеркала. Он должен наблюдать движения

своего языка, рта и лицевых мышц. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

Такая игра должна продолжаться не более 10 минут. Обратите внимание на слайд (показ слайда), в

котором указаны основные правила проведения артикуляционной гимнастики:

- проводить следует ежедневно, в целях закрепления навыков (2 раза в день)

- соблюдать последовательность в движениях

- проводим вначале в более медленном темпе, затем можно ускорить

- упражнения с ребенком проводятся перед зеркалом в игровой форме

- удерживать артикуляционную позу следует 5-10 секунд, постепенно увеличивая время

- следить за четкостью и правильностью выполнения

- не допускать переутомления ребенка

- артикуляционная гимнастика не должна надоедать ребенку и быть интересной

Рефлексия

Перед вами яблонька. Ее нужно украсить красивыми яблочками. Если вам понравилось наше

мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте яблоньку красным

яблочком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте яблоньку

зеленым яблочком.

Спасибо за внимание



В раздел образования