Автор: Москалёва Ирина Максимовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Камышеватский СРЦН"
Населённый пункт: Краснодарский край, Ейский район, ст. Камышеватская
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Вокал" для детей 4-7 лет
Раздел: дополнительное образование
1.Пояснительная записка
Удивительный
музыкальный
инструмент
–
человеческий
голос.
Им
наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей,
кроме
того,
дети
любят
петь,
выступать
на
праздниках
и
внеклассных
мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и
художественный вкус.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие
детей должны идти взаимосвязано, начиная с самых ранних лет.
Современные
научные
исследования
свидетельствуют
о
том,
что
развитие
музыкальных
способностей,
формирование
основ
музыкальной
культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка
в детском саду и школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений
в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит
петь, важно помочь раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её
прочувствовать,
развить
у
него
певческие
навыки
и
музыкальные
способности.
Значимость развития музыкальных способностей обусловлено и тем, что
музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее
развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение,
воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы
разума и “энергия мышления” даже у самых инертных детей, повышается
работоспособность и умственная активность мозга.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные
упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или
смягчить
присущую
ребенку
непоседливость,
чрезмерную
утомляемость,
угловатость, замкнутость, подавленность.
Актуальность программы заключается в обеспечении реализации
социального заказа общества по формированию высоконравственной,
духовно богатой личности. Голос - это особое богатство, природный дар,
который дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек
начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового
аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном
общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно
реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки,
приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию
творческой фантазии.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что
занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют
эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное
состояние детей.
Цель программы
–
через
активную музыкально-творческую
деятельность
сформировать
у
учащихся
устойчивый
интерес к
пению,
развить
индивидуальные
вокальные
способности,
помочь
раскрытию
творческого потенциала.
Как
известно,
чем
раньше
мы
дадим
детям
гамму
разнообразных
впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и
успешным будет дальнейшее развитие ребёнка. И, возможно, меньше будет
проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, умением общаться со
сверстниками
и
взрослыми.
Содержание
и
формы
программы
могут
конкретизироваться
в
зависимости
от
возможностей
детей,
возрастных
и
психологических особенностей.
В связи с целями данной программы сформированы задачи обучения и
воспитания детей.
Образовательные:
1.
Способствование
овладению
воспитанниками
академической
манеры пения, как фундамента и основы для других вокальных
техник.
2.
Формировать
основные
певческие
навыки:
певческая
установка,
певческое дыхание, звукообразование;
3.
Обучение выразительному исполнению песни.
4.
Формирование комплекса музыкально-ритмических навыков.
5.
Формирование системы знаний, умений и навыков по вокалу.
6.
Постановка
правильной,
ясной
и
выразительной
речи,
которая
используется как в пении, так и в быту.
Воспитательные:
1.Формирование устойчивого интереса к пению;
2.Формирование общей культуры личности ребёнка;
3.Обогащение
внутреннего
мира
ребёнка,
образно-эмоционального
восприятия окружающего мира через пение;
4.Воспитание воли и характера;
5.Приобщение
детей
к
основам музыкальной
культуры;
развитие
музыкально-эстетического вкуса; развитие художественно- самостоятельного
творчества; расширение музыкального кругозора;
6. Прививать любовь и уважение к духовному наследию, понимание и
уважение певческих традиций через изучение детских песен.
Развивающие:
1. Развитие слуха и голоса детей;
2. Формирование голосового аппарата;
3. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-
слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона;
4.Развитие
творческих
способностей
и
раскрытие
творческого
потенциала;
5.Развитие обще-эстетического кругозора;
6. Сохранение и укрепление психического здоровья детей
В данной программе нашли отражение основные тенденции современной
музыкальной педагогики:
ориентир на дошкольный возраст 6 лет, как наиболее благоприятный в
плане развития средствами музыки;
опора на игровую деятельность, как преобладающую в этом возрасте.
Данный курс рассчитан на 1год. На занятия отводится 2 часа в неделю по
30 минут.
Программа предназначена для дошкольников 4-7 лет с разной
степенью музыкальной одарённости. В подборе дидактических материалов,
игр,
пособий,
упражнений,
репертуара
учитываются
особенности
разно
уровневого
развития
дошкольников,
что
помогает
осуществлять
необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого учащегося.
В структуру занятия входят следующие виды музыкальной деятельности:
1. Слушание музыки. Цель: - научить увлечённо и заинтересованно слушать
музыку,
определять
характер,
жанр
и
содержание
музыкального
произведения;
2.
Распевание.
Цель:
последовательное
расширение
диапазона,
формирование п е в ч е с к о й
у с т а н о в к и ,
д ы х а н и я ,
п р а в и л ь н о г о
голосообразования.
3. Разучивание и исполнение новых песен. Цель: обучение исполнению песен
различного характера и темпа, развитие музыкального слуха, исполнение
песен с эмоциональным настроем.
4. Рече - ритмические игры и упражнения, игра на детских музыкальных
инструментах. Цель: развитие чувства ритма, заинтересованности ребенка в
занятии.
На каждом занятии представлены все элементы структуры.
Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, концерт.
Ожидаемые результаты:
За
период
обучения
по
ОП
«Вокал»
ученик
должен
в
силу
своих
способностей:
Увлечённо и заинтересованно слушать музыку, определять характер,
жанр и содержание музыкального произведения;
Познакомиться с начальными исполнительскими навыками (спокойный
короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой
атаке,
выработка
кантилены
и
округление
гласных,
выразительная
чистая интонация, правильная артикуляция, орфоэпические навыки,
чувство ритма);
Освоить
необходимый
объём
музыкально-теоретических
знаний
(понятия:
высокие
и
низкие
звуки,
движение
мелодии,
характер
музыки, мажорный и минорный лад, пауза, темп, сольное и хоровое
исполнение);
Приобрести
навык
концертного
выступления
(умение
передавать
в
пении музыкальный образ, используя для этого как певческие навыки -
средства
музыкальной
выразительности,
так
и
жесты,
мимику,
выражение глаз и др.).
2. Тематический план
Цель: Адаптация
ребёнка
в
данном
социуме.
Развитие
эмоциональной
отзывчивости на музыку разного характера. Работа над первоначальными
вокальными
навыками.
Развитие
музыкального
слуха,
творческой
активности. Формирование и развитие у детей музыкальных способностей
(музыкального слуха), чувство ритма.
Темы раздела
Кол-во часов
общее
теория
практика
1 .
О р г а н и з а ц и я
м у з ы к а л ь н ы х
интересов
учащегося.
Беседы
о
музыке, слушание музыки в записи и в
исполнении преподавателем.
10
2
8
2 . З н а ко м с т в о
с
м у з ы к а л ь н о й
терминологией
(понятия:
высокие
и
низкие
звуки,
движение
мелодии,
характер
музыки,
м а ж о р н ы й
и
минорный
лад,
пауза,
сольное
и
хоровое исполнение).
14
6
8
3.Вокальные
упражнения,
игры
на
развитие слуха и голоса.
22
-
22
4 . Р а б о т а
н а д
р е п е р т у а р о м .
О р г а н и з а ц и я
п е р в о н а ч а л ь н ы х
исполнительских навыков.
14
-
14
5.Игра на музыкальных инструментах.
10
2
8
6.Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
72
11
61
3. Содержание программы
1.
Организация
музыкальных
интересов
учащегося.
Беседы
о
музыке, слушание музыки в записи и в исполнении преподавателем
(10 часов)
Первая встреча с музыкой, о чем рассказывает музыка;
Воспитание
эмоциональной
отзывчивости
на
музыкальные
произведения различного характера и жанров (плясовая, колыбельная,
марш);
2.
Знакомство с музыкальной терминологией (14 часов)
высокие и низкие звуки – дать понятие о звуковысотности, различать
высокие и низкие звуки в пределах сексты;
движение мелодии – учить детей различать постепенное движение
мелодии вверх и вниз;
характер музыки – развивать эмоциональную отзывчивость на песни
различного
характера,
умение
давать
характеристику
услышанному
произведению;
мажорный
и
минорный
лад- дать
понятие
о
ладах,
уметь
их
различать;
пауза – научить детей выдерживать паузы разной длины;
сольное и хоровое исполнение- дать определение терминам, а также
учить петь сольно и в группе.
3.
Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса (22 часа)
Музыкально-дидактические игры:
«Птица и птенчики» («Музыкальный букварь» Ветлугиной) - упражнять
детей
в
различении
и
исполнении
звуков
по
высоте
в
пределах
сексты,
умении удерживать интонацию на одном звуке
« С п и ,
м о й
м и ш к а » («Музыкальный
букварь»
Ветлугиной)
-
охарактеризовать
песню
-
спокойная,
нежная,
дать
понятие,
что
такое
колыбельная, учить петь протяжно, не выкрикивая концы фраз.
«Матрёшки», «Сколько нас поёт?» - исполняя на инструменте и голосом
мажорное трезвучие, терцию, один звук педагог просит ребенка определить,
сколько звуков они слышат, затем предлагает детям исполнить услышанные
звуки. – развивать гармонический слух.
«Качели», «Эхо» «Лесенка», «Часы», «Мишки» («Музыкальный букварь»
Ветлугиной), «Птичий двор», «Снег – снежок», «Солнышко и дождик»
(«Детские
забавы»
Макшанцевой)–
с
помощью
иллюстраций
и
изобразительных материалов закреплять понятия о высоте звуков, темпе и
динамике,
развивать
умение
пропевать
интервалы,
умение
узнавать
и
исполнять высокие и низкие звуки. Использовать показ рукой высоты звуков.
Пальчиковая гимнастика, распевки и упражнения:
«Здравствуйте!» (журнал
«Музыкальная
палитра»
№3
2005)
-
развивать
мелкую моторику, умение быстро реагировать на смену музыкальных частей,
сопровождать пение соответствующими тексту движениями
«Весёлые пальчики» («Пальчиковые игры» Белая, Мирясова) - выполнять
определённые движения руками в соответствии с текстом песни.
«Разминка» («Детские
забавы»
Макшанцева)
- развивать умение быстро
реагировать
на
смену
музыкальных
частей,
сопровождать
пение
соответствующими тексту движениями, развивать ритмичность движений.
«Где наши детки?» - развивать координацию движений, мелкую моторику,
закреплять названия пальцев.
«Хлоп, раз!» - развивать чувство ритма, умение быстро ориентироваться в
движениях на смену музыкальных частей
«Лучшие попевки и песенки» Е.В.Горбиной
«Азбука пения» М.Беловановой
«Паровоз», «Кошка» , «Грибы», «Дождик», «Осьминог», «Гномики» –
учить детей исполнять несложные песенки, сопровождая движениями рук
соответствующими тексту, развивать мелкую моторику, быстроту реакции на
смену музыкальных частей, чувство ритма, чистоту интонирования.
4.Работа над репертуаром.
Организация первоначальных исполнительских навыков (14 часов)
вырабатывать умение чисто интонировать мелодию, чувствовать тяготение к
тонике,
точно
исполнять
ритмический
рисунок
песен,
работа
над
динамическими оттенками, дикцией в исполнении песен. Учить детей не
выкрикивать
окончания
фраз,
не
форсировать
звук,
вырабатывать
навык
пения
в
ансамбле.
Исполнять
песни
эмоционально
в
соответствующем
характере. Приобретение навыка концертного выступления.
5. Игра на музыкальных инструментах (10 часов)
Учить пользоваться музыкальными инструментами, такими как ложки, бубен,
коробочка и др. Учить исполнять простейшие ритмы при пении.
6.
Итоговое занятие (2 часа) Подведение итогов работы за год. Концерт.
4.Методическое обеспечение программы
№
п/п
Раздел или тема
программы
Форма
организации
и форма
проведения
занятий
Методы и
приёмы
организации
учебно-
воспитательного
процесса
Дидактический
материал,
техническое
оснащение
занятий
Вид и форма
контроля,
Форма
предъявления
результата
1
Организация
музыкальных
интересов учащихся.
Беседы о музыке,
слушание музыки в
записи и в
исполнении
преподавателем.
Комбиниров
анное
Метод
демонстрации
Литература по
проблеме
Педагогическ
ие
наблюдения
2
Знакомство с
музыкальной
терминологией
(понятия: высокие и
низкие звуки,
движение мелодии,
характер музыки,
мажорный и
минорный лад, пауза,
сольное и хоровое
исполнение).
Комбиниров
анное
Наглядно-
слуховой,
наглядно-
зрительный,
практический
Музыкальная
аппаратура,
музыкальные
инструменты
Педагогическ
ие
наблюдения
3
Вокальные
упражнения, игры на
развитие слуха и
голоса.
Комбиниров
анное
Наглядно-
слуховой,
наглядно-
зрительный,
практический
Музыкальная
аппаратура
музыкальные
инструменты
Педагогическ
ие
наблюдения
4
Работа над
репертуаром.
Организация
первоначальных
исполнительских
навыков.
Комбиниров
анное
Наглядно-
слуховой,
наглядно-
зрительный,
практический
Музыкальная
аппаратура
микрофоны,
музыкальные
инструменты
Педагогическ
ие
наблюдения
5
Игра на музыкальных
инструментах
Комбиниров
анное
Наглядно-
слуховой,
наглядно-
зрительный,
практический
Музыкальные
инструменты
Педагогическ
ие
наблюдения
6
Итоговое занятие
Комбиниров
анное
Наглядно-
слуховой,
наглядно-
зрительный,
практический
Музыкальная
аппаратура,
микрофоны,
музыкальные
инструменты
Концерт
5.Материально-техническое обеспечение образовательной программы:
наличие
помещения,
рабочих
ме ст
для
обучающихся
и
мультимедийного
оборудования,
соответствующих
правилам
безопасной эксплуатации.
электрооборудование:
диапроектор,
экран,
телевизор,
компьютер,
сканер, принтер, микрофон.
музыкально-воспроизводящей
аппаратуры;
фортепиано;
по
надоюности караоке; библиотечка вокалиста.
Список произведений, рекомендуемых для слушания
Марши:
П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Соч.39 №5.
М.Шмитц. Марш гномиков.
В.Шаинский, М.Матусовский. Вместе весело шагать.
А.Островский, Л.Ошанин. Пусть всегда будет солнце.
Танцы:
П.Чайковский. Полька. Соч.39 №14.
М.Глинка. Полька.
А.Гречанинов. Мазурка. Соч.98 №13.
П.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
М. Шмитц. Принцесса танцует вальс.
С.Джоплин. Рэгтайм.
М.Качурбина. Мишка с куклой пляшут полечку.
Французская народная песня. Танец утят.
Песни:
П.Чайковский. Старинная французская песенка. Соч.39 №16.
П.Чайковский. Неаполитанская песенка. Соч.39 №18.
А.Островский, З.Петрова. Спят усталые игрушки.
Е.Крылатов, Ю.Яковлев. Колыбельная медведицы.7
Музыкальные портреты:
Р.Шуман. Весёлый крестьянин.
Р.Шуман. Смелый наездник.
М.Дунаевский, Ю.Энтин. А мне летать охота! ( Из мультфильма
«Летучий корабль»).
А.Рыбников, Ю.Энтин. Мама. (Из мюзикла «Волк и семеро козлят»)
Музыкальные сказки:
П.Чайковский. Баба Яга. Соч.39 №20.
Э.Григ В пещере горного короля.
Детские игры:
П.Чайковский. Болезнь куклы. Соч.39 №6.
А.Филиппенко, Т.Волгина. Весёлый музыкант.
И.Иорданский, М.Клокова. Голубые санки.
К.Певзнер, А.Арканов и Г.Горин. Оранжевая песенка.
Картинки природы:
С.Прокофьев. Утро. Соч.65 №1.
С.Прокофьев. Вечер. Соч. 65 №11.
М.Шмитц. У Ниагарского водопада.
Д.Васильев-Буглай, А.Плещеев. Осенняя песенка.
Образы животных:
Д.Кабалевский. Ёжик. Соч.89 №8.
Г.Фрид. Мишка. Соч.41 №2.
К. Сен-Санс. Лебедь из сюиты «Карнавал животных».
М.Шмитц. Микки- Маус.
Белорусская народная песня. Перепёлочка.
Русская народная песня. Коровушка.
Т.Попатенко, В.Викторов. Котёнок и щенок.
Ю.Чичков, П.Синявский. Мой щенок.
В.Шаинский, Э.Успенский. Песенка Чебурашки.
Психологическое состояние:
Г.Свиридов. Ласковая просьба.
М.Шмитц. Прыжки через лужи.
Э.Градески. По дороге домой из школы.
Ж.Металлиди, Н.Хрущёва. Домовой.
Ю.Чичков, К.Ибряев и Л.Кондратенко. Самая счастливая.
Примерный репертуарный список
Русские народные попевки, прибаутки, песни:
«Два кота». Польская народная песня.
«В огороде заинька». Муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель.
«Кис-кис», «Мишка», «Заинька пушистый». Муз. и сл.
Е Гомоновой.
«Бубенчики». Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.
«Вальс». Муз. Е. Тиличеевой.
«Ехали медведи». Муз. М. Андреевой, сл. К.Чуковского.
«В детский сад». Муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой.
«Поцелуй». Муз. и сл. Е. Горбиной.
«Едет, едет паровоз». Муз. Г.Эрнесакса, сл. Т.Волгиной.
«Весёлый музыкант». Муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной.
«Осенняя песенка». Муз. Д.Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева.
«День чудес». Муз. и сл. П. Ермолаева.
«Сказочный лес». Муз. и сл. В. Тюльканова.
«Божья коровка». Муз. Е. Щербаковой, сл. Е.Хайтман.
«Украл котик клубочек». Рус. нар. песня.
«В сыром бору тропина». Рус. нар. песня.
«Перепёлочка». Белорус. нар. песня.
«Ёлочка». Муз. Л.Бекман, сл. Р.Кудашевой.
«Ёлочка». Муз. М.Красева, сл. З.Александровой.
Песенки-попевки. Муз.Е.Горбиной, В.Гайдуковой, сл. Е. Лаврентьевой:
«Собачки»,
«Котята»,
«Коза»,
«Бабочка
и
корова»,
«Заяц
Егорка»,
«Заяц», «Гармошка», «Луна», «Воробей». Муз.Е.Горбиной,
сл. А.Суслова.
«Хоровод «Новый год»». Муз. Е.Горбиной, сл. Е.Донникова.
«Есть маленький домик у кошки». Муз. и сл. Е. Горбиной.
«Чиколетта (Шоколадка)». Муз. и сл. Е.Горбиной.
«Добрый пёс». Муз. и сл. Л.Вихревой.
«Про цыплят и червяков». Муз. и сл. Н. Сафоничевой.
«Щенок Гав-Гав». Муз. Е.Зарицкой, сл. И.Шевчука.
«Котик Рыжик». Муз. С.Баневича, сл. Н.Светохиной.
Популярные
песни
из
мультфильмов
и
кинофильмов
(по
выбору
преподавателя,
исходя
из
индивидуальных
возможностей
ребёнка)-
В.Шаинского, Ю.Чичкова, Ген.Гладкова, М.Дунаевского и др.
Рекомендуемая музыкальная литература
1. Гомонова Е.А. Музыкальный фейерверк. Песни для детей 2-8 лет. –
Ярославль: Академия развития, 2005.
2. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития
малышей. – Ярославль: Академия развития, 2007.
3 .Горбина Е.В. Песенки-чудесенки. Музыкальный материал к праздникам в
детском саду. – Ярославль: Академия развития.2007.
4. Меньших И.В. С музыкой растём, играем и поём. Сборник песен и игр для
детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс,2007.
5. Песенник. Рисунки на асфальте. Сост. Такун Ф., ШершуновА., М.: Изд.
«Современная музыка», 2002.
6. Песенник. Розовый слон. Сост. Такун Ф., Шершунов А., М.:Изд.
«Современная музыка», 2002.
7. Песенка и я- верные друзья. Детские песенки на русском и английском
языках. Вып.1,2,3. Сост. и русский текст Р.А.Дольниковой.
8.Сборники песен В.Шаинского, Ген.Гладкого, Ю.Чичкова, М.Дунаевского, Е.
Крылатова, А. Рыбникова, Р. Паулса и др.
Список методической литературы
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы
и викторины. М.: Изд. ООО «Дом. XXI век», 2007.
2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд.МГПИ,1983.
3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд.
«ТетраСистемс», 2007.
4. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. СПб.: Издательский Дом
«Литера»,2007.
5. Миловский С. А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1997.
6. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка.
Ярославль.: Академия развития, 2008.
7. Овчинникова Т. Пение и логопедия. СПб.: Изд. «Союз художников», 2005.
8.Пилипенко Л.В. Постановка слуха. М.: Издательский Дом Катанского.,2006.
9.Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Ярославль: Академия развития, 2002.
10.Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры
для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Изд. «Классика-
XXI», 2005.
11.Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка,199
Литература:
1.
«Детский голос» (Экспериментальные исследования) под
редакцией В.Н. Шацкой. Издательство «Педагогика», Москва, 1970 г.
2.
«Развитие детского голоса» (ред. В.Н. Шацкой) (Москва,
1963 г.).
3.
Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб.
статей. – М., 1953.
4.
Варламов А.Е.. Вокальная педагогика. – М., 1953.
5.
Вербов А.М. Техника постановки голоса.– М., 1961.
6.
Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи. – М., 1977.
7.
Виноградов
К.П.
Работа
над
дикцией
//
Витт
Ф.
Практические советы обучающимся пению. – Л., 1968.
8.
Г.А. Струве «Школьный хор» (Москва, Просвещение, 1981
г.)
9.
Г.П.
Стулова
«Развитие
детского
голоса
в
процессе
обучения
пению»
(Москва,
издательство
«Прометей»
МПГУ
им.
В.И.
Ленина, 1992 г.).
10.
Гарсия М. Школа пения. – М., 1957.
11.
Глинка М.И. Управления для усовершенствования голоса. –
М., 1950.
12.
Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. – М., 1964.
13.
Дубровская
Е.
Раз
ступенька,
два
ступенька
…
будет
песенка. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по
музыкальному
развитию
детей
4-5
лет
по
программе
«Из
детства
в
отрочество». М., 1997.
14.
Куприна Н.Г. Традиции народной педагогики в
музыкальном воспитании детей. – Екатеринбург, 2001.
15.
Л.
Шамина
«Работа
с
самодеятельным
хоровым
коллективом» (Москва, «Музыка», 1988 г.).
16.
Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – М., 1967.
17.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М.,
1987.
18.
Назаренко И.К. Искусство пения. – М., 1968.
19.
Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус.
дет.
игровой
фольклор:
Кн.
для
учителя
и
учащихся
\Сост.
М.Ю.
Новицкая, Г.М. Науменко. М., 1995.
20.
Садовников И. Орфоэпия в пении. – М., 1958.
21.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса. – М., 1992.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«КАМЫШЕВАТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКУ СО КК
«Камышеватский СРЦН»
________ Т.Л. Москалева
Рабочая программа
по кружку «Вокал»
для детей 4-7 лет
на 2016-2017 учебный год
Разработано:
музыкальный руководитель
И.М. Москалёва
ст. Камышеватская
2016 г.