Автор: Каюмова Айзиля Фаизовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ татарская гимназия №14 имени Хади Атласи
Населённый пункт: г. Бугульма
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ВОЛГО–УРАЛЬСКИЙ РЕГИОН В СМУТНОЕ ВРЕМЯ
Раздел: среднее образование
ВОЛГО-УРАЛЬСКИЙ РЕГИОН
В СМУТНОЕ ВРЕМЯ
Предмет: история Татарстана и татарского народа.
Класс: 7 класс.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели
урока:
характеризовать
Смутное
время
на
территории
Казанского края, его основные движущие силы и последствия для
экономики Казанского края.
Планируемые результаты:
предметные: определять исторические процессы на территории
Среднего Поволжья; применять основные хронологические понятия и
термины;
использовать
приемы
исторического
а н а л и з а
(сопоставление
и
обобщение
фактов,
раскрытие
причинно-
следственных связей, целей и результатов деятельности исторических
личностей и др.); описывать основных участников Смуты;
метапредметные
УУД
— 1) коммуникативные: формировать
навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной
работы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2)
регулятивные:
формировать
целевые
установки
учебной
деятельности;
представлять
результаты
своей
деятельности;
3)
познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач;
анализировать и оценивать информацию, передавать содержание в
сжатом (развернутом) виде;
личностные
УУД:
формировать
и
развивать
познавательный
интерес к изучению истории Казанского края; уважительно относиться
к
прошлому,
к
культурному
и
историческому
наследию
через
понимание
исторической
обусловленности
и
мотивации
поступков
людей предшествующих эпох.
Оборудование: учебник, карта «Смутное время в России», пакет
с рабочим материалом.
Ход урока.
I.
Организационный этап.
II.
Актуализация знаний.
1)
Вспомним
значение
слов
«Смута»,
ополчение,
тушинский
вор, интервенция.
2)
Используя карту «Смутное время в России», ответить на
вопрос.
-
Какие
города
принимали
участие
в
народных
ополчениях?
(Нижний Новгород, Юрьевец, Кострома, Ярославль и др.)
3)
В чем состояла главная угроза Смутного времени? (утрата
единства государства, распад государства)
1
III.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной
деятельности учащихся.
Несмотря на то, что Казанский край был покорен всего полвека
назад,
Н.М.Карамзин
утверждал,
что
он
давно
стал
«мирною
собственностью
России».
Мы
с
вами
перечислили
города,
участвовавшие в народных ополчениях. А как себя вел Казанский
край? Какие у вас есть предположения?
(Ученики высказывают свои предположения)
Тема сегодняшнего урока: Волго-Уральский регион в Смутное
время.
План урока (составляется вместе с учениками):
1)
Участие края в массовых волнениях в начале XVII века.
2)
Казань делает политический выбор.
3)
Последствия Смутного времени для края.
IV.
Усвоение новых знаний.
1) Участие края в массовых волнениях в начале XVII века.
Используя
текст
учебника,
назовите
и
запишите
основные
причины недовольства крестьян.
Подчеркните, что характерно только для Казанского края?
(Проверка выполнения задания)
2) Работа с датами. Запись в тетрадях.
Лето,
1606
г.
–
массовые
волнения
с
участием
чувашских,
русских, татарских и марийский крестьян.
Осень, 1606 г.- повстанцы захватили города Курмыш, Алатырь,
Цивильск, осадили Нижний Новгород
Январь, 1609 г. – войско под командованием Ф.И,Шеремтева
разгромили повстанцев под Свияжском.
Март, 1609 г. – бунтовщики по командованием Еналея Шугурова
были разбиты под дер. Бурундуково.
Осень, 1609 г. – повстанцы заняли Чебоксары, Ядрин, Курмыш,
Алатырь, Козьмодемьянск, осадили Свияжск.
Конец, 1610 г. – неудачная попытка захватить Казань.
3)
Работа
в
парах.
Прочитайте
дополнительный
материал
и
выполните задания:
Дополнительный материал.
Память
наказная
от
воеводы
Ф.
И.
Шереметева
письменому
голове М. И. Соловцову и стрелецкому голове Д. Ф. Змееву, 1 января
1609 г.
… А пришед им в те волости, приводити во всех деревнях к
шерти
(присяге)
татар
и
черемису,
что
им
быти
под
государевою
царевою и великого князя Василья Ивановича всеа Русии высокою
рукою навеки неотступным. … а в коих волостях не учнут шертовати, и
2
Мисюрю да Девятому те волости воевать, черемису и татар побивати,
и жон и детей в полон имать, и животы грабити, и деревни жечь..
... А каковы у них вести про государевых измеников будут в походе, и
им
те
вести
писати
в
Чебоксар
к
боярину
и
воеводам
к
Федору
Ивановичу Шереметеву с товарыщи почасту, чтоб боярину и воеводам
всякие вести были ведомы.
К сей наказной памяти боярин и воеводы Федор Иванович с
товарыщи печати свои приложили.
(Акты, относящиеся до юридического быта, т.II, стлб. 672-674.)
1.
Подчеркните, что приказал Ф.И.Шереметев по отношению к
тем, кто не примет присягу?
2.
Подчеркните причину приказа «вести писати в Чебоксар к
боярину
и
воеводам
к
Федору
Ивановичу
Шереметеву
с
товарыщи почасту»?
3.
Охарактеризуйте
действия
Ф.И.Шереметева?
Чем
это
обусловлено?
(Проверка выполнения задания).
2) Казань делает политический выбор.
«Повстанческое
движение
Лжедмитрия
охватило
территорию
девяти
уездов,
кроме
Казанского
уезда
с
четырьмя
городами
и
Нижнего Новгорода».
Прокомментируйте это предложение.
(Ученики высказывают свои предположения)
Используя
текст
учебника,
заполните
таблицу.
Перед
каким
выбором оказались казанцы? (заполняется по мере ответов учеников)
Политический выбор
Характеристика развития варианта.
Присягать сыну
польского короля
Владиславу
Не нашли отклик
НЕ присягать сыну
польского короля
Владиславу
Не нашли отклик
Присягнуть
Лжедмитрию II
Казанцы целовали крест, стали
рассылать грамоты в другие города.
Присягнуть
московскому
венценосцу
Богдан Бельский уговаривал
присягнуть, за что его сбросили с
высокой башни.
Отделение Казанского
края от Москвы
При поддержке русских помещиков,
Казанский воевода Н.М.Шульгин
попытался образовать
самостоятельное государство, но
татарское население его не
поддержало.
Идея сохранения
1611 г. под стены Московского
3
Российского
государства
Кремля прибыл отряд во главе с
другим казанским воеводой,
В.П.Морозовым.
Первому ополчению освобождать
Москву помогали жители Казани,
Свияжска, татарские князья и
мурзы.
Осенью 1612 г. казанская рать,
ведомая татарской головой
Лукьяном Мясным и стрелецким
головой Постником Неёловым были
в составе Второго ополчения.
Итог:
в
1613
году
на
Земском
соборе
избрали
нового
царя
Михаила Федоровича. На грамоте подписались и татарские служилые
люди: Ишей бек, Аюкай мурза. Никанор Шульгин по обвинению в
измене был сослан в Сибирь.
3) Последствия Смутного времени для края.
Используя текст и знания по истории России, назовите последствия
Смутного времени для России и Казанского края.
(Ученики высказывают свои предположения)
V. Закрепление новых знаний:
Проверим,
насколько
хорошо
вы
усвоили
новый
материал.
Выполняем задания на карточках:
Запишите пропущенные в тексте слова:
1 вариант
Осенью
1609
г.
начался
новый
подъем
крестьянского
восстания, который продолжался примерно до осени следующего
года. И снова наиболее активно движение развивалось в Вятском
крае и в правобережных районах реки ___________. Восставшие
захватили город Котельнич, снова был осажден ____________.
Центральные власти никак не могли организовать подавление
восстания. Дело в том, что одновременно сильно обострилась
политическая ситуация в центpe страны. Осенью 1609 г. войну
России
объявил
___________
король,
борьбу
против
царя
Василия Шуйского продолжал _______________, польские войска
вскоре
осадили
и
захватили
Москву.
И
все
же
массовые
выступления крестьянства Среднего Поволжья были постепенно
подавлены к осени 1610 г.
Запишите пропущенные в тексте слова:
2 вариант
Именно в этот момент власть в Казани сумел захватить
политический авантюрист дьяк _____________, который оттеснил
воеводу
Б.Я.
Бельского
(последний
был
вскоре
убит
в
ходе
восстания). Выражая интересы определенной части казанских
4
феодалов
русского
происхождения,
он
провозгласил
идею
создания
на
Средней
Волге
_____________
от
Москвы
христианского государства.
Призывы
Шульгина
создать
«_______________»
не
нашли
поддержки у населения края, в том числе у татар. Наоборот, один
из руководителей татарских отрядов Лукьян Мясной, а с ним
человек
двадцать
князей
и
мурз,
отказались
подчиниться
Шульгину и отправились во ________________ ополчение Кузьмы
Минина и Дмитрия Пожарского.
(Проверка ответов учеников)
VI.
Информация
о
домашнем
задании,
инструктаж
по
его
выполнению.
1. Прочитать стр.38-42.
2. Заполнить таблицу, сравнить последствия:
Последствия
Смуты
для
России
Последствия
Смуты
для
Казанского края
3. Приготовить сообщение на тему «4 ноября - День народного
единства»
VII. Рефлексия.
Продолжите фразы:
• Мы сегодня разобрались...
• Я хочу сказать...
• Мне больше всего удалось...
• Для меня было открытием, что...
• Я сегодня понял(а), что...
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1.
Гилязов И.А., Пискарев В.И. История Татарстана и татарского
народа. Вторая половина XVI-XVII вв.: 7 класс. – Казань:
Татар.дет.изд-во, 2017.
2.
Акты, относящиеся до юридического быта Древней России.
Том II. / Под редакцией Н.Калачева. – СПб: Тип.
Императорской академии наук, 1857-1864.
5