Автор: Прозорова Юлия Юрьевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: АОУДО УР "Республиканский эколого-биологический центр"
Населённый пункт: г. Ижевск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Контрольная - это интересно
Раздел: дополнительное образование
Автономное образовательное учреждение дополнительного образования
Удмуртской Республики «Республиканский эколого-биологический центр»
Методическая разработка
«Контрольная – это интересно»
А в т о р - р а з р а б о т ч и к : Прозорова
Ю л и я
Ю р ь е в н а ,
п е д а г о г
дополнительного
образования
АОУДО УР «РЭБЦ»
Ижевск, 2017
Аннотация
Методическая разработка «Контрольная – это интересно» - своего рода,
результат профессионального поиска педагога дополнительного образования. В
центре
внимания
автора
диктант
как
форма
предметного
контроля. В
рамках
реализации
авторской
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Экологическая
мозаика»
были
разработаны
различные
варианты
диктантов,
которые
позволяют
контролировать
степень
усвоения
материала,
знание
терминологии, способствуют обобщению и систематизации знаний.
Данная разработка содержит тексты следующих диктантов:
«Мир аквариумных рыбок»
«Гарри Поттер и темная комната»
«Говорящие цветы»
«Этот волшебный микромир»
П р е д л о ж е н н ы е
к о н т р о л ь н о - и з м е р и т е л ь н ы е
м а т е р и а л ы
и м е ю т
естественнонаучную
направленность
и
могут
быть
полезны
педагогам
дополнительного образования, учителям начальных классов, а также родителям и
обучающимся непосредственно.
2
Пояснительная записка
Контроль знаний - есть неотъемлемая часть образовательного процесса, так как он
позволяет
определить
уровень
предметных
знаний.
Как
сказал
выдающийся
отечественный педагог Е.Н. Ильин: «Учитель должен знать, чему научил, учащийся -
чему научился». Одной из популярных форм контроля в системе образования, как
общего,
так
и
дополнительного,
несомненно,
становится
тестирование.
Тестирование позволяет быстро и объективно выявлять предметные знания. Но
известно,
что
у
тестирования
имеется
ряд
существенных
недостатков,
в
числе
которых:
-
отсутствие
возможности
вывить
творческие
способности
личности
ребенка;
-
в ходе выполнения теста возможно угадывание правильного ответа;
-
возможность ошибок от невнимательности.
При выборе форм контроля педагог должен помнить, что контрольные задания
должны не только объективно выявлять уровень предметных знаний, но и быть
интересными учащимся.
Опыт
профессиональной
деятельности
показывает,
что
обучающиеся
с
удовольствием слушают, когда педагог выразительно и артистично читает вслух.
Как проза, так и стихи привлекают внимание школьников, организуют их.
Большинство
детей
не
очень
любят
читать
вслух,
потому
что
самостоятельное
чтение
требует
от
них
определенных
усилий,
работает
мышление,
память,
речь,
восприятие,
фантазия,
слуховые
и
зрительные
анализаторы,
активно
действует
аппарат
смысловой
переработки
информации
(sosh17-lysva.narodp25aa1.html). Поэтому, когда им читают другие, они
«могут отдохнуть». И даже, если читающий вслух педагог предлагает выполнить
контрольное задание, дети отзываются на него с радостью, ведь им интересно
повествование, «а что будет дальше». А значит, задача педагога состоит в том,
чтобы текст диктанта был интересен и содержал знания из предметной области.
3
«Мир аквариумных рыбок»
Данный материал был апробирован для контроля знаний по разделу «Живущие с
нами рядом». После изучения разнообразия аквариумных рыбок обучающимся
предлагалось, прослушать текст и определить о каких рыбках в нем идет речь, при
этом названия дети записывали под соответствующими номерами.
Задание
вызвало
интерес,
и
может
быть
также
использовано
при
изучении
нового
материала,
когда
из
предложенных
педагогом
изображений
обучающиеся
выбирают по описанию рыбок-героев рассказа.
Мне всегда хотелось, чтобы у нас дома был аквариум, большой и красивый.
Родители долго сомневались. Тем более, что в семье проживал кот Вася - большой
любитель рыбы вообще. Но все-таки после долгих уговоров первым согласился
папа, который сам уговорил маму, а значит, вопрос был решен положительно.
На завтра, в воскресенье, мы должны были отправиться в зоомагазин за
рыбками. Мы заранее приготовили аквариум, большой на 120 литров,
на дно
высыпали
красивый
хорошо
промытый
песок,
разложили
камни,
посадили
растения и даже поставили замок, воду мы отстаивали целую неделю. Компрессор
для насыщения воды кислородом нам отдал дядя Коля, папин брат.
В субботу мне долго не спалось: «А вдруг родители передумают, пойдет
дождь и мама не захочет идти в магазин…». Сон пришел неожиданно и погрузил
меня в чудесный мир аквариумных рыб.
Мне снился мой новый аквариум:
1.
У
самой
поверхности
воды
плавали
большие
пучеглазые
________.
Они
хватали воду ртом и никуда не спешили.
2.
В
толще
воды
суетливо
плавали
в
разных
направлениях
голубые
и
красные_______. Их окраска была очень нарядной и яркой.
3.
Еще
мне
показались
две
рыбки,
плавники
и
хвосты
которых
были
надорваны,
а
сами
они
явно
желали
выяснить
отношения
друг
с
другом_______.
4
4.
У самого дна, в
замке прятались две усатые крупные рыбы. Они почти
сливались с камнями, и их было не просто разглядеть.
5.
Среди зеленых растений словно парила нарядная золотисто-розовая рыбка,
она чем-то напоминала телескопа, но была гораздо красивее, а на ее голове
был странный вырост, похожий на шапочку___________.
6.
Еще
в
моем
аквариуме
водились
яркие
и
полосатые_______. Количество темных полосок на теле
всегда было одинаковым и равнялось четырем.
Сон был прекрасным, цветным и красочным. Даже когда меня
разбудила
мама,
оставалось
приятное
воспоминание.
Тем
более, что родители уже с утра
стали собираться в зоомагазин, как и было,
задумано.
Ответы:
1.
Телескоп
2.
Неоны
3.
Петушки
4.
Сомики
5.
Золотая рыбка
6.
Барбусы
«Гарри Поттер и темная комната»
Материал
был
апробирован
для
контроля
знаний
по
разделу
«Домашние
любимцы»,
в
ходе
которого
изучаются
породы
домашних
кошек.
В
рассказе,
героем
которого
является
Гарри
Поттер,
известный
по
популярным
книгам
и
фильмам,
приводится
описание
нескольких
пород
кошек,
название
которых
необходимо вспомнить и записать под соответствующими номерами.
Гарри Поттер зашел в большую темную комнату, скорее её можно было
назвать залом. На столах стояли свечи, и он с трудом разглядел фигурки животных.
Они сидели неподвижно, но он сразу понял, что это маленькие хищные звери. «Да,
это кошки!»- вскрикнул Гарри.
5
Он
осторожно
направился
к
красивым
хищницам. Первая
была
белоснежной, даже в темной комнате было видно, какая она чистая и пушистая.
Вторая была очень большой, освещавшая её свеча стояла очень близко, и Гарри
рассмотрел капризное выражение плоской мордочки.
Третья была абсолютно голой. Увидев её, Гарри вздрогнул, увидев огромные глаза
на худой мордочке. Наконец он подошел к четвертой. Она оказалась трусливой и
сразу вскочила. Гарри успел рассмотреть короткий пушистый хвостик прежде, чем
кошка растворилась в темноте. Кошка была похожа на рысь, только на ушках не
было кисточек.
Гарри двинулся дальше, но вдруг свечи
вспыхнули ярко, и осветили сидевших на окнах кошек разных
пород и окрасов, их было не меньше двухсот и все они были
прекрасны
и
горды.
На
мгновение
стало
темно,
а
когда
в
комнате, как по волшебству, зажглись лампы, кошек уже не было.
Ответы:
1.
Кошка ангорской породы
2.
Кошка персидской породы
3.
Кошка породы сфинкс
4.
Кошка породы бобтейл.
«Говорящие цветы»
Материал был использован для контроля знаний
раздела «Все краски лета».
Обучающимся,
которые
имеют
представление
о
растениях
открытого
грунта
и
группах
красивоцветущих
растений,
зачитывался
текст,
из
которого
школьники
узнали
народные
названия
некоторых
растений.
В
ходе
прочтения
рассказа
обучающиеся выполняют несложное задание по типу «Найди пару» и отмечают в
таблице
соответствие
научных
и
народных
названий
декоративно
цветущих
растений, при этом можно соединить парные названия стрелками, либо отметить
соответствие другим способом.
6
Жила-была девочка по имени Катрин, было ей 10 лет,
и была обычной
девочкой, у которой не всегда получались примеры по математике и случались
ошибки в диктантах, но была у Катрин особенность- Катрин умела разговаривать с
цветами.
В
лесу,
в
поле,
в
саду
она
слышала,
как
переговариваются
розы,
тюльпаны,
пионы,
как
они
шепчутся,
болтают
с
пчелами,
хихикают
и
даже
напевают.
Однажды
в
Новогоднюю
ночь
Катрин
приснился
самый
настоящий
волшебный сон. Она оказалась в саду: здесь были сотни цветов разного цвета,
размера, с разным запахом. Она никогда не видела столько цветов в одном месте.
Розы
напевали
Рождественские
песенки,
пионы
хвастались
окраской
свежих
бутонов, васильки звали в гости пчел…
Катрин
решила
поговорить
с
цветами
–
ведь
нельзя
упустить
такую
возможность: взять интервью в цветочном саду. Она подошла к группе агератумов,
их голубые шапочки кокетливо поклонились, здороваясь: «Мы так долго цветем,
нас есть за что любить, представляешь, несколько месяцев мы украшаем сад!».
«Значит, тебя можно назвать долгоцветка?!» «Пожалуйста» - кивнул агератум.
Катрин шла дальше, она оказалась в зарослях прямых и гордых гладиолусов,
которые были с Катрин ростом и высокомерно смотрели на нее. Девочка скромно
поздоровалась
и
подумала,
что
гладиолусы
напоминают
мечи
или
шпаги.
Гладиолусы словно услышали её мысли: «Так называй нас шпажники». «Шпажник –
это гладиолус, гладиолус- шпажник» - задумчиво заметила Картин.
Ярко светило солнце, жужжали пчелы, вдруг послышался странный звук, что-
то щелкало и разлеталось в стороны. Катрин остановилась - справа от нее были
какие-то растения с розоватыми цветками, она вспомнила, что видела такие в
книге по ботанике, это был Импатиенс. Катрин поздоровалась, цветы кивнули в
ответ, девочка задела их,
и тут же раздался треск. «Ой, извините»-
Катрин
внимательно посмотрела и увидела длинные стручки, похожие на стручки гороха.
«Задень и увидишь, что случится» - хихикнул куст. Катрин коснулась стручка, и из
него с шумом вылетели семена. «Вот так недотрога» – подумала Катрин.
И тут она услышала легкий смех, она осмотрелась – словно глазки светились
среди травы. «А, виолочки! Какие Вы красивые, какие у вас симпатичные личики»-
7
Катрин очень любила эти милые цветы, которые всегда украшали цветники её
бабушки.
Её взору открылась чудесная картина, словно радуга разлилась по поляне:
сотни цветов разного цвета подставили солнцу свои резные листья. Здесь были
красные,
желтые,
розовые
и
оранжевые,
лиловые
и
фиолетовые.
Это
были
георгины, они шумели, смеялись и даже напевали. «Ну, вы
веселые ребята!» -
Катрин любовалась яркой палитрой.
Она помнила эти цветы, которые всегда
выращивали мама и бабушка.
Девочка шла по волшебному саду, цветы смеялись и шептались, день был
прекрасный и солнечный. Волшебство продолжалось – яркая поляна оранжевых
цветов, похожих на бабочки, сотни прекрасных цветов улыбались солнцу. «Ой,
сколько маков» - воскликнула Катрин. «Ну, знаешь, на маки мы похожи, только
правильнее называть нас эшшольция, да, кстати, мы родом из Калифорнии и очень
этим гордимся» - цветы горделиво склонились в сторону света.
«Чудесный день и сколько новых знакомых» - думала Картин,
гуляя по
прекрасному саду.
Таблица, которую предлагается заполнить:
1.
Агератум
6. Калифорнийский мак
2.
Гладиолус
4. Анютины глазки
3.
Георгины
1. Долгоцветка
4.
Виола
2. Шпажник
5.
Импатиенс
3. Веселые ребята
6.
Эшшольция
5. Недотрога
«Этот волшебный микромир»
Материал
был
апробирован
для
контроля
знаний
по
разделу
«Волшебство
увеличения». Обучающимся были выданы тексты, в которых необходимо было
вставить отсутствующие слова. Задание также может быть использовано в качестве
диктанта, текст которого выразительно читается педагогом.
8
Давным-давно люди желали создать увеличительные приборы. Они заметили, что
если
стекло
имеет
____1_____форму,
оно
способно
давать
увеличенное
изображение.
Так
появился
простейший
увеличительный
прибор
____2______.
Вторым
в
списке
увеличительных
приборов
стала
зрительная
трубка
для
рассматривания
звезд.
Её
изобрел
итальянец
_____3______.
Сегодня
даже маленький ребенок знает её название – это ____4____. Позднее в
Голландии создали микроскоп. Спасибо за это отцу и сыну по фамилии
____5____.
Голландский
торговец
тканями
Антонио
____6____,
долго
подбирал увеличительные стекла своего микроскопа. И о, чудо, свершилось, он
увидел в капле воды микроорганизмы и назвал их очень смешно_____7____. И
даже
написал
об
этом
английской___8___.
А
сегодня
мы
можем
работать
с
микроскопом, в школе и дома, рассматривать различные ____9____ и удивляться
какой ______10_____ этот микромир.
Ответы:
1.
Выпуклую
2.
Лупа, увеличительное стекло
3.
Галилео Галилей
4.
Телескоп
5.
Янсены
6.
Левенгук
7.
Зверюшки (анималькусы)
8.
Королеве
9.
Микроорганизмы (объекты, клетки)
10. Удивительный, загадочный, интересный и т.д.
9