Авторы: Коркина Галина Борисовна, Крестьянинова Ангелина Владимировна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ 96
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: Мастер –класс для родителей
Тема: «Сенсорное развитие в домашних условиях»
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс для родителей:
«Сенсорное развитие в домашних условиях»
Составители и провели:
Воспитатели: Коркина Г.Б.
Крестьянинова А. В.
Ярославль 2019
Цель: Помочь родителям с минимальными затратами осуществлять работу
по сенсорному развитию своего малыша в домашних условиях.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием «сенсорное развитие»;
- Познакомить с разновидностью дидактического материала, направленного
на формирование сенсорных эталонов;
- Познакомить родителей с нетрадиционными видами игр по сенсорному
развитию в домашних условиях.
- Создание условий для укрепления сотрудничества родителей и детского
сада.
- Заинтересовать и привлечь родителей в изготовлении для детей
дидактических игр дома и в детском саду.
Ход встречи:
Когда ребенок появляется на свет - у него уже сформированы органы
чувств, но еще не способны к активному функционированию. Пользоваться
своими ощущениями ему еще только предстоит научиться. Формирование
полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание,
где основные задачи- накопить представления о цвете, форме, величине
предметов.
Что же такое сенсорное развитие.
Сенсорное развитие- это основа формирования познания окружающей
действительности. От его уровня зависит успешность умственного,
физического, эстетического воспитания ребенка.
Многие родители в первые годы жизни малыша основное внимание
уделяют уходу за ним, правильному питанию, режиму, одежде и не придают
особого значения что ребенок нуждается и в «пище» для ума. Какая разница,
когда малыш научится шнуровать ботинки, держать карандаш, рисовать,
лепить, читать, писать, делать постройки из кубиков, сортировать шарики по
цвету и размеру. Придет время- всему научится, зачем торопиться, в конце
концов научат в детском саду или школе, не будем отнимать детство у
малыша!
Каждый ребенок может в своем развитии подняться на большие
высоты, но на практике мы видим, что одни дети с нежеланием идут в
детский сад, школу или трудно учатся- другие с удовольствием это делают;
один с трудом заканчивает школу, а другой поступает в университет.
Главное в раннем развитии – не упустить время. Успешно овладевают
знаниями дети, которые до школы овладели высоким уровнем развития. Чем
благоприятней условия, чем разнообразней игры, которыми малыш может
заниматься, тем успешнее и разностороннее идет познание окружающего
мира. По исследованиям психологов- ребенок до трех лет приобретают от 60
до 70%информации об окружающем мире, остальные проценты остаются на
оставшуюся жизнь.
Что больше всего любят дети- играть! Они играют дома, на улице, в
детском саду. (везде). Любое увлекательное занятие для них- игра. Через игру
ребенок 2-3 лет познает окружающий мир, свой внутренний мир.
К вашему вниманию мы подготовили ряд игр- занятий, которые используем в
работе по формированию восприятия сенсорных эталонов- цвет, форму,
величину и т.п., и предложить вам простые, но очень интересные,
познавательные игры, которые мы изготовили своими руками.
Игра «Цветочная полянка»
Цель: Развитие воображения; формирования зрительно- моторной
координации на основе действия с предметами.
Ход игры:
1вариант: Надо подобрать серединку или бабочку к цветку такого же цвета.
2вариант: Прикрутить цветку серединку другого, заранее оговоренного цвета
(к синему цветочку- красную серединку и т.д.). Посадить бабочку одного
цвета на цветок другого цвета- ранее оговоренного.
Игра «Разноцветные стаканчики- утята»
Цель: Учить различать цвета по принципу «такой- не такой», сортировать
предметы по цвету.
Материал: цветные палочки четырех цветов (синий, красный, зеленый,
желтый); четыре стаканчика аналогичного цвета.
Ход игры: Высыпать перед ребенком разноцветные палочки и предложить
разделить их на четыре стаканчика. Показать, как следует вставлять палочки,
комментируя: сюда положим все красные палочки, сюда все желтые и т.д.
Игра «Накорми поросенка»
Цель: Развитие мелкой моторики, координации рук, тактильной
чувствительности.
Материал: Поросенок сделанный из пластиковой бутылки с откручивающей
пробкой; желуди, фасоль.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что наш поросенок проголодался и его
надо покормить. Дети берут из баночки корм и кладут в отверстие рта.
Игра «Найди домик для птички»
Цель: Формировать умение различать и правильно называть 4 основные
цвета; производить соотносящие действия (ориентир по цвету); развивать
внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: Разноцветные птички четырех цветов (обвязанные виде птичек
яйца из киндеров), связанные домики- гнездышки соответствующих цветов.
Ход игры:
1 вариант: «Разложи птичек в свои домики» Дети должны разложить птичек в
домик, в соответствии с их цветом, называя цвет домика и птичек.
2 вариант: «Найди лишнюю птичку» Воспитатель показывает детям
разложенные, например, синие птички в синих домиках и среди них одна
жёлтая птичка. Предлагает детям назвать, какая птичка лишняя, почему.
Просит заменить лишнюю птичку птичкой, подходящую по цвету.
3 вариант: «Продолжи ряд» Воспитатель показывает детям чередующихся
птичек двух цветов. И предлагает продолжить их чередовать в начатой
последовательности.
При проверке задания воспитатель просит детей произносить вслух:
«Сначала жёлтая, затем зелёная. Снова жёлтая, опять зелёная».
4 вариант: «Разложи желтых птичек в зеленый домик» Воспитатель кладёт,
например, красных птичек в синий домик. Предлагает детям назвать цвет
домика и птичек. Затем просит ребёнка разложить, например, жёлтых птичек
в зелёные домики и т. д.
Вариантов может быть несколько.
Игра «найди пару»
Цель: Развивать мелкую моторику, мышление, основные цвета, форму и
название геометрических фигур; закреплять понятия «вверху», «внизу»,
«между ними».
Материал: Вырезанные из бумаги рукавички с прорезанными
геометрическими фигурами, геометрические фигуры аналогичного размера.
Ход игры: Предложить детям разукрасить рукавички предложенными
фигурами; подобрать самому фигуры по цвету, форме, размеру.
Игра «Укрась рукавичку»
Цель: Закрепить форму и название геометрических фигур, развивать
внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять понятия
«разные», «одинаковые», «пара».
Материал: Вырезанные из бумаги варежки с рисунками.
Ход игры:1вариант: Педагог раскладывает на столе варежки. Предлагает
детям рассмотреть их, отметить, чем варежки отличаются друг от друга
(геометрическим рисунком, цветом). Показывает, как надо подобрать пару к
каждой варежки. После этого участники игры сами подбирают пару.
2 вариант: Педагог раздает детям по одной варежки. Под музыку дети бегают
по группе. По сигналу- раз, два, три – пару найди_ дети находят ребенка у
которого варежка совпадает рисунком с его варежкой.
Игра «Плоскостной конструктор»
Цель: Развитие мышления, внимания, фантазию, мелкую моторику;
закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форме,
цвету, величине)
Материал: Геометрические фигуры разной формы и разного размера,
вырезанные из салфеток.
Ход игры: Варианты игры:
«Собери бусы» -по желанию дети выбирают разные геометрические фигуры
и раскладывают их в определённой последовательности собирая бусы.
«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические
фигуры выбирает сам ребенок, заборчик и т. д. Далее можно выложить целую
"картину" (развивает творчество ребенка.
«Найди пару или такую же фигуру» - учить подбирать геометрические
фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства,
различия. Развивать наблюдательность.
«Что изменилось?» упражнять в правильном назывании геометрических
фигур, развивать зрительную память.
«Три фигуры» - научить детей соотносить по величине три предмета и
обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,
«Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного
предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по
геометрическому образцу.
«Какие бывают фигуры» - познакомить детей с новыми формами: овалом,
прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-
треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
«Кому какая форма» - учить детей группировать геометрические фигуры
(овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
«Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из
отдельных частей (геометрических фигур).
Игра «Мозаика из пробок»
Цель: Закрепление цвета, развитие мелкой моторики рук.
Материал: пробки от бутылок разного цвета; образцы заданий.
Ход игры: -Предложить детям разложить разноцветные крышки по
коробочкам аналогичного цвета.
- Сначала выложите рисунок по образцу, затем попросите малыша сделать то
же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без
вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.
Можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Устали пальчики! Предлагаем сделать пальчиковую гимнастику, которую
очень любят ваши дети. Нам понадобятся обычные бельевые прищепки.
(всем родителям предложить взять по прищепке).
Пальчиковая гимнастика:
Поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и
обратно под стихотворение:
Сильно кусает котенок- глупыш,
Он думает это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Брысь!»
А если мы включим фантазию, то и прищепки послужат развитию
сенсорных эталонов.
Предлагаем Вам простые, но очень интересные и познавательные игры,
которые вы можете организовать дома прямо на кухне.
Игры с прищепками
Цель: Развивать мускулатуру пальцев.
Материал: Бельевые прищепки,
Ход игры:
1вариант: Рассредоточьте по квартире в разных местах прищепки и
предложите ребенку отыскать их и сложить в ведерко.
2вариант: показать ребенку, что прищепкой можно захватывать различные
предметы: дать задание- собрать вещи прищепкой и принести в определенное
место.
3вариант: Вырежьте из бумаги круг, елочку, полоску и т.д. Прикрепляем
прищепки к кружочку- получается цветок или солнышко; к полоске- травка; к
елочке- иголочки и т.д. у тучки- капельки, у ежика- иголки, у павлина –
хвост…)
Игра «Рисуем на манке»
Цель: Развитие мелкой моторики.
Материал: поднос с манкой.
Ход игры: Насыпать манку на поднос и показать ребенку как можно рисовать
на
таком
«листе». Проведите
пальчиком
по
крупе.
Получится
яркая
контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор,
дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только
мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс
ко всему развитие фантазии и воображения.
Пальчиками можно также перетирать крупу, пересыпать. (манку можно
подкрасить разным цветом; можно заменить песком)
Игры с крупами:
Цель: развитие тактильных ощущений; самомассаж.
Материал: небольшой тазик, крупа, горох или фасоль (следите чтобы в ходе
игры дети ничего не брали в рот, не совали в нос.).
Ход игры:
1 вариант: В емкость насыпаем фасоль и запускаем в нее руки, изображаем,
что месим тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут- будут из печи
Булочки и калачи.
2 вариант: «ищем клад». На дно спрятать игрушку или конфетку и
предложить ребенку найти клад.
3 вариант: смешать 2 вида круп и предложить помочь разобрать.
4вариант: смешать большие фасоли и маленькие- предложить помочь,
например, кукле: разделить «большое и маленькое» для большой птички и
для маленькой.
Игры с тестом:
Цель:
Материал: соленое тесто (200гр муки; 200гр соли; 125мг воды)
Ход игры:
1 вариант: «лепим оладушки, блинчики для куклы». Берем кусочек теста,
скатываем «колобок» потом сплющиваем его «шлепком».
Ой, ладушки- ладушки,
Испеку оладушки!
2 вариант: «отщипни кусочек» Отщипывать кусочки теста и приговаривать:
«У меня большой кусочек теста, а ты отрываешь маленькие кусочки». Потом
собрать и скатать все кусочки в один и сказать: «Мы собрали маленькие
кусочки, помяли, помяли и слепили опять большой кусок».
3вариант: «рисуем» Отламывая кусочки теста делаем рисунок или фигурку
как из пластилина. Поделку можно украсить бусинками, камушками и т.д.,
тесто можно подкрасить гуашью, красителями пищевыми.
4вариант: «ручки мои ручки» Разделить тесто на части оставить отпечаток
ручки ребенка.
2 часть: Изготовление игры своими руками.
Предлагается родителям поучаствовать в изготовлении игры - пособия
по сенсорному развитию
«Разукрась матрешку»
Цель:
Закрепить форму и название геометрических фигур, основные цвета;
развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику;
Сегодня познакомили Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете
заняться с ребёнком дома. Включайте фантазию и не уставайте постоянно
разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления
природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке
информации. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с
малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе.
Это будет отличным способом для установления более прочной связи между
Вами и Вашим ребенком!
Памятка для родителей
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо
предлагать:
1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами,
ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные,
деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными
палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль
или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки
различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки,
шишки, скорлупки, початки и т. д.) .
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и
застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
12. Режьте ножницами.
Дорогие Родители!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка! Употребляйте слова и фразы,
несущие оптимистическую окрашенность,например: «Как интересно», «Вот,
здорово!», «Давай помогу!», «Красота» и т.д.
Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание
продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому
завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.