Напоминание

"Роль педагога дополнительного образования в организации творческой деятельности обучающихся"


Автор: Крутилова Екатерина Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБО ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: с. Михайловка, Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль педагога дополнительного образования в организации творческой деятельности обучающихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья «Роль педагога дополнительного образования в

организации творческой деятельности воспитанников»

Кто испытал наслаждение творчества,

для того уже все другие наслаждения не существуют.

Антон Павлович Чехов

Творческая

деятельность

предполагает

максимум

самодеятельности

и

активности обучающихся, но принцип самодеятельности и активности отнюдь

не

исключает

руководящей

роли

педагога

дополнительного

образования.

Именно

педагог

направляет

инициативу

и

интерес

детей,

развивает

их

творчество,

прививает

им

навыки

самостоятельной

работы,

способствует

активизации познавательной деятельности.

Осуществление

занятий

декоративно прикладным творчеством с детьми от

педагога «требуют осознания его собственной готовности и возможности быть

терпимым

и

проявлять

стремление

к

кооперативности».

Именно

поэтому

педагогу необходимо тщательно продумывать формы и методы работы, более

тактично подавать их учащимся различного возраста, заинтересовывать их в

конечном результате.

Со своими воспитанниками детского

объединения мы ходим на экскурсии,

наблюдаем за окружающим миром, чтобы потом, когда ребенок начал рисовать,

лепить, моделировать, перевоплощаться в образ театрального героя, он смог

передать

свои

эмоции

и

ощущения,

которые

получил

в

ходе

общения,

восхищения

и

обсуждения

увиденного

со

сверстниками

на

экскурсии.

В

результате такой работы дети создают интересные, жизнерадостные работы,

подбирают добрые сюжеты для своих персонажей, используют яркие краски в

работах.

Я часто замечаю, что

у детей, которые увлечено, занимаются или пробуют

делать первые шаги в ДПТ, нет места для проявления жестокости, агрессии,

отрицательного отношения к миру, потому что увлечены интересным делом.

Свою

педагогическую

деятельность

я

начала

с

воспитателя

детского

сада,

работала

учителем

технологии,

12

лет

работаю

педагогом

дополнительного

образования,

за

годы

работы

реализовывала

разные

написанные

мной

программы: мягкая игрушка, игровой час, тестопластика, экологический клуб,

цветоводство.

Всегда

мне

хотелось

что-то

особенного

и

все

сразу,

чтобы

программа охватывала разные виды деятельности, и тематика блоков несла

общую идею, которая к завершению изучения блока позволит предоставить

конечный

продукт.

Например

«Сказочный

герой»:

оформление

выставки

детских работ по рисованию, лепке, оригами, как выставочного материала, так и

для изготовления декорации и костюмов для театральной деятельности, и показ

спектакля. Учитывая то, что 4 года обучения, это значит, предоставлены работы

разных возрастов, а самое главное у детей восторг от увиденного, «помнишь,

мы тоже такое делали, как у нас было в том году, у меня тоже есть такая работа в

портфолио».

Накапливая

педагогический

опыт

работы

с

детьми,

поняла,

чем

больше

мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Но мастерство достигается не

каким-то наитием, оно зависит от умственных и физических сил ребенка. Силы

ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство

черпает

свои

силы

в

разуме.

Поэтому

и

«родилась»

такая

замечательная

общеобразовательная программа "Радость творчества» рассчитанная на 4 года

обучения, для обучающихся 7-11 лет. В детское объединение принимаются все

желающие, не зависимо от умения пользоваться инструментами и материалом

для

ДПТ.

На

данном

этапе

очень

важна

помощь

и

роль

педагога,

как

организатора

образовательного

процесса.

Необходим

личный

пример

для

подражания.

Необходимо

не

упустить

момент,

когда

дети

начинают

соприкасаться с материалом для работы, важно, чтобы они полюбили, ощутили

пальцами и внутренним миром, что из простого листа бумаги или кусочка

пластилина,

акварельные

краски,

простые

театральные

костюмы

могут

приобрести жизнь и восхищать окружающих. Нужно, не забывать, что это дети

7-11 лет, для них жизнь это игра, в которой они познают мир, поэтому только в

игровой форме нужно вовлечь, научить пользоваться, осознанно и произвольно

строить сообщения в устной форме.

Цель

программы

проста:

развитие

художественного

вкуса

и

творческих

способностей

учащихся

через

обучение

видам

декоративно-прикладного

искусства. Для достижения этой цели роль педагога не просто дать тему на

занятии, отсидеться и быть, свободным записав в журнал тему, а развивать

творческие способности учащихся;

совершенствовать

умение

и

навыки

работы

с

основными

материалами

(акварельные

краски,

цветные

карандаши,

картон,

цветная

бумага,

клей,

ножницы, пластилин, природный материал);

формировать у учащихся интерес и любовь к различным видам искусства -

живопись, скульптура, театр, прикладное искусство;

обеспечить сплочение детского коллектива, воспитание лучших человеческих

качеств

-

дружелюбие,

доброжелательность,

отзывчивость,

чувства

сопереживания;

воспитывать

трудовые

качества

-

аккуратность,

терпение,

усидчивость,

трудолюбие.

Роль

педагога

дополнительного

образования

в

организации

творческой

деятельности тяжелая, но она приносит плоды творчества, мы ведь стремимся к

этому.

Поэтому

для

оценки

эффективности

реализации

программы

разработана

система мониторинга, которая позволяет выявить уровни освоения учащимся

образовательной

программы

-

уровень

элементарной

грамотности,

уровень

функциональной

грамотности,

уровень

компетентностной

грамотности.

Результативность

образовательного

процесса

отслеживается

участием

в

викторинах,

выставках,

конкурсах

декоративно-прикладного

искусства,

театральных постановках.

В результате по завершению курса слышим слова благодарности родителей и

детей, потому что, мы все кто работали, год в детском объединении «Радость

творчества» смогли «слепить и бросить себя в воду так, чтобы пошли круги

результативности, круги способные передать красоту окружающего мира через

творческие работы.

У нас нет ограничений в выборе техники для творческих работ. У нас есть всё:

каждый раздел программы имеет основные виды занятий: рисование, лепка,

аппликация, оригами, «театральная мастерская». Не случайно такое соседство

технологий позволяет нам добиться отличных результатов.

Подводя

итог

вышесказанному,

можно

сделать

вывод

о

значимости

роли

педагога дополнительного образования в организации внеурочной деятельности.

Поскольку нет, пожалуй, ни одной сферы развития личности, на которую бы они

не воздействовали.

Нужно помнить, что порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и

возник, если оставить его без пищи!



В раздел образования