Автор: Крутилова Екатерина Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБО ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: с. Михайловка, Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль педагога дополнительного образования в организации творческой деятельности обучающихся"
Раздел: дополнительное образование
Статья «Роль педагога дополнительного образования в
организации творческой деятельности воспитанников»
Кто испытал наслаждение творчества,
для того уже все другие наслаждения не существуют.
Антон Павлович Чехов
Творческая
деятельность
предполагает
максимум
самодеятельности
и
активности обучающихся, но принцип самодеятельности и активности отнюдь
не
исключает
руководящей
роли
педагога
дополнительного
образования.
Именно
педагог
направляет
инициативу
и
интерес
детей,
развивает
их
творчество,
прививает
им
навыки
самостоятельной
работы,
способствует
активизации познавательной деятельности.
Осуществление
занятий
декоративно прикладным творчеством с детьми от
педагога «требуют осознания его собственной готовности и возможности быть
терпимым
и
проявлять
стремление
к
кооперативности».
Именно
поэтому
педагогу необходимо тщательно продумывать формы и методы работы, более
тактично подавать их учащимся различного возраста, заинтересовывать их в
конечном результате.
Со своими воспитанниками детского
объединения мы ходим на экскурсии,
наблюдаем за окружающим миром, чтобы потом, когда ребенок начал рисовать,
лепить, моделировать, перевоплощаться в образ театрального героя, он смог
передать
свои
эмоции
и
ощущения,
которые
получил
в
ходе
общения,
восхищения
и
обсуждения
увиденного
со
сверстниками
на
экскурсии.
В
результате такой работы дети создают интересные, жизнерадостные работы,
подбирают добрые сюжеты для своих персонажей, используют яркие краски в
работах.
Я часто замечаю, что
у детей, которые увлечено, занимаются или пробуют
делать первые шаги в ДПТ, нет места для проявления жестокости, агрессии,
отрицательного отношения к миру, потому что увлечены интересным делом.
Свою
педагогическую
деятельность
я
начала
с
воспитателя
детского
сада,
работала
учителем
технологии,
12
лет
работаю
педагогом
дополнительного
образования,
за
годы
работы
реализовывала
разные
написанные
мной
программы: мягкая игрушка, игровой час, тестопластика, экологический клуб,
цветоводство.
Всегда
мне
хотелось
что-то
особенного
и
все
сразу,
чтобы
программа охватывала разные виды деятельности, и тематика блоков несла
общую идею, которая к завершению изучения блока позволит предоставить
конечный
продукт.
Например
«Сказочный
герой»:
оформление
выставки
детских работ по рисованию, лепке, оригами, как выставочного материала, так и
для изготовления декорации и костюмов для театральной деятельности, и показ
спектакля. Учитывая то, что 4 года обучения, это значит, предоставлены работы
разных возрастов, а самое главное у детей восторг от увиденного, «помнишь,
мы тоже такое делали, как у нас было в том году, у меня тоже есть такая работа в
портфолио».
Накапливая
педагогический
опыт
работы
с
детьми,
поняла,
чем
больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Но мастерство достигается не
каким-то наитием, оно зависит от умственных и физических сил ребенка. Силы
ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство
черпает
свои
силы
в
разуме.
Поэтому
и
«родилась»
такая
замечательная
общеобразовательная программа "Радость творчества» рассчитанная на 4 года
обучения, для обучающихся 7-11 лет. В детское объединение принимаются все
желающие, не зависимо от умения пользоваться инструментами и материалом
для
ДПТ.
На
данном
этапе
очень
важна
помощь
и
роль
педагога,
как
организатора
образовательного
процесса.
Необходим
личный
пример
для
подражания.
Необходимо
не
упустить
момент,
когда
дети
начинают
соприкасаться с материалом для работы, важно, чтобы они полюбили, ощутили
пальцами и внутренним миром, что из простого листа бумаги или кусочка
пластилина,
акварельные
краски,
простые
театральные
костюмы
могут
приобрести жизнь и восхищать окружающих. Нужно, не забывать, что это дети
7-11 лет, для них жизнь это игра, в которой они познают мир, поэтому только в
игровой форме нужно вовлечь, научить пользоваться, осознанно и произвольно
строить сообщения в устной форме.
Цель
программы
проста:
развитие
художественного
вкуса
и
творческих
способностей
учащихся
через
обучение
видам
декоративно-прикладного
искусства. Для достижения этой цели роль педагога не просто дать тему на
занятии, отсидеться и быть, свободным записав в журнал тему, а развивать
творческие способности учащихся;
совершенствовать
умение
и
навыки
работы
с
основными
материалами
(акварельные
краски,
цветные
карандаши,
картон,
цветная
бумага,
клей,
ножницы, пластилин, природный материал);
формировать у учащихся интерес и любовь к различным видам искусства -
живопись, скульптура, театр, прикладное искусство;
обеспечить сплочение детского коллектива, воспитание лучших человеческих
качеств
-
дружелюбие,
доброжелательность,
отзывчивость,
чувства
сопереживания;
воспитывать
трудовые
качества
-
аккуратность,
терпение,
усидчивость,
трудолюбие.
Роль
педагога
дополнительного
образования
в
организации
творческой
деятельности тяжелая, но она приносит плоды творчества, мы ведь стремимся к
этому.
Поэтому
для
оценки
эффективности
реализации
программы
разработана
система мониторинга, которая позволяет выявить уровни освоения учащимся
образовательной
программы
-
уровень
элементарной
грамотности,
уровень
функциональной
грамотности,
уровень
компетентностной
грамотности.
Результативность
образовательного
процесса
отслеживается
участием
в
викторинах,
выставках,
конкурсах
декоративно-прикладного
искусства,
театральных постановках.
В результате по завершению курса слышим слова благодарности родителей и
детей, потому что, мы все кто работали, год в детском объединении «Радость
творчества» смогли «слепить и бросить себя в воду так, чтобы пошли круги
результативности, круги способные передать красоту окружающего мира через
творческие работы.
У нас нет ограничений в выборе техники для творческих работ. У нас есть всё:
каждый раздел программы имеет основные виды занятий: рисование, лепка,
аппликация, оригами, «театральная мастерская». Не случайно такое соседство
технологий позволяет нам добиться отличных результатов.
Подводя
итог
вышесказанному,
можно
сделать
вывод
о
значимости
роли
педагога дополнительного образования в организации внеурочной деятельности.
Поскольку нет, пожалуй, ни одной сферы развития личности, на которую бы они
не воздействовали.
Нужно помнить, что порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и
возник, если оставить его без пищи!