Напоминание

Сценическое волнение и методы его преодоления


Автор: Драгун Ольга Семёновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Лысогорская ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Лысые Горы Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценическое волнение и методы его преодоления
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Лысогорская детская школа искусств» р.п. Лысые Горы Саратовской

области.

Сценическое волнение и методы его преодоления

Методическая разработка

Драгун Ольга Семёновна

2018г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3

Глава I. Сценическое волнение у юных музыкантов во время концертного выступления как

важный фактор, формирующий их профессиональное мастерство

§ 1.1. Сценическое волнение, его виды и формы …………………………….6

§ 1.2. Причины сценического волнения и методы борьбы с ним ………… 9

§ 1.3.Психолого – педагогические особенности адаптации обучающихся в музыкальной

школе к концертному выступлению ……………….………………………...12

Заключение ……………………………………………………………………..15

Список литературы …………………………………………………………….17

2

Введение

Музыкальная педагогика призвана разрабатывать

прогрессивные формы образования,

создавать

новые

методики

с

целью

обновления

учебно-воспитательного

процесса

и

повышения его эффективности. Одной из важнейших тенденций передовой музыкальной

педагогики является стремление достичь целостного формирования личности музыканта-

исполнителя, гармоничного развития всех ее качеств. Совершенствовать воспитание и

образование

учащихся-музыкантов можно в различных направлениях. Одна из задач

профессионального развития музыканта-исполнителя – это подготовка к концертному

выступлению. Концертное

выступление

является

одним

из

самых

сложных

видов

человеческой

деятельности,

которая

требует

от

концертного

исполнителя

серьезных

эмоциональных,

волевых,

личностных,

физиологических

вложений.

В

процессе

публичного исполнения музыкального произведения в различной степени проявляются все

стороны человеческой натуры, которые могут выражаться в проявлении эмоциональности

на сцене, открыть перед слушателем глубины его творческой фантазии, исполнительского

мастерства, физической выносливости, при длительных концертных выступлениях, а так

же иные качества.

Что же касается юного музыканта, который только начал свое обучение музыкальному

искусству,

то

в

данном

случае

перед

его

преподавателем

стоит

очень

сложная

и

многогранная задача – развить в своем ученике все основные качества настоящего артиста

– исполнителя. Но педагогу следует подходить с осторожностью к решению этой сложной

задачи, особенно если дело касается начального этапа обучения юного исполнителя, ведь

бездумная постановка трудных задач перед учеником может оказаться неподъемной ношей

в начале его творческого пути. Опытный педагог знает, что настоящего концертного

исполнителя

нужно

растить

постепенно,

последовательно

совершенствуя

его

исполнительское

мастерство,

открывая

перед

ним

все

новые

и

новые

горизонты,

к

которым, несомненно, нужно стремиться.

В этой связи психологическая подготовка юного музыканта к концертному исполнению на

всем протяжении его творческой работы должна стать одним из главных моментов, на

который

он

должен

постоянно

обращать

свое

внимание

и

заниматься

его

совершенствованием. Ведь для музыканта, не менее чем для актера, всегда актуальны

слова К. Станиславского о психологическом состоянии, переживаемом артистом: « Когда

человек

артист

выходит

на

сцену

перед

тысячной

толпой,

то

он

от

испуга,

застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание.

3

В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть,

чувствовать

»1.

Многие из великих музыкантов испытывали колоссальное волнение перед концертным

выступлением,

которое

естественно

сказывалось

на

качестве

и

художественной

выразительности их сценической игры. Об этом в своих сочинения вспоминают Г.

Нейгауз, А. Гольденвейзер и многие другие.

В связи с этим тема настоящей работы приобретает особую актуальность, ведь пока

человек

будет

выступать

перед

публикой

на

сцене,

будь

он

музыкантом,

актером,

политиком,

судебным

оратором,

механизмы

решения

проблем

и

выработки

способов

преодоления сценического волнения будут развиваться и совершенствоваться. Это связано

с тем, что все люди разные и нет единого рецепта для решения вышеуказанных проблем,

можно только определить вектор, в котором следует вести работу в этом направлении.

Цель:

- научить юных музыкантов избавляться от негативных моментов сценического волнения.

Задачи:

- определится с тем, что есть сценическое волнение и рассмотреть его виды и формы

выражения;

-

раскрыть

причины

сценического

волнения

и

дать

практические

советы

по

его

преодолению;

- охарактеризовать психолого – педагогические особенности адаптации обучающихся в

музыкальной школе к концертному выступлению.

_____________________________________________________________________________

1

К.С. Станиславский. Работа актёра над собой. Работа актёра над ролью, Собр. соч., т. 2 - 4, М., 1954 с. 95.

4

Г л а в а I.

Концертное

выступление

как

важный

фактор,

формирующий

профессиональное мастерство у юных музыкантов

§ 1.1. Сценическое волнение, его виды и формы

Концертное выступление – является итогом совместной работы, которая проводилась

учеником музыкальной школы и его педагогом на протяжении заранее определенного

промежутка

времени.

Такое

выступление

в

наибольшей

степени

раскрывает

индивидуальные

особенности

каждого

конкретного

ребенка,

изучающего

игру

на

инструменте,

и

является

основой

для

дальнейшего

развития

умений

и

навыков

инструментальной игры, продолжения совершенствования исполнительского мастерства.

Трудный путь от начала знакомства с конкретным музыкальным произведением и до

концертного выступления на сцене, либо в экзаменационном классе детской музыкальной

школы, ученик проходит со своим педагогом – наставником, роль которого в процессе

изучения и подготовки к концертному исполнению музыкального произведения трудно

переоценить. В связи с особой сложностью решения задач по преодолению сценического

волнения,

у

юного

музыканта

в

процессе

концертного

исполнения,

преподаватель

музыкальной школы, еще на начальной стадии изучения и разбора музыкальной пьесы,

должен уделить особое внимание работе над психологической подготовкой к концертному

выступлению. В этой связи еще сам Римский – Корсаков говорил о проблеме сценического

волнения, что такое волнение обратно пропорционально степени подготовки.

Исполнительская деятельность – это одна из самых сложных видов деятельности, потому

что

в

ней

сосредотачиваются

высокие

моральные,

психологические,

а

зачастую

и

колоссальные

физические

нагрузки.

Довольно

часто

такая

деятельность

становиться

настоящим испытанием для взрослого, уже сформировавшегося во всех отношениях,

концертного исполнителя, не говоря уже об учащихся детских музыкальных школ и школ

искусств.

Как

в

своей

книге:

«

Исполнитель

и

эстрада»

В.Ю.

Григорьев

пишет:

«Концертное выступление становится «лакмусовой бумажкой» для исполнителя, ибо здесь

впервые он обязан подняться над обычным уровнем ремесленного искусства — стать

истинным художником, открывающим слушателям путь в Творчество, в определенной

мере быть сверхчеловеком, который обладает особыми способностями и возможностями,

только и представляющими интерес на эстраде»

2

.

По общей практике ребенок приходит в музыкальную школу приблизительно в возрасте

6 – 7 лет.

_______________________________________________________

2

В.Ю. Григорьев. Исполнитель и эстрада. Москва–Магнитогорск, 1998, с.12 .

Как утверждают многие психологи как раз в этом возрасте у него начинается переломный

момент его развития или можно сказать по другому – возрастной кризис, который ребенок,

5

после прохождения определенной стадии своего развития, будет переживать вновь. В

своей

работе

Л.С.

Выготского

дает

следующее

определение

таких

кризисов:

«Самое

существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении

новообразований, которые своеобразны и специфичны, они носят переходный характер.

Новообразования отмирают вместе с наступлением следующего возраста, но продолжают

существовать в «латентном» виде внутри него»

3

.

В связи с этим на начальном этапе

подготовки

учащегося

к

концертному

выступлению

педагогу,

нужно

учитывать

его

индивидуальные особенности: возраст, характер, тип личности, темперамент, а так же

особенности и методы освоения музыкального произведения, время, затраченное на его

изучение и т.д. Учет педагогом индивидуальных особенностей ребенка, обучающегося

игре

на

музыкальном

инструменте,

необходим

для

понимания

его

эмоционального

состояния

во

время

публичного

выступления

на

сцене,

а

также

возможности

корректировки негативных факторов, которые могут возникнуть во время концертного

выступления.

Практически любой концертный исполнитель перед выходом на сцену, а также во время

публичного

исполнения

музыкального

произведения

испытывает

различные

эмоциональные

состояния,

которые

выражаются

в

так

называемом

эстрадном

или

сценическом волнении. Еще Генрих Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной

игры»

отмечал,

что

волнение

перед

выступлением

было

свойственно

большинству

великих артистов. В связи с этим в литературе выделяют два вида такого волнения:

волнение – подъем и волнение – паника, и в зависимость от того, кокой вид волнения

переживает

музыкант

во

время

публичного

исполнения

музыкального

произведения,

можно

поставить

качество

его

исполнения,

а

в

особо

критичных

случаях,

даже

возможность самого исполнения.

Степень волнения, зависит и от мотивации, значимости выступления. Л. Бочкарёв в

своей статье выделяет наиболее важные группы положительных мотивов, влияющих на

состояние психической готовности к концертному выступлению:

мотивы, связанные с отношением музыканта к исполняемым произведениям;

мотивы, связанные с отношением исполнителя к публике;

мотивы, связанные с отношением к исполнительской деятельности.

4

____________________________________________________________________

3

Л. С. Выготский. Вопросы детской психологии. СПб. СОЮЗ, 1999, с. 124.

4

Г.Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. Москва, Музыка, 1987, с. 58.

В методической

работе «Инструментальный ансамбль и проблемы исполнительства»

А.М.

Стороженко

выделяет

5

фаз

сценического

волнения,

связанного

с

концертным

выступлением.

5

6

Первая фаза – длительное предконцертное состояние.

Предконцертное состояние начинается, когда устанавливается точная дата выступления.

Если это далёкая дата и соответствует намеченному сроку готовности к выступлению,

волнение возникает периодически и только нарушает «душевное равновесие» играющего.

Ему легко убедить себя, что он успеет подготовиться. Но, по мере приближения срока

выступления, мысли о нём всё чаще приобретают навязчивый характер и волнение всё

больше

нарастает.

Ему

сопутствует

раздражительность,

плохой

сон,

повышенное

внимание

к

собственным

переживаниям

и

яркое

представление

противоположных

состояний: то ему кажется, что его ожидает грандиозный успех, то наоборот – полный

провал. Чем ближе дата концерта, или накануне его, отрицательные эмоции переживаются

наиболее болезненно.

Вторая фаза – непосредственно концертное состояние.

У некоторых музыкантов-исполнителей возникает очень возбуждённое состояние,

нетерпеливое

желание

выступить,

перемежающееся

неясной

тревогой.

У

других

оно

протекает при резком нарушении вегетативных процессов и сопровождается высокой

температурой, тошнотой, головной болью, желудочными недомоганиями или эйфорией. У

третьих

полным

упадком

сил

(депрессией),

которая

кажется

исполнителю

непреодолимой: исполнитель жалуется, что он не в состоянии выступать. «Вещь, которую

я должен исполнять я знаю очень хорошо, - писал о своём предконцертном состоянии

Антон Рубинштейн. – Но появляется какая-то раздражительность, какое-то

нервное

состояние, возбуждение, думаешь о том, что остановишься, раздражаешься, нервничаешь.

Это

пытка,

страшнее

которой

и

инквизиция

не

могла

бы

придумать.

Сидишь

у

фортепиано и дрожишь на каждом такте, вот – вот лопнешь. Никто не подозревает об этих

мучениях»

6

.

Музыкальная практика показывает, что изучение предконцертного состояния очень

важно педагога в диагностических целях, так как в нём довольно отчётливо проявляются

симптомы волнения, свойственные для данного музыканта-исполнителя.

_____________________________________________________________________________

5

Стороженко А.М. Инструментальный ансамбль и проблемы исполнительства // Учебное пособие по классу ансамбля

для преподавателей и студентов музыкальных учебных заведений. – С., 1993. С. 76-79.

6

Клещёв С. Волнение на эстраде и методы его устранения. – Советская музыка. №11 – М.1936. С. 64.

Оно

важно

тем,

что

в

нём

накапливаются

все

неприятные

переживания,

которые

рефлекторно закрепляются. Может оказаться, что само концертное выступление проходит

удачно. Но перед каждым выступлением всплывают неприятные ощущения прошлого

предконцертного самочувствия. Оно может оказаться более сильным и способно подавить

7

положительные эмоции –

и снова вызвать неприятные и болезненные переживания.

Разорвать этот порочный круг удаётся после нескольких удачных выступлений. Но

полное успокоение не наступает – волнение приобретает другую, часто более спокойную

форму.

Учёт предконцертного состояния необходим ещё потому, что оно утомляет, а порой

истощает нервную систему, и само выступление уже проходит ослабленным и как бы

выдохшимся.

Третья

фаза

очень

короткий

промежуток

между

объявлением

и

началом

выступления.

Выход из артистической комнаты на сцену, безмолвное шествие на виду у публики,

остановка, поклон. Эта фаза переживается очень остро и проходит по–разному. Некоторые

идут

как

на

Голгофу,

с

трудом

преодолевая

путь

к

своему

месту

на

сцене.

Другие

стараются не смотреть на публику, внутренне отстраняются от неё и настраиваются на

начало исполнения. Третьи идут «работать», т.е. выполнять свой артистический «долг»,

сосредоточенно и деловито. Но, равнодушных нет и не может быть!

Четвёртая фаза - начало исполнения, артистического общения с публикой, борьба

со своим негативным состоянием.

У начинающих музыкантов-исполнителей или более опытных, при резком повышении

ответственности

выступления

нередко

можно

наблюдать

потери

или

даже

срывы

в

исполнении.

Появляются

темповые

нарушения

(чаще

всего

в

сторону

ускорения),

технические погрешности, неровность пассажей, нечёткость фразировки, неоправданные

градации

звучности,

иногда

провалы

в

памяти.

Все

исполнители,

в

разной

степени,

преодолевают

предконцертные

нарушения

психического

состояния

и

постепенно

приобретают артистическую форму. Некоторым достаточно для этого исполнить первую

пьесу, другие «разыгрываются» ко второму отделению или только к концу концерта.

Пятая фаза – состояние после концерта.

Предконцертное

волнение

и

волнение

в

процессе

выступления

переходит

в

психологическое «послеконцертное» состояние, характеризующееся положительными и

отрицательными

«эмоциями

ожидания».

Музыкант-исполнитель

испытывает

острое

желание

услышать

отзывы

о

своём

выступлении.

Словесная

реакция

преподавателя,

слушателей,

друзей

на

своё

выступление

необходима

каждому:

это

разрешение

той

сложной социальной, профессиональной и личной неопределённости, которая всё время

волнует музыканта-исполнителя.

8

Сценическое волнение может проявляться в различных формах. Волнение – подъем

характеризует эмоциональную бодрость, душевный подъем, яркость исполнения, прилив

сил и положительной энергии, способствующей налаживанию контакта музыканта со

слушателем и положительному впечатлению от самого исполнения.

Напротив волнение – паника затрачивает колоссальное количество энергии на ее

подавление, негативно влияет на качество исполняемого произведения, которое может

выразится в потере красок музыки, темпа, звуковых нюансов, отказ различных видов

памяти и т.д., что в последствии может привести к неуверенности в себе, развитию

различных фобий, боязни сцены, плохого исполнения, забыть музыкальный текст и т.д.

В данной ситуации задачей педагога будет являться минимизация негативных последствий

после неудачного публичного выступления ученика и выработка положительного настроя

перед концертным выступлением, а также создание предпосылок для формирования у

ребенка – исполнителя положительного эмоционального состояния и качеств присущих

для волнения – подъема.

В этой связи особую роль приобретает коллективная работа педагога в классе с

несколькими учениками. Указанный прием дает юному музыканту огромный стимул в

подготовке к концертному выступлению и дает возможность по – новому взглянуть на

выученный

материал.

Когда

музыкальная

пьеса,

казалось

бы,

готова

к

публичному

исполнению, педагог, в присутствии нескольких воспитанников его класса просит каждого

из них по очереди исполнить выученное музыкальное произведение, тем самым давая

своим ученикам почувствовать свое эмоциональное состояние и пережить один из видов

сценического волнения. Потом с каждым из учеников обсудить причины и последствия их

эмоционального состояния до, во время и после публичного выступления, характер их

волнения, а потом индивидуально с каждым из них определить пути решения возникших

проблем.

Рекомендуется

неоднократно

применять

указанный

подход

при

подготовке

учащихся детских музыкальных школ и школ искусств к концертному выступлению.

§ 1.2. Причины сценического волнения и методы борьбы с ним.

Существует

множество

причин,

вследствие

которых

у

концертного

исполнителя

зачастую возникают проблемы при исполнении музыкального произведения на сцене.

Очень

часто

страх

или

волнение

у

исполнителя

перед

концертным

выступлением

вызывают

такие

причины:

боязнь

во

время

исполнения

забыть

текст

музыкального

произведения, недостаточная проработка технических моментов, непривычная обстановка,

слишком

сложный

или

неправильно

подобранный

репертуар,

неуверенность

в

своих

9

силах,

недостаточно

времени

на

подготовку

(когда

ученик

выучивает

музыкальное

произведение «в последний момент» на кануне публичного выступления), неправильная

психологическая подготовка во время работы над пьесой, а так же непосредственно перед

выступлением, и многое другое. В данном случае будет обоснованным рассмотреть самые

распространенные из них и дать им краткую характеристику.

Такая причина как боязнь во время исполнения забыть текст музыкального произведения

возникает у тех учеников – исполнителей, которые недостаточно времени потратили на его

изучение, либо нотный текст еще недостаточно хорошо закрепился в памяти исполнителя

и

на

его

окончательное

усвоение

требуется

время.

Польский

пианист

Падеревский

техническую

недоработку

музыкального

произведения

называл

«нечистой

совестью

исполнителя».

Одним из самых верных приемов, которым можно проверить хорошо – ли изучен

нотный

текст

музыкального

произведения

это

воспроизведение

пьесы

в

памяти

исполнителя, как целиком, так и ее различных фрагментов. Если ученик в отсутствие

музыкального инструмента без труда по памяти воспроизводит нотный текст у себя в

голове,

то

в

данном

случае

будет

обоснованным

утверждать

о

хорошем

знании

исполнителем нотного текста музыкального произведения и как следствие отсутствие

волнения по этому поводу при концертном выступлении.

Следующей причиной сценического волнения является недостаточная проработка

технических моментов музыкального произведения. Когда музыкант исполнитель на все

120

процентов

не

владеет

технической

стороной

исполняемой

пьесы,

то

во

время

концертного исполнения все недостаточно проработанные моменты будут как минное

поле, по которому идет исполнитель во время игры. Указанное обстоятельство еще более

справедливо

для

юных

исполнителей,

поскольку

взрослый,

уже

сформировавшийся

музыкант – исполнитель имеет достаточно опыта для быстрого и практически незаметного

восстановления

после

совершенной

технической

ошибки,

чего

не

скажешь

о

юном

музыканте,

техническая

ошибка

которого

может

привести

к

остановке

и

потере

возможности

продолжить

исполнение.

Здесь

так

же

следует

сказать

о

правильности

подбора репертуара для концертного исполнения юным музыкантом. На концерт следует

выносить не сложные произведения, которые в техническом плане уже перерос юный

исполнитель.

Что же касается избегания провалов и ошибок, порождаемых вышеуказанной причиной,

следует с особым вниманием выявлять в исполняемой пьесе все технически сложные

места и заниматься их систематической проработкой, проигрывать гаммы, придумывать

10

различные упражнения на основе выявленных технически сложных мест музыкального

произведения и упражняться в их безукоризненном исполнении.

Еще одна из причин концертного волнения – это непривычная или некомфортная для

исполнителя обстановка. Зачастую при работе над музыкальным произведением ученики

музыкальной школы проигрывают пьесы только перед своим педагогом, что является

грубейшей ошибкой со стороны преподавателя. Как уже отмечалось выше, ученик должен

систематически исполнять выученное им музыкальное произведение в присутствии своих

коллег по классу, играть его своим родным и близким, знакомым, друзьям, соседям.

Играть

в

детских

садах,

общеобразовательных

школах,

музеях,

где

публика

не

профессиональная

и

очень

благодарная,

доброжелательная.

Хорошую

помощь

в

проведении домашних концертиков с объявлениями, поклонами, аплодисментами, могут

оказать заинтересованные родители. При частых выступлениях, учатся справляться с

волнением, даже самые робкие ученики, чувствуя себя значительно увереннее. В данном

случае будет обоснованным привести цитату из книги Н. Голубовской: «Упражняйся в

изменениях условий своей игры. Играй на разных роялях, разным людям, в разных

помещениях, в разное время дня»

7

.

Для юного музыканта очень важно, если подготовка к выступлению будет проходить в

зале, где непосредственно состоится концертное исполнение выученного произведения.

Положительный эффект на юного исполнителя так же окажет присутствие на репетиции

небольшого

количества

людей,

это

поможет

почувствовать

те

ощущения,

которые

музыкант

будет

переживать

во

время

сценического

исполнения,

и

правильно

подготовиться

к

ним. При

регулярных

обыгрываниях,

организм

ученика

приучается

справляться с волнением, но если перерывы между выступлениями растягиваются на

долгое время, то адаптации не происходит, поэтому говоря словами Станиславского,

обыгрывание

программы

надо

делать

как

можно

более

часто,

чтобы

трудное

стало

привычным, привычное - легким, а легкое - приятным. Важна грань между паническим

страхом и сценическим волнением. Одно вносит хаос и разрушение, а другое созидает,

когда надо проявить высокое душевное напряжение, когда исполнитель обязан сообщить

людям,

собравшимся

его

слушать

важное,

значительное,

глубоко

отличное

от

будничных переживаний, мыслей, чувств, показать на что способен.

Следовательно, при регулярных занятиях с полной отдачей и продуктивностью волнение

перед выступлением значительно меньше, т.к. у исполнителя появляется уверенность в

себе и психологически настроиться на выступление значительно легче.

Каждый музыкант-исполнитель по-разному описывает свое наилучшее сценическое

состояние,

находя

для

этого

свои

какие-то

определения

возникающих

в

тот

момент

11

ощущений. Проанализировав и запомнив ощущения, которые предшествовали удачному

выступлению, музыкант может затем сознательно воспроизводить такое же состояние

перед последующими выступлениями. Для этих целей используется психорегулирующая

тренировка, проводимая на фоне измененного состояния сознания.

Секрет успешного выступления, на мой взгляд, в следующем: полностью забыть страх;

направить все мысли на осмысление играемого; и быть посредником между автором и

слушателем.

И в заключении, пожалуй, одна из важнейших причин концертного волнения – это

неуверенность

в

себе

или

своих

силах.

Преодолению

этой

проблемы

поможет

плодотворная и кропотливая работа над вышеуказанными причинами (отличное знание

текста музыкального произведения, систематическая проработка его технической стороны,

исполнение в условиях приближенных к реальному концертному исполнению и т.д.) и сам

этот

факт

будет

играть

решающее,

значение

при

формировании

уверенности

в

себе

музыканта – исполнителя. В тоже время, в качестве совета юным музыкантам, следует

озвучить

слова

профессора

Ленинградской

консерватории

Н.Л.

Перельмана:

«Не

выдумывайте предконцертных привычек!»

8

_______________________________________________________________

7

Н. Голубовская. О музыкальном исполнительстве. Ленинград, Музыка, 1985, с.45-46.

8

Н.Л. Перельман. В классе рояля. Москва-Ленинград, Музыка, 1997, с. 56.

§

1.3.

Психолого

педагогические

особенности

адаптации

обучающихся

в

музыкальной школе к концертному выступлению.

Психологическая подготовка учеников детских музыкальных школ и школ искусств, к

концертному выступлению на сцене должна начинаться с самых первых занятий по

освоению азов игры на инструменте и обучению музыкальной грамоте. Педагог должен

вызвать у своих учеников интерес к концертному выступлению, как к итогу проделанной

12

работы

над

музыкальным

произведением,

и

поддерживать

их

стремление

к

этому

результату на должном уровне.

При работе над музыкальным произведением, как над его отдельными частями, так и

при проигрывании выученной пьесы в целом, нужно избегать формального отношения

ученика к такому исполнению, поскольку каждое такое проигрывание, особенно если

хорошо

освоен

текст

и

техническая

составляющая

пьесы,

должно

психологически

подготавливать юного музыканта к концертному исполнению. Такой подход педагога к

работе с учеником постепенно приведет их совместные усилия к желаемому результату и

поможет психологически настроить юного исполнителя к выступлению на сцене. В этой

связи

следует

отметить,

что

психологическая

подготовка

юного

музыканта

не

менее

важна, чем его профессиональная подготовка к игре на инструменте.

Существует множество практических советов по адаптации музыкантов – исполнителей

к концертному выступлению, или приемов и способов подготовки к уверенной игре на

сцене. По нашему мнению будет обоснованным отметить некоторые из них.

Одним из основных приемов выявления возможных текстуальных ошибок выученной

пьесы это ее проигрывание с максимальной концентрацией внимания. В данном случае

нужно играть в медленном темпе контролируя свою мышечную реакцию в процессе

исполнения музыкального произведения, и если в определенный момент вы почувствуете

некий дискомфорт аппликатуре или мышечный зажим, это будет верным знаком, что вы

обнаружили слабое звено в вашей музыкальной цепи, на которое следует обратить особое

внимание. Важно научить ученика не придавать значения на выступлении мимолетной

фальши, чтобы она не перебила ход мыслей; сохранить течение мелодии; уметь забыть

промах

во

время

исполнения,

так

как

порой

из-за

незначительной

помарки,

можно

испортить все выступление.

Следующим шагом к уверенной игре на сцене будет исполнение музыкального

произведения при воздействии на музыканта множества внешних отвлекающих факторов

и помех. В целях искусственного создания указанных помех во время исполнения можно

использовать

телевизионные

или

радиопередачи,

включить

любую

музыку,

другие

посторонние шумы и звуки. Для концентрации внимания игра с помехами — попросить

ученика

попытаться

поиграть

свою

программу,

дома

при

включенном

на

среднюю

громкость радио, телевизоре, магнитофоне. Это потребует большого нервного напряжения

и вызовет сильную усталость. Но если этим постоянно заниматься, то можно приучить

ученика без труда исполнять свою программу, и его сосредоточенности можно будет

позавидовать, поскольку на сцене от неприятных неожиданностей он будет застрахован.

13

Если при вышеуказанных негативных факторах вы сможете безошибочно исполнить свою

программу, то вряд ли звонок мобильного телефона на концерте сможет сбить такого

исполнителя с воплощения намеченного автором художественного замысла музыкального

произведения.

Сценическое волнение так же может проявляться в ярко выраженных физиологических

реакциях

организма

артиста

исполнителя.

Такими

реакциями

зачастую

бывают

учащенное сердцебиение, потливость рук, и т.д. Кроме того исполнение даже небольшой

концертной программы несет в себе значительную физическую нагрузку. Для того что –

бы на сцене указанные реакции организма не застали исполнителя врасплох, следует

перед

индивидуальным

проигрыванием

программы

выполнить

несколько

несложных

физических упражнений (отжимания, приседания, прыжки и др.), которые приведут к

физиологическим

реакциям

организма,

схожим

с

пред

концертным

состоянием

исполнителя.

Постепенно

музыкант

психологически

адаптируется

к

указанным

физиологическим

реакциям,

и

они

не

будут

столь

явно

проявляться

перед

каждым

выходом на сцену и мешать исполнительской деятельности.

Для снятия стресса можно предложить ученику съесть небольшую плитку шоколада,

запив

теплым

слабым

чаем

или

водой.

Таким

способом

пользовались

С.

Рихтер,

Д. Ойстрах. Известно, что глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает при

стрессе спазмы. Это ведет к восстановлению кровообращения и к нормальному питанию

мозга. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног, дрожание рук, а вот

использование успокоительных средств, обрекает ученика на неэмоциональную, вялую

игру.

Не менее важной задачей педагога музыкальной школы, решение которой приведет к

успешной

концертной

деятельности

его

учеников,

это

научить

юных

музыкантов

в

процессе

исполнения

музыкального

произведения

мыслить

на

перспективу,

т.е.

не

обращая внимания ни на какие технические ошибки и текстуальные провалы в памяти.

Дальше,

как

ни

в

чем

не

бывало,

исполнять

музыкальную

пьесу

с

присущей

ей

художественной выразительностью и нюансами. Для практического приобретения такого

навыка ученику, предварительно посоветовавшись с педагогом, необходимо разделить

музыкальное произведение на части с расстановкой логических акцентов на каждой из

них и тренироваться начинать исполнение с какой либо части пьесы. Такое расчленение

поможет логически запомнить «опорные пункты» музыкального произведения и в случае

срыва или остановки продолжить исполнение с одной из таких логических точек.

Поскольку

исполнительская

деятельность

это

как

физиологический,

так

и

психологический процесс, происходящий в организме живого человека, и никто не может

14

исключить срывов и остановок во время исполнения, то вышеуказанный прием поможет

музыканту в критические моменты игры на инструменте.

После выступления ученик ждёт оценки своей игры, прежде всего от педагога. Надо

обязательно его поддержать, найти, за что похвалить, даже если не всё получилось, дать

почувствовать, что преподаватель рад его старанию, его успехам. Подробнее обсудить

выступление лучше позднее на уроке, в спокойной обстановке. Проанализировать и удачи,

и

промахи,

найти

их

причину,

извлечь

полезные

уроки

для

подготовки

к

другим

выступлениям. Ещё один очень важный момент – научить ученика правильно относиться к

неудачам, воспринимать их как временное явление, а не катастрофу, как неприятный, но

проходящий урок. Вспомним слова М. Лонг: «Не падать духом, вот в чём была моя опора в

жизни». Неудачи должны вызывать не долгие размышления о них, уныние и апатию, а

рождать стремление в следующий раз играть лучше. Поэтому педагогу надо избегать

фиксировать внимание на неприятных мыслях о бывших неудачах, а чаще говорить о тех

выступлениях, когда ученик играл успешно.

Неплохо бы педагогу вести дневник, с анализом причин неудач ученика, отслеживать

динамику его исполнительского роста, от выступления к выступлению, на протяжении

всего обучения. Работу надо строить с учеником так, чтобы угадать его высшую точку

готовности, к публичному выступлению, чтобы эта точка, была достигнута в нужное

время и в нужном месте. Кроме того, соблюдать «золотую середину» - не подчеркивать

неумелость ученика, и не перехваливать его.

Заключение

В настоящей работе дана общая характеристика сценического волнения, виды которого

проявляются в различных формах:

1.

Волнение

подъем,

которое

характеризует

эмоциональную

бодрость,

душевный

подъем, яркость исполнения, прилив сил и положительной энергии, способствующей

15

налаживанию контакта музыканта со слушателем и положительному впечатлению от

самого исполнения.

2.

Волнение

паника,

которое

затрачивает

колоссальное

количество

энергии

на

ее

подавление, негативно влияет на качество исполняемого произведения, которое может

выразиться в потере красок музыки, темпа, звуковых нюансов, отказ различных видов

памяти и т.д.

Волнение - обязательный компонент концертного выступления, именно оно повышает

эмоциональный

тонус

исполнения,

и

открывает

второе

дыхание,

даёт

необычный

творческий

подъём,

раскрывает

индивидуальность

исполнителя!

Наконец

на

сцене

появляются не только плохие качества, но и хорошие. Выступления на сцене дают нам

радость творчества, потому что надо честно сказать, что искусство рождается только на

сцене, только в публичной деятельности. Сколько бы вы не играли до этого в классе или

дома искусство не рождается. Потому что искусство рождается не у вас, а рождается в

головах слушателей.

Были рассмотрены основные психологические причины сценического волнения, такие

как: плохое знание учеником музыкального текста, недостаточная проработка сложных

технических моментов музыкального произведения, неуверенность в своих силах перед

концертным выступлением и др. и приведены приемы и способы борьбы с ним.

Приведены особенности адаптации учащегося музыкальной школы к концертному

выступлению,

которые

заключаются

в

следующем:

подготовка

к

концертному

выступлению должна начинаться с самых первых занятий по освоению азов игры на

инструменте

и

обучению

музыкальной

грамоте,

избежание

формального

отношения

ученика к каждому проигрыванию музыкального произведения, подготовка к исполнению

на сцене, а так же даны практические советы по такой адаптации.

Итак, универсальных «рецептов» для преодоления негативных форм сценического

волнения

не

существует.

Успех

достигается

легче,

если

педагог

знает

и

учитывает

структуру

сторон

личности

ребенка,

формирующих

сценическое

состояние.

Конечно,

существует немалое количество рекомендаций к подготовке сценического выступления от

многих выдающихся педагогов и исполнителей. Главное, что должен понять начинающий

музыкант: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на

прочность,

но

и

радость

от

общения

с

публикой;

творческое

вдохновение

и

профессиональный

рост.

Чем

чаще

выходишь

на

сцену

тем

больше

проявляется

уверенности, ибо: сцена – лучшее лекарство от волнения!

Хочется напомнить, о том, что все перечисленные способы, могут работать при одном

важнейшем

условии

-

если

педагог

пытается

развить

не

только

музыкально-

16

исполнительские способности ученика, но и его личность в целом. Важно строить свои

отношения с учеником на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения.

Педагог должен совершенствовать свое мастерство, обновлять методы работы, искать пути

раскрытия

индивидуальности

ученика,

лишь

тогда

можно

говорить

о

достойном

воспитании исполнителя.

Универсальных методов преодоления сценического волнения не существует. Выработка

необходимых условий и навыков по-прежнему остается в числе наиболее актуальных и

действенных.

Вместе с тем, осознаем, что не все задачи решены в равной степени глубоко и

основательно и требуют дальнейшего изучения.

Список литературы

Алексеев А.Д. История фортепианного искусства М., 1988.

Бальзак О. Собрание сочинений в 15т. М., 1955.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб. СОЮЗ, 1999 г.

17

Глазкова Т.Н. Факторы тревожности в музыкально-исполнительской деятельности у

учащихся ДМШ М., 1965.

Голубовская Г. О музыкальном исполнительстве. Ленинград, Музыка, 1985 г.

Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. Москва–Магнитогорск, 1998 г.

Клещёв С. Волнение на эстраде и методы его устранения. – Советская музыка. №11 –

М.1936. С. 64.

Коган Г.М. У врат мастерства М., 1961.

Коган Г.М. Работа пианиста М., 1963.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва, Музыка, 1987 г.

Перельман Н.Л. В классе рояля. Москва-Ленинград, Музыка, 1997 г.

Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997.

Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением М., 1964.

Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Работа актёра над ролью, Собр. соч.,

т. 2 - 4, М., 1954 с. 95.

Стороженко А.М. Инструментальный ансамбль и проблемы исполнительства // Учебное

пособие

по

классу

ансамбля

для

преподавателей

и

студентов

музыкальных

учебных

заведений. – С., 1993. С. 76-79.

Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» М.Л.,1947.

18



В раздел образования