Авторы: Полкунова Людмила Геннадьевна, Чаплашкина Ольга Анатольевна
Должность: преподаватели общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Населённый пункт: Самарской обл.с.Большая Глушица
Наименование материала: статья
Тема: Экологическая культура - основа решения экологических проблем
Раздел: среднее профессиональное
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ
Авторы работы:
Ольга Анатольевна Чаплашкина
Преподаватель биологии.
Людмила Геннадьевна Полкунова
Преподаватель обществознания.
ГБПОУ«Большеглушицкий
государственный техникум»
Актуальность: Динамика устойчивого развития нашего села и высокого качества жизни
населения
могут
быть
обеспечены
только
при
условии
сбалансированного
социально-
экономического и экологического развития, сохранения природных систем и поддержания
требуемого качества окружающей среды.
Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня
эколого-нравственной
культуры,
формирование
которой
начинается
с
детства
и
продолжается
всю
жизнь.
Таким
образом,
экологическое
воспитание
и
образование
студентов-актуальная и главная задача.
Формирование
экологической
культуры-одна
из
учебно-воспитательных
задач
Большеглушицкого государственного техникума. В формировании экологической культуры
первостепенным значением выступают:
-вопросы оценки состояния экологического воспитания и образования;
-уточнение форм и методов экологического образования;
-разработки
и
внедрения
социальных
технологий,
способных
повысить
эффективность
общественных институтов, занимающихся экологическим воспитанием.
Формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе поставлены
в ряде документов.
Среди них:
Конституция РФ.
Закон «Об образовании РФ».
Конвенция о правах ребенка.
Основы государственной политики в области экологического развития Российской
Федерации на период до 2030 года;
Государственная программа «Охрана окружающей среды на период до 2020 года»;
Государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы;
Федеральная
целевая
программа
«Развитие
водохозяйственного
комплекса
Российской Федерации в 2012–2020 годах»;
Закон Самарской области «Об охране окружающей среды и природопользовании в
Самарской области» от 24 марта 2009 года;
????
Устав техникума
Концепция воспитательной работы
Экологическая программа
Президент Российской Федерации В.В. Путин говорил о том, как «важно формировать в
обществе
настоящую
экологическую
культуру,
ответственность
за
состояние
природы,
окружающей среды и в своем городе, в своем поселке, на улице и даже во дворе – везде, где
люди живут». По его инициативе 2017 год в России объявлен - годом экологии.
Представляя наш доклад в рамках предложенной темы: «Экологическая культура - основа
решения экологических проблем», мы остановимся на том, как она реализуется нами в
Большеглушицком государственном техникуме.
Нами была разработана экологическая программа "Родная Глубинка"
Цель
программы:
становление
экологической
культуры
студентов,
-как
совокупность
практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего
его выживание и развитие.
Это связано с решением следующих задач:
Развитие экологического сознания;
Воспитание
ответственности
за
собственное
благополучие
и
экологическое
благополучие окружающей среды;
Ф о рм и р о в а н и е
э кол о г и ч е с к и
бе з о п а с н о го
п р а кт и ч е с ко го
о п ы т а
природопользования;
Формирование здорового образа жизни;
Повышение экологической грамотности населения.
Инновационность
программы
заключается
в
реализации
взаимосвязанных
и
взаимодействующих направлений: экологического, здоровьесберегающего, патриотического
и просветительской работы.
Программа способствует формированию активной жизненной позиции, что предполагает
гармоничное сочетание таких качеств как:
самопознание,
творческое саморазвитие.
самореализация,
Процесс
формирования
экологической
культуры
студентов
происходит
как
на
уроках
теоретического
и
практического
цикла
(большой
интерес
вызывают
интегрированные
уроки) так и во время специально организованных внеурочных мероприятий (кружок,
экскурсии, экологические
десанты,
караоке-клуб,
тематические
круглые
столы,
конференции, олимпиады, соревнования, научные исследования и т.д.). У нашего техникума
есть добрый и положительный опыт совместной деятельности со многими общественными
организациями .
Поставленная
во
главу
угла
работа
по
экологическому
обучению
в
нашем
учебном
заведении сориентирована на то, чтобы человек захотел сделать свой дом, двор, улицу, село
чистыми,
ухоженными
и
по
возможности
экологически
безопасными,
чтобы
видел
экологическую ситуацию и учитывал её в своём поведении, чтобы человек был убеждён в
том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни. Этот вид
деятельности способствует профессиональной грамотности
и социальной адаптации в
обществе.
И нельзя не согласиться со словами, что все в этом мире взаимосвязано, ничто не исчезает
и ничто не появляется ниоткуда.
Список литературы
1.
Величковский Б.Т. “Здоровье людей и окружающая среда” (учебное пособие).
2.
Гирусов, Э.В. Экология и культура / Э.В. Гирусов, И.Ю. Широкова. -М., 2009.-195с.
3.
Заборина, М.А. Экологическое образование: интеграция в учебно-воспитательный
процесс учреждений СПО [Текст] / М.А. Заборина // Интеграция образования. -
Саранск: МГУ им. П. Огарева, 2011. - № 2. - с 42 -44.
4.
Зарипова М. Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся // Молодой
ученый. — 2014. — №1. — С. 524-525.
5.
Свинухов
Г.В.,
Свинухов
В.Г.,
Сенотрусова
С.В.
“Основы
экологии
и
охраны
окружающей среды”