Напоминание

Использование метода кинезеологии при обучении грамоте в работе с дошкольниками "В мире звуков и слов"


Автор: Онищенко Любовь Борисовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 9 "Волшебная полянка",
Населённый пункт: г. Приморско – Ахтарск, Краснодарский край
Наименование материала: Презентация
Тема: Использование метода кинезеологии при обучении грамоте в работе с дошкольниками "В мире звуков и слов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование метода кинезеологии

при обучении грамоте в работе с

дошкольниками

«В МИРЕ ЗВУКОВ

И СЛОВ»

Учитель-логопед

Онищенко Любовь Борисовна

МБДОУ детский сад № 9

г.Приморско-Ахтарск, 2019 г.

Современные

учёные,

которые

изучают

деятельность

детского

мозга,

психику

детей,

отмечают

большое

стимулирующее

значение функции руки для развития памяти, мышления, оптико-

пространственного восприятия, воображения, наблюдательности.

Н а

п е р в о м

м е с т е

п р и

формировании видения мира

у малыша находиться рука.

«Глаз движется за рукой, рука

учит зрение» И. М. Сеченов

«Руки - передний участок мозга» Э. Кант

Н а

п ом о щ ь

в с е м

п р а к т и к у ю щ и м

педагогам приходит наука - кинезеология.

Кинезиология - наука о развитии головного мозга

через движение.

Кинезиологические упражнения – это

комплекс

движений,

позволяющий

активизировать

м е ж п ол уш а рн о е

взаимодействие, связь между правым и

левым

полушарием,

связь

чере з

которую идёт обмен информацией,

Название

«кинезиология»

происходит

от

греческого

слова

«кинезис»

(kinesis),

что

означает

«движение».

Греческое

же

происхождение имеет и слово «логос» (logos), которое обычно

переводят как “наука”.

п р о и с хо д и т

с и н х р о н и з а ц и я

р а б о т ы

полушарий.

Кинезиологические приёмы

в логопедической практике:

1. Артикуляционные упражнения.

2. Упражнения, направленные на развитие пальчиковой

моторики.

3.

Упражнения

на

развитие

общей

двигательной

активности.

4.

Звукоразличение

(восприятие

и

дифференциация

шумов).

5.

Межполушарное

взаимодействие:

упражнения

для

развития скоординированных движений правой и левой

рук, языка, глаз.

6.Энергетическое обеспечение: дыхательные

упражнения.

Мо то р н а я

фу н к ц и я

-

э то

с о с т а в н а я

ч а с т ь

познавательной функции головного мозга и основа для

полноценного речевого и интеллектуального развития.

Сотрудники института физиологии детей и подростков пришли

к

выводу,

что

формирование

речевых

областей

мозга

совершаются под влиянием кинестетических импульсов от рук

и рекомендуют эти факты использовать в работе с детьми и там,

где развитие речи происходит своевременно, и особенно там,

где имеется патология речевого развития.

«Работаешь с ребёнком, с детьми -

работай на результат!» И.П. Лаврик

Занятия по системе Ирины Павловны - это

интересный увлекательный процесс для

детей, удивительный для родителей и

педагогов.

В

основе

использования

метода

кинезеологии

при

обучении

грамоте

-

использование

рук

как

мощного

механизма

для

развития

всех

мозговых

систем

и

использование речевых алгоритмов, а мозг работает на

алгоритмах.

Левая рука +глаза, на ней согласные звуки, твёрдые и мягкие.

Правая рука + глаза, на ней гласные звуки – подруги.

Хлопок на вытянутых руках + глаза, это слияние твёрдо.

Хлопок у груди с основанием ладоней + глаза, это слияние

мягко.

Овладение такими знаниями, умениями, навыками, доведёнными до

автоматизма, свидетельствует о том, что ребёнок способен активно,

целенаправленно включаться в работу, в процесс обучения и развития.

Таким образом, мы формируем у него элементарные операционные

схемы, контуры ума, ведём ребёнка по ступенькам лестницы

дошкольного

развития

к

той

прочной

стартовой

площадке, с которой начинается школьная жизнь.

Этапы работы

I. Подготовительный

1) Тренируем правую руку под счёт.

«Раз!» - кулачок, глаза смотрят на руку поворачивается

только шея.

«Два!» - руку выбрасываем в струну, работает локоть,

глаза смотрят на большой палец.

(3-5повторов)

Так же тренируем левую руку.

2)

Когда

руки

хорошо

натренированы,

выполняем

упражнения по кругу под счёт. На первых порах педагог

комментирует действия, потом ребёнок под свой счёт

выполняет упражнение.

1.

2.

3.

4.

8.

7.

5.

6.

«Раз!» - правый

кулачок,

«Два» - струна,

«Три!» - левый

кулачок,

«Четыре!» - струна,

«Пять!» - две руки

разведены в стороны,

«Шесть!» - хлопок

ладошками на вытянутых

руках,

«Семь!» - два столбика,

«Восемь!» - хлопок у

груди основанием

ладоней.

II. Основной

Работаем

с

гласными

по

звуковой

дорожке:

- Покажи и назови гласные буквы на

точках (пальцы в кулачок, работает

указательный

палец

правой

руки,

ставь

его

на

подушечку,

рука

не

лежит на столе)

И

А

1) Гласные звуки и буквы.

-

Назови

гласные

звуки

-

подруги

на

правой руке (выброс руки в локте)

- Что назвал(а) на правой руке?(гласные

звуки)

У

О

Э

Ы

Я

Ю

Ё

Е

- Покажи и назови согласные буквы на точках

2) Согласные звуки и буквы.

-

Назови

согласные

звуки,

мягкие

и

твёрдые

на

левой

руке

(выброс

руки

в

локте)

На твёрдый согласный звук ножки спокойно

стоят на полу.

На мягкий согласный звук вместе с выбросом

левой

руки

приподнимаем

пяточки,

мягкий

согласный

звук

ощущаем

лёгким

движением

живота.

- Что назвал(а) на левой руке?(согласные

звуки твёрдые и мягкие)

Работаем с согласными по звуковой дорожке:

( п а л ь ц ы

в

к у л а ч о к ,

р а б о т а е т

указательный палец правой руки, ставь

его

на

подушечку,

рука

не

лежит

на

столе)

Ребёнок осваивает речевые понятия: "два звука

отдельно", "слияние твёрдо", "слияние мягко".

Даём

выборочно

одно

слияние,

например

КУ:

повтори

его,

покажи

на

руках,

раздели

на

два

звука К и У, сливай твёрдо! КУ (два звука вместе,

слитно, слияние твёрдо пишу с буквой У.

3) Слияние твёрдо

-

Левый

кулачок

-

согласный

звук

-

К

(одновременно выброс руки в сторону, глаза

смотрят на левую руку);

-

Правый

кулачок

-

гласный

звук

-

А

(одновременно выброс руки, глаза смотрят на

правую руку;

-

Сливай

твёрдо!

-

хлопок

ладонями

на

вытянутых руках - КА;

- Говори: "Два звука вместе, слитно, слияние

твёрдо!"

К

А

КА

4.Слияние мягко

- Левый кулачок - согласный звук

К

(одновременно

выброс

руки

в

сторону,

глаза смотрят на левую руку);

-

Правый

кулачок

-

гласный

звук

-

Я

(одновременно выброс руки, глаза смотрят

на правую руку;

-

Сливай

мягко!

-

хлопок

у

груди

основанием

ладоней,

приподнимаем

пяточки - КЯ;

-

Говори:

«

Два

звука

вместе,

слитно,

слияние мягко!

»

Даём выборочно одно слияние, например КЮ:

повтори его, покажи на руках, раздели на два

К

Я

КЯ

звука К и Ю, сливай мягко! КЮ (два звука вместе,

слитно, слияние мягко пишу с буквой Ю.

Эти слияния как неделимая единица звучат в

мозге ребёнка, в его слухоречевом центре,

как говорят ребёнок слушает и слышит их

«

нутром

»

.

Теперь

надо

научить

ребёнка

видеть эти слияния в составе слова и читать

их.

Когда речевые единицы

«

слияние твёрдо

»

и

«

слияние

мягко

»

прочно

заложены

в

памяти

дошкольника,

он

хорошо

их

слышит,

мы

связываем

их

со

зрительным

анализатором и обучаем ребёнка чёткому алгоритму их

слитного прочтения.

РЕБЁНОК НАЧИНАЕТ

ЧИТАТЬ не тогда когда он

знает буквы, а КОГДА ИМЕЕТ

ЧЁТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

О СЛИЯНИИ.

III. Заключительный

1) Складываем - разбираем

слово

Слово КЕПКА

Ребёнок проговаривает это слово

по

звуковой

цепочке:

только

подумал

«

КЕ

»

- мозг уже сработал

«

слияние мягко

»

, говорит

«

КЕ

»

-

хлопок

у

груди

о снованием

ладоней;

говорит

«

П

»

-

м о з г

выбрасывает руку влево; говорит

«

КА

»

-

хлопок

на

вытянутых

руках.

ЧИТАЙ С ХЛОПКАМИ!

ЧИТАЙ С ПАЛЬЦЕМ!

ЧИТАЙ ГЛАЗАМИ!

2) Работаем со словом:

Проговори это слово на руках

Покажи и назови согласные вне слияния (.)

Покажи и назови гласные буквы вне слияния (.)

Пропиши его на ладошке (._)

Пропиши на столе (._ )

Нарисуй

под

словом

карандашом

условную

звуковую

дорожку,

одновременно

проговаривая

каждое звено слова.

По

звуковой

цепочке

проговори

слово

(бусы, металлическая цепочка, верёвочка с

узелками).

Звуковая цепочка, которую ребёнок перебирает

п а л ь ц а м и

( р а б о т а е т

д в и г а т е л ь н ы й ,

тактильный анализатор). Говорит

«

один звук,

два звука...

»

- закладывает в мозг эти понятия.

Дошкольник

учиться

составлять

слияния

как

неделимую

речевую

единицу в устной речи, в будущем

при чтении и письме.

Всё,

что

есть

в

мире,

обозначено

словом, всё познаётся в словах - вот

почему ребёнок - дошкольник должен

буквально

жить

«в

мире

звуков

и

слов».

Спасибо за

внимание!

Всем творческих успехов

в работе!



В раздел образования