Автор: Крапчина Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 52 г. Пензы "Полянка"
Населённый пункт: Город Пенза
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Конспект ООД по речевому развитию «Составление творческого рассказа по картине «Бурые медведи» с элементами ТРИЗ» для детей 6–7 лет
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД по речевому развитию
«Составление творческого рассказа по картине «Бурые медведи»
с элементами ТРИЗ» для детей 6-7 лет
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное
развитие», «Физическое развитие»
Цель: учить детей составлять связные творческие рассказы по мотивам изображенного на
картине
Задачи: развивать умение составлять рассказ по картине;
подбирать образные характеристики рассматриваемых объектов, при этом обогащать
словарный запас детей ( подзорная труба, неуклюжий, шаловливый, медвежья, длинная,
бурая, жёсткая (грубая, торчащая), густая (плотная));
учить составлять загадку об объекте;
развивать связную речь детей, ориентировать детей на полные, развернутые ответы;
развивать монологическую форму речи детей;
закреплять умение последовательно излагать свои мысли;
развивать творческое воображение и мышление детей;
воспитывать бережное отношение к окружающему миру природы и животных.
Предварительная работа: рассказы воспитателя на тему «Жизнь диких животных
весной», чтение отрывков Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу? »; пересказ В. Бианки
«Купание медвежат»; составление описательных рассказов о диких животных с
использованием наглядного моделирования; игра «Да-нет-ка» (ТРИЗ) ; составление загадок
(ТРИЗ) .
Материал: картина «Бурые медведи. Весна» из серии «Дикие животные»; музыка (звуки
природы) ; макет часов «Времена года», листы бумаги А 4 на каждого ребёнка -
«подзорная труба»; схемы объектов картины; картинки к загадке
Ход ООД:
Мотивация
Воспитатель: Ребята, воспитатель из младшей группы принесла нам картину, которую
брала у нас, чтобы показать малышам. Вот картина, на которой изображены…
Дети: (Бурые медведи)
Воспитатель: У медведицы летом в густой траве появилось потомство?
Дети: (Нет, потомство у медведицы появляется зимой в берлоге, а весной, когда тает снег,
медведица выводит медвежат из берлоги)
Воспитатель: Как вы думаете, на этой картине какое время года изображено?
Дети: (Я думаю, что поздняя весна или лето, так как медвежата еще не подросли)
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в лес, там мы сможем понаблюдать за жизнью
семьи медведей и составим рассказ об увиденном. Нам предстоит необычная и интересная
работа. Для этого мы превратимся в юных наблюдателей. Чтобы удобнее было
наблюдать, нам надо вооружиться чем?
Дети: (Биноклем)
Воспитатель: Но он у нас в группе один.
Дети: (Можно посмотреть в подзорную трубу.)
Воспитатель: Но ее у нас нет, как быть?
Дети: ( предлагают сложить ладони, как трубу, сделать самим) .
Воспитатель: А как сделать самим? Из чего?
Тому, кто предложил сделать из бумаги, предлагается взять листы на полке и раздать всем.
Дети сворачивают бумагу в трубочку, делают подзорную трубу.
Игра «Подзорная труба»
Воспитатель: Наведите свою подзорную трубу на картину так, чтобы в нее попал один
объект. Вы называете мне свою «находку», а я схематично зарисовываю на доске, обводя в
кружок.
Дети: (Я вижу дружную семью медведей, бурую медведицу, медвежат, играющих на траве;
старшего медвежонка, который смотрит на дупло с пчелами; сосну, березу, муравейник)
Воспитатель: Ребята, молодцы. Отлично разделили картину на части и назвали много
объектов.
Воспитатель: Теперь подведем итог, посмотрите на схему, которая получилась. Вы
назвали все предметы, которые изображены на картине, а я схематично их зарисовала.
Дидактическое упражнение «Наведем порядок».
Воспитатель: Продолжим работу и наведем порядок в лесу, найдем связи между
объектами картины. Посмотрите внимательно и скажите, какие два кружка мы можем
объединить между собой и почему? Кто может назвать и объяснить?
Работа по схеме: дети находят связи, объединяют стрелочками.
Воспитатель: Как связаны медведица с медвежатами?
Дети: (Медведица мама медвежатам, а медвежата ее детеныши).
Воспитатель: Почему медведица и медвежата вместе?
Дети: (Это семья)
Воспитатель: Почему медведи находятся рядом с деревом, в дупле которого живут пчелы?
Дети: (Медведи любят полакомиться медом)
Воспитатель: Недаром люди назвали это животное – медведь, потому что он мед ведает
(это значит, что он всегда знает, где мед находится, определяя его по запаху)
Воспитатель: Зачем медведям нужно дерево?
Дети: (Весной медведи линяют. Чешутся об деревья. Старая шерсть выпадает, а новая
вырастает)
Воспитатель: Как связаны между собой сосна и береза?
Дети: (Это названия деревьев)
Воспитатель: Почему большая и маленькая сосны рядом?
Дети: (Из шишки большой сосны упало семечко, и из него выросла маленькая сосна)
Воспитатель: Молодцы, ребята вы соединили все объекты, составили интересные
предложения.
Дидактическая игра «Слушай-ка – Чувствуй-ка».
Воспитатель: К нам прилетели волшебники «Я слышу» и «Я чувствую запах», они
предлагают войти в картину и поиграть в игру «Слушай-ка - Чувствуй-ка».
Воспитатель: Закройте глаза на минуточку, чтобы мы вошли в картину, в нарисованный
лес! (музыка - лес, птицы, голос медведя)
Воспитатель: Прислушайтесь, что вокруг происходит рядом с вами? Походите по лесу,
потрогайте всё, что встречается на вашем пути. Что вы чувствуете? Понюхайте, чем
пахнет?
Дети: ( - Я слышу, как рычат медвежата, как скрипит дерево, пение птиц, сопит
медведица.
- Я чувствую, что у медвежат мягкая шерсть, у дерева жёсткая кора, трава сухая.
- Я чувствую, что. пахнет весной, свежим воздухом, сосной.)
Воспитатель: Сейчас мы снова закроем глаза, и волшебники помогут нам выйти из
картины (музыка) .
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся (дети садятся)
Дидактическая игра «Придумай загадку» (картинки)
Воспитатель: Давайте придумаем загадку про медведицу. Помогут нам два вопроса:
Какая?
Медведица
Что такое же?
Большая
Зубастая
Лохматая
Когтистая
Но
не
Гора
Рысь
Собака
Кошка
Если дети затрудняются можно показать картинку, дети называют объект и признак.
Гора какая? большая
Камень какой? тяжелый
Собака какая? лохматая
Кошка какая? когтистая
Рысь какая? зубастая
Воспитатель: Расскажите загадку, которая получилась.
Дети: (Большая, но не гора. Тяжелая, но не камень. Лохматая, но не собака. Когтистая, но
не кошка. Зубастая, но не рысь. Кто это?)
Дидактическая игра «Волшебные часы»
Воспитатель: Установим на картине «волшебные» часы (времена года)
Воспитатель: Какое время года сейчас на наших часах? Что делают медведи?
Дети: (Медведи проснулись после зимней спячки. Они хотят кушать, голодные. Медведица
чешет спину о дерево. Один медвежонок нюхает, рассматривает муравейник. Хочет
полакомиться муравьями. Другие два рычат друг на друг, играют)
Воспитатель: Если я стрелку волшебных часов переведу назад. Какое время года было
бы? Что делали медведи зимой?
Дети: (Медведица крепко спала в берлоге. Родила медвежат. Они набираются сил,
подрастают).
Воспитатель: И если стрелку поверну вперед. Какое время года наступит? Что будут
делать медведи летом?
Дети: (Летом медведи находят безопасные места среди трав, кустарников, мха. Отдыхают,
питаются ягодами, грибами, орехами, корешками, рыбой. Запасаются подкожным жиром. В
конце лета медведь начинает искать, готовить надежное зимнее убежище – берлогу.)
Воспитатель: У нас получился интересный рассказ о жизни бурых медведей.
Дидактическая игра «Волшебные превращения»
Воспитатель: Представьте себе, что мы превратились в медвежат. Мы только что вышли из
берлоги. Мы голодные. Какое у нас может быть настроение?
(Грустное, сердитое, плохое)
Воспитатель: Посмотрите вокруг своими грустными глазками и скажите, какие предметы
вас окружают, охарактеризуйте их. Какое дерево? и т.д.
Воспитатель: Вот видите, ребята, нам грустно и страшно без мамы и на окружающие
предметы мы смотрим с грустью и даже со страхом. Именно поэтому все вокруг кажется
нам таким большим и страшным.
Воспитатель: Медведица полакомилась муравьям, травой и медом, накормила молоком
нас - медвежат. Теперь мы с вами какие? (сытые, довольные, радостные)
Воспитатель: Какое теперь настроение у нас?
Дети: (Доброе, хорошее, радостное, веселое)
Воспитатель: Теперь все то, что нас окружает, мы видим веселыми глазами. Давайте еще
раз рассмотрим веселыми глазами каждый предмет и расскажем о нем.
Дети дают характеристики всем предметам, изображенным на картине.
Воспитатель: Вот видите, ребята, как все предметы, изображенные на картине,
поменялись прямо у нас на глазах. И все это произошло лишь от того, что у нас изменилось
настроение: было – плохое, грустное, а стало – хорошее, радостное.
Воспитатель: Теперь мы с вами полностью подготовились к составлению рассказов о
том, что мы понаблюдали за жизнью медведей в лесу. Вспомните, как много всего
интересного мы с вами делали и говорили, работая над этой картиной. Можно составить
рассказ от имени одного из объектов, изображенных на картине, можно пофантазировать о
том, что было или будет с объектами картины, а можно и сказку придумать. Не забудьте о
названии для своего рассказа. Думаю, что это поможет вам составить яркие, разнообразные
рассказы.
Итог: Молодцы, ребята, составили интересные рассказы. А у меня для вас сюрприз,
раскраски с изображениями медвежат.
Раскрашивая раскраски в свободной деятельности, дети делятся впечатлениями от занятия.