Напоминание

Воспитание духовного мира подростка средствами изобразительного искусства


Автор: Новик Эльвира Федоровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДДТ
Населённый пункт: город Холмск Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание духовного мира подростка средствами изобразительного искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Дом детского творчества г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

«Воспитание духовного мира подростка средствами

изобразительного искусства»

Педагог дополнительного образования

Новик Эльвира Федоровна

г. Холмск

2016 год

Слайд 1. Титульный лист

«Кто

сказал,

что

пишут

красками?

Пользуются

красками,

а

пишут

чувствами».

Ж..- Б.С.Шарден

Духовно-нравственное

воспитание

занимает

важное

место

во

всей

системе учебно-воспитательного процесса, ведь именно за ним стоит не

только развитие лучших качеств человека, но и всей личности в целом: ее

сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и

общественных представлений, мировоззрения.

Все

эти

качества

в

человеке

развиваются

под

воздействием

различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и

окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения,

-все, что можетбыть прекрасным.

Как толкует словарь В.И. Даля, «Духовный – это …всё относимое к

душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля».[7,с.64]

Толковый словарь С.И Ожегова, Н.Ю. Шведовой гласит: «Нравственность –

внутренние,

духовные

качества,

которыми

руководствуется

человек,

этические

нормы;

правила

поведения,

определяемые

этими

качествами».

[8,с386]

Духовно

-

нравственное

воспитание

-

это

процесс,

который

способствует формированию нравственных чувств, таких как совесть, долг,

ответственность, патриотизм; нравственного облика (терпения, милосердия);

нравственной позиции (способности различать добро и зло, готовности к

преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности

служения людям и Отечеству, проявления доброты и милосердия).

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в

современном обществе, заставляют всех нас размышлять о будущем России,

о ее молодежи.

Современное российское общество нуждается в людях, обладающих не

только

теоретическими

и

практическими

знаниями,

умениями,

но

и

нравственной культурой, поэтому решение проблем духовно-нравственного

воспитания школьников, как никогда, актуально.

Перед нами, взрослыми, ставится задача подготовки ответственного

гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить

свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей,

общества, государства.

Решение

этой

задачи

связано

с

формированием

устойчивых

нравственных

свойств

личности

ребенка,

которые

формируются

под

воздействием

различных

факторов.

Воспитательное

значение

имеет

и

природа,

и

труд,

и

окружающая

нас

действительность:

быт,

семья,

межличностные отношения, -все, что может быть прекрасным.

Как

основной

носитель

прекрасного,

искусство

является

мощным

средством духовно-нравственного воспитания.

Слайд 2.На занятии

Воспитание детей средствами изобразительного искусства заключается

в создании художественно-эстетической среды, которая включает в себя как

материальную, так и духовную составляющие.

Материальная среда — это художественный материал, без которого

невозможна сама изобразительная деятельность, духовная — мир чувств и

взаимоотношений,

которые

дают

ребенку

возможность

научиться

воспринимать

красоту,

творить

самому

и

сравнивать

свое

творчество

с

лучшими

духовными

образцами

искусства.

Развивая

свои

творческие

способности, ребенок находится в поиске внутреннего содержания, своего

собственного мира.

Слайд 3. Работы детей

Разнообразные формы работы, сама атмосфера, в которой проходит

учебный процесс в дополнительном образовании, дает возможность нам,

педагогам, влиять на все сферы личности ребенка, всесторонне и гармонично

развивая их творческие, интеллектуальные, коммуникабельные способности,

а так же способствовать формированию нравственного и эмоционального

потенциала ребенка.

Однако

эти

потенциальные

возможности

превращаются

в

реальные

способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный

слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть

шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы.

Слайд 4. На пленэре

Глядя на своих учеников, мы часто задумываемся: какими они

вырастут, как сложится их жизнь? Что доброе вынесут они из достаточно

длительного

периода

обучения

изобразительному

искусству?

Хочется

вложить в них лучшие качества, лучшие чувства, лучшие мысли. Как это

сделать? В нашем случае – с помощью культуры и красоты.

И это не просто красивые слова, это не просто этикет и хорошие

манеры, не чисто внешняя красота, эти понятия глубинные, прежде всего,

духовные.

Они

связаны

с

внутренним

миром

человека,

с

его

мыслями,

чувствами.

Слад 5. Работы детей

Проанализировав накопленный опыт учебной и воспитательной работы

с подростками, мы видим сложившуюся систему, которая осуществляется по

двум направлениям:

учебная деятельность, в процессе которой решаются проблемы

индивидуального и коллективного воспитания;

внеурочная

деятельность,

которая

включает

в

себя

не

только

различные формы воспитательной работы, но и связь с семьей и

общественностью.

Слайд 6. С родителями

Великий

художник-педагог

П.П.Чистяков

говорил:

«…Надо

знать

каждого своего ученика, его характер, его развитие и подготовку, чтобы в

зависимости

от

этого

найти

нужный

подход

к

нему…»

[1,

с18]

Действительно, знание и понимание ребенка дают в руки педагога материал,

позволяющий открывать сердца и души детей, вскрывать порой незнакомые

им самим секреты способностей и возможностей.

Слайд 7. На занятии

Создавая

на

занятиях

атмосферу

радости,

ситуацию

успеха,

мыформируем

устойчивый

интерес

учащихся

к

изобразительной

деятельности, уверенность в себе, в своих действиях, когда даже неудачи не

кажутся такими непреодолимыми.

Для снижения утомляемости детей после напряженного учебного труда

в

школе

считаем,

очень

важным

в

процессе

занятия

вести

диалог

в

доброжелательном, спокойном и не назидательном тоне. Художественный

труд

в

непринужденной

обстановке

вызывает

у

детей

положительные

эмоции, чувство духовного наслаждения, способствует воспитанию таких

необходимых качеств, как упорство, выносливость, трудолюбие.

Слайд 8. Работы

Индивидуальный

подход

в

обучении,

когда

детям

на

выбор

предлагается

несколько

заданий

разной

сложности,

позволяет

каждому

ученику

выполнить

задание

качественно,

что,

несомненно,

так

же

способствует повышению самооценки и мотивирует на дальнейшее познание

тайн искусства.

Слайд 9. Просмотр и МК

Такие моменты в учебной деятельности, как совместные просмотры

каждого этапа работы в конце занятия, где педагогом отмечается даже самая

небольшая удача каждого из учеников, учат умению анализировать, работать

вдумчиво,

а

так

же

радоваться

не

только

своим

успехам,

но

и

своих

товарищей, сопереживать неудачам.

Слайд 10. ДПИ

Занятия по декоративно-прикладному искусству, где дети получают

знания

о

народных

промыслах,

традициях,

праздниках,

обрядах

дают

возможность

ученикам

не

только

проявить

свой

вкус,

знание

основ

цветоведения,

композиции,

выработать

аккуратность,

старательность,

но

главное

-

приобщиться

к

истокам

родной

культуры,

почувствовать

себя

частью ее.

В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность,

братство окружающих его людей.

Слайд 11. На Лесном

Вопрос об идеале для подростков - это скорее вопрос о лидере, который

ведет его за собой. Без друга - взрослого подростку порой трудно понять все

сложности

и

противоречивости

жизни,

трудно

разобраться

в

системе

нравственных

ценностей

и

идеалов,

организовать

свое

поведение

и

деятельность,

научиться

самоконтролю

и

ответственности

за

результаты

своих поступков, понять,что свобода немыслима без долга и ответственности.

В. А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого

человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с

его человеческим достоинством – с этого начинается долг…» [2, с 16]

Вперерыве

между

занятиями,в

моменты

отдыха,

старшеклассники

поднимают порой самые неожиданные темы. Их, стоящих на пороге выбора

профессии, самостоятельной жизни, волнует все: как стать успешным, какие

проблемы их ждут в жизни после школы, и как их разрешать, вопросы

отношения с родителями, сверстниками, а так же вопросы дружбы и первой

любви.

Чтобы быть готовым к разговору «по душам» на эти волнующие темы,

используем не только свой жизненный опыт, но и приводим примеры из

литературы,

рассказываем

притчи,

которые

заставляют

подростка

задуматься.

Дети

привыкают

к

участию

педагога

в

их

повседневной

жизни,

неравнодушию к их проблемам, делятсяими, советуются, как поступить в

возникшей

ситуации.

Дружеские

отношения

с

детьми-подростками

дают

педагогу

возможность

способствовать

формированию

их

культуры

поведения, знаниюморальных норм и важности их соблюдения, ориентируют

на здоровый образ жизни, способствуют формированиюэстетического вкуса.

Слайд 12. Выставки, музеи

Посещение

различных

выставок

произведений

сахалинских,

российских и зарубежных художников в Областном художественном музее, в

сахалинском отделении Союза художников России, Областном краеведческом

музее

учат

подростков

понимать

и

ценить

произведения

искусства.

Рассматривая картины в музеях, беседуем о том, что хотел выразить автор в

этой

картине,

анализируем

ее

колорит,

настроение,

композицию,

рассматриваем технику исполнения.

Каждая

экскурсионная

поездка

оставляет

много

впечатлений,

обогащает детей духовно, раскрепощает творчески и эмоционально. В такие

моменты

с

интересом

наблюдаем, какими одухотворенными бывают лица

детей во время просмотра картин, как заворожёно они слушают рассказы

экскурсоводов о жизни и творчестве художников.

Результатом таких экскурсий является то, что дети после просмотра

произведений сами находят книги о художниках, охотно их читают, и делятся

о прочитанном друг с другом.

Неизгладимое

впечатление

произвело

на

детей

посещение

православной

церкви

св.

Николая

в

нашем

городе.

Беседа

со

священослужителями о святых, изображенных на иконах, об особенностях

иконописи, расширило знания детей о православии.

Слайд 13. Выставки в ЦДК

Наше участие в жизни городского содружества «Город мастеров», а

так же ежегодные итоговые и приуроченные к каким-либо датам выставки

работ в Центральном Доме Культуры г. Холмска являются показателем

того, что в городе нас знают, ценят наше творчество, хотят видеть его

плоды, - ведь художник работает не для себя, а для зрителя. Дети, читая

отзывы с выставок, понимают значимость своего труда, что несомненно,

вызывает

желание

учиться,

развиваться,

удовлетворяя

свои

духовные

потребности.

Но

есть

еще

одна

из

составляющих

красоты

музыка.

Хорошая

музыка не просто дает наслаждение, она возвышает мысли и чувства,

расширяет душу.

Музыка часто сопровождает творческий процесс во время занятий,

о н а помогает

решать

проблему

духовного

развития,

эмоциональной

чуткости,

воспитания

мира

чувств.

Посещение

концертов Областного

симфонического оркестра показывает, как классические музыка волнует

детей, размягчает их души, дети замирают, слушая произведения русских и

зарубежных

композиторов,

мы

видим,

какими

одухотворенными

становятся их лица.

«Глядя на прекрасное и слушая прекрасное, человек улучшается», -

так говорили древние греки.

Слайд 14 Детский дом

Поездки

с

мастер-классами

в

детский

Дом

«Журавушка»

оказывали

благотворное влияние на воспитание

подростков таких необходимых в

современном

мире

душевных

качеств,

как

доброта,

сопереживание,

терпимость.

Слайд 15. Трудовой лагерь

Ежегодно в летний период на базе Дома детского творчества организуется

трудовой лагерь «Спектр», где юным художникам под руководством педагога

предоставляется возможность оказывать помощь работникам детских садов

в покраске и росписи игровых площадок.

На

протяжении

нескольких

лет

учащимися

изостудии

были

облагорожены территории детских садов: «Сказка» - 2012 год, «Солнышко»

-2013 год, двукратно «Теремок» -2014 и 2016 годы, «Золушка» -2015 год.

Роспись игровых площадок в летний период является примером участия

детей- подростков в волонтерском движении, столь необходимом в наше

время. Вложив в свою работу лучшие душевные качества, дети оставляют

после себя красоту, которая еще долгое время радует малышей, их родителей

и коллектив детского сада.

Удивительные поступки учениц изостудии,которые в свои 15- 16 лет

являются членами сахалинского сообщества защиты животных «Территория

спасения», не оставляют равнодушными всех, кто их знает. На протяжении

многих лет девочки спасают бездомных собак и кошек, лечат их и находят им

добрых хозяев. Эти поступки детей являются подтверждением их развитой

культуры потребности и умения приходить на помощь, желание улучшать

кому-то жизнь, а значит и самому изменяться внутренне, направлять свою

жизнь в нужное русло.

Несомненно, участие в таких добрых делах облагораживает души детей,

способствует воспитанию культуры их потребностей, духовных запросов,

желаний трудиться, понимать необходимость созидания.

Слайд 16. Дипломы

Многочисленные

победы

в

муниципальных,

о бл а с т н ы х ,

Всероссийских и Международных конкурсах изобразительного искусства,

являются еще одним подтверждением того, как творческий труд учеников

перерос в духовную потребность и достиг определенных высот.

Сделаем вывод, что занятие изобразительным искусством благотворно

влияет на воспитание духовного мира подростка, помогает сформировать его

внутренний мир более гармоничным, подлинно человечным, учит ценить

прекрасное, развивает умение вглядываться в жизнь, понимать других людей,

ведь изображая мир, дети учатся понимать его, видеть в нем прекрасное и

удивительное.

Слайд 17.

Список литературы:

1.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.// Педагогика. - 2003. - № 6. -

С. 18.

2.

Чистяков П.П. Школа рисунка. // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 16

3.

Александрова,

В.

Г.

Возрождение

духовных

традиций

гуманной

педагогики // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 - 47.

4.

Васильева,

Т.

Е.

Музейная

педагогика

как

средство

формирования

духовно - нравственных ценностей // Воспитание школьников. - 2011. -

№ 4.- С. 37 - 41.

5.

Власова,

Т.

И.

Духовно

-

нравственное

развитие

современных

школьников как процесс овладения смыслом жизни //

Педагогика. -

2008. - № 9. - С. 108 - 113.

6.

Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через

приобщение к народнойкультуре // Дополнительное образование и

воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22.

7.

Толковый словарь В.И. Даля.//Москва: Цитадель, 1998 г.

8.

Толковый словарь С.И Ожигова, Н.Ю.Шведовой. // Москва: Советская

энциклопедия – 1964 г.



В раздел образования