Авторы: Бельская Ольга Викторовна, Москалева Наталья Андреевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 112
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Домашние задания учителя–логопеда
Раздел: дошкольное образование
ОТ АВТОРА
Уважаемые
коллеги
и
родители,
данное
пособие
разработано
для
детей
дошкольного возраста 5-7 лет.
Целью
разработанного
нами
материала
является
привлечение
родителей
к
активному
участию
в
коррекционном
процессе
по
преодолению
речевого
дефекта
у
ребенка. Когда родители используют предложенный материал дома, у ребенка появляется
больше возможностей закрепить полученные на логопедических занятиях знания. Нужно
как можно больше использовать речевые умения и навыки в свободном речевом общении
(в повседневной жизни). Всем известно, что успех коррекционной логопедической работы
во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов
к
выполнению
заданий
учителя-логопеда.
Только
совместная
работа
специалиста
и
родителей ребенка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном
возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному обучению в школе.
В
пособии
представлена
коррекционная
работа
по
преодолению
лексико-
грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР в логопедической группе. В
логопедических группах коррекционно-развивающая работа по развитию речи строится на
основе лексических тем.
В этой части методического пособия мы взяли четыре темы: «Будем в садик мы
ходить и со всеми дружно жить» (детский сад, игрушки), «Аскорбинка – витаминка - наши
лучшие друзья» (овощи, фрукты), «В осеннем лукошке всего понемножку» (грибы, ягоды),
«Вот он, хлебушек душистый, Вот он, теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый
стол, он пожаловал, пришел» (Хлеб).
Данные
задания
разработаны
для
закрепления
детьми
полученных
знаний
и
выполняются в выходные дни с помощью родителей либо закрепляются с воспитателем в
вечернее
время.
Особое
значение
родителей
в
исправлении
речевой
патологии
заключается
в
том,
что,
используя
предложенный
материал
дома,
они
получают
возможность закрепления у ребенка полученных на логопедических занятиях речевых
умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий,
походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т.е. в повседневной жизни.
В задания по лексической теме включены лексико-грамматические упражнения,
упражнения для развития связной речи (составление рассказов), упражнения для развития
мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, раскрашивание картинок и т.д.), заучивание
стихотворений для развития памяти, отгадывание загадок для развития мышления и
воображения.
Мы благодарим авторов, чей материал дополнил наше пособие. Также приносим
извинения тем поэтам, чье авторство не удалось установить.
Будем в садик мы ходить и со всеми дружно жить (детский сад, игрушки)
Словарь
Предметный: игра, группа, спальня, туалет, раздевалка, коридор, зал (музыкальный,
спортивный), кухня, раковина, посуда, полотенце, кабинет, этаж, лестница, помещение,
мебель, доска, кровати, столы, стул, завтрак, обед, полдник, ужин, логопед, воспитатель,
повар,
заведующий,
медсестра,
врач,
муз.
руководитель,
физ.
руководитель,
сторож,
охранник, кастелянша, завхоз; мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамида,
юла, матрёшка, мозаика, флажок, коляска, туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть,
кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у куклы).
Глагольный: учит, воспитывает, показывает, читает, убирает, кормит, накрывает,
готовит, лечит, объясняет, читает, рассказывает, моет, одевает, помогает, хвалит, слушается,
разрешает,
бранит,
бросать,
вставать,
играть,
лежать,
прыгать,
катать,
разбирать,
укладывать, ехать, посадить.
Признаков: лучистый, добрый, веселый, радостный, дружный, умелый, большой,
маленький, нарядная, красивая, внимательная, свободный, просторный, вместительный,
удобный,
круглый,
резиновый,
большой,
железный,
деревянный,
красивый,
гладкий,
грузовая, нарядная, пластмассовый, разноцветный, металлический, маленькая, легкий,
меховая, яркая, светлая, чистая, широкая, узкий, высокий, низкий.
Большой – маленький
Мяч – мячик - мячики слон – слоник - слоники
Машина – машинка - машинки кукла – куколка – куколки
Утка - уточка – уточки самолет – самолетик - самолетики
Заяц - зайчик – зайчики ведро - ведерко - ведерки
Матрешка – матрешечка - матрешечки совок – совочек - совочки
Один - много
Комната - комнаты - много комнат,
спальня - спальни - много спален,
коридор - коридоры - много коридоров,
раздевалка - раздевалки - много
раздевалок,
кабинет - кабинеты - много кабинетов,
зал - залы - много залов,
площадка - площадки - много площадок,
веранда - веранды - много веранд,
бассейн - бассейны - много бассейнов,
игра - игры - много игр,
кухня - кухни - много кухонь,
игрушка - игрушки - много игрушек,
мяч - мячи - мячей,
кукла - куклы - кукол,
кубик - кубики - кубиков,
мишка - мишки - мишек,
собачка - собачки - собачек,
пирамида - пирамиды - пирамид,
матрешка - матрешки - матрешек,
нога - ноги - ног,
машина - машины - машин,
рука - руки - рук,
голова - головы - голов,
лицо - лица - лиц,
кисть - кисти – кистей,
плечо - плечи - плеч,
щека - щеки - щек,
ресница - ресницы - ресниц,
бровь - брови - бровей.
Веселый счет
Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей, четыре мяча, три мяча, два
мяча, один мяч (кукла, неваляшка, самолетик, кубик, погремушка, матрешка, машина,
игрушка, стул, стол, доска, повар).
Детям от шести лет.
Один разноцветный мяч, два разноцветных мяча, …, пять разноцветных мячей,…,
четыре
разноцветных
мяча,…..,
один
разноцветный
мяч
(красивая
кукла,
большой
самолетик, маленькая матрешка, добрая медсестра, приветливая воспитательница).
Какой, какая, какие
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые,
пластмассовые….
Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….;
Машина (какая?) - красивая, большая, легковая, грузовая,….;
Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…;
Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый ,… и т.д.
Комната - большая, светлая, чистая, красивая,…..;
спальня - большая, светлая, красивая, уютная,…..;
кабинет - маленький, уютный, красивый,….;
воспитательница – добрая, ласковая,….;
физкультурный руководитель – смелый, сильный,…. и т.д.
Из чего сделана игрушка. Какая она?
- Машинка сделана из железа – она железная.
- Самолёт сделан из пластмасса – он …
- Матрёшка сделана из дерева – она …
- Мишка сделан из плюша – он …
- Мяч сделан из резины – он …
пирамидка из дерева (какая?)
ведёрко из металла (какое?)
Из чего сделана эта игрушка?
- Железная машинка сделана из железа.
- Деревянная матрёшка сделана из …
- Резиновый мяч сделан из …
- Пластмассовая лопатка сделана из …
Назови ласково
Мяч - мячик,
кукла - куколка,
мишка - мишенька, мишутка,
машина - машинка,
собака - собачка,
пирамида - пирамидка,
локоть - локоток, локоточек,
рука - ручка, рученька,
голова - головка, головушка,
нога - ножка, ноженька,
плечо - плечико,
лицо - личико,
щека - щечка,
брови - бровки.
Скажи наоборот
Мяч большой – мяч маленький,
игрушек мало – игрушек много,
машина тяжелая – мяч легкий,
самолетик новый – кукла старая,
мишка мягкий – кубик твердый,
конструктор крупный – конструктор
мелкий.
холодный – теплый,
весело - грустно,
высокий – низкий,
короткий – длинный,
день – ночь,
утро – вечер,
добрый – злой,
старый – новый,
послушный – непослушный,
тишина – шум,
детский – взрослый,
беспорядок – порядок,
хвалить – ругать.
Назови лишнее слово
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);
барабан, матрешка, лук, машинка (лук);
кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).
Придумай новое слово
У неваляшки круглое лицо. Она какая? (круглолицая)
У куклы светлые волосы. Она какая? (светловолосая)
У лошадки быстрые ноги. Она какая? (быстроногая)
Пальчиковая гимнастика
«Детский сад»
Детский сад, детский сад,
Он всегда ребятам рад.
Буду в садике играть
И конструктор собирать,
И игрушки за собой убирать.
Буду бойко танцевать
И лепить, и рисовать,
Буду песни каждый день напевать.
хлопки на каждое слово
показ жеста «ку-ку» - спрятаться
пальцы кистей соприкасаются
руки движутся вправо-влево
приседание
имитировать лепку, рисование
руки сложить «замком» перед собой
«Мои игрушки»
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,
Это зайка,
Это пёс.
Вот машинка без колёс.
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
Указательный и большой пальцы каждой руки соединить
подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и
слегка согнуть (гребешок).
Средний и указательный пальцы правой руки направить
вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.
Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой
палец направлен вверх (ушко).
Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею
ладонь левой руки.
Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к
другу, а затем раскрыть.
Описание игрушки
Отгадай загадку, раскрась отгадку
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто-бы жучок,
Захочет - вскачь пойдет немножко,
Захочет - ляжет на бочок.
Соедини по точкам и раскрась.
Аскорбинка – витаминка – наши лучшие друзья! (овощи, фрукты)
Словарь
Предметный: фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик,
абрикос, слива, хурма, банан, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево,
черенок, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, повидло, желе, сок, садовник;
огород, огородник, овощи, овощерезка, урожай, грядки, рассада, теплица, посадка, сорняк,
капуста, картошка, свёкла, редиска, репа, редька, лук, чеснок, фасоль, перец, бобы, горох,
баклажан, кабачок, морковь, огурец, стручок, кочан, ботва, куст, «вершки», «корешки»,
борщ, салат, рагу, витамины, здоровье, ломтик, долька, кусочек, вкус, начинка.
Глагольный: поливать, расти, ухаживать, вырастить, поспевать, созревать, сорвать,
выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести,
собирать,
солить,
квасить,
полоть,
мыть,
выжимать,
сушить,
заготавливать,
варить,
консервировать, резать, вынимать, окапывать, снять, чистить, есть.
Признаков: овощной, красный, зелёный, жёлтый, фиолетовый, бордовый, крупный,
мелкий, круглый, овальный, треугольный, вытянутый, гладкий, шершавый, шероховатый,
румяный, душистый, ароматный, полезный, вкусный,
горький, сладкий, солёный,
кислый,
толстый,
крепкий,
зрелый,
ранний,
поздний,
фруктовый,
спелый,
сочный,
созревший, мягкий, твердый.
Назови ласково
Огурец - огурчик - огурчики,
помидор - помидорчик - помидорчики,
картофель - картошечка - картошечки,
баклажан - баклажанчик - баклажанчики,
перец - перчик - перчики,
тыква - тыковка (тыквочка) - тыковки,
редис - редисочка - редисочки,
морковь - морковка (морковочка) -
морковки,
свекла - свеколка (свеколочка) - свеколки,
лук (луковица) - лучок (луковичка) -
луковички,
репа - репка (репочка) - репки,
чеснок - чесночок - чесночки,
петрушка - петрушечка - петрушечки,
укроп - укропчик - укропчики,
капуста - капусточка - капусточки,
фасоль - фасолинка - фасолинки.
Яблоко - яблочко - яблочки,
груша - грушка - грушки,
лимон -лимончик - лимончики,
апельсин - апельсинчик - апельсинчики,
мандарин - мандаринчик - мандаринчики,
абрикос - абрикосик - абрикосики,
вишня - вишенка - вишенки,
банан - бананчик - бананчики,
дерево — деревце - деревца,
сад - садик - садики,
ветка - веточка - веточки.
Один - много
Помидор - помидоры - помидоров,
картофель - картофель - много картофеля
(картошки),
баклажан - баклажаны - баклажанов,
перец - перцы - перцев,
кабачок - кабачки - кабачков,
тыква - тыквы - тыкв,
морковь - моркови - моркови,
свёкла - свёклы - много свёклы,
лук (луковица) - лук (луковицы) - много
лука (луковиц),
репа - репы - много реп,
редька - редьки - много редьки,
чеснок - чеснок - много чеснока (много
головок чеснока),
петрушка - петрушка - много петрушки.
Яблоко - яблоки - яблок,
груша - груши - груш,
слива - сливы - слив,
персик - персики - персиков,
абрикос - абрикосы - абрикосов,
хурма - хурма - много хурмы,
вишня - вишни - много вишни (несколько
вишен),
апельсин - апельсины - апельсинов,
лимон - лимоны - лимонов,
фрукт - фрукты - фруктов,
сад - сады - садов,
косточка - косточки - косточек,
дерево - деревья - деревьев,
ветка - ветки - веток,
пальма - пальмы - пальм,
семя (семечко) - семена - много семян,
сок - соки - много соков, много сока.
Назови, какой сок?
Сок из помидоров - томатный, ...
… огурцов - огуречный,
… моркови - морковный,
… капусты - капустный,
… свеклы – свекольный.
Сок из яблок - яблочный,
... груш - грушевый,
... слив - сливовый,
... вишни - вишневый,
... лимонов - лимонный,
... абрикосов - абрикосовый,
... апельсинов - апельсиновый,
... персиков - персиковый,
... фруктов - фруктовый,
... мандаринов - мандариновый.
Назови, грядка, какая?
Грядка с огурцами - огуречная,
морковью - морковная,
картофелем - картофельная,
кабачками - кабачковая,
тыквой - тыквенная.
Назови, какое дерево?
Дерево с яблоками - яблоневое - яблоня,
... грушами - грушевое - груша,
... сливами - сливовое - слива,
... персиками - персиковое - персик,
... абрикосами - абрикосовое – абрикос.
Скажи какой? или какая?
Огурец какой? (овальный, зелёный, мелкий, твёрдый, шершавый, водянистый, крупный,
вкусный…).
Морковь
(какая?)
–
сочная,
вкусная,
оранжевая,
полезная,
витаминная.
Помидор (какой?) - сочный, красный…. Апельсин (какой?) – круглый, ярко оранжевый…
Лук какой? (круглый, твёрдый, гладкий, жёлтый снаружи, белый внутри, сочный, горький,
полезный, злой). Картофель (какой?) - … (капуста, свекла, горох, лук, перец, груша, слива,
яблоко, и т.д.).
Что можно делать? (перечислить действия)
С картофелем? (сажать, пропалывать, окучивать, выкапывать, чистить, резать, жарить,
варить). С помидором? С капустой?
Скажи наоборот
Кабачок большой, а огурец - маленький,
картофель крупный, а редис - ... (мелкий),
перец внутри пустой, а морковь - ... (полная),
помидор мягкий, а огурец - ... (твердый).
Персик большой, а абрикос маленький;
у яблока семечек много, а у сливы одна косточка;
апельсин круглый, а банан длинный;
лимон кислый, а персик сладкий;
апельсин больше, а мандарин меньше.
груша твердая, а персик мягкий.
Поздний - ранний, кислый - сладкий, полезный - вредный, высоко-низко, чистый -
грязный, крупный - мелкий, гладкий - шероховатый, зрелый - зелёный и др.).
Веселый счет
Одно яблоко – два яблока – три яблока - … пять яблок, один лимон – два лимона - … пять
лимонов, одна груша - две груши - пять груш, один банан — два банана — пять бананов,
одна вишня, две вишни, три…, четыре…, пять вишен; один персик, два …, три…,
четыре…, пять персиков, одна слива, две сливы ... пять слив, и т.д. Одна свекла – две
свеклы – три свеклы - … пять свекл, один помидор – два помидора - … пять помидоров
(кабачок, лук, огурец, перец, и т.д.)
Одно красное яблоко - два красных яблока - пять красных яблок,
одна зеленая груша - две зеленые груши - пять зеленых груш,
один желтый банан - два желтых банана - пять желтых бананов.
Один зеленый огурец – два зеленых огурца - пять зеленых огурцов,
один овальный кабачок – два овальных кабачка – пять овальных кабачков,
один гладкий помидор – два гладких помидора – пять гладких помидоров.
Сравнение овощей
- Помидор круглый, а огурец …
(овальный)
- Морковь продолговатая, а тыква …
- Лук горький, а морковь …
- Огурец зелёный, а свёкла …
- Редис мелкий, а редька …
- Тыква круглая, а кабачок …
Свекла - сладкая, а морковь – слаще.
Редька - сочная, а помидор - …
Дыня нежная, а арбуз - …
Петрушка – мягкая, а салат - …
Тыква – красивая, а редис - ….
Перец – яркий, а морковь -…
Кабачок – плотный, а картофель -…
Баклажан – твердый, а огурец -…
Четвертый лишний
Яблоко груша картофель лимон.
Морковь слива капуста горох.
Яблоко, груша, помидор, апельсин.
Слива, персик, абрикос, компот.
Картофель, лук, чеснок, груша.
Яблоко, апельсин, горох, слива.
Рис, редис, перец, картофель.
Капуста, свекла, морковь, баклажан.
Укроп, петрушка, тыква, сельдерей.
Баклажан, редис, помидор, перец.
Репа, кабачок, огурец, тыква.
Яблоко помидор, груша, слива.
Баклажан, перец, лук, груша.
Калина малина, крыжовник, апельсин.
Мандарин, апельсин, лимон, слива.
Ананас, кокос, груша, манго.
Подружи слова
Яблоко лежать яблоня под. Дереве груша на растет. Сливы на мама тарелку положила.
Слива, лежать, тарелка, на. Груши, расти, сад, в. Картошка, расти, огород, в.
Закончи предложения
Мама почистила картошку, чтобы … .
Мама помыла овощи, чтобы … .
Огородник посадил морковь, чтобы … .
Мама купила в магазине яблоки, чтобы…
Бабушка собрала в саду малину, чтобы…
Таня нарезала помидоры, огурцы, перец, лук, чтобы…
Соня собрала в саду груши, чтобы…
Исправь Незнайкины ошибки
Картошка растет на болоте. Яблоко растет под кустом. Груша растет в лесу. Персик
растет на елке. Помидор растет на дереве. Яблоко растет на грядке. Урожай собираем
зимой. Огурец желтый, квадратной формы. Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный
пирог приготовим из кабачка. Гороховый суп приготовим из редиски. Огуречный салат
приготовим из помидоров. Капуста вырастает на елке. Помидоры вырастут на дереве.
Огурцы вырастут на яблоне.
Пальчиковая гимнастика
Овощи
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки
На базар ходили
Соединяют подушечки пальцев, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую
стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, (Мизинцы.)
Много груш там и хурмы, (Безымяннные.)
Есть лимоны, апельсины, (Средние.)
Дыни, сливы, мандарины, (Указательные.)
Но купили мы арбуз- (Большие.)
Это самый вкусный груз! (Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.)
Составь по плану рассказ о любимом овоще (фрукте).
Что это (овощ или фрукт) Какого цвета? Какой формы, величины?
Какой на вкус? Какой на ощупь? Где растет? (в огороде, в саду, на грядке, в земле, на
дереве, на кусте). Что можно из него приготовить?
Прослушай рассказ и ответь на вопросы.
Работа на огороде
Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей
лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой
урожай овощей.
Вопросы: Что собрали колхозники? Как одним словом можно назвать лук, морковь,
свеклу, картофель, огурцы? Где растут овощи? В какое время года собирают урожай?
Назови овощи и фрукты
Раскрась фрукты, овощи обведи в круг.
Дорисуй по клеткам и раскрась
В осеннем лукошке, Всего понемножку (Грибы, ягоды).
Словарь
Предметный: гриб, белый, подберезовик, подосиновик, лисичка, волнушка, опенок и т.д.;
поганка, мухомор; лес, земля, шапка, ножка; осень.
Глагольный: собирать, искать, мыть, чистить, варить, жарить, солить, сушить; прятаться,
вырастать.
Признаков: съедобный, ядовитый, грибной; цвет: коричневый, серый, рыжий, красный с
белыми
пятнами,
белый;
размер:
большой,
маленький,
высокий,
низкий,
толстый,
тонкий…
Пальчиковая игра «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес пойдём мы погулять.
(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
(Загибают пальчики, начиная с больших.)
Один – много - назвать во множественном числе.
Боровик - боровики - много боровиков.
Подосиновик
–
подосиновики
-
много
подосиновиков.
Подберезовик – подберезовики - много
подберезовиков.
Сыроежка – сыроежки – много сыроежек
Лисичка – лисички – много лисичек.
М у хо м о р
–
м у хо м о р ы
–
м н о г о
мухоморов.
Гриб – грибы – много грибов.
Шляпка – шляпки - много шляпок.
Пень- пни – много пней.
Ягода – ягоды – много ягод.
Стебель – стебли – много стеблей.
Куст – кусты – много кустов.
Цветок – цветки – много цветков.
Вишня – вишни – много вишен.
Сад – сады – много садов.
Лес – леса – много лесов.
Посчитать до 5, правильно согласовывая слова: подосиновик, боровик, мухомор,
подберезовик, гриб, лисичка, сыроежка, ягода, клубника, рябина, смородина, черемуха,
черника (Например: 1 лисичка, 2 лисички, 3 лисички, 4 лисички, 5 лисичек).
Жадина. Согласовать местоимения мой, моя, мои.
Представь, что это твой гриб, твоя ягода. Ответь на вопросы: Чей это боровик? (Мой
боровик). Подберезовик? Чья лисичка? Чьи опята? Чья малина, брусника, рябина?
Назови ласково
Боровик – боровичок.
Моховик – муховичок .
Корзина – корзиночка.
Лес – лесок.
Поляна – полянка.
Ягода – ягодка.
Крупные – крупненькие.
Красные – красненькие.
Спелые – спеленькие.
Скажи наоборот
Кислая – сладкая.
Крупная – мелкая.
Высокая – низкая.
Съедобный – несъедобный.
Толстая – тонка.
Широкая – узкая.
Вспомни и назови грибы и ягоды, которые ты знаешь. (Подосиновик, лисички,
опята,
подберезовик,
сыроежки,
мухомор,
черника,
брусника,
морошка,
земляника,
малина, клюква) Скажи, где растут грибы? Какой гриб есть нельзя? Почему?
Объясни, почему гриб называется подберезовик?, подосиновик?(Потому, что он
растет под березой, под осиной)
Отхлопай слова, определи в них количество слогов. (Ребенок хлопает в ладоши,
делит слово на слоги. Сколько раз хлопнул – столько в слове слогов.) КЛЮК – ВА, ГРИБ,
Я – ГО – ДА, МА – ЛИ – НА.
Подбери признаки (не менее трех признаков): мухомор (какой?) – … ягода
(какая?) - ….
Ответь на вопросы: Где растут грибы: под березой – подберезовик под осиной –
… опенок – … Что можно делать с грибами? Как называется суп из грибов? Как называют
человека, собирающего грибы? В какое время собирают грибы?
Что лишнее и почему?
Поганка, волнушка, шишка, мухомор.
Подосиновик, масленок, мухомор, лисички.
Малина, куст, черника, земляника.
Дерево, куст, лист, рябина.
Что приготовили?
Варенье
из
черники
–
черничное
варенье,
компот
из
брусники
-
… . . ,
Чай из земляники - …….., суп из грибов - …, икра из грибов - ……..
Объясни слова: ПОДОСИНОВИК, ПОДБЕРЕЗОВИК.
Вставь пропущенный предлог
Мама собирает ягоды … лесу (в).
Я собрал ягоды … кусты (с).
Петя положил гриб … корзину (в).
Земляника растет … стебле (на).
Нарисуй или приклей картинки с изображением грибов. Раздели их на 2
группы: съедобные грибы и несъедобные грибы. Покажи и назови части: шляпка, ножка.
Прослушай
текст.
Ответь
на
вопросы
полными
предложениями.
Подготовь
пересказ текста.
Кислая клюква растет на болоте. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и
не видеть ее. Черника растет – ее видишь: рядом с листиком ягоды. Их так много, что
место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника –
красная ягода кисточкой, кислая. Единственная ягода у нас клюква невидима сверху.
• Как растет клюква?
• Какие еще ягоды растут в лесу?
• Как они растут?
• Какая ягода невидима сверху?
Выучи стихотворение.
Лесные подарки
Мы с мамой грибы
Собираем вдвоем.
Подарки лесные
В корзинку кладем.
Деревья над нами
Тихонько шумят,
О чем-то своем
Меж собой говорят.
автор: В. Кудлачев
Отгадай загадки, нарисуй отгадки
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
Сразу станет кисло. (Ягода клюква.)
Он большой, как мяч футбольный.
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус.
Что это за шар? (Арбуз.)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Осень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)
Вот стоит кто – то важный
На беленькой ножке,
Он в шапочке красной,
На шапке – горошки. (Гриб мухомор.)
Выложи из палочек гриб.
Соедини по точкам, раскрась картинку. Рядом нарисуй понравившуюся тебе
ягоду.
Выполни штриховку.
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел. (Откуда хлеб пришел.)
Словарь.
Предметный: зерно, пшеница, рожь, поле, колос, комбайн, мельница, мельник, мука,
крупа, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, бублик, пряник, печенье, крошки, корка, мякоть,
сухарь, …
Глагольный: выращивать, убирать, жать, молоть, печь, резать, есть, беречь…
Признаков: золотой, свежий, мягкий, черствый, душистый, пшеничный, ржаной, черный,
белый, вкусный…
Объяснить ребенку значение слов: выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать,
жать, молоть, печь.
Пальчиковая гимнастика
«Хлеб».
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики
здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.
Подбери признаки:
Булка (какая?) – …
Пирог (какой?) - …
Колос (какой?) - ….
Комбайн (какой?) - …
Рож (какая?) - ….
Хлебороб (какой?) - ….
Поле (какое?) - …
Мука (какая?) - …
Тесто (какое?) - …
Назови ласково:
Булка – булочка.
Колос — …
Зерно — …
Хлеб – …
Сухарь — …
Пряник — …
Батон - ….
Крошка - ...
Образуй признаки (от предметов):
хлеб – хлебный,
пшеница — …
рожь — …
Мука - …
Один – много (множественное число существительных):
Батон – батоны – батонов.
Колос – колосья – много колосьев.
Зерно – зёрна – много зёрен.
Булка – булки – много булок.
Комбайн – комбайны – много комбайнов.
Крошка – крошки – много крошек.
Хлеб – хлеба – много хлеба
Пирог – пироги – много пирогов.
Есть – нет (родительный падеж единственного числа):
Батон – нет батона.
Колос — …
Зерно — …
Булка – …
Комбайн — …
Крошка — …
Пряник - …
Хлеб - …
Посчитай 5:
Один колос, два…, три…, четыре…., пять…
Одна мельница, две …, три…, четыре…, пять…
Одна пекарня, две …, три…, четыре…, пять…
Один сухарь, две …, три…, четыре…, пять…
Одна крошка, две …, три…, четыре…, пять…
Один комбайн, две …, три…, четыре…, пять…
Какой хлеб? (подбор прилагательных к существительному)
Хлеб по запаху (какой) — пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб на вкус (какой) — вкусный, приятный.
Хлеб на ощупь (какой) — свежий, мягкий, пышный, твердый.
Пироги, с какой начинкой?
Пирог с вишней – вишневый
Пирог с земляникой – земляничный
Пирог с морковью – морковный
Пирог с яблоком – яблочный
Пирог с картофелем – картофельный
Пирог с абрикосом – абрикосовый
Пирог с малиной – малиновый
Пирог со смородиной – смородиновый
Пирог с клубникой - клубничный
Пирог с капустой – капустный
Откуда хлеб пришел. (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)
Откуда хлеб пришел? - Из магазина.
А в магазин как попал? - Из пекарни.
Что делают в пекарне? - Пекут хлеб.
Из чего? - Из муки.
Из чего мука? - Из зерна.
Откуда зерно? - Из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? - Выросла в поле.
Кто ее посеял? - Колхозники.
Подобрать родственные слова к слову хлеб. (Хлебница, хлебный, хлебушек.)
Составь предложение.
Составление предложений по двум опорным словам.
Маша – булочка Маша купила свежую булочку. Маша любит булочку с маком. И т.п.
Повар – блины
Магазин – хлеб
Пирожки – духовка
Пшеница – мука
Бабушка – пирог
Пекарь – батон
Пап – ватрушка
Собака – сухари
Хлебозавод – мука
Составить предложение из слов.
Хлеб, печь, мука, из.
Изменить
слово
хлеб
в
контексте
предложения
(упражнение
в
падежном
и
предложном согласовании).
Я знаю много пословиц о ... . Папа купил пшеничный... Дети едят суп с... . Ваня пошел в
магазин за... . Маша не любит есть суп без... . У нас дома нет... .
На какую из геометрических форм хлебобулочные изделия?
Хлеб, батон, круглый хлеб, пирог (овал, прямоугольник, круг).
Составить рассказ по плану-рисунку «Откуда хлеб пришел».
Выучить стихотворение.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Отгадать загадки.
Вырос с поле дом, полон дом зерном. (Колос)
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Отгадай загадку, раскрась отгадку.
Маленькое сдобное
Колечко съедобное.
Я одна его не съем –
По кусочку хватит всем.
Выложить из спичек фигурку по образцу.
Мельница крыльями машет вдали.
Будет мука, чтоб пирог испекли.
Отгадай ребус.
Соедини по точкам, раскрась картинку.