Напоминание

"Стили семейного воспитания


Автор: Малеева Ирина Юрьевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад №23"
Населённый пункт: город Электросталь, Московская область
Наименование материала: Тренинг для родителей
Тема: "Стили семейного воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тренинг для родителей

«Стили семейного воспитания».

Подготовила: педагог-психолог

«Центр развития ребенка –

- детский сад №23»

Малеева Ирина Юрьевна

г. о. Электросталь Моск. обл.

Цель тренинга: коррекция детско-родительских отношений.

Задачи:

• предоставить информацию о стилях семейного воспитания;

создание

оптимальных

условий

для

осознания

родителями

особенностей

их

взаимоотношений с детьми, формирование мотивации к их изменению.

• формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений с ребенком;

• приобретение родителями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми.

Продолжительность: 60 минут (в зависимости от настроя группы).

Участники: родители

Количество участников: 10-12 человек.

Ведущий: педагог-психолог.

Оснащение: интерактивная доска или медиапроектор.

Материал: авторучки, цветные карандаши, цветные мелки, магнитики, пластилин, белая

бумага А4, планшеты (для удобства записи информации), стулья, столики, доска.

Ход тренинга.

1. Вступительное слово ведущего:

Уважаемые родители, добрый вечер. Рада Вас видеть на тренинге «Стили семейного

воспитания».

Инструкция.

Знакомство

с

целью

и

задачами

групповой

работы,

темой

и

формой

проведения занятия.

Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи,

которые он перед собой поставил, необходимы правила которые будут соблюдаться всеми:

- нельзя говорить долго и не по теме, высказываться надо четко и конкретно;

- следует быть активным, принимать участие во всех видах деятельности;

- каждый участник имеет право на собственное мнение, не боясь высказывать его и быть

осужденным;

- то, что происходит на тренинге, не выносится за пределы аудитории.

1. Упражнение «Имя и качество».

Инструкция: Каждый участник представляется по имени и называет то качество, которое

больше всего подходит ему по характеру, начинающееся на первую букву его имени. Имена

закрепляются с помощью упражнения «Снежный ком». Например: первый участник – «Я

Ирина-интересная»; второй участник, указывая на первого, - «Это Ирина, она интересная. Я

Ольга

остроумная»;

третий

(поочередно

указывая

на

первых

двух)

«Это

Ирина,

она

интересная. Это Ольга, она остроумная. Я Марина – мудрая» и т.д.

2. Упражнение-разминка «Группировки».

Инструкция.

Участникам

предлагается,

молча,

с

помощью

невербального

общения

объединиться:

• в зависимости от количества детей в семье; в зависимости от пола детей:

- в семье только девочки (мальчики);

- в семье и девочки, и мальчики;

• тем, кто каждый день играет с ребенком;

• тем, у кого хорошие взаимоотношения с детьми.

После игры проходит обсуждение.

3. Диагностическое упражнение «Идеальный родитель»

Инструкция.

Участникам

предлагается

методом

«мозгового

штурма»

составить

словесный портрет «идеального родителя». Ведущий записывает повторяющиеся высказывания

родителей на доске.

Затем на рисунке, где изображены расходящиеся от центра к краям круги (подобие

«мишени»), каждому участнику предлагается поставить любой знак синим фломастером там,

где он, по собственному мнению, находится относительно центра круга. Центр символизирует

«идеального родителя» со всеми перечисленными качествами. Далее предлагается подумать и

предложить, где они окажутся после прохождения тренинга, поможет ли он приблизиться к

центру. Это место - предполагаемая цель, конечный результат, его нужно отметить красным

цветом.

В заключение каждому родителю предлагается определить и записать 2-3 качества,

необходимых для достижения поставленной цели.

4. Мини-лекция педагога-психолога «Стили воспитания»

Стиль семейного воспитания - это наиболее характерные способы общения родителей с

ребенком, использование ими определенных средств и методов педагогического воздействия,

которые выражаются в своеобразной манере словесного взаимодействия.

Авторитарный

стиль

терминологии

других

авторов

-

автократический,

диктат,

доминирование) - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен

подчиняться их воле, авторитету. Родители, склонные к авторитарному стилю, придерживаются

карательно-насильственной

дисциплины,

чрезмерно

контролируют

все

поступки

ребенка,

требуют

от

него

покорности,

нетерпеливы

к

детским

недостаткам.

Они

ограничивают

самостоятельность ребенка, не считают нужным обосновывать свои требования, сопровождая

их

жестким

контролем,

суровыми

запретами,

выговорами

и

физическими

наказаниями.

Вследствие

этого

у

ребенка

развивается

неуверенность

в

себе,

страх,

мстительность,

агрессивность

по

отношению

к

слабым,

заниженная

самооценка.

Авторитарный

стиль

воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности

в семье. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между

ними и родителями редко возникает чувство привязанности.

Демократический

стиль (авторитетный,

сотрудничество)

-

родители

поощряют

ответственность и самостоятельность своих детей с учетом их возрастных возможностей,

уважают личность ребенка, принимают его таким, какой он есть, дают понять, что его дела

важны для них, доверяют, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к

мнениям

ребенка,

проводят

вместе

с

ним

свободное

время,

помогают

развивать

его

способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные

мужские

и

женские

черты

поведения,

растут

уверенными

в

себе,

хорошо

социально

адаптированными.

Попустительский

стиль

(либеральный,

снисходительный,

гипоопека)

ребенок

должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны

родителей

или

не

выполняет

указаний

родителей,

для

которых

характерно

неумение,

неспособность или нежелание руководить детьми. Родители с либеральным стилем воспитания

почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть

вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка. При таком воспитании у ребенка может

формироваться

чрезмерное

самолюбие,

происходить

задержка

в

эмоциональном

развитии,

возникать отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться

также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.

Становясь взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны

учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к

ограничениям и ответственности.

Хаотический

стиль

(непоследовательное

руководство)

-

это

отсутствие

единого

подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к

ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между

родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей

личности - потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких

ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и

провоцирует

повышенную

тревожность,

неуверенность,

импульсивность,

а

в

сложных

ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) – стремление быть

постоянно около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно

следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним

может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны,

к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой стороны – к

формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

5. Упражнение «Хорошо и плохо»

Инструкция. Участники делятся на две команды. Задача первой - назвать плюсы каждого

из обсуждаемых стилей воспитания. Задача второй - назвать минусы.

6. Метафорическое упражнение с пластилином

Слово

педагога-психолога:

«Чтобы

работать

с

пластилином,

необходимо

его

предварительно

разогреть.

Если

времени

мало,

а

результат

нужно

получить

быстро,

то

приходится применять физическую силу, тратя много энергии. Но если спешить некуда, то

теплом тела можно разогреть пластилин, размять, чтобы он стал пластичным, и из него можно

было лепить, все что захочется, скульптура будет гладкой и красивой. Представьте себе, что

душа

ребенка

-

как

пластилин:

каждый

негативный

поступок,

сгоряча

сказанные

слова

родителей также оставляют след, а может и рубец на его душе. Задумайтесь, что с ней будет,

когда ребенок вырастет».

Инструкция.

Участникам

раздается

пластилин

и

предлагается

поработать

с

ним

-

размять, почувствовать его фактуру, что-то слепить. После выполнения задания проводится

рефлексия.

7. Упражнение «Чего хотят дети?»

Примечание. Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части (по

количеству родителей). Каждая часть нумеруется - чтобы в дальнейшем было удобнее и легче

собрать мозаику.

Слово педагога-психолога: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6

лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой».

Инструкция. Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердца, после

чего зачитывают и анализируют написанное. Затем педагог-психолог предлагает из полученных

частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети - это много любви,

тепла и ласки».

8. «Обратная связь»

Инструкция. Участникам предлагается по кругу рассказать о своих впечатлениях от

занятия,

определить,

какой

процент

полезной

информации

они

получили,

насколько

оправдались их ожидания.

Приложение к тренингу

Тест «Ваш стиль общения и воспитания»

1. Как вы считаете, из-за чего дети скорее станут непослушными?

A. Из-за излишней мягкости и вседозволенности со стороны родителей.

Б. Из-за чрезмерной требовательности родителей.

B. Из-за своего эгоизма, лени и упрямства.

2. С каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?

A. Если ребенка с детства держать в строгих рамках, то из него вырастет хороший

человек.

Б. Родители не вправе требовать от ребенка уважения к себе, они должны заслужить его.

B. Важно, чтобы родители не мешали детям жить и не навязывали им свое общество.

3. Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребенка

со сверстниками?

A.

Ребенок

обязан

близко

общаться

только

с

теми

детьми,

которые

нравятся

его

родителям.

Б. Родителям нужно знать друзей своего ребенка, приглашать их в гости, но вмешиваться

в отношения детей можно только в исключительных случаях.

B. Ребенок может общаться с кем захочет, родителей это не касается.

4. Ребенок должен понимать, что его родители...

A. Знают все, о чем он думает.

Б. Интересуются его мыслями и чувствами.

B. Не претендуют на то, чтобы знать его помыслы.

5. Взрослый должен просить прощения у ребенка?

A. Никогда.

Б. В тех случаях, когда взрослый не прав, обязательно.

B. По настроению.

6. Может ли ребенок самостоятельно решать, чем ему заниматься в свободное время?

A. Пока не станет достаточно взрослым - нет.

Б. Конечно, может. Но задача родителей - направить его энергию в «мирное русло»,

предложить интересные и полезные занятия.

B. Может. А родители должны помочь материально.

7. Как должны реагировать родители ребенка, услышав от него нецензурные выражения?

A. Возмутиться и строго наказать.

Б. Договориться, что эти слова он не будет произносить.

B. Не делать из мухи слона, первый раз вообще можно пропустить мимо ушей.

8. Зачем давать ребенку деньги на карманные расходы?

A. Чтобы он сам делал покупки и отчитывался за них перед родителями.

Б. Чтобы он мог их потратить по своему усмотрению.

B. Чтобы он не воровал деньги у родителей.

9. У ребенка могут быть секреты от родителей?

A. Только в том случае, если родители плохо следят за своим ребенком.

Б.

Да.

Это

обязательное

условие

нормального

взросления,

дети

должны

иметь

собственную личную жизнь.

B. Конечно, ведь у ребенка должен быть свой мир, закрытый для взрослых.

10. Как вы считаете, до какого момента взрослые должны сами выбирать одежду и

другие вещи для ребенка?

A.Д

о

той

поры,

пока

ребенок

не

начнет

покупать

все

это

на

самостоятельно

заработанные деньги.

Б. До того, как ребенок не научится высказывать свои пожелания на этот счет.

B. До того времени, пока ребенок не потребует самостоятельности в выборе себе вещей.

11. Нужно ли родителям демонстрировать ребенку свою любовь?

A. Нет. Можно только хвалить за успехи, но телячьи нежности ни к чему.

Б. Конечно. Однако любая ласка должна быть уместна (например, не целовать мальчика

при его друзьях и т. п.).

B. Да. И как можно чаще.

12. Считаете ли вы соблюдение режима дня обязательным для ребенка?

A. Безусловно. Родители должны следить за этим.

Б. В жизни ребенка должен быть каждодневный распорядок, от которого возможны

отступления.

B. Ни к чему мучить ребенка и себя.

Спасибо за ответы!

Подсчитайте, каких ответов - «а», «б» или «в» у вас больше всего, и определите

черты

своего

стиля

воспитания.

Если

ответы

«а»

преобладают,

то

ваш

стиль

авторитарный, «б» - демократический, «в» - либеральный.

Стиль воспитания/характеристика

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Вы относитесь к

деспотичным

родителям, которые

Как и все

демократичные

родители, вы заботливы

При таком стиле

воспитания отношения

с детьми обычно

требуют от ребенка

беспрекословного

подчинения, не

и внимательны, ребенок

всегда чувствует вашу

бывают теплыми,

родители заботливы и

терпеливы. Их

считают нужным

объяснять причины

своих запретов и

приказов, не дают

возможности

высказаться, стремятся

контролировать своих

детей. Такое

воспитание приводит к

негативным

последствиям. Ребенок

может стать

безынициативным,

неуверенным в себе,

несамостоятельным.

Дети из авторитарных

семей не умеют и не

хотят делиться своими

переживаниями, потому

что их никто не

принимает в расчет, и

часто попадают под

дурное влияние

сверстников

эмоциональную

поддержку. При этом вы

бываете достаточно

тверды и

последовательны в

своих требованиях. Вы

обсуждаете с детьми их

жизнь, а не командуете

ими. Воздействуя на

ребенка, вы приводите

разумные доводы,

стремитесь объяснить

ему причины

ограничений и

запретов.

Преимущества

демократичного

воспитания в том, что

родители поощряют в

детях

самостоятельность,

позволяют предлагать

свои решения и

принимать на себя

ответственность за свои

поступки

принцип «Чем бы дитя

ни тешилось, лишь бы

не плакало».

Нетребовательное

отношение к ребенку и

непоследовательность в

воспитании приводят к

тому, что дети не

чувствуют границ

допустимого поведения

и вырастают

инфантильными.

Либеральные родители

не могут научить

ребенка контролировать

себя, поэтому у него

меньше шансов развить

чувство самоуважения.

При либеральном стиле

воспитания дети, как

правило, плохо учатся и

вырастают очень

несчастными



В раздел образования