Автор: Суворова Ирина Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГКОУ СКОШИ № 79
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) на уроках географии.
Раздел: среднее образование
Активизация познавательной деятельности учащихся
с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)
на уроках географии.
Суворова И.В.
Учитель географии и биологии
ГКОУ СКОШИ № 79
г. Москва
Познавательная
деятельность -
это
единство
ч у вс т ве н н о го
восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она
осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и
социальных
взаимоотношений
обучающихся,
а
также
путем
выполнения
различных предметно-практических действий в учебном процессе. Но только
в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой,
присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
Активно
управляемый
процесс
направлен
на
обеспечение
глубоких
и
прочных
знаний
всех
учащихся,
на
усиление
обратной
связи.
Здесь
предполагается
учет
индивидуальных
особенностей
учащихся,
моделирование
учебного
процесса,
его
прогнозирование,
четкое
планирование,
активное
управление
обучением
и
развитием
каждого
учащегося.
Активизация
познавательной
деятельности
учащихся –
э т о
создание
такой
атмосферы
учения,
при
которой
учащиеся
совместно
с
учителем
активно
работают,
сознательно
размышляют
над
процессом
обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши
знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в
развитии,
обучения,
воспитания,
психолого-педагогической
реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально – трудовой
адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач
специальной (коррекционной) школы VIII вида, что требует повышенного
внимания к проблеме их обучения. От активности и самостоятельности в
процессе
обучения
во
многом
зависят
динамика
развития
ребенка
с
нарушением интеллекта, возможности его социальной адаптации.
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся
к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и
практики.
Реализация
принципа
активности
в
обучении
имеет
большое
значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от
качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и
воспитания учащихся.
Для
учащихся
с
нарушениями
интеллектуального
развития,
характерна
инертность,
вялость,
отвлекаемость,
интеллектуальная
пассивность,
отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Необходимо проводить
обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания,
а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе
решения
познавательных
задач.
Школьники
должны
учиться
рассуждать,
использовать
имеющуюся
у
них
информацию.
Необходимо
повышать
познавательную
активность
учащихся,
включать
учеников
в
творческую
деятельность, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от
уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося. Наличие
познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению
активности учащихся на уроках, росту успеваемости и самостоятельности
при выполнении практических и умственных задач.
География,
как
учебный
предмет,
предоставляет
неограниченные
возможности для формирования у школьников познавательного интереса.
Работа
над
проблемой
формирования
познавательного
интереса
к
географическому
материалу
и
активизации
мыслительной
деятельности
школьников, побудила меня к поиску активных методов и приемов обучения
географии.
Опираясь
на
педагогические
исследования можно
выделить
основные,
у с л о в и я ,
с п о с о б с т в у ю щ и е
а к т и в и з а ц и и
п о з н а в а т е л ь н о й
деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках географии. Это:
оптимальное
сочетание
словесных,
наглядных
и
практических
методов
обучения; доступное, эмоциональное, опирающееся на личный опыт ребенка
преподнесение
материала
и
создание
условий
для
его
сознательного
восприятия; индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся,
оказание им различных видов помощи (словесной, наглядно-практической);
введение
дидактического
приема
сравнения
по
различным
параметрам
изучаемых
объектов
и
явлений;
установление
причинно-следственных
зависимостей
и
обучение
приемам
их
установления,
используя
данные,
полученные
от
учителя
или
из
различных
средств
обучения;
создание
проблемных ситуаций (распознавание противоречий, решение элементарных
логических задач); увеличение доли самостоятельных работ; осуществление
межпредметных
связей;
использование
дидактических
игр
и
элементов
занимательно сти;
включение
новых
знаний
в
систему
р а н е е
сформированных.
Рассмотрим некоторые из этих условий. Активность учащихся на уроке во
многом зависит от того, как учитель преподносит учебный материал и как он
организует
учебную
деятельность
школьников.
Эмоциональный,
яркий
словесный материал всегда вызывает интерес у учащихся.
Особое внимание стараюсь уделять тем методам, средствам и формам
обучения,
которые
стимулируют
активную
познавательную
деятельность,
развивают
интерес
к
предмету,
способствуют
повышению
качества
образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:
1.Дидактические игры
Очень хорошо с проблемным обучением сочетаются игровые моменты и
формы уроков, которые также активизируют познавательную деятельность
учащихся. Игра дает возможность детям понять принцип моделирования как
способа
познания
реальности
и
использовать
его
в
своей
дальнейшей
познавательной
деятельности.
Такое
понимание
помогает
учащимся
при
усвоении географического материала об
этнокультурных и общественно-
политических особенностях жизни различных стран и народов.
Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность
учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По
времени
можно
проводить
игры-минутки,
игры-эпизоды,
игры-уроки.
Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках
необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок,
отводимое время и средства повышения познавательной активности.
Вот некоторые примеры игровых моментов, применяемых на уроке:
1. «Третий - лишний». Смысл задания состоит в том, что в перечень трёх
понятий включается одно лишнее, не подходящее по смыслу. Его и нужно
убрать. Наиболее эффективно применение в 6, 7 классах.
Например: Волга, Енисей, Эльбрус. Спрашивается: «Что лишнее?».
2. «Узнай силуэт». Для этой игры необходимо изготовить силуэты материков,
островов,
полуостровов,
морей
и
т.
д.
По
ним
школьники
определяют
географический объект.
3.
«Собери
карту».
Контуры
материков
(может
быть
вырезанный
кусок
контурной карты), разрезаются на части.
Задача: собрать правильно.
4.
«Географическая
цепочка».
Игра
способствует
усвоению
названий
географических объектов. Можно провести перед окончанием урока, когда
осталось немного свободного времени. Учащиеся друг за другом называют
географические названия, начинающиеся на последнюю букву предыдущего.
Например,
Африка – Америка – Австралия – Ямайка – Аргентина –
Алжир – Рим – Милан – …и т. д.
5. «География на все 100». Отгадайте слова, являющиеся географическими
понятиями, названиями, именами, в которых есть числительное100.
_СТО_- сторона света (Восток)
_СТО_- начало реки (Исток)
_СТО_- государство в Прибалтике (Эстония)
_СТО_- город “Золотого кольца” России (Ростов)
_СТО_- город РФ, порт на Тихом океане (Владивосток)
--СТО_- имя мореплавателя, открывшего Америку (Христофор
Колумб)
6.
На
уроках
географии
используют
игры
на
знание
карты,
игры
на
классификацию объектов или явлений, выделение «лишнего» и т. д.
Примерные варианты игр.
Знаешь ли ты карту?
На доске
вывешивается контур материка. На первой парте каждого ряда
лежат таблички с названием географического объекта материка. Ребята по
очереди берут табличку и укрепляют её на контуре.
Географические чемпионы.
Ребята
называют
“чемпионов”
материка
–
всё
самое
большое,
высокое,
длинное и т.д.
7.«Выбери верные выражения».
8.«Найди ошибку» .
9.Использование на уроке художественной литературы.
На уроках географии обширны возможности использования поэзии, которая
выполняет
сразу
три
функции:
познавательную,
развивающую
и
воспитательную.
Стихотворные
строки,
умело
используемые
на
уроке,
помогают
разнообразить
объяснение
учебного
материала,
усиливает
его
эмоциональное
восприятие,
глубже
раскрывает
причинно-следственные
связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки
потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.
При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из
“Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …
А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер?
Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.
Считаю, что активизировать познавательную деятельность помогают поэзия,
научно-популярная и художественная литература, живопись. Ученикам очень
нравится, когда мы на уроках читаем стихи, слушаем музыку, рассматриваем
картины художников, фотографии из фотоальбомов, в соответствии с
содержанием урока.
10.Ребусы
Учащиеся
с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка,
требующая
для
разгадки
сообразительности,
фантазии
и
работы
мысли.
Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из
форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.
Ответы: 1.Россия 2.Евразия 3.Байкал
11.Активизировать
познавательную
деятельность
учащихся
позволяют
и
занятия во внеурочное время (проведение тематических недель,
игр-викторин «Своя игра» и др., экскурсии, посещение музеев, подготовка и
участие
в
конкурсах,
олимпиадах).
Именно
такие
занятия
позволяют
учащимся
углубить
свои
знания
по
предмету,
дополнительно
потренироваться в их творческом применении. Задания, используемые во
внеурочной
работе,
направлены
не
только
на
развитие
географических
способностей,
навыков,
но
и
на
развитие
внимания,
памяти,
эрудиции,
кругозора и познавательных способностей учащихся.
Результат своей работы вижу в следующем:
1. Вовлечение в процесс изучения и закрепления нового материала всех
учащихся класса.
2. Повышение учебной мотивации учащихся с разным уровнем имеющихся
знаний, умений и навыков.
3. Оптимизация процесса восприятия учебного материала всеми учащимися
класса независимо от их способностей.