Напоминание

Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи.


Автор: Симакова Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ РО "ЦППМСМ"
Населённый пункт: Рязанская область, г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи.
Раздел: полное образование





Назад




Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи.

Характеристика неполной семьи.

Прежде чем давать характеристику неполной семьи, в начале определим,

что является полной и неполной семьей. Существует несколько определений

семьи. Во-первых, семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве

малая социальная группа, члены которой объединены совместным

проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и

взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Во-вторых, семьей

называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой

взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется

основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения,

деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового

ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д. Как вид

выделяют семьи неполную. Неполная семья - семья, в которой из-за развода

или смерти отсутствует один из супругов. Неполные семьи составляют

значительную долю населения в России - 13%, в подавляющем числе случаев

это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве

случаев в этих семьях один, реже - два ребенка. Неполная семья относится к

семьям группы риска. При разводе оба родителя юридически ответственны за

воспитание детей, на практике ушедший из семьи супруг имеет меньше

возможности общаться с детьми, а у оставшегося также становится меньше

времени для воспитания и общения с ними, потому что увеличивается

количество забот и обязанностей. Свои трудности испытывает одинокая мать,

воспитывающая ребенка одна, без мужа. В неполных семьях дети по-разному

реагируют на отсутствие одного или другого родителя, мальчики более

уязвимы, чем девочки. В семьях без отца возникает масса социальных

проблем. Иногда в неполных семьях, где материальные условия низкие,

родители ведут аморальный противоправный образ жизни, где жилищно-

бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим

требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети

оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии. Они

становятся жертвами насилия, как со стороны родителя, так и других граждан

того же социального строя. Одним из распространенных типов неполной

семьи в современных условиях становится внебрачная семья, которая

возникает в результате рождения ребенка вне брака. Желание скрасить

одиночество, стремление удовлетворить потребность материнства и другие

причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шаг

сознательно. Трудности воспитания в такой семье состоят в основном в том,

что мать, перегруженная работой, уделяет недостаточное внимание ребенку.

В такой семье затруднено ознакомление ребенка с социальной ролью отца: он

не может найти и усвоить образа поведения, пример для подражания.

Нередко мать, воспитывая ребенка по своему образу и подобию, тем самым

несознательно толкает его повторению своей личной жизни, к усвоению

стандартов своего поведения. Отрицательным образом сказывается на

воспитании в такой семье отсутствие авторитета, олицетворяемого отцом.

Особенно неблагоприятно отсутствие отцовской опеки отражается на

подготовке девочек к будущей семейной жизни. В условиях многочисленных

трудностей у матери могут складываться сложные отношения с ребенком.

Отсюда возникает порой несправедливость с ребенком, что сказывается на

его нравственном развитии. Отрицательно влияет на ребенка и безумная

материнская любовь: забывая, что привязанная к нему всем сердцем, она

становится ревнивой, оберегает его от всех «нездоровых» влияний и

добивается тем самым равнодушия или недовольства, направленного в

первую очередь против неё. Основные меры улучшения воспитательных

возможностей в такой семье состоят в следующем: создание доверительных

отношений в семье, формирование чувств взаимопомощи и вовлечение детей

в дела и заботы семьи, разумное соотношение родительской любви и

строгости, возрастание роли личного примера, формирование у детей

положительного идеала взрослого.

Работа социального педагога с неполной семьей.

Деятельность социального педагога с семьей включает три направления

социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую,

посредническую.

Образовательная составляющая, включает в себя два направления

деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение семейных проблем и

формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании

проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем

их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных

воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье

в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного

потенциала.

Психологическая составляющая социально - педагогической помощи

включает в себя два компонента: социально - психологическую поддержку и

коррекцию.

Психологическая поддержка направлена на создание благоприятного

микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Социальный

педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения в

семье, положение ребенка в семье, отношение семьи с обществом.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье

происходит психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его

нервно - психического и физического состояния. К такому виду насилия

относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и

достоинства, нарушение доверия.

Социальный педагог должен так скорректировать отношение в семье, чтобы

все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и

дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на

уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о

правах ребенка.

Посреднический компонент социально - педагогической помощи включают в

себя три составляющие помощь в организации, координации и

информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга,

включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных

праздников, конкурсов, летнего отдыха и т.д.

Помощь координации направлена на активизацию различных ведомств и

служб по совместному разрешению проблемы неполной семьи и положения

ребенка в ней.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией

по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования.

Вопросы могут касаться как жилищного, семейно - брачного, трудового,

гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, так и

проблем, которые существуют в нутрии семьи.

Говоря о практике социальной работы с семьей, нельзя оставить без

внимания психолого-педагогические особенности деятельности специалиста

в работе с семьёй. К сожалению, в сложившейся ситуации социальный

педагог работает с проблемными, социально-незащищёнными семьями, а для

этого ему необходимо владеть психологическими навыками. Сегодня

специалист, работающий с семьёй, может исполнять огромное количество

ролей и работать в системах разной величины.

Социальный педагог - это специалист, который вносит свой вклад в решение

проблем семьи, постоянным общением с участниками процесса. Особое

место в социальной работе отводится к контактам с родителями. Эти

контакты помогают социальному педагогу проводить реабилитационную

работу с ребенком и членами семьи. Внимание любой из сфер социальной

работы сосредоточено на человеке, на семье. И какие бы не возникали у

членов семьи проблемы (психолого-педагогического, социального, правового

или другого свойства), они затрагивают всю семью, формируют различные

социально-психологические явления, которые или укрепляют или разрушают.



В раздел образования