Автор: Симакова Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ РО "ЦППМСМ"
Населённый пункт: Рязанская область, г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи.
Раздел: полное образование
Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи.
Характеристика неполной семьи.
Прежде чем давать характеристику неполной семьи, в начале определим,
что является полной и неполной семьей. Существует несколько определений
семьи. Во-первых, семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве
малая социальная группа, члены которой объединены совместным
проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и
взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Во-вторых, семьей
называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой
взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется
основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения,
деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового
ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д. Как вид
выделяют семьи неполную. Неполная семья - семья, в которой из-за развода
или смерти отсутствует один из супругов. Неполные семьи составляют
значительную долю населения в России - 13%, в подавляющем числе случаев
это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве
случаев в этих семьях один, реже - два ребенка. Неполная семья относится к
семьям группы риска. При разводе оба родителя юридически ответственны за
воспитание детей, на практике ушедший из семьи супруг имеет меньше
возможности общаться с детьми, а у оставшегося также становится меньше
времени для воспитания и общения с ними, потому что увеличивается
количество забот и обязанностей. Свои трудности испытывает одинокая мать,
воспитывающая ребенка одна, без мужа. В неполных семьях дети по-разному
реагируют на отсутствие одного или другого родителя, мальчики более
уязвимы, чем девочки. В семьях без отца возникает масса социальных
проблем. Иногда в неполных семьях, где материальные условия низкие,
родители ведут аморальный противоправный образ жизни, где жилищно-
бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим
требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети
оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии. Они
становятся жертвами насилия, как со стороны родителя, так и других граждан
того же социального строя. Одним из распространенных типов неполной
семьи в современных условиях становится внебрачная семья, которая
возникает в результате рождения ребенка вне брака. Желание скрасить
одиночество, стремление удовлетворить потребность материнства и другие
причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шаг
сознательно. Трудности воспитания в такой семье состоят в основном в том,
что мать, перегруженная работой, уделяет недостаточное внимание ребенку.
В такой семье затруднено ознакомление ребенка с социальной ролью отца: он
не может найти и усвоить образа поведения, пример для подражания.
Нередко мать, воспитывая ребенка по своему образу и подобию, тем самым
несознательно толкает его повторению своей личной жизни, к усвоению
стандартов своего поведения. Отрицательным образом сказывается на
воспитании в такой семье отсутствие авторитета, олицетворяемого отцом.
Особенно неблагоприятно отсутствие отцовской опеки отражается на
подготовке девочек к будущей семейной жизни. В условиях многочисленных
трудностей у матери могут складываться сложные отношения с ребенком.
Отсюда возникает порой несправедливость с ребенком, что сказывается на
его нравственном развитии. Отрицательно влияет на ребенка и безумная
материнская любовь: забывая, что привязанная к нему всем сердцем, она
становится ревнивой, оберегает его от всех «нездоровых» влияний и
добивается тем самым равнодушия или недовольства, направленного в
первую очередь против неё. Основные меры улучшения воспитательных
возможностей в такой семье состоят в следующем: создание доверительных
отношений в семье, формирование чувств взаимопомощи и вовлечение детей
в дела и заботы семьи, разумное соотношение родительской любви и
строгости, возрастание роли личного примера, формирование у детей
положительного идеала взрослого.
Работа социального педагога с неполной семьей.
Деятельность социального педагога с семьей включает три направления
социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую,
посредническую.
Образовательная составляющая, включает в себя два направления
деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение семейных проблем и
формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании
проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем
их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных
воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье
в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного
потенциала.
Психологическая составляющая социально - педагогической помощи
включает в себя два компонента: социально - психологическую поддержку и
коррекцию.
Психологическая поддержка направлена на создание благоприятного
микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Социальный
педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения в
семье, положение ребенка в семье, отношение семьи с обществом.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье
происходит психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его
нервно - психического и физического состояния. К такому виду насилия
относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и
достоинства, нарушение доверия.
Социальный педагог должен так скорректировать отношение в семье, чтобы
все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и
дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на
уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о
правах ребенка.
Посреднический компонент социально - педагогической помощи включают в
себя три составляющие помощь в организации, координации и
информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга,
включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных
праздников, конкурсов, летнего отдыха и т.д.
Помощь координации направлена на активизацию различных ведомств и
служб по совместному разрешению проблемы неполной семьи и положения
ребенка в ней.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией
по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования.
Вопросы могут касаться как жилищного, семейно - брачного, трудового,
гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, так и
проблем, которые существуют в нутрии семьи.
Говоря о практике социальной работы с семьей, нельзя оставить без
внимания психолого-педагогические особенности деятельности специалиста
в работе с семьёй. К сожалению, в сложившейся ситуации социальный
педагог работает с проблемными, социально-незащищёнными семьями, а для
этого ему необходимо владеть психологическими навыками. Сегодня
специалист, работающий с семьёй, может исполнять огромное количество
ролей и работать в системах разной величины.
Социальный педагог - это специалист, который вносит свой вклад в решение
проблем семьи, постоянным общением с участниками процесса. Особое
место в социальной работе отводится к контактам с родителями. Эти
контакты помогают социальному педагогу проводить реабилитационную
работу с ребенком и членами семьи. Внимание любой из сфер социальной
работы сосредоточено на человеке, на семье. И какие бы не возникали у
членов семьи проблемы (психолого-педагогического, социального, правового
или другого свойства), они затрагивают всю семью, формируют различные
социально-психологические явления, которые или укрепляют или разрушают.