Напоминание

Нетрадиционные техники рисования


Автор: Александрова Галина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 33"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Мастер–класс
Тема: Нетрадиционные техники рисования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для педагогов

Подготовила: Александрова Галина Владимировна

«Нетрадиционные техники рисования»

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Цель:

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования

на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного

возраста.

Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих

способностей через творческие задания с использованием в работе

интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Задачи:

Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на

практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения

предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической

деятельности.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка

для использованных салфеток, материал для практической деятельности –

гуашь разного цвета, альбомные листы бумаги, картон, дощечки для лепки.

Малярный скотч, акварельные краски, баночки с водой, кисти для рисования.

Пищевая плёнка, свечка, соль, ватные палочки, ёмкости для использованных

материалов.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной

теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.

Оформление выставки детских рисунков в нетрадиционной технике

рисования.

Вступительное слово

Актуальность выбранной темы мастер-класса:

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития

детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

В процессе работы у детей формируются мыслительные операции,

навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с

действиями сверстников.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об

окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за

эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о

необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут

ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к

рисованию.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная,

завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность

состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого

результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать

пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы

и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в

своей работе.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при

организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы

содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие

творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными

возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям

детей. Дома у каждого из нас есть ненужные вещи (зубная щётка, расчески,

поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Гуляя по улице или

в лесу можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки, камушки,

семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими

предметами возможно обогатить уголок продуктивной деятельности.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что

можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою

необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции,

а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что

его огорчает.

Использованием нетрадиционных техник:

Способствует снятию детских страхов.

Развивает уверенность в своих силах.

Развивает пространственное мышление.

Учит детей свободно выражать свой замысел.

Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

Учит детей работать с разнообразным материалом.

Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и

объёмности.

Развивает мелкую моторику рук.

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Разрешите, я вам расскажу немного о них.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;

рисование ладошками.

рисование по мокрому листу бумаги

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более

сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + гуашь

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки;

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные

методы и техники

:

рисование солью, песком, манкой;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

кляксография обычная;

пластилинография

граттаж.

Практическая часть

Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу рассказать вам о несколько методах

нетрадиционных рисований и предложить вам выбрать тот метод, который

вам больше понравился.

Метод «Рисование нитками» или «ниткография»

Данный метод рисования неоднозначен. Здесь есть несколько способов

создания рисунков. 1-й способ. Нитки следует разрезать на отдельные части,

длина которых, приблизительно, будет составлять от 7 до 10 сантиметров.

Берется одна нить, обмакивается в краску и проводится в разных

направлениях по листу. Получаются интересные линии. Затем берем

следующую нить и повторяем действие, только используем другую краску.

Так можно рисовать до бесконечности. 2-й способ. Бумажный лист

сворачивается пополам и разворачивается. На одну сторону выкладываются

нити, окрашенные краской. Лист снова складывается как в предыдущем

случае, прижимается. Быстрым движением выдергивают нити. После

разворачивания бумаги, на ней остается замысловатый рисунок. 3-й способ.

На подготовленной для рисования бумаге прорисовываются очертания

любого объекта, животного и так далее, только разукрашивается оно не

карандашами или красками, а нитками, которые приклеиваются. На каждом

участке нужно клеить нить соответствующего цвета. Важно при наклеивании

не оставлять пробелов, тогда рисунок получится красочным и интересным

Метод «Кляксография»

На бумагу ставится краской клякса или несколько клякс. При помощи

трубочки для напитков она раздувается. В результате можно получить очень

интересные рисунки

Метод «Отпечаток пробки или других печатей»

Для этого метода понадобится тонкий поролон, на который нанесена краска,

печатка. Печатки могут быть сделаны с катушек, пробок, овощей и так далее.

Печатку необходимо придавить к поролону с краской, а затем к бумаге, на

которой останется отпечаток.

Метод «Рисование по сырой поверхности»

Мокрой губкой промакивают бумажный лист. Потом наносят на него краской

рисунок. В итоге получается размытое изображение.

Метод «Расчесывание краски»

На бумаге необходимо сделать пятна краской любого цвета. После этого

берется мелкая расческа и зубьями проводится по пятну. Остаются

интересные мазки.

Метод «Граттаж»

Лист картона полностью покрывается воском или парафином, главное, чтобы

не было пробелов. С этой целью используется обычная свеча. Затем на него

наносится толстым слоем тушь и оставляется на сутки для высыхания. После

высыхания берется острый предмет и на основе процарапывается тот или

иной рисунок.

Метод «Восковые карандаши + акварель»

При помощи восковых карандашей нужно нарисовать рисунок, а затем

разукрасить его акварельными красками.

А теперь я предлагаю вам из материалов, которые я приготовила на ваших

столах, выбрать тот метод, который вам понравился и попробовать

самостоятельно проделать свою работу.

Заключительный этап.

1.

Посвящение воспитателей в художники, рисующие в нетрадиционной

технике (вручение шуточных медалей).

2.

Памятки всем участникам мастер-класса.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом,

точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь

действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии

раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут

обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и

способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных

детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны

мы, взрослые!

Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования

детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими

словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

До свидания!

Литература:

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.

2007г.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим

навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, №2.

Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание,

1991, №9.



В раздел образования