Автор: Александрова Галина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 33"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Мастер–класс
Тема: Нетрадиционные техники рисования
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов
Подготовила: Александрова Галина Владимировна
«Нетрадиционные техники рисования»
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Цель:
Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования
на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного
возраста.
Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих
способностей через творческие задания с использованием в работе
интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Задачи:
Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на
практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.
Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения
предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.
Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической
деятельности.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка
для использованных салфеток, материал для практической деятельности –
гуашь разного цвета, альбомные листы бумаги, картон, дощечки для лепки.
Малярный скотч, акварельные краски, баночки с водой, кисти для рисования.
Пищевая плёнка, свечка, соль, ватные палочки, ёмкости для использованных
материалов.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной
теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.
Оформление выставки детских рисунков в нетрадиционной технике
рисования.
Вступительное слово
Актуальность выбранной темы мастер-класса:
На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития
детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
В процессе работы у детей формируются мыслительные операции,
навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с
действиями сверстников.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об
окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за
эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о
необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут
ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к
рисованию.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная,
завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность
состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого
результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать
пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы
и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в
своей работе.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при
организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы
содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие
творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными
возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям
детей. Дома у каждого из нас есть ненужные вещи (зубная щётка, расчески,
поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Гуляя по улице или
в лесу можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки, камушки,
семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими
предметами возможно обогатить уголок продуктивной деятельности.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что
можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою
необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции,
а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что
его огорчает.
Использованием нетрадиционных техник:
Способствует снятию детских страхов.
Развивает уверенность в своих силах.
Развивает пространственное мышление.
Учит детей свободно выражать свой замысел.
Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Учит детей работать с разнообразным материалом.
Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и
объёмности.
Развивает мелкую моторику рук.
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Разрешите, я вам расскажу немного о них.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
рисование ладошками.
рисование по мокрому листу бумаги
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более
сложными техниками:
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + гуашь
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки;
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные
методы и техники
:
рисование солью, песком, манкой;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
кляксография обычная;
пластилинография
граттаж.
Практическая часть
Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу рассказать вам о несколько методах
нетрадиционных рисований и предложить вам выбрать тот метод, который
вам больше понравился.
Метод «Рисование нитками» или «ниткография»
Данный метод рисования неоднозначен. Здесь есть несколько способов
создания рисунков. 1-й способ. Нитки следует разрезать на отдельные части,
длина которых, приблизительно, будет составлять от 7 до 10 сантиметров.
Берется одна нить, обмакивается в краску и проводится в разных
направлениях по листу. Получаются интересные линии. Затем берем
следующую нить и повторяем действие, только используем другую краску.
Так можно рисовать до бесконечности. 2-й способ. Бумажный лист
сворачивается пополам и разворачивается. На одну сторону выкладываются
нити, окрашенные краской. Лист снова складывается как в предыдущем
случае, прижимается. Быстрым движением выдергивают нити. После
разворачивания бумаги, на ней остается замысловатый рисунок. 3-й способ.
На подготовленной для рисования бумаге прорисовываются очертания
любого объекта, животного и так далее, только разукрашивается оно не
карандашами или красками, а нитками, которые приклеиваются. На каждом
участке нужно клеить нить соответствующего цвета. Важно при наклеивании
не оставлять пробелов, тогда рисунок получится красочным и интересным
Метод «Кляксография»
На бумагу ставится краской клякса или несколько клякс. При помощи
трубочки для напитков она раздувается. В результате можно получить очень
интересные рисунки
Метод «Отпечаток пробки или других печатей»
Для этого метода понадобится тонкий поролон, на который нанесена краска,
печатка. Печатки могут быть сделаны с катушек, пробок, овощей и так далее.
Печатку необходимо придавить к поролону с краской, а затем к бумаге, на
которой останется отпечаток.
Метод «Рисование по сырой поверхности»
Мокрой губкой промакивают бумажный лист. Потом наносят на него краской
рисунок. В итоге получается размытое изображение.
Метод «Расчесывание краски»
На бумаге необходимо сделать пятна краской любого цвета. После этого
берется мелкая расческа и зубьями проводится по пятну. Остаются
интересные мазки.
Метод «Граттаж»
Лист картона полностью покрывается воском или парафином, главное, чтобы
не было пробелов. С этой целью используется обычная свеча. Затем на него
наносится толстым слоем тушь и оставляется на сутки для высыхания. После
высыхания берется острый предмет и на основе процарапывается тот или
иной рисунок.
Метод «Восковые карандаши + акварель»
При помощи восковых карандашей нужно нарисовать рисунок, а затем
разукрасить его акварельными красками.
А теперь я предлагаю вам из материалов, которые я приготовила на ваших
столах, выбрать тот метод, который вам понравился и попробовать
самостоятельно проделать свою работу.
Заключительный этап.
1.
Посвящение воспитателей в художники, рисующие в нетрадиционной
технике (вручение шуточных медалей).
2.
Памятки всем участникам мастер-класса.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом,
точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь
действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии
раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут
обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и
способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных
детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны
мы, взрослые!
Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования
детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими
словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
До свидания!
Литература:
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.
2007г.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим
навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание,
1991, №9.