Автор: Третьякова Вера Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Давайте будем добрее" (роль песочной терапии для дошкольников)
Раздел: дошкольное образование
Статья «Давайте будем добрее!»
(роль песочной терапии для дошкольников)
«Сегодня мы живём в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные
ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в
своих возможностях человек может добиться высоких результатов, развивать
творческие способности и активно само выражаться. С этим многие не
справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в
общении, агрессивное реагирование при взаимодействии»-пишет О.Ю.
Епанчинцева.
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда
факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками,
средства массовой информации...) у детей могут возникать негативные
эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и
агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.
Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы
поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся
забытыми важные нравственные категории: любовь,добро, сострадание,
помощь ближнему и сочувствие. Появляются чёрствые, бедные душой дети-а
затем и взрослые.
Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь —
игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость,
создаёт «зону защиты» для ребёнка.
К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей-кучка песка!»
Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке
строится дом, высаживается дерево, создаётся семья.
Песочная игротерапия-прекрасная возможность выразить своё отношение в
окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на
мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка.
Чтобы вместе с ребёнком отправиться в увлекательное сказочное
путешествие по Стране песочных игр, необходимы:
водонепроницаемый ящик или коробка из-под конфет, тазик и т. д.
Внутреннюю поверхность можно окрасить в голубой цвет. Дно
символизирует воду, а борта небо;
чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта;
коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице.
Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.
Играть можно и в домашних условиях, и на улице.
Пересыпайте песок с ладони на ладонь, прикасайтесь к нему, это снимает
напряжение и успокоит.
В песочнице дети регулируют своё поведение, становятся самостоятельными,
учатся общаться, взаимодействовать, по этому не допускайте запретов с
песком.
Позвольте представить вам несколько игровых упражнений:
* «Портрет на песке»
Нарисуйте на песке свой портрет:
когда вам дарят новую игрушку;
когда вас обидели;
когда вы испугались;
когда увидели радугу.
* «Что же спрятано в песке»
Пусть ребёнок опустит руку в песок и постарается
определить и назвать спрятанные в песке фигурки.
*«Сундучок с сюрпризом»
Ребёнок открывает сундук с песком. Предложите ему одним
пальцем, выполняя круговые движения, найти сюрприз.
*«Бал зверей»
Сейчас вы отправляетесь на бал. Бал не простой, а звериный.
Пусть ребёнок по желанию выберет себе зверя и вместе с ним
выполнит танцевальные движения в соответствии с выбранным
образом.
*«Волшебные узоры»
Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек,
кулачков, пальчиков.
*«Делай, как я»
В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук,
пальцев по песку.
*«Там на неизведанных дорожках ...»
Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два,
три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.
*«Море волнуется»
Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный
рельеф.
Предложите детям:
рисовать песком на стекле;
собрать солнце из песочных лучиков;
фантазируйте...
Желаем успехов вам и вашим детям!