Автор: Потрясилова Валентина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 131"
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская республика
Наименование материала: Конспект–занятие по экономическому воспитанию в подготовительной к школе группе
Тема: «В гостях у Гнома Эконома»
Раздел: дошкольное образование
Конспект-занятие по экономическому воспитанию
в подготовительной к школе группе
«В гостях у Гнома Эконома»
Цели:
Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного дохода:
пенсия, стипендия, зарплата.
Углубить представление детей о доходе, его особенностях (увеличение,
уменьшение).
Совершенствовать счет в пределах 15.
Учить сложению чисел прибавляя по - одному.
Дать элементарное представление о расходах.
Развивать сообразительность, внимание, память, мышление
Воспитывать
уважительное
отношение
к
людям,
зарабатывающим
деньги.
Материал:
Мольберты (3), нарисованный Гном, модель «СБ» (семейный бюджет),
числа
(1,2,3,4,5,15),
бумажные
кошельки
и
картонные
полоски
с надписями первых букв слов – зарплата, стипендия, пенсия (З., П., С.)
на
каждого
ребенка.
Герои
сказки:
Крокодил
Гена,
Шапокляк,
Чебурашка, Крыса – Лариса, кроссворд.
Ход занятия:
– Воспитатель. Ребята, нас сегодня пригласил Гном Эконом. А вот и он;
здравствуй Гномик.
– Дети тоже здороваются.
– Какое интересное имя Гном Эконом. Как вы думаете, ребята, от какого
слова получилось имя Гнома?
– Ответы детей.
– Гномик уточняет, что от слова экономика (экономить). Экономика
означает ведение домашнего хозяйства.
– Дети повторяют новое слово.
–
Ребята,
Гном
Эконом
предлагает
нам
познакомиться
с
семьей
Экономистов. Дети проходят, садятся на стульчики перед мольбертом,
на котором висит модель «СБ»,
– Итак, познакомимся с семьёй экономистов, узнаем об их занятиях,
особенностях работы.
Папа Экономист трудится в фирме «Строитель» и за свой труд
получает зарплату (на модель круга кладется карточка с числом 5).
Мама Экономистка тоже работает и тоже получает зарплату (кладется
карточка с числом 3). Зарплата - это деньги, получаемые за работу.
В семье есть дедушка Экономист и бабушка Экономистка. Они уже
старенькие
и
не
работают.
Дедушка
и
бабушка
получают
пенсию.
(Кладутся
карточки
4,2). Пенсия
–
это
деньги.
Пенсию
платят
пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике, и
других предприятиях.
Сестра и брат Экономята. Сестра учится; она студентка и за свой труд
(учеба тоже труд) получает стипендию. Стипендия - это тоже деньги.
Это плата за хорошую учебу. (Кладется карточка -1).
Брат ходит в детский сад, он не получает ни каких денег (кладется
пустая карточка). Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти
деньги заработал он не сам, а старшие.
– Дети, посмотрите на модель круга и скажите, что означают числа
напротив каждого члена семьи?
– Ответы детей. (Деньги).
– Да это деньги. Их количество.
Подвести детей к тому, что зарплата, пенсия, стипендия – это доход
семьи.
Повторить новое слово вместе и индивидуально. Деньги дают за труд.
Деньги просто так никому не дают.
– А теперь мы с вами подсчитаем
доход семьи Экономистов. Папа
получает- 5 волжанок, мама-3 волжанки (дети считают). Воспитатель
рисует количество кружочков соответственно числам. Пересчитываем,
прибавляя по – одному (8). Затем прибавляем у бабушки (2), у дедушки
(4), у сестры(1). Получаем 15волжанок.
– Сколько заработали члены семьи?
– Ответы детей.
– Определяем,
что
это
доход
семьи
и
ставим
число
15
в
кошелёк,
который находится в центре круга модели «СБ».
Игра «Доходы семьи Экономистов»
В гости приехала тетя экономистка и добавила в доход семьи свою
пенсию. Доходы семьи увеличились или уменьшились?
– Ответы детей. (Увеличились)
– Сестра в этом месяце не получила стипендию. Денег станет больше
или меньше?
– Ответы детей.
– Папа экономист хорошо работал и получил премию. Премия – это
деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые
успехи в работе. Доход семьи изменился? Как?
– Ответы детей. Уточняем, что доход – это все деньги, которые получают
члены семьи.
– Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь предлагаю вам
немножко попутешествовать, съездить в гости к Крокодилу Гене и его
друзьям. Живут они недалеко, и поедем мы туда на «велосипедах».
Физкультурная пауза на «велосипедах»
Дети ложатся на спину на ковер и вращают ногами в разном темпе
(по прямой дорожке, в гору, под гору):
– Вот мы и приехали.
На мольберте прикреплены рисунки с изображением крокодила гены,
чебурашки, старухи Шапокляк, крысы Ларисы.
Воспитатель рассказывает сказку Э. Успенского «Бизнес Крокодила
Гены».
– Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка
и крыса Лариса, и стали жить вместе. И всё у них получалось: крокодил
Гена на работу в зоопарк ходил, получал за это… (зарплату). Чебурашка
учился в летной школе; ему платили… (стипендию). Старуха Шапокляк
сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала … (пенсию).
Дети складывают по ходу рассказа в «кошелёк» полоски.
– Какие жители денежки поселились в домике – кошельке
– Ответы детей (зарплата, пенсия, стипендия).
– Как можно назвать одним словом?
– Ответы детей. (Доход).
– Правильно, молодцы.
– Дети, но только ли доходы бывают в семьях?
– Ответы детей
– А как можно назвать, одним словом?
– Ответы детей.
Воспитатель уточняет (расходы).
Предлагаем детям для рассматривания схемы «доход» и «расход».
Схема дохода. Ярко светит солнышко, плывет облачко и на него падают
звездочки – капельки.
Схема расхода. Плывет облачко – тучка. Капельки в виде дождя
выпадают из облачка.
Дети определяют где «доход», где «»расход» и объясняют свой выбор.
– Дети в любой семье есть расходы. Доход бывает таким небольшим,
а расходов так много. Скажите, как можно увеличить доход?
– Ответы детей: не расходовать по пустякам, больше работать, деньги
надо беречь, экономить, быть бережливыми и т.д.
– Молодцы, а какие бывают расходы, мы поговорим в следующий раз.
Сейчас нас ждет Гном Эконом, и мы идем к нему.
Итог: Гном Эконом предлагает детям разгадать кроссворд. Хочет
узнать, с кем познакомились, какие новые слова запомнили и что они
означают.
Дети разгадывают кроссворд. (Экономика)
– Молодцы,
вы
разгадали
кроссворд,
потому
что
были
внимательными.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 131» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект
Совместной деятельности
педагога с детьми
лепка из соленого теста
«Божья коровка»
Подготовила
ПотрясиловаВ.А.
воспитатель
1 квалификационная категория
2018г.
Цель: Развивать умение лепить насекомое (божья коровка) из соленого теста
Задачи:
Образовательные: Обобщить имеющиеся знания о божьей коровке
(характерных особенностях).
Развивающие: Развивать умение изображать насекомое (божью коровку) из
соленого теста. Образно отражать простые детали в лепке. Совершенствовать
приёмы раскатывания, сплющивания, надреза с помощью стеки. Развивать
мелкую моторику, творчество, фантазию. Формировать умение украшать
поделку симметрично.
Воспитательные: Воспитывать интерес и бережное отношение к природе,
желание передавать увиденное в своей работе.
Материал: картинка и игрушка - божья коровка, тесто красного, оранжевого,
черного и белого цвета; стеки, дощечки, салфетка, вода, кисти, схема лепки
божьей коровки, листочки, полянка – лист бумаги.
Предварительная работа.
1. Рассмотрение и обсуждение картинок с изображением насекомых
2. Наблюдение за божьей коровкой на прогулке.
Ход.
- Воспитатель. Ребята. нам ребята из соседней группы подарили игрушку.
Попробуйте, отгадайте загадкой.
Всех жуков она милей,
Спинка красная у ней
А на ней кружочки
Черненькие точки. Кто же это? (Божья коровка).
-Воспитатель. Посмотрите, какая она красивая. Но почему-то грустная.
Как вы думаете, почему?
- Ответы детей.
У неё нет друзей. Ребята, а давайте поможем божьей коровке и слепим ей
друзей?
- Воспитатель: (Обращается к божьей коровке) Ты посиди на листочке, и
подожди своих друзей.
Ребята, божья коровка пока посидит на листочке, а мы с вами пройдём и
сядем за столы. (Дети садятся на свои места за столы.)
Воспитатель. Ребята, для того чтобы наши пальчики нас слушались нам надо
их размять.
Пальчиковая гимнастика.
Прилетела к нам вчера (загибать пальцы по одному)
Полосатая пчела.
А за нею шмель - шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)
Пожужжали, полетали, (машут ладошками)
От усталости упали. (уронить ладони на стол)
Божья коровка
По цветку (изобразить шарик)
ползет букашка (выставить из кулака указательный палец и мизинец – это
«усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка (накрыть спинку «божьей коровки» ладонью)
Маленькая крошка (погладить рукой «божью коровку»)
На спине горошки (указательным пальцем «ставить» точки на «спинке»
«божьей коровки»).
- Воспитатель: Молодцы, размяли пальчики. А теперь садимся правильно,
чтобы спинка была прямая. Ноги ровно стоят на полу, руки, на краю стола.
Воспитатель: Мы сегодня пообещали помочь божьей коровке слепить ей
друзей. Давайте же скорее приступим к лепке, а то божьей коровке очень
скучно одной. А лепить мы будем из соленого теста.
- Воспитатель: Давайте, посмотрим на божью коровку и вспомним , из каких
частей состоит . (Ответы детей.)
Какого размера бывают божьи коровки? Какая у них спинка?
- Воспитатель: Из красных и оранжевых кусков теста мы сделаем спинку
божьей коровке. Скатаем шар, немного его сплющим. (Показ воспитателя).
Теперь возьмем кусочек черного теста. Нам необходимо его разделить на 3
части для головы, и точек на спинке., лапок.
Скатываем тесто в шарики, это голова. Прижимаем голову к брюшку
водичкой. (Показ воспитателя)
Аккуратно стекой надрежем только верхнюю лепёшку-спинку. (Показ
воспитателя)
Из второй части теста скатаем колбаску. Разрежем стекой на 3 части. Скатаем
из каждой части «колбаску» потоньше. Получились 3 пары ножек.
Прикрепим их к брюшку. Немного загнём. (Показ воспитателя).
Глазки сделаем из белого теста черного. Прижмём глазки к голове.
Украсим спинки нашим божьим коровкам горошками из оставшегося теста.
-Воспитатель. Вот и нашлись друзья – для божьей коровки! Посмотрите
ребята, у вас на столах лежат готовые листочки, выберете себе один,, который
вам понравился и посадите на него коровку. Посадим их на полянку,
будет всем веселей! (Дети ставят божьи коровки на полянку)
- Воспитатель: Что бы быть настоящими божьими коровками, что не хватает?
Правильно - Жужжать! Научим наших божьих коровок жужжать!
- Дети.! «ЖЖЖЖЖЖ!!!!»
Воспитатель: Полетели все вместе мыть руки!