Автор: Кутергина Кристина Александровна
Должность: студентка
Учебное заведение: Профессиональное образовательное учреждение Самарской области "Тольяттинский социально–педагогический колледж"
Населённый пункт: Самарская область, город Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: "Творческие задания на уроках литературного чтения как средство достижение метапредметных результатов младшими школьниками"
Раздел: среднее профессиональное
Теоретико-методологические аспекты достижения метапредметных
результатов младшими школьниками через исследовательские ситуации
в педагогической литературе
1.1.
Понятие «метапредметные результаты обучения»
в начальном образовании на современном этапе в психолого-
педагогической литературе
В
данном
параграфе
будет
рассмотрено
следующее: виды
образовательных
результатов,
определения
понятий
«метапредметные
результаты», «предметные и личностные», универсальные учебные действия:
познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные,
реализация
их
на
современном этапе в начальном образовании, исследования учёных, которые
изучали метапредметные результаты.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (ФГОС НОО) предполагает следующие образовательные
результаты:
личностные,
в к л юч а ющ и е
гото в н о с т ь
и
с п о с о б н о с т ь
обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и
познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества; сформированность основ гражданской идентичности.
предметные,
включающие
освоенный
обучающимися
в
ходе
изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению,
а
также
систему
основополагающих
элементов
научного
знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
метапредметные,
включающие
освоенные
обучающимися
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. [1, с.
28]
В
связи
с
введением
новых
государственных
образовательных
стандартов
начального
общего
образовании
особое
внимание
уделено
метапредметным результатам, поскольку именно они обеспечивают более
качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с
которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного
пути в условиях быстро меняющегося общества [6]
«Мета»
-
(«за»,
«через»,
«над»),
всеобщее,
интегрирующее:
метадеятельность,
метапредмет,
метазнание,
метаумение
(метаспособ).
Иногда
это
называют
универсальными
знаниями
и
способами.
Иногда
-
мыследеятельностью.
Метадеятельность
-
универсальная
деятельность,
которая
является
«надпредметной». Предметная - это любая деятельность с предметом (строю,
учу,
лечу,
книги
пишу,
здания
проектирую…).
В
любой
предметной
деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
• стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия,
результат, анализ);
• исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка, сбор новых
фактов, вывод);
• проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
•
сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания
событий);
•
моделирующей
(построение
посредством
знаковых
систем
мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем).
• конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций,
выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и
детализировать проект);
• прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния
объекта на основе предвидения).
Метадеятельность
как
универсальный
способ
жизнедеятельности
каждого
человека
определяется
уровнем
владения
им
метазнаниями
и
метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые
способы
решения
задач,
строит
нестереотипные
планы
и
программы,
позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.[32]
К метаумениям относятся:
-
теоретическое
мышление
(обобщение,
определение
понятий,
классификация, доказательство и т.п.);
-
навыки
переработки
информации
(анализ,
синтез,
интерпретация,
оценка, умение сворачивать информацию);
-критическое
мышление
(умения
отличать
факты
от
мнений,
достоверность
источника,
видеть
двусмысленность
утверждения,
невысказанные позиции);
- творческое мышление (перенос, видение проблемы в стандартной
ситуации,
видение
структуры
объекта,
альтернативное
решение,
комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез,
определение
целей,
планирование,
выбор
тактики,
контроль,
анализ,
коррекция своей деятельности);
-качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и
т.п.).
В настоящее время формирование метаумений становится центральной
задачей любого обучения.
А.Г.Кузнецова,
в
своей
работе
представила
современный
подход
к
организации содержания процесса обучения в двух уровнях: предметном и
метапредметном.
Таким
образом,
метапредметный
подход
обеспечивает
переход
от
существующей
практики
дробления
знаний
на
предметы
к
целостному
образному восприятию мира, к метадеятельности. А.А. Кузнецова, считала,
что
метапредметные
(компетентностные)
результаты
образовательной
деятельности
-
способы
деятельности,
применимые
как
в
рамках
образовательного
процесса,
так
и
при
решении
проблем
в
реальных
жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких
или всех учебных предметов.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования,
как
способ
формирования
теоретического
мышления
и
универсальных
способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира
в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к
изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного
личностного
и
познавательного
развития
и
саморазвития
ребенка,
преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе
организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее
специально-предметного содержания.
Метапредметные знания делятся на регулятивные, коммуникативные,
познавательные.
Развитие
регулятивных
действий
связано
с
формированием
произвольности
поведения.
Психологическая
готовность
в
сфере
воли
и
произвольности
обеспечивает
целенаправленность
и
планомерность
управления ребенком своей деятельностью и поведением.
К моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие
показатели
сформированности
регулятивных
универсальных
учебных
действий:
— умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
— умение сохранять заданную цель;
— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию
взрослого;
— умение контролировать свою деятельность по результату;
— умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Начальное образование предполагает развитие способности учащегося
к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной
школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые
отражают
содержание
ведущей
деятельности
детей
младшего
школьного
возраста:
1.
Умение учиться и способность к организации своей деятельности
(планирование, контроль, оценка):
— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности;
— умение действовать и планировать свою деятельность;
— преодоление импульсивности;
— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,
включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с
учителем и сверстниками;
— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
— умение различать объективную трудность задачи и субъективную
сложность;
—
умение
взаимодействовать
со
взрослыми
и
со
сверстниками
в
учебной деятельности.
2.
Формирование
целеустремленности
и
настойчивости
в
достижении
целей,
жизненного
оптимизма,
готовности
к
преодолению
трудностей:
— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
— готовность к преодолению трудностей, формирование установки на
поиск способов разрешения трудностей;
— формирование основ оптимистического восприятия мира.
В
настоящее
время
действенная
система
формирования
учебной
и
личностной самооценки получила безотметочная система оценивания знаний.
Вместо
отметки,
выраженной
количественно,
используются
оценки
основанные
на
однозначных
критериях,
благодаря
которым
могут
быть
выведены балы для самостоятельных работ учащихся.
Необходимыми
условиями
развития
действия
оценки
учебной
деятельности являются:
— постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности.
Не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а с
самого начала обучения перед ребенком задачу оценки результатов своей
деятельности;
— предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их
результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности
осуществления деятельности;
—
организация
объективации
для
ребенка
изменений
в
учебной
деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих
достижений;
— формирование у ученика установки на улучшение результатов своей
деятельности. Оценка становится необходимой, для того чтобы разобраться и
понять, что именно и каким образом следует совершенствовать;
—
формирование
у
учащегося
умения
сотрудничать
с
учителем
и
самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной
оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин
неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы
успешное выполнение учебной задачи;
—
организация
учебного
сотрудничества
учителя
с
учеником,
основанного на взаимном уважении.
Перечисленные условия организации действия оценки должны быть
конкретизированы для различных учебных предметов. В начале освоения
нового учебного содержания критерии оценки должны быть представлены в
развернутом и максимально дифференцированном виде, а по мере усвоения
обобщены.
Существенными
показателями
сформированности
учебной
деятельности в начальной школе являются:
— понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной
учителем;
—
умение
учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия
и
построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном
сотрудничестве с учителем;
— форма выполнения учебных действий — материальная, речевая,
умственная;
— степень развернутости (в полном составе операций или свернуто);
— самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
— различение способа и результата действий;
— умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
—
умение
планировать
работу
до
ее
начала
(планирующий
самоконтроль);
— адекватность и дифференцированность самооценки;
— умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для
себя
самого,
расход
времени
и
сил,
вклад
личных
усилий,
понимание
причины ее успеха/неуспеха [25].
Вторым
составляющим
метапредметных
компетентностей
является
развитие познавательных универсальных учебных действий.
Для
успешного
обучения
в
начальной
школе
должны
быть
сформированы
следующие
познавательные
универсальные
учебные
действия:
общеучебные,
логические,
действия
постановки
и
решения
проблем.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• знаково-символические моделирование — преобразование объекта из
чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики
объекта
(пространственно-графическую
или
знаково-символическую),
и
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
• умение структурировать знания;
• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности;
Универсальные логические действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Одно
из
важнейших
познавательных
универсальных
действий
—
умение решать проблемы или задачи.
При обучении различным предметам используются задачи, которые
принято
называть
учебными.
С
их
помощью
формируются
предметные
знания, умения, навыки.
Многие
пункты
метапредметных
требований
уже
были
описаны
в
концепциях
психологов
и
педагогов.
Так,
в
работах
Л.В.
Занкова
акцентировалось
внимание
на
углубленное
изучение
материала
и
формирование
рефлексивной
способности
у
учащихся.
Развитие
деятельностного подхода исследовалось Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым.
Результаты проблемного обучения отражены в работах С.Л. Рубинштейна.
Идея развития мыслительных операций и высших психических функций в
процессе обучения была развита Л.С. Выготским. [23]
Вопросами учебных метапредметов и метапредметной деятельности с
1980-х годов занималась Научная школа Андрея Викторовича Хуторского.
Например, в "Современной дидактике" Андрея Викторовича есть параграф
"Метапредметное содержание образования", в котором подробно излагается
специфика учебных метапредметов и метапредметных тем. Сегодня данным
вопросом
занимается
группа
методистов
во
главе
с
Громыко
Ниной
Вячеславовной,
кандидатом
философских
наук,
заместителем
директора
Института
инновационных
стратегий
развития
общего
образования
при
Департаменте образования г. Москвы, Половковой Мариной Вадимовной,
кандидатом психологических наук. [24]
И
так
можно
определить
метапредметные
результаты
как
новый
надпредметный способ действия, направленный на решение познавательной
задачи,
обретённый
в
результате
воздействия
внешней
информации
и
преобразования своего личного опыта, использованного при организации
собственной
деятельности.
Метапредметные
результаты
достигаются
исключительно в деятельности. [13, с. 27]
Таким
образом,
в
данном
параграфе
были
рассмотрены
виды
образовательных результатов, даны определения понятий «метапредметные
результаты», «предметные и личностные»,
реализация их на современном
этапе
в
начальном
образовании,
исследования
учёных,
которые
изучали
метапредметные результаты.
1.2. Специфика достижения метапредметных результатов младшими
школьниками на уроках литературного чтения
В данном параграфе будет рассмотрено следующее: метапредметные
результаты,
которые
формируются
на
учебном
предмете
«Литературное
чтение»; процесс формирования и достижения метапредметных результатов
на уроке литературного чтения.
Формирование
метапредметных
результатов
в
образовательном
процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов.
Требования
к
формированию
метапредметных
результатов
находят
отражение
в
планируемых
результатах
освоения
программ
учебных
предметов.
Каждый
учебный
предмет
в
зависимости
от
предметного
содержания
и
релевантных
способов
организации
учебной
деятельности
учащихся
раскрывает
определенные
возможности
для
формирования
метапредметных
результатов.
Проектирование
образовател ь н о-
воспитательной
программы
начального
образования
должно
быть
согласовано с программой развития метапредметных результатов. При отборе
и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и
форм обучения должны учитываться цели формирования конкретных видов
универсальных
учебных
действий.
Успешность
развития
метапредметных
результатов решающим образом зависит от способа построения содержания
учебных
предметов.
А
именно
от
ориентации
на
сущностные
знания
в
определенных предметных областях. [6, с. 17]
Формирование
метапредметных
результатов
создают
возможность
соотносить
учебные
предметы
с
точки
зрения
приемов
познавательной
деятельности,
общих
для
осуществления
познания
этих
предметных
областей. [6, с. 20]
Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное
чтение»
включают
формирование
всех
видов
универсальных
учебных
действий - личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных с
приоритетом
развития
ценностно-смысловой
сферы
и
коммуникации,
следовательно, формируются метапредметные результаты. [11, с. 95]
Литературное
чтение
–
осмысленная,
творческая
духовная
деятельность,
обеспечивает
освоение
идейно-нравственного
содержания
художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей
функцией
восприятия
художественной
литературы
является
трансляция
духовного
нравственного
опыта
общества
через
коммуникацию
системы
социальных «личностных смыслов», раскрывающих нравственное значение
поступков «героев» литературных произведений. В начальной школе важным
средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к
героям
произведения
и
отображаемой
действительности
является
выразительное чтение. [12, с. 120]
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование
следующих метапредметных результатов:
смыслообразования
через
прослеживание
«судьбы
героя»
(П.Я.Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
самоопределения
и
самопознания
на
основе
сравнения
«Я»
с
героями
литературных
произведений
посредством
эмоционально-
действенной идентификации;
основ гражданской идентичности путем знакомства и героическим
историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной
сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
действия
нравственно-этического
оценивания
через
выявление
морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления
себя
с
героями
произведения,
соотнесения
и
сопоставления
их
позиций,
взглядов и мнений;
умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины
событий и поступков персонажей;
умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с
учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
умения
устанавливать
логическую
причинно-следственную
последовательность событий и действий героев произведения;
умения
ст роить
план
с
выделением
суще ственной
и
дополнительной информации. [1, с. 135]
Формированию способности к управлению поведением партнера
(контроль, коррекция, оценка действий партнера) способствует совместная
деятельность
учащихся,
а
также
специальные
задания
учебника,
направленные на взаимный анализ учащимися результатов учебных действий
(например: «Оцени свое сочинение). [1, с. 136]
Также учебный курс «Литературное чтение» закладывает основы всех
регулятивных учебных действий. Наибольшее внимание при этом уделяется
развитию
способности
к
прогнозированию
(«Прочитай
заголовок
следующего произведения. Подумай, оно сказка или рассказ»). [4, с. 42]
Такие разделы как «Устное народное творчество», «Летописи, былины,
жития»,
«Родина»,
«Люблю
природу
русскую»,
«Поэтическая
тетрадь»,
«Природа
и
мы»,
«Из
русской
классической
литературы»,
«Литература
зарубежных стран» и др., а также сказки народов России и мира, из которых
ученик
узнаёт
о
традициях
и
обычаях
разных
народов,
о
многообразии
природы и необходимости бережного отношения к ней. Это способствует
привитию ребенку уважения к иному мнению, к истории и к культуре других
народов.
Система
заданий
«Литературного
чтения»
позволяет
учащимся
осознавать
себя
гражданами
страны,
формировать
общечеловеческую
идентичность. [4, с. 45]
На
уроках
литературного
чтения
формируются
все
виды
образовательных
результатов: личностные,
предметные и непосредственно
метапредметные.
Таким
образом,
в
данном
параграфе
было
р а с с м от р е н о :
метапредметные
результаты,
которые
формируются
на
учебном
предмете
«Литературное
чтение»;
процесс
формирования
и
до стижения
метапредметных результатов на уроке литературного чтения.
1.2.
Организация исследовательских ситуаций на уроках
литературного чтения
В
данном
параграфе
будет
рассмотрено
следующее:
что
такое
творчество, творческое задание, её цель, виды; квалификация творческих
заданий;
требования
к
творческим
заданиям;
роль
литературы
в
начальном
образовании;
особенности
творческих
заданий
на
уроках
литературного
чтения;
примеры
творческих
заданий
на
уроках
литературного чтения.
Творчество - это деятельность, результатом которой являются новые
материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности,
самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В
результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие
способности.
Эффективным средством развития познавательного интереса учащихся
является использование в учебном процессе творческих заданий.
Творческое
задание
–
это
такая
форма
организации
учебной
информации, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными,
содержится
указание
учащимся
для
самостоятельной
творческой
деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и
получение требуемого образовательного продукта.
Ц е л ь
т в о рч е с к и х
з а д а н и й
–
п о в ы ш е н и е
а к т и в н о с т и
и
самостоятельности
учащихся,
совершенствование
полученных
знаний
и
творческого подхода к решению конкретных вопросов, развитие речи. Часто
они
носят
вариативный
характер,
предоставляя
учащимся
возможность
выбрать задание по силам. Главная задача учителя – пробудить, поддержать
интерес
детей
к
рассказыванию
на
основе
услышанных
сюжетов,
своих
версий и интерпретаций текстов.
Интересную
классификацию
творческих
заданий
предлагает
А.В.
Хуторской.
Существует
такая
классификация
творческих
заданий:
когнитивные, креативные, организационно-деятельностные.
1.
Когнитивные
задания
направлены
на
формирование
и
развитие
познавательных
умений
учащихся:
умение
задавать
вопросы,
умение
чувствовать окружающий мир, проводить опыты и эксперименты, отыскивать
причины возникновения явлений.
2.
Креативные
задания
обеспечивают
формирование
креативных
свойств
личности:
умение
делать
прогноз,
чуткость
к
противоречиям,
гибкость, фантазию, умение придумать новое.
3.
Организационно-деятельностные задания формируют способность
осознавать
и
формулировать
цели
своей
учебной
деятельно сти,
организовывать свой учебный рост, осознавать результаты своего обучения и
давать оценку.
Существует ещё одна классификация творческих заданий: по характеру
получаемых образовательных заданий.
1.
Эмоционально
-
образные
образовательные,
позволяющие
формировать
умение
создавать
«образ»
решения
проблемы,
умение
интуитивно мыслить, умение оперировать воображаемыми образами, умение
«вживаться» в изучаемый объект.
2.
Оценочные
образовательные,
формирующие
умение
критически
мыслить,
сравнивать
и
сопоставлять
различные
точки
зрения,
давать
объективную
оценку
происходящему,
давать
прогноз
и
формулировать
гипотезы, рефлексировать свою деятельность.
3.
Материальные
образовательные,
формирующие
умение
конструировать,
ставить
опыты
и
проводить
эксперимент,
наблюдение,
моделировать.
4.
Теоретические образовательные, формирующие умения создавать
«новое» знание, генерировать идеи, задавать вопросы.
5.
Информационные
образовательные,
формирующие
умения
обобщать,
систематизировать,
преобразовывать
учебную
информацию,
кодировать
и
декодировать
учебный
материал,
интерпретировать
информацию.
На
основе
анализа
литературы
(Г.С.
Альтшуллер,
С.И.
Гин,
А.М.
Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим
заданиям:
открыто сть
(содержание
проблемной
ситуации
и л и
противоречия);
соответствие условия выбранным методам творчества;
возможность разных способов решения;
учет актуального уровня развития;
учет возрастных особенностей учащихся.
Творческие задания создают для учащихся ситуации, в которых ученик
должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях,
создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое.
Творческие
задания
формируют
самое
главное:
потребность
в
самовыражении,
в
сопереживании,
чувство
слова,
умение
переносить
и
связывать знания из разных областей, размышлять над разными фактами и
явлениями.
Тем
самым
создаются
условия
для
раскрытия
всех
интеллектуальных и духовных возможностей учащихся.
Применение творческих заданий эффективно осуществляется на уроках
литературного
чтения.
Уроки
литературного
чтения
обладают
богатыми
возможностями творческого обогащения.
Практика
организации
творческой
работы
на
уроках
литературного
чтения
в
начальной
школе
позволила
сформулировать
условия,
способствующие ее эффективности:
наличие
системы
в
использовании
заданий
для
организации
творческой работы;
разработка
планирование
заданий
творческой
работы,
как
по
форме,
так и по содержанию;
соответствия
уровня
сложности
заданий
уровню
учебных
возможностей учащихся;
последовательное
усложнение
содержания
задач
творческой
учебной деятельности учащихся;
стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня
сложности;
разумное сочетание творческой работы с другими формами и
методами обучения.
Для
формирования
универсальных
учебных
действий
при
помощи
творческих заданий используются современные образовательные технологии,
педагогические методы и приёмы такие, как:
1.
Технология решения изобретательских задач.
«Лови ошибку!»
Объясняя
материал,
намеренно
допускаю
ошибки.
Этот
прием
примечателен
тем,
что
ошибка
должна
быть
аргументирована,
должны
привлекаться
новые
доказательства
правоты,
чтобы
рос
«снежный
ком»
ошибок. Цель этого приема – добиться понимания «ошибкоопасного» места,
а не механического запоминания правильного ответа.
Например:
Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»». (2 класс)
На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве поэта.
Класс делится на группы, которым предлагается биографический материал о
А.С.Пушкине с фактическими ошибками.
Задание: Найти,
исправить
ошибки,
дополнить
теми
сведениями,
которые нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по
теме.
2.
Игровые технологии.
Игровые
технологии
позволяют
активизировать
детей,
непрестанно
поддерживать их интерес, развивают их речь.
Хорошо
развивает
групповая
игра
«Карусель»,
когда
учащиеся
произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на
листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают
на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех
пор,
пока
листочки
не
вернутся
к
хозяевам.
Данная
дидактическая
игра
позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить
речь школьников, дать возможность работать в группе, приспосабливаясь
друг к другу и избегая конфликтов.
3.
Технология проблемного обучения.
Метод
проблемного
изложения
материала дает
возможность
не
доносить до детей материал в готовом виде, а подвести их к тому, чтобы они
сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них детям, что тоже
работает на формирование у учащихся коммуникативной компетенции.
4.
Технология уровневой дифференциации.
Элементы технологии уровневой дифференциации, включённые в урок
позволяют
создать
комфортные
условия
для
детей
с
разным
уровнем
способностей.
Так,
например,
на
уроке
чтения
дети
получают задание:
создать
словесный
портрет.
Весь
класс
делится
на
3
группы,
дифференцированные
по
уровням
способностей
детей:
«Экскурсанты»
(ребята, получающие наиболее лёгкое задание визуально - описательного
характера), «Искусствоведы» (дети, получающие задание среднего уровня
сложности с элементами анализа произведений живописи), «Мастера слова»
(ребята с заданием продвинутого творческого характера).
Такие
методы
и
технологии
способствуют
формированию
познавательных,
регулятивных,
коммуникативных
и
личностных
УУД,
затрагивают,
активизируют
различные
стороны
психики:
эмоциональную
память,
воображение,
чувства,
процессы
анализа
и
синтеза;
позволяют
проявить
обучающимся
их
личные
качества,
направленность
ума,
воли,
чувств.
Применение творческих заданий эффективно осуществляется на уроках
литературного
чтения.
Уроки
литературного
чтения
обладают
богатыми
возможностями творческого обогащения.
Практика
организации
творческой
работы
на
уроках
литературного
чтения
в
начальной
школе
позволила
сформулировать
условия,
способствующие ее эффективности:
–
наличие
системы
в
использовании
заданий
для
организации
творческой работы;
– разработка планирование заданий творческой работы, как по форме,
так и по содержанию;
–
соответствия
уровня
сложности
заданий
уровню
учебных
возможностей учащихся;
– последовательное усложнение содержания задач творческой учебной
деятельности учащихся;
–
стимулирование
учащихся
к
выбору
заданий
высокого
уровня
сложности;
-
разумное
сочетание
творческой
работы
с
другими
формами
и
методами обучения.
Таким образом, в параграфе было рассмотрено: что такое творчество,
творческое
задание,
её
цель,
виды;
квалификация
творческих
заданий;
требования
к
творческим
заданиям;
роль
литературы
в
начальном
образовании; особенности творческих заданий на уроках литературного
чтения; примеры творческих заданий на уроках литературного чтения.