Автор: Иванова Дарья Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области "Тольяттинский социально–педагогический колледж"
Населённый пункт: Самарская область, город Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание младших школьников в процессе совместной деятельности школы и родителей
Раздел: начальное образование
Патриотическое воспитание младших школьников в процессе
совместной деятельности школы и родителей
Иванова Д.С.
Иванова Дарья Сергеевна / Ivanova Darya Sergeevna – студентка
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области "Тольяттинский социально–педагогический колледж"
Аннотация:
актуальность
выбранной
темы
обусловлена
тем,
что
патриотическое воспитание является важной задачей Российской Федерации
в сфере развития младших школьников, как высоконравственной личности,
которая имеет систему духовно-нравственных ценностей.
Ключевые
слова:
младший
школьник,
воспитание,
патриотизм,
школа,
родители.
Проблема патриотического воспитания актуальна на современном шаге
развития нашего общества. В последнее время наблюдается постепенная
потеря
нашим
обществом
традиционного
российского
патриотического
сознания.
Обширное
распространение
получили
равнодушие,
эгоизм,
индивидуализм,
немотивированная
злость,
непочтительное
отношение
к
государству и социальным институтам.
Патриотическое
воспитание
растущего
поколения
всегда
являлось
одной
из
важных
задач
современной
школы,
ведь
детство
и
юность
—
воплощаемая пора для привития священного чувства любви к Родине.
Воспитание
-
целенаправленное
формирование
личности
в
целях
подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии
с социокультурными нормативными моделями.
«Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, к своему
народу» С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка.
Патриотизм
включает
в
себя
почитание
своего
места
рождения
и
родины,
уважение
к
традициям
своего
края
и
своим
предкам,
любовь,
терпимость
к
окружающим.
Патриотическое
воспитание
проявляется
в
отношении человека к природе и животным, к желанию улучшать окружение
своего края. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут
почитать в данном качестве остальные, прежде всего его сограждане.
Нравственные качества человека закладываются в детские, школьные
годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и
цветущим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были
заложены в детях во времена школьных лет. С малых лет необходимо дать
детям представление, пусть даже самое простое, o месте и роли их страны в
мире.
У младших школьников формируются познавательные интересы
и
выбор
в
целенаправленности
личности
на
проявлении
и
суть
действительности.
Учащиеся
младших
классов
стараются
ставить
перед
собой
познавательные
задачи,
пытаются
найти
пояснения
увиденных
явлений.
Совершается
преобразование
от
простого
любопытства
к
любознательности. У младших школьников можно сформировать систему
общих знаний o явлениях общественной жизни, которые являются прочным
фундаментом их осознанного отношения к окружающей действительности,
обязательным
условием
патриотического
воспитания.
Этому
помогает
расширению
объёма
понятий
и
представлений
об
окружающем
мире
y
обучающихся.
Правильная
организация
работы
по
патриотическому
воспитанию
младших
школьников
основывается
на
понимании
возрастных
и
психологических особенностей школьников данного возраста.
Для просвещения основ патриотического воспитания
детей данного
возраста педагоги применяют различные формы и методы воспитания.
Педагогический
коллектив
считает
важным,
что
активное
участие
членов семьи в воспитании патриотизма, проведение совместных творческих
дел является главной составляющей воспитания. Каждое дело и начинание
должно
проводиться
с
активным
участием
родителей.
Дети
вместе
с
родителями знакомятся с историей развития школы, правилами поведения в
ней, появлением собственной семьи, семейным бытом и традициями.
К сожалению, современные родители всё меньше внимания уделяют
воспитанию детей. Родительское воспитание утратило основы народной и
религиозной
культуры.
В
общественном
сознании
стали
видоизменяться
такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого,
долг,
честь,
самоотверженность.
Через
СМИ
и
произведения
искусства
транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У современных
родителей проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к
согражданам, проживающим в других регионах.
Совместная
деятельность
школы
и
родителей
в
воспитании
патриотизма
у
детей
является
важным
педагогическим
подходом.
Образовательное учреждение должно заботиться о разработке и сохранении
пространства,
в
котором
взрослые
и
дети,
вступая
в
коллективное
сотрудничество, делают гуманную миссию: передают культурные ценности
прошлого
и
настоящего,
узнают
их
и
сохраняют
их
в
настоящем
и
в
дальнейшей жизни.
Трудностью для учителя является
организационный
вопрос,
который
связан
с включением
родителей
в
жизнь
школы.
Родители
должны
быть уверены,
что их
участие
в
жизни
школы важно не потому,
что
так желает учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.
В осуществлении педагогического руководства воспитанием детей в
семье
патриотами
своей
Родины
школа
использует
различные
интеллектуальные и творческие виды деятельности, например, сочинения и
конкурсы
рисунков.
Эффективной
работой
патриотического
воспитания
служит
и
проведение
мероприятий
совместно
с
родителями:
военно-
спортивные соревнования, физкультурно-массовые мероприятия. Концерты,
вовлекающие
участие
родителей
в
подготовке
и
проведении,
встречи
с
ветеранами.
Совместно
с
родителями
проводятся
уроки
мужества
и
тематические экскурсии.
Таким образом, успех патриотического воспитания в образовательном
учреждении
зависит
от
нравственно
-
психологического
воспитания
педагогов, родителей и учащихся, отношения к своим обязанностям, а также
от умения плодотворно сотрудничать в коллективе.
Итогом патриотического воспитания младших школьников в связи с
начальным
общим
образованием
считается
процесс
патриотического
воспитания,
в
котором
осваиваются
личные
общечеловеческие
нормы
нравственности,
происходит
развитие
моральной
координации
поведения,
умение делать анализ своего поведения и поступков этическими мерами,
соединенным с их чувствами к малой и большой Родине.
Литература
1.
Педагогические инновации на современном этапе развития образ
ования / под ред. А.Ф. Закировой. [Текст] Тюмень, 2010. –317с.
2.
Стратегия
развития
воспитания
в
Российской
Федерации
на
период до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва
3.
Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской
молодежи [Текст] : учебно-методическое пособие Москва : РАГС, 2010. – 170.