Автор: Крупенко Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: План–конспект мероприятия по речевому развитию дошкольников в первой младшей группе по теме: «Играем вместе с детьми»
Раздел: дошкольное образование
ГБДОУ детский сад № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
Крупенко Ирина Викторовна, воспитатель
План-конспект совместного с родителями мероприятия по речевому развитию
дошкольников в первой младшей группе
по теме: «Играем вместе с детьми»
Цель: Познакомить родителей с играми, направленными на развитие речевых и моторных
навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- закрепить знание знакомых детям стихов и песенок;
- способствовать развитию умения у детей вступать в речевое общение;
- стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослым;
- поддерживать и развивать интерес детей к совместной игровой деятельности;
- развивать дыхательный аппарат детей;
- вызвать эмоциональный отклик.
Материал:
фасоль разного цвета, стаканчики соответствующего цвета для ее сортировки; мисочки с
горохом, подносы с мукой или манкой на каждого ребенка, куски веревки, бельевые
прищепки,
готовое
соленое
тесто,
поднос
для
пирожков,
бумажные
салфетки,
физкультурное оборудование для игры в паровозик.
Предварительная работа:
выставка пособий, направленных на развитие мелкой моторики и речи; консультирование
родителей по изготовлению этих пособий.
Ход мероприятия:
Родителям предлагается расположиться на заранее приготовленные места для них за
столами. Рядом стоят стульчики для детей.
Воспитатель: Уважаемые родители! Мы продолжаем разговор о речевом развитии детей
третьего года жизни. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у него лучше развиты память, внимание, связная речь. Но в
последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Дети реже стали
делать
что-то
своими
руками,
потому
что
современные
игрушки
и
вещи
устроены
максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Мы покажем вам игры,
направленные
на
развитие
речи
малышей
посредством
развития
мелкой
моторики.
Пожалуйста, будьте внимательны и активны!
Игра «Давайте познакомимся».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Дети вместе с родителями, проговаривая текст, поочередно дотрагиваются пальцами левой
руки до пальца правой. Показывают его, начиная с большого пальца - дедушка, и кончая
мизинцем - я. На последние слова разжимают и зажимают ладони в кулак - вот и вся моя
семья.
Воспитатель: А сейчас мы покажем вам несколько игр с использованием предметов
домашнего обихода.
Игра «Золушка». Детям предлагается: рассортировать фасоль по цвету – переложить из
тарелки, где фасоль смешана, в цветные стаканчики, отделив белую фасоль от цветной.
Родители активно помогают детям.
Игра «Перебери горох». Перед детьми стоят два блюдечка, в одном из которых горох.
Детям необходимо переложить горох из одного блюдечка в другое, беря горох двумя
пальцами. Родители помогают детям, сопровождая действия детей стихами:
С блюдца я беру горошки.
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки,
Держат пальцы все горошки.
Воспитатель: Для детей третьего года жизни важен процесс, а не результат. Поэтому, если
он
не
хочет
заниматься
тем,
что
вы
ему
предлагаете,
не
настаивайте,
смените
вид
деятельности, а потом вернитесь опять к предыдущему заданию, либо совсем прекратите
занятие и перенесите его на другое время. Поэтому сейчас мы отвлечемся и сделаем
пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Мои игрушки».
Есть у нас игрушка:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо - книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять.
Воспитатель: А теперь можно продолжить наши игры.
Игра «Творчество на кухне». На поднос насыпается ровным слоем мука или манка,
получается отличный фон для рисования пальчиками. После того, как дети нарисуют что-
нибудь
(линии,
волны,
солнышко
и
т.
д.,
достаточно
просто
встряхнуть
поднос
и
получается снова чистый лист).
Игра «Непослушный котенок». Родители берут обычные бельевые прищепки и несильно
щипают руку ребенка за первую фалангу каждого пальчика:
Сильно кусает котенок - глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Игра «Мамины помощники». Родители натягивают небольшой кусок бельевой веревки на
уровне плеч ребенка, ребенок прищепляет прищепки:
Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку.
Воспитатель: А теперь мы поедем в поезде. Занимайте места!
Все выстраиваются «паровозиком» - впереди воспитатель, за ним родители с детьми
(ребенок впереди мамы или папы). Они «едут» по группе, меняя направление, преодолевая
препятствия. Потом «поезд» возвращается (дети и родители рассаживаются за столы).
Игра «Подуй на пушок». Дети дуют на привязанный к нитке пушок.
Игра «Вот такое тесто». Перед родителями и детьми лежат дощечки с соленым тестом.
Предлагается «испечь пирожок» - раскатать тесто, вылепить пирожки и выложить свои
пирожки на общий поднос.
Воспитатель: Мы отнесем наши пирожки повару, он их испечет.
Воспитатель:
Вот
и
закончился
наш
вечер.
Спасибо,
уважаемые
родители
за
время,
проведенное с вашими детьми. Надеемся на наше дальнейшее сотрудничество. В конце
хотелось бы сказать, что только целенаправленная, систематическая и планомерная работа
по развитию мелкой моторики движений пальцев рук у детей младшего дошкольного
возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных
способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое
главное, способствует сохранению физического и психического здоровья детей. Все это
напрямую готовит его к успешному обучению в школе.