Автор: Крупенко Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Что такое развивающие игрушки и развивающие игры?
Раздел: дошкольное образование
ГБДОУ детский сад № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
Крупенко Ирина Викторовна, воспитатель
«Что такое развивающие игрушки и развивающие игры?»
В возрасте от 2 до 6 лет у ребенка происходит активное формирование
основных навыков и умений, основные процессы развития мозга, а именно
коры головного мозга, как высшего органа управления, происходят именно в
этом возрасте.
Больше никогда, за весь период жизни, мозг не будет так активно
расти и развиваться, как в этот период.
Как «пройти» этот сложный и интересный этап в жизни
ребенка с пользой?
Что
же
может
помочь
любящему
и
заинтересованному
родителю?
Ответ напрашивается сразу - это развивающие игрушки.
Но как сориентироваться в многообразии предлагаемого
ассортимента в магазине игрушек и как не ошибиться в
выборе развивающих игрушек?
Очень часто, взрослые делят игрушки на две категории, на игрушки
«просто
так»
и
на
развивающие
игры.
К
примеру,
кукла
или
плюшевый
медвежонок, с которыми ребенок не расстается даже ночью – это игрушка
«просто так», любимая детская игрушка. А вот складовые кубики, конструктор,
пазлы и т.д. – это развивающие игры, их нельзя отнести к играм «просто так», у
них строгое назначение.
На самом деле деление игрушек на развивающие и «просто так» условно.
Любая игрушка может стать развивающей и помочь решить ту или иную задачу
в
развитии
ребенка. Ведь развивающими являются не столько игрушки,
сколько игры и живое общение с ребенком.
Итак,
любая
игрушка
может
стать
частью
развивающей
игры в
процессе
вашего
общения
с
ребенком
–
все
зависит
от
того,
как
ее
использовать.
Плюшевый
медвежонок,
может
служить
«живой»
иллюстрацией
к
волшебной истории, которую Вы рассказываете – и это часть развивающей
игры. Складовые кубики (для обучения чтению по складам) – развивающая
игра, причем они могут быть использованы как по прямому назначению, так и
для развития фантазии, координации движений, конструктивных навыков.
Развивающие
игры –
это те игры,
которые
способствуют
развитию
ребенка, неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, мышлении,
памяти,
воображения,
творческих
способностей
и
т.
д. Игра,
которая
способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического
навыка,
является
развивающей. Игра,
предлагаемая
ребенку,
должна
концентрировать
внимание
и
занимать
его
более-менее
длительное
время.
Кроме того, она должна содержать информацию, познаваемую им день за днем,
содержать
не
менее
4-5
вариантов
заданий,
т.е. она
должна
быть
развивающей.
Развивающие игры бывают:
•
готовые
комплекты
с
инструкцией
по
применению,
которые
можно
приобрести в магазине;
•
изготовленные своими руками, по образцу готовых игр;
•
игры-фантазии,
обязанные
своим
существованием
исключительно
процессу
общения
родителей
и
ребенка
(например,
сооружение
из
кубиков
башен
и
дворцов,
создание
фантастической
сказки
с
«театральным сопровождением» из любимых игрушек малыша);
•
комплекты, избранные для игр самим ребенком (причем это вовсе не
обязательно будут игрушки; мой племянник, например, обожал играть с
каштанами и сухими мандариновыми корками).Представляем Вашему
вниманию развивающие игры, которые можно приобрести для дома.
Развивающие игры были придуманы ведущими врачами и педагогами
мира,
такими
как
М.Монтессори,
Б.П.Никитин,
Н.А.Зайцева,
Е.Данилова,
О.Н.Теплякова, В.В.Воскобович.
Развивающие игры Никитина, не утратили своей актуальности до сих пор.
Развивающие игры Никитина нацелены на то, чтобы дать возможность:
активно мыслить
идти от простого к сложному
развивать логическое и образное мышление
развивать пространственную мышление
осуществлять творческий подход к решению задач.
Важным
условием
успеха
в
применении
игр
Никитина
является
непосредственное участие родителей в занятиях с детьми.
Это не игра-развлечение, которая покупается, чтобы «отдохнуть» от ребенка на
некоторое время.
В качестве примера представляем изображения наиболее известных игр
Никитина
Развивающие
игры
Воскобовича –
это
особенная,
самобытная,
творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных
принципы – интерес, познание, творчество. Развивающие игры Воскобовича –
это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое
количество
образовательных
задач.
Незаметно
для
себя
малыш
осваивает
цифры и буквы, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику
рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Вот название самых популярных игр:
"Геоконт",
"Квадрат Воскобовича»
"Складушки»
"Цветовые часы"
"Прозрачный квадрат"
"Прозрачная цифра"
"Домино"
"Планета умножения»
"Чудо-головоломки»
"Математические корзинки»
Счетные
палочки
Кюизенера являются
многофункциональным
математическим
пособием,
которое
позволяет
«через
руки»
ребенка
формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений
«больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое
другое.
Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и
воображения,
познавательной
активности,
мелкой
моторики,
наглядно-
действенного
мышления,
внимания,
пространственного
ориентирования,
восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Логические
блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан
Дьенеш.
Игры
с
блоками
доступно,
на
наглядной
основе знакомят детей с формой, цветом и
размером
объектов,
с
математическими
представлениями и начальными знаниями по
информатике.
Они
развивают
у
д е т е й
логическое
и
аналитическое
мышление
(ана лиз ,
срав нение,
к л а с с и ф и к а ц и я ,
обобщение), творческие способности, а также
–
в о с п р и я т и е ,
п а м я т ь ,
в н и м а н и е
и
воображение.
Все представленные игры – это малая часть развивающих игр которые
Вы можете приобрести.
Главное, помните!
в стремлении к развитию ребенка важно не переусердствовать как с
критикой, так и с похвалой
никогда не ругайте за ошибки, ребенок не вундеркинд, чтобы схватывать
на лету все знания, которые вы ему хотите дать; самое важное привить
интерес к познанию
обязательно найдите, за что похвалить ребенка, даже если он ничего
пока не усвоил
в ходе решения логических задач, не торопитесь подсказывать, пусть он
сам придет к решению, вы можете лишь натолкнуть на мысль.
если Вы помогли ребенку в чем-то, обязательно дайте возможность
решить похожую задачу по аналогии
заканчивайте
игру-занятие
до
того,
как
ребенок
устанет
и
потеряет
интерес Не заставляйте ребенка играть в ту или иную игру, лишь по
тому что Вы решили. Игра должна быть интересна ему, и только тогда
она действительно принесет положительный результат.
старайтесь чаще говорить ребенку, что он умный, способный и у него
все обязательно получиться, нужно просто учиться и стараться.