Напоминание

"Слово и его значение" УМК "Перспектива"


Автор: Шумейко Ирина Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: город Урюпинск
Наименование материала: Урок русского языка в 1 классе
Тема: "Слово и его значение" УМК "Перспектива"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка в 1 классе

УМК «Перспектива»

Разработчик урока: Шумейко Ирина Викторовна

«

Тема урока: «Слово и его значение»

Цель урока: 1.Создать условия для ознакомления с понятием «слово», как сочетание букв,

имеющее значение.

2. Способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса школьников.

3 Развивать орфографическую зоркость учащихся.

Планируемые результаты:

Формы работы:

фронтальная;

индивидуальная;

парная;

групповая;

самостоятельная.

Методы и приемы:

словесные (рассказ, беседа, работа с книгой);

наглядные;

практические;

частично-поисковые.

Оборудование:

компьютер;

документ-камера.

Ход урока

I.

Оргмомент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

II.

Актуализация знаний.

А). Минутка чистописания.

Мы в лес за наукой

Сегодня пойдём.

Смекалку, фантазию нашу возьмём.

Дорогой с пути никуда не свернём,

Но чтобы лес нам скорее достичь,

Должны мы по тропке

Красиво пройтись! (Чистописание)

- Посмотрите, какую закономерность заметили? (одна прямая с петлей вверху, одна прямая

с петлей внизу).

Запишите и продолжите данную закономерность.

А). Великий древний философ сказал: «….. – это удивительно сильное средство, но нужно

иметь много ума, чтобы пользоваться им».

- Предположите, что это за средство? (гипотезы детей).

Б). Игра «Грамматическое лото».

- Выяснить, чья гипотеза является верной, нам поможет «Грамматическое лото».

Работать вы будете в парах постоянного состава. Откройте конверты и заполните с

помощью карточек игровое поле.

(Детям предложено игровое поле следующего вида:

3 слога

Имя собственное

Букв больше чем звуков

Слово во множественном числе

Слово с разделительным ь знаком

А также набор разрезных карточек. Каждая пара берет карточку и соотносит слово с

его морфологическими признаками (на поле). Свою карточку они кладут на игровое поле

обратной стороной. На обратной стороне буквы:

с – дорога, л – Миша, о – конь, в – ужи, о – семья

Два ученика работает за учительским столом под документ-камерой.

- Что у вас получилось? (слово)

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Что вы уже знаете о словах? (бывают разные, из них состоит предложение, пишутся

раздельно…).

- Что бы вы хотели узнать о словах? (что такое слово; для чего нам нужны слова; какие

бывают слова; зачем говорят слова…).

-Почему же, по словам древнего философа нужно уметь много ума, чтобы пользоваться

словом?

В) Сообщение темы урока.

Тема нашего урока «Слово и его значение».

Цель: узнать, что называется словом, и какое значение имеют слова в жизни человека.

III.

Работа по теме.

А) Театрализация стихотворения И. Толмаковой «Плим».

(Читают наизусть 2 ученика).

- Что придумал Кирилл?

- Все ли согласны с ним? Это слово? Почему? (Ничего не обозначает).

- Что такое «плим»? (это просто сочетание букв).

- Какой можно сделать вывод? (не все сочетания букв являются словами).

- Так что же такое слово?

Давайте прочитаем в учебнике, совпадает ли наш вывод с выводом автора учебника.

Чтение правила с 20.

- Какое сочетание букв можно назвать словом? (которое имеет значение).

В) Интерактивная игра «Пойми меня».

Вам нужно соединить слова с их значением. Остальные ученики берут ладошки и

показывают цветом ладошки свое согласие или несогласие.

Капель – падание с крыш тающего снега каплями.

Апрель – второй месяц весны.

Оттепель – тёплая погода с таянием снега, льда.

Проталины – место, где стаял снег, и открылась земля.

- Какой общей темой объединены эти слова? (Весна).

- А с какими словами ассоциируется слово весна? (тепло, солнышко, ручьи..)

Физкультминутка

IV.

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза- как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)

Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)

Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)

V.

Продолжение работы по теме.

Вы немножко отдохнули и мы с вами продолжаем работу по теме.

А) Научное обоснование понятия «слово».

Что говорит о слове С.И. Ожегов в своем толковом словаре узнал Олег: «Слово – это

единица языка, служащая для наименования понятий».

В) Работа с пословицей.

- Посмотрите, какой предмет у меня в руках (орех).

- Что у него внутри? (ядрышко). Давайте посмотрим (пусто, записка).

Ученик достает пословицу и читает.

Пустые слова, что орех без ядра.

- Что прочитал нам Саша?

- Почему в пословице слово сравнивается с орехом? (главная ценность в орешке –

ядрышко, а в слове главное его значение).

- Что значит выражение пустые слова? (Пустые — это такие слова, которые человек

произносит, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.)

- Запишите эту пословицу красиво в свои тетради. Проверьте, прочитайте еще раз

пословицу.

- Сейчас мы проверим вашу орфографическую зоркость. Подчеркните опасные места.

Сосчитайте, сколько опасных мест вы нашли в пословице. Скажите мне на ушко.

Молодцы.

Проверка.

- Давайте посмотрим на наш план деятельности. Что мы еще запланировали на уроке? (не

поработали в группах).

- Сейчас я предлагаю вам закрепить полученные знания при работе в группах.

Г) Работа в группах.

У вас в тетрадях лежат маленькие листочки, на которых написаны слова. Те, у кого слово

состоит из 1 слога будут работать в 1 группе, у кого из двух – во второй, из трёх – в

третьей.

Прошу вас разделиться на группы и начать выполнять задание.

1 группа: соотнести слово с его значением.

Весна – время года.

Грачи – первые птицы, которые прилетают к нам весной.

2 группа: составить из букв слова.

Мы с вами недавно выполняли проекты «Город букв», которые представлены на нашей

выставке. Ваша задача состоит в том, чтобы из этих букв составить слова.

В С А Н Е ____________

А Р Г Ч И ___________

3 группа:

- Какие слова ты выберешь, чтобы составить рассказ о весне? Составь из данных

слов предложения о весне.

(весна, метель, грачи, зима).

Пришла весна. Прилетели грачи.

Отчет групп.

- Проверим вашу работу. (2 группа, 1 группа, 3 группа).

- Ребята, что у нас получилось из букв? (слова)

- Что получилось из слов? (предложение).

- А кто из вас знает, что получится из предложений? (текст)

V.

Тест (выполнение на пультах).

Возьмите пульты в руки. Включите их. Выберите из записей ту кнопку, которая

соответствует вариантам ответа.

1.

Выбери слово: дом, орт.

2.

День недели: май, вторник.

3.

Выбери слово: зро, кот.

4.

Школьная принадлежность: сапоги, ластик.

- А сейчас проверим правильность выполнения ответов на вопросы. Правильно, без

ошибок ответили… Более детальный анализ будет дан в начале следующего урока.

VI.

Итог урока:

- Что вы взяли для себя с урока? (говорить нужно только хорошие слова, нужно думать о

том, что мы говорим).

- Над чем мы должны думать, прежде всего, когда произносим слова? (над значением

слова).

Рефлексия.

Посмотрите на интерактивную доску. Что видите? (солнышко и тучку, лучики и капельки).

Кто доволен своей работой и у кого хорошее настроение - прикрепите лучик к солнышку.

Кому урок показался трудным – капельку к тучке.

- Спасибо, ребята! Вижу, что вам урок понравился! Значит, наш урок достиг своей цели!



В раздел образования