Автор: Тюкпиекова Ольга Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ЦРР-детский сад "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Абакан республикаХакасия
Наименование материала: методическая публикация
Тема: Эксперимент "Маскировка"
Раздел: дошкольное образование
Эксперимент «Маскировка»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для формирования у детей представлений о приспособленности зайца и белки к жизни зимой.
2. Создать условия для развития исследовательской мотивации.
3. Формировать заботливое отношение к животным.
4 Способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками.
Оборудование: фигуры зайца, белки; фон белый, зеленый, серебристый.
Организация детских видов деятельности:
- совместная деятельность ребенка со взрослым;
- совместная деятельность ребенка со сверстником;
- игровая деятельность;
- исследовательская деятельность;
Ход эксперимента:
Организация рабочего
пространства
Деятельность взрослого
Деятельность детей
Психолого-педагогические
условия/задачи
Появляется письмо.
Показываю картинки куницы, лисы
и волка.
Воспитатель зачитывает письмо:
Дорогие ребята, помогите нам
спрятаться от наших врагов:
куницы, лисы, волка.
В: Ребята, от кого же это письмо?
В зависимости от ответов детей
задаю вопросы: Куница – это враг
какого животного? Лиса и волк- это
враги какого животного в лесу?
В: Значит письмо от белки и зайца.
А как мы им сможем помочь?
В зависимости от вариантов детей
предлагаю замаскировать белку и
зайца.
В: Как это сделать? Что такое
Дети рассуждают.
Ответы детей.
Дети предлагают разные варианты.
Условия для речевой активности.
Условия для исследовательской
мотивации.
маскировка?
В зависимости от ответов детей
предлагаю провести опыт.
Дети отвечают.
Появляется белый ватман и силуэты
зайцев.
Появляется снег из ваты, фигура
лисы, варежки белые.
Дети становятся на расстоянии от ватмана. Обращаю внимание детей на
белый ватман, на который прикреплены силуэты зайцев.
В: Ребята, на что похож белый лист? В зависимости от ответов детей
прикрепляю голые, заснеженные деревья.
В: Что вы видите в зимнем лесу?
В зависимости от ответов детей подходим ближе к зимнему лесу.
Совместно с детьми приходим к выводу, что это зайцы.
В: Почему мы их не заметили сразу? Что помогло зайцам спрятаться от
нас?
Совместно с детьми приходим к выводу, потому что они белые.
В: Белые, как что?
Дети: как снег.
Подвожу детей к мысли, что именно белая шубка зайцев не заметна на
снегу.
Предлагаю детям игру: «Спрячь зайца».
Воспитатель берет на себя роль лисы, а дети зайцы. Дети одевают
варежки на одну руку. По сигналу воспитателя: «Прячьтесь зайцы, идет
лиса!» Дети кладут руки на снег. Кто не успевает, того лиса ловит,
прикасаясь к руке и уносит в нору. Игра заканчивается тогда, когда
остается один заяц, который становиться лисой.
Условия для исследовательской
деятельности.
Условия для взаимодействия детей
в игровой деятельности.
Условия для речевой активности.
Появляется картинка куницы.
В: Значит, как мы можем помочь
зайцу спрятаться от врагов?
В: Как, же помочь белке спрятаться
от куницы?
В зависимости от ответов детей
задаю вопросы:
Где живет белка? А дерево зимой
какого цвета? А дерево осенью
Ответы детей.
Условия для речевой активности.
Появляются картинки: зимний лес
(голые, серые деревья на фоне
белого снега) и осенний лес
(осенние деревья на фоне осеннего
леса).
Появляется силуэты белок в разной
шубке
какого цвета? Какого цвета у белки
шубка осенью? Меняет ли шубку
белка зимой? Какого цвета она
становиться? В какой лес поселим
белку в рыжей шубке, а в какой лес
белку в серебристой шубке?
Подвожу детей к выводу, что белке
поможет спрятаться от куницы то,
если она поменяет шубку зимой в
серебристый цвет.
Предлагаю провести эксперимент.
Дети смотрят картинки.
Появляются листы серебристого и
оранжевого цвета и силуэт белки
серебристого цвета
Предлагаю детям встать на расстоянии от листов. Затем предлагаю узнать
какой зверек пробежит мимо серебристого листа, и какой мимо
оранжевого листа. Дети внимательно смотрят. Совместно с детьми
приходим к выводу, почему на рыжем фоне мы с первого раза
догадались, что это белка. А на серебристом фоне затруднялись узнать
зверька.
Вывод: Белка зимой в серебристой шубке менее заметна для куницы, а
значит ей легче спрятаться от врага.
Условия для исследовательской
деятельности.
Условия для совместной
деятельности.
Условия для речевой активности.
Условия для игровой деятельности.
В: Что мы ответим белке и зайцу о
том, как спрятаться от врагов?
Давайте кто-нибудь будет
изготавливать шубки для белки и
зайца, а кто-то будет писать письмо.
Ответы детей.
Рефлексия