Авторы: Макарова Светалана Анатольевна, Макарова Светлана Анатольевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ДШИ им.Г.Г.Галынина
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Тема урока: « Роспись Полхов–Майданская тарарушка».
Раздел: дополнительное образование
ДШИ им. Г.Г.Галынина План-конспект
комбинированного урока
по декоративному рисованию
Школа:5класс 15 маясентября 2019г
Вид занятия : декоративное рисование.
Тема урока: « Роспись Полхов-Майданская тарарушка».
Цель:
- способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;
- продолжить знакомство с народными промыслами; познакомить детей с новым для них народным
промыслом – полхов-майданские тарарушки .
Планируемые достижения:
Предметные:
- представление о народном промысле – деревянные полхов-майданские тарарушки;
- умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объём-
ных работах;
Метапредметные(УУД):
1.Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
2.Моделирование (макетирование объемной формы);
Оборудование для учителя:
-
оригинальные образцы полхов-майданские тарарушки выполненные мастерами промысла;
-
модели полхов-майданские тарарушки игрушек
-
цветные иллюстрации с изображением полхов-майданские тарарушки открытки;
-
таблицы с элементами узоров полхов-майданской росписи;
-
мультимедийная презентация «Полхов-Майданские тарарушки».
-
Мел, краски, доска, учебник
Для учащихся:
-
рисунки, иллюстрации с изображением полхов-майданских тарарушек
-
бумажные образцы игрушки на каждого ребёнка;
-
краски;
-
палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.
Музыкальный ряд:
вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструмен-
тов;
ПЛАН УРОКА
I. Подведение к цели урока.
Прослушивание песни музыкальной композиции» «Народные промыслы».
.Подведение к цели урока.
II.Освоение нового материала.
1.
Знакомство с полхов-майданскими тарарушками (мультимедийная презентация).
2.
Упражнение на закрепление изученного материала.
3.
Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи деревян-
ных игрушек).
III. Применение освоенного в практической деятельности.
4.
Практическое выполнение задания. Кистевая роспись гуашью по ранее сделанной бумажной мо-
дели (матрешки, шкатулки, птички и т.п.).
IV. Оценка результатов .
5.
Выставка и оценивание работ.
Ход урока:
Этапы урока
Содержание урока
УУД
1.
Организационный
момент
1-2 мин.
Настрой учеников на рабо-
ту.
Проверка
готовности
к
уроку.
Умение
эстетиче-
ски
подходить
к
любому виду дея-
тельности;
2.
2.1 Подготовка учащихся к
практической работе. Объ-
яснение нового материала и
беседа
с
учащимися,
за-
крепление пройденного.
Актуализация
темы
урока:
беседа;
чтение
художе-
ственных произведений; ис-
пользование
презентации;
игровые моменты
Умение
эстетиче-
ски
подходить
к
любому виду дея-
тельности;
2.2 Анализ декоративных изде-
л и й ,
п р о с м о т р
репродукций(перечисление
на-
глядного материала)
Рассмотрение
подлинных
предметов
декоративного
искусства, просмотр репро-
дукций
Умение
эстетиче-
ски
подходить
к
любому виду дея-
тельности;
2.3
Объяснение
процесса
вы-
полнения графического рисун-
ка(рисунки каждого этапа рабо-
Работа с учебными и дидак-
тическими
таблицами.
По-
каз правильных приемов с
Моделирование
(макетирование
ты)
работы
с изобразительны-
ми материалами. Описание
каждого этапа работы.
объемной формы);
2.4 Педагогический рисунок на
доске
На этом этапе важно чтобы
дети закрепили знания
и
умения по выполнению гра-
фической работы
Моделирование
(макетирование
объемной формы);
3.
Практическая
работа
18-
20мин.
3.1. Деятельность учащихся
Самостоятельное рисование
графического задания
Моделирование
(макетирование
объемной формы);
3.2 Деятельность учителя
Контроль за этапностью вы-
полнения работы, соблюде-
ние правил гигиены и по-
рядка на рабочем месте, вы-
явление
ошибок
и
их
устранение
4.
Подведение
итогов
урока,
оценка
проделанной
рабо-
ты:
4.1 Анализ работы и оценка 3-
5мин.
Формы
анализа:
выставки,
анализ и самоанализ рабов.
При
выставлении
оценки
обращают
внимание
уча-
щихся на критерии: норма
времени, правильность вы-
полнения,
аккуратность,
рациональное
использова-
ние рабочего места, соблю-
дение правил культуры тру-
да
4.2 итог урока 2-3мин.
Что
нового
узнали,
чему
научились?
Уборка рабочих мест спи-
сок используемой литерату-
ры.
Этапы урока
Содержание урока
УУД
1.
Организационный
момент
1-2 мин.
Здравствуйте, ребята! У вас
на партах должны лежать:
альбомы, краски, кисти, ка-
рандаши, ластики. Все лиш-
нее уберите.
Умение
эстетиче-
ски
подходить
к
любому виду дея-
тельности;
2.
2.1 Подготовка учащихся к
практической
работе.
Объ-
яснение нового материала и
беседа с учащимися, закреп-
ление пройденного.
- Учитель: «С каким народ-
ным промыслом вы позна-
комились на прошлом уро-
ке?»
-Класс:
«Филимоновская
игрушка»
-Учитель: «Сегодня продол-
жим знакомство с русским
народным
творче ством.
Тема нашего сегодняшнего
урока-
полхов-майданские
тарарушки.
-Ребята
кто-нибудь
из
вас
когда- либо видел полхов-
майданские
тарарушки?
Как они выглядят?»
-Класс: «Да. Яркие,
красочные, необычной фор-
мы.»
-Учитель: «А как вы дума-
ете,
почему
эти
игрушки
называются
п о л х о в -
майданскими?
-Класс:
с е л о
П о л х о в -
Майдан.
-Учитель:
Правильно!
На
юге Нижегородской области,
в
Вознесенском
районе
рас-
положено
село
П о л х о в -
Майдан.
Д л я
п о л х о в -
майданского промысла харак-
терно изготовление и роспись
в
основном
декоративных
предметов,
которые
редко
имеют практическое предна-
значение. Это изделия, имею-
щие декоративную функцию.
Прежде всего это матрешки,
а
также
детские
игрушки,
комплекты посуды, шкатулки,
деревянные яйца и т.п.
До
сих пор в селе помнят леген-
ду о том, что в давние време-
на в войске Степана Разина
была
предводительница
по
имени Алена – бывшая кре-
стьянка
из-под
Арзамаса.
В
ее отряде воевали и непокор-
н ы е
п р е д к и
п о л х о в -
майданских кустарей. Под се-
лом Темниковым, что в Мор-
довии, Алену взяли в плен и
по приказу князя Долгорукого
сожгли на костре. А на том
месте,
где
погибла
к р е-
стьянка-атаманша, выросла и
расцвела алая роза. Вот, яко-
бы ту самую розу и перенесли
на
свои
расписные
игрушки
мастера Полховского Майда-
на.
Мастера
из
По л х о в -
Майдана
выработали
свой,
особый
стиль
декоративной
цветочной росписи. Они стре-
мятся так украсить свою мат-
решку, чтобы цветы, ягоды и
листья сплошным ковром за-
Умение
эстетиче-
ски
подходить
к
любому виду дея-
тельности;