Напоминание

"Натюрморт с фруктами"


Автор: Петрова Ольга Александровна
Должность: воспитатель по изобразительной деятельности
Учебное заведение: МАДОУ №58
Населённый пункт: г. Нижнекамск
Наименование материала: конспект организованной образовательной деятельности
Тема: "Натюрморт с фруктами"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №58» НМР РТ

Конспект организованной

образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Тема:

«Натюрморт с фруктами»

Составила: Петрова Ольга Александровна

воспитатель (по изобразительной деятельности)

Программа: От рождения до школы

Возраст: 5-6 лет

Направление: Изобразительная деятельность

Основная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Интегрированные образовательные области: речевое развитие, социально-

коммуникативное развитие.

Форма проведения: Игровая

Цель: Познакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией,

подбором цвета предметов;

учить понимать красоту в сочетании форм и

цвета. Закрепить умение передавать в рисунке форму, цвет и характерные

особенности

ягод

и

фруктов;

работать

над

композицией

рисунка

располагать предметы на столе, самостоятельно выбирать изобразительные

материалы.

Задачи

воспитательные: Воспитывать

интерес

к

искусству,

прививать

доброжелательное отношение друг к другу.

Задачи

развивающие: развивать

мелкую

моторику

рук,

умение

рассматривать картину, память, речь, внимание; самостоятельность в работе.

Задачи

образовательные: закреплять

названия

геометрических

фигур,

цветов и оттенков; умение их различать; упражнять в рисовании ягод и

фруктов, закреплять навыки композиционного построения рисунка.

Планируемый результат: Дети имеют представление о жанре живописи –

натюрморт. Умеют составлять композицию рисунка. Правильно называют

форму

и

оттенки

цветов

ягод

и

фруктов.

Передают

в

рисунке

образы

знакомых

ягод

и

фруктов.

Самостоятельно

используют

изобразительные

материалы.

Методы и приемы: Наглядные, словесные, практические.

Наглядные средства обучения: Репродукции картин: П. П. Кончаловского

«Яблоки на столе у печки», К.С. Петрова – Водкина «Утренний натюрморт».

Ваза, кувшин, тарелка, драпировка, цветы, фрукты и муляжи фруктов,.

Трафареты фруктов и ягод, квадраты красного, желтого, фиолетового,

зеленого цветов и их оттенков. Готовый фон и силуэты ваз на каждого

ребенка, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, клей, салфетки,

клеенки, подставки, кисти, баночки с водой.

Организация детей: На ковре, возле стола; за столами

Индивидуальная работа: Оказание помощи при составлении натюрморта;

оказать помощь Малику при назывании оттенка цвета, индивидуальная

помощь Вале при рисовании фруктов.

Словарная работа: Закрепить название жанра живописи - натюрморт,

оттенки цветов и названия геометрических форм, понятие - композиция

картины.

Предварительная работа: Рассматривание натюрмортов, посуды, фруктов,

цветов; рисование фруктов, цветов; дидактическая игра «Назови цвет и

форму фрукта или ягоды».

Структура ООД: 1ч. Вводная:

Беседа

2ч. Основная:

Знакомство с натюрмортами

Составление натюрморта

Д/ и «Назови цвет и форму фрукта или ягоды»

Индивидуальная работа детей: приклеивание вазы и рисование фруктов.

3ч. Заключительная:

Подведение итогов.

Ход:

Дети стоят на ковре врассыпную.

Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг, как много красивых предметов нас

окружает.

Какие

предметы

вы

заметили

в

нашей

комнате?

Кому,

что

нравится? (ответы детей: на подносе кувшин, рядом яблоко; ваза с цветами и

тарелка с фруктами…)

_ Да, ребята, как много здесь красивых предметов. Хороши цветы – они

яркие, а кувшин расписной. А какие румяные яблоки. Но красота даров

природы недолговечна. Сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят

люди. Как сохранить такую красоту? (ответы детей).

-Правильно, можно все это нарисовать! И тогда глядя на картину мы можем

вечно

любоваться

цветами

и

дарами

природы.

Художники

подбирают

несколько предметов, красиво расставляют их рядом и рисуют, чтобы и мы

тоже увидели, как они прекрасны. Такие картины, где художники изображают

домашние предметы и предметы природы, называются натюрмортами.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это натюрморт.

(Григорий Гладков)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть первый натюрморт

«Яблоки на столе у печки» П. П. Кончаловского

- Как вы думаете, о чем же здесь нам хотел рассказать художник? (ответы

детей)

- Да,

о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные, нарядные!

Художник

любуется

и

восхищается

их

разноцветной

красотой

округлых

форм, разной величиной, их спелостью, сочностью. Давайте внимательно

рассмотрим этот натюрморт.

- Какие яблоки вам больше всего понравились на этой картине? (ответы

детей)

- Наверное, самые яркие — красные, красно-розовые, румяные? Они лежат

слева на больших резных зеленых листьях, как на ажурной салфеточке.

От

сочетания

красного

и

зеленого

цветов

яблоки

кажутся

еще

более

нарядными.

Справа

в

большой

белой

чаше

с

изящными

краями

горкой

уложены желто-красные сочные яблоки, между ними чуть видны зеленые

листочки. Яблок так много, что они не уместились в чаше, некоторые лежат

около нее. Но, кроме этих яблок, художник нарисовал и другие —крупные,

зеленовато-белые.

Это

очень

вкусные

яблоки.

Если

дать

им

немного

полежать,

они

станут

белыми-

белыми,

почти

прозрачными.

А

кто

мне

скажет, что это за маленькие яблочки на переднем плане справа? Какие они?

Ели вы когда-нибудь такие? (ответы детей)

- На чем лежат яблоки? (ответы детей)

- Да, на красивом красновато-коричневом деревянном полированном столе,

который придвинут к белой изразцовой (кафельной) печке. Стол массивный,

на одной ножке. Видите, как отражаются в его полированной поверхности

яблоки? Как в зеркале! Весь натюрморт смотрится нарядно на фоне белой

печки.

-Какие цвета использует художник в своей картине?

(ответы детей)

-Как бы вы назвали картину?

(ответы детей)

Поместить перед детьми натюрморт К. С.Петрова – Водкина «Утренний

натюрморт»

Воспитатель: Дети расскажите, что изображено на картине.

(ответы детей)

-На

дощатом

столе

чудесного

розовато-коричневого

оттенка

стоят,

расположенные по кругу, обычные предметы. Центр стола пуст.

- Скажите, что красивого увидел художник в этих предметах? (ответы детей).

- Кузьма Петров-Водкин

ничего резко не выделяет, ни ярко начищенный

чайник,

ни

разных

оттенков

яйца,

одно

из

которых

отражается

в

грани

чайника. В ней же отражен рыжий кот, которого на картине не видно. В

гранях стакана отражена серебряная ложечка. В стеклянной вазе стоит букет

только что собранных голубых колокольчиков и желтых одуванчиков. Их

жизнь коротка, но прекрасна.

– А как вы думаете, почему художник расположил предметы в таком порядке:

чайник

и

рядом

два

яица,

стакан

с

чаем,

а

за

ним

положена

ложка;

деревянный стол, а на его фоне букет васильков и колокольчиков. (ответы

детей).

-Совсем

рядом

с

вазой

лежит

синий

коробок

со

спичками.

Его

цвет

перекликается с оттенками букета, а серебристый фонарик блестит так же

ярко, как и чайник.

-Можем ли мы по этим вещам узнать что- либо о человеке, который живет в

этой комнате? (ответы детей).

- Кроме вещей, кто еще изображен на натюрморте? (ответы детей).

-К столу подошел не только кот, чье отражение мы видем в чайнике, но и

рыжая собака с грустными глазами.

- А почему она такая печальная? (ответы детей).

- Она посматривает, что бы можно было стащить со стола и съесть, но,

похоже, ничего не находит и смирно ждет, когда на завтрак придет хозяин.

- Какие цвета использовал художник в натюрморте? (ответы детей).

- Прозрачные, легкие цвета вызывают состояние тихой радости и немножко

грусти. Художник создал ощущение ясного, спокойного утра.

-Расскажите,

какое

у

вас

возникло

настроение

при

рассматривании

этой

картины? (ответы детей).

-Ребята, хотите стать художниками?

(ответы детей).

-

Давайте

с

вами

составим

натюрморт

из

предметов

(совместная

деятельность детей и воспитателя по составлению натюрморта)

- Вот как красиво у нас получилось!

А чтобы создать свой натюрморт, давайте вспомним какого цвета и формы

бывают фрукты и ягоды.

Игра «Назови цвет и форму фрукта или ягоды»

По

краю

стола

разложены

квадраты

желтого,

желто-зеленого,

красного,

оранжевого,

бордового,

фиолетового

цветов.

У

детей

квадраты

с

вырезанными силуэтами фрукта или ягоды. Дети накладывают силуэты на

соответствующий предмету цвет. Называют цвет и форму фрукта или ягоды.

-Ребята, вы хотите сами сделать натюрморт?

(ответы детей).

- Выберите готовый фон и вазу для своей картины. Приклейте вазу на

готовый фон, и дорисуйте на столе фрукты и ягоды.

(Самостоятельная работа детей за столами. При рисовании фруктов или ягод

дети по желанию выбирают изобразительные материалы: гуашь, восковые

мелки, цветные карандаши).

Дети раскладывают готовые работы на ковре.

-Ребята, какие замечательные картины у вас получились!

Рассматривание детских работ. Опрос нескольких детей, какая из работ им

больше понравилось и почему.

(ответы детей).

-Ребята, придумайте название своему натюрморту.

(ответы детей).

Подведение итогов.

-Ребята, что мы с вами делали? (ответы детей).



В раздел образования