Автор: Петрова Ольга Александровна
Должность: воспитатель по изобразительной деятельности
Учебное заведение: МАДОУ №58
Населённый пункт: г. Нижнекамск
Наименование материала: конспект организованной образовательной деятельности
Тема: "Натюрморт с фруктами"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №58» НМР РТ
Конспект организованной
образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Тема:
«Натюрморт с фруктами»
Составила: Петрова Ольга Александровна
воспитатель (по изобразительной деятельности)
Программа: От рождения до школы
Возраст: 5-6 лет
Направление: Изобразительная деятельность
Основная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Интегрированные образовательные области: речевое развитие, социально-
коммуникативное развитие.
Форма проведения: Игровая
Цель: Познакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией,
подбором цвета предметов;
учить понимать красоту в сочетании форм и
цвета. Закрепить умение передавать в рисунке форму, цвет и характерные
особенности
ягод
и
фруктов;
работать
над
композицией
рисунка
–
располагать предметы на столе, самостоятельно выбирать изобразительные
материалы.
Задачи
воспитательные: Воспитывать
интерес
к
искусству,
прививать
доброжелательное отношение друг к другу.
Задачи
развивающие: развивать
мелкую
моторику
рук,
умение
рассматривать картину, память, речь, внимание; самостоятельность в работе.
Задачи
образовательные: закреплять
названия
геометрических
фигур,
цветов и оттенков; умение их различать; упражнять в рисовании ягод и
фруктов, закреплять навыки композиционного построения рисунка.
Планируемый результат: Дети имеют представление о жанре живописи –
натюрморт. Умеют составлять композицию рисунка. Правильно называют
форму
и
оттенки
цветов
ягод
и
фруктов.
Передают
в
рисунке
образы
знакомых
ягод
и
фруктов.
Самостоятельно
используют
изобразительные
материалы.
Методы и приемы: Наглядные, словесные, практические.
Наглядные средства обучения: Репродукции картин: П. П. Кончаловского
«Яблоки на столе у печки», К.С. Петрова – Водкина «Утренний натюрморт».
Ваза, кувшин, тарелка, драпировка, цветы, фрукты и муляжи фруктов,.
Трафареты фруктов и ягод, квадраты красного, желтого, фиолетового,
зеленого цветов и их оттенков. Готовый фон и силуэты ваз на каждого
ребенка, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, клей, салфетки,
клеенки, подставки, кисти, баночки с водой.
Организация детей: На ковре, возле стола; за столами
Индивидуальная работа: Оказание помощи при составлении натюрморта;
оказать помощь Малику при назывании оттенка цвета, индивидуальная
помощь Вале при рисовании фруктов.
Словарная работа: Закрепить название жанра живописи - натюрморт,
оттенки цветов и названия геометрических форм, понятие - композиция
картины.
Предварительная работа: Рассматривание натюрмортов, посуды, фруктов,
цветов; рисование фруктов, цветов; дидактическая игра «Назови цвет и
форму фрукта или ягоды».
Структура ООД: 1ч. Вводная:
Беседа
2ч. Основная:
Знакомство с натюрмортами
Составление натюрморта
Д/ и «Назови цвет и форму фрукта или ягоды»
Индивидуальная работа детей: приклеивание вазы и рисование фруктов.
3ч. Заключительная:
Подведение итогов.
Ход:
Дети стоят на ковре врассыпную.
Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг, как много красивых предметов нас
окружает.
Какие
предметы
вы
заметили
в
нашей
комнате?
Кому,
что
нравится? (ответы детей: на подносе кувшин, рядом яблоко; ваза с цветами и
тарелка с фруктами…)
_ Да, ребята, как много здесь красивых предметов. Хороши цветы – они
яркие, а кувшин расписной. А какие румяные яблоки. Но красота даров
природы недолговечна. Сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят
люди. Как сохранить такую красоту? (ответы детей).
-Правильно, можно все это нарисовать! И тогда глядя на картину мы можем
вечно
любоваться
цветами
и
дарами
природы.
Художники
подбирают
несколько предметов, красиво расставляют их рядом и рисуют, чтобы и мы
тоже увидели, как они прекрасны. Такие картины, где художники изображают
домашние предметы и предметы природы, называются натюрмортами.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это натюрморт.
(Григорий Гладков)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть первый натюрморт
«Яблоки на столе у печки» П. П. Кончаловского
- Как вы думаете, о чем же здесь нам хотел рассказать художник? (ответы
детей)
- Да,
о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные, нарядные!
Художник
любуется
и
восхищается
их
разноцветной
красотой
округлых
форм, разной величиной, их спелостью, сочностью. Давайте внимательно
рассмотрим этот натюрморт.
- Какие яблоки вам больше всего понравились на этой картине? (ответы
детей)
- Наверное, самые яркие — красные, красно-розовые, румяные? Они лежат
слева на больших резных зеленых листьях, как на ажурной салфеточке.
От
сочетания
красного
и
зеленого
цветов
яблоки
кажутся
еще
более
нарядными.
Справа
в
большой
белой
чаше
с
изящными
краями
горкой
уложены желто-красные сочные яблоки, между ними чуть видны зеленые
листочки. Яблок так много, что они не уместились в чаше, некоторые лежат
около нее. Но, кроме этих яблок, художник нарисовал и другие —крупные,
зеленовато-белые.
Это
очень
вкусные
яблоки.
Если
дать
им
немного
полежать,
они
станут
белыми-
белыми,
почти
прозрачными.
А
кто
мне
скажет, что это за маленькие яблочки на переднем плане справа? Какие они?
Ели вы когда-нибудь такие? (ответы детей)
- На чем лежат яблоки? (ответы детей)
- Да, на красивом красновато-коричневом деревянном полированном столе,
который придвинут к белой изразцовой (кафельной) печке. Стол массивный,
на одной ножке. Видите, как отражаются в его полированной поверхности
яблоки? Как в зеркале! Весь натюрморт смотрится нарядно на фоне белой
печки.
-Какие цвета использует художник в своей картине?
(ответы детей)
-Как бы вы назвали картину?
(ответы детей)
Поместить перед детьми натюрморт К. С.Петрова – Водкина «Утренний
натюрморт»
Воспитатель: Дети расскажите, что изображено на картине.
(ответы детей)
-На
дощатом
столе
чудесного
розовато-коричневого
оттенка
стоят,
расположенные по кругу, обычные предметы. Центр стола пуст.
- Скажите, что красивого увидел художник в этих предметах? (ответы детей).
- Кузьма Петров-Водкин
ничего резко не выделяет, ни ярко начищенный
чайник,
ни
разных
оттенков
яйца,
одно
из
которых
отражается
в
грани
чайника. В ней же отражен рыжий кот, которого на картине не видно. В
гранях стакана отражена серебряная ложечка. В стеклянной вазе стоит букет
только что собранных голубых колокольчиков и желтых одуванчиков. Их
жизнь коротка, но прекрасна.
– А как вы думаете, почему художник расположил предметы в таком порядке:
чайник
и
рядом
два
яица,
стакан
с
чаем,
а
за
ним
положена
ложка;
деревянный стол, а на его фоне букет васильков и колокольчиков. (ответы
детей).
-Совсем
рядом
с
вазой
лежит
синий
коробок
со
спичками.
Его
цвет
перекликается с оттенками букета, а серебристый фонарик блестит так же
ярко, как и чайник.
-Можем ли мы по этим вещам узнать что- либо о человеке, который живет в
этой комнате? (ответы детей).
- Кроме вещей, кто еще изображен на натюрморте? (ответы детей).
-К столу подошел не только кот, чье отражение мы видем в чайнике, но и
рыжая собака с грустными глазами.
- А почему она такая печальная? (ответы детей).
- Она посматривает, что бы можно было стащить со стола и съесть, но,
похоже, ничего не находит и смирно ждет, когда на завтрак придет хозяин.
- Какие цвета использовал художник в натюрморте? (ответы детей).
- Прозрачные, легкие цвета вызывают состояние тихой радости и немножко
грусти. Художник создал ощущение ясного, спокойного утра.
-Расскажите,
какое
у
вас
возникло
настроение
при
рассматривании
этой
картины? (ответы детей).
-Ребята, хотите стать художниками?
(ответы детей).
-
Давайте
с
вами
составим
натюрморт
из
предметов
(совместная
деятельность детей и воспитателя по составлению натюрморта)
- Вот как красиво у нас получилось!
А чтобы создать свой натюрморт, давайте вспомним какого цвета и формы
бывают фрукты и ягоды.
Игра «Назови цвет и форму фрукта или ягоды»
По
краю
стола
разложены
квадраты
желтого,
желто-зеленого,
красного,
оранжевого,
бордового,
фиолетового
цветов.
У
детей
квадраты
с
вырезанными силуэтами фрукта или ягоды. Дети накладывают силуэты на
соответствующий предмету цвет. Называют цвет и форму фрукта или ягоды.
-Ребята, вы хотите сами сделать натюрморт?
(ответы детей).
- Выберите готовый фон и вазу для своей картины. Приклейте вазу на
готовый фон, и дорисуйте на столе фрукты и ягоды.
(Самостоятельная работа детей за столами. При рисовании фруктов или ягод
дети по желанию выбирают изобразительные материалы: гуашь, восковые
мелки, цветные карандаши).
Дети раскладывают готовые работы на ковре.
-Ребята, какие замечательные картины у вас получились!
Рассматривание детских работ. Опрос нескольких детей, какая из работ им
больше понравилось и почему.
(ответы детей).
-Ребята, придумайте название своему натюрморту.
(ответы детей).
Подведение итогов.
-Ребята, что мы с вами делали? (ответы детей).