Напоминание

СОЦИАЛЬНО–ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА


Авторы: Дешевых Софья Валерьевна, Грузинова Ирина Сергеевна
Должность: ассистент
Учебное заведение: СКФУ
Населённый пункт: город Старополь
Наименование материала: статья
Тема: СОЦИАЛЬНО–ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Раздел: высшее образование





Назад




СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО

ПАРТНЕРСТВА

Прежде всего, необходимо отметить, что по мере того, как в условиях

современного

рынка

повышается

роль

так

называемого

«социального»

элемента в отношениях труда, преобразуется и значение правительства в их

урегулировании.

Так,

если

на

стадии

индивидуальных

отношений

правительство играет роль гаранта и регламентатора выполнения прав по

труду

(посредством

составления

законодательного

свода

и

комплекса

государственных органов власти, которые выполняют контроль и надзор за

его выполнением и исследуют споры), то на стадии соглашения государство

посредством

представляющих

его

сторон

одновременно

выступает

и

в

качестве субъекта данных отношений[1].

Важно сказать, что обычно под социально-трудовыми отношениями

рассматривают отношения в обществе, которые появляются между сторонами

контракта

(договора

по

труду)

и

соглашений

на

национальном

или

региональном отраслевом уровне касательно использования труда, трудовой

организации, жизненного уровня, социально-бытовых условий, экономико-

социального регионального развития и прочих социальных аспектов.

Актуальность исследования подобной темы определяется тем, что в

области

социально-трудовых

отношений

именно

концепция

социального

партнерства

должна

и

имеет

возможность

сыграть

ключевую

роль

в

формировании реальной экономики рынка, в границах которой непрерывно

будет расти регламентирующая позиция и права компаний-работодателей и

профсоюзов; усложняться виды их сотрудничества в компаниях и за их

границами,

условия

и

порядок

утверждения

договоров

коллективного

характера, в большинстве случаев способствующих устранению появившихся

конфликтов в труде посредством организации переговоров на коллективном

уровне и нахождениях приемлемых для всех компромиссов на базе двух (и

более)-стороннего сотрудничества.

Отметим,

что в

настоящее

время

в

российской

и

зарубежной

литературе,

посвященной

экономическим,

социальным

и

юридическим

вопросам,

понятие

«социально-трудовые»

обладает

большим

спектром

значений

и

определяется

дифференцированно.

В

границах

данного

исследование особо интересным является современное понимание данного

понятия.

Проведя

исследование

терминологических

разночтений

данного

термина мы пришли к выводу, что наиболее четкое понимание раскрывается

Б.

Генкиным,

который

придерживается

мнения,

что

социально-трудовые

отношения

характеризуют

психологические,

экономические

и

правовые

элементы

взаимоотношений

и

социальных

комплексов

в

механизмах,

действие которых определено трудовой деятельностью.

Ключевой

идеей

Международной

трудовой

организации

выступает

сотрудничество в области труда на базе двух- и трехсторонних моделей

отношений, по-другому «бипартизм, трипартирзм». На сегодняшний момент

масштабно

распространены

в

нашей

стране трипартистские

социальные

трудовые

взаимоотношений

(работодатели,

объединения

в

обществе,

правительство).

Подобная

система

трехстороннего

взаимодействия

выполняет

разрешение

кризисов

в

обществе

и

выполняет

выстраивание

крепкого фундамента для продуктивного экономического совершенствования

государства и социума в частности.

Ключевым

правовым

регламентом

в

нашей

стране,

который

устанавливает

принципы

социального

правового

государства,

выступает,

безусловно,

Конституция

Российской

Федерации.

Правовой

фундамент

социально партнерства формируют такие нормативно-правовые документы,

как Трудовой Кодекс, Федеральный Закон «Об общественных объединениях»,

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

деятельности» и другие[2].

На

сегодняшний

момент

база

законодательства

в

трудовой

области

непрерывно модернизируется и дополняется, переставая быть монополистом

в лице государства. Данный аспект обусловлен тем, что существуют такие

законы, как Федеральный закон

«Об общественных объединениях» и «О

профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», дающие

возможность

дифференцированным

объединениям

в

обществе,

таким,

например, как профсоюзы, принимать участие в урегулировании социальных

трудовых взаимоотношений.

Подводя итог теоретического анализа, мы определили роль государства

и

профсоюзов,

как

социальных

партнеров

в

системе

взаимодействия

работников

и

работодателей

(их

объединений).

Важность

государства

и

профсоюзов однозначна, между тем прослеживается их тесная взаимосвязь

на

законодательном

уровне,

где

определяются

права

работников

и

работодателей. Государству, как органу наделенного общественной властью, в

системе

социально-трудовых

отношений,

необходимо

выступать

в

роли

партнера. Законопроекты в сфере труда, должны создаваться и приниматься с

учетом

интересов

работников,

которые

представляют

профсоюзы

и

соответственно

учетом

интересов

работодателей,

но

предварительно

согласованными между ними в виде заключения договоров и соглашений.

Тем

самым,

это

с

подвигнет

к

формированию

согласованной

системы,

основанной на социальном партнерстве, что безусловно даст положительный

результат

и

поспособствует

росту

темпов

социально-экономического

развития за счет совместных усилий в улучшении трудовой деятельности.

Список литературы:

1. Быков А.Ю.

Социальное партнерство в сфере услуг как форма

перехода от конкуренции к межсекторальному сотрудничеству // Известия

СПбГЭУ.– 2017.– №3 (105). – С. 105-111.

2.

Колесникова

Н.А.,

Нестеров

Ю.А.

Социальное

партнерство

в

современной России // Социально-экономический и гуманитарный журнал

Красноярского ГАУ.– 2018.– №1 (7). – С. 119-129.



В раздел образования