Авторы: Дешевых Софья Валерьевна, Грузинова Ирина Сергеевна
Должность: ассистент
Учебное заведение: СКФУ
Населённый пункт: город Старополь
Наименование материала: статья
Тема: СОЦИАЛЬНО–ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Раздел: высшее образование
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА
Прежде всего, необходимо отметить, что по мере того, как в условиях
современного
рынка
повышается
роль
так
называемого
«социального»
элемента в отношениях труда, преобразуется и значение правительства в их
урегулировании.
Так,
если
на
стадии
индивидуальных
отношений
правительство играет роль гаранта и регламентатора выполнения прав по
труду
(посредством
составления
законодательного
свода
и
комплекса
государственных органов власти, которые выполняют контроль и надзор за
его выполнением и исследуют споры), то на стадии соглашения государство
посредством
представляющих
его
сторон
одновременно
выступает
и
в
качестве субъекта данных отношений[1].
Важно сказать, что обычно под социально-трудовыми отношениями
рассматривают отношения в обществе, которые появляются между сторонами
контракта
(договора
по
труду)
и
соглашений
на
национальном
или
региональном отраслевом уровне касательно использования труда, трудовой
организации, жизненного уровня, социально-бытовых условий, экономико-
социального регионального развития и прочих социальных аспектов.
Актуальность исследования подобной темы определяется тем, что в
области
социально-трудовых
отношений
именно
концепция
социального
партнерства
должна
и
имеет
возможность
сыграть
ключевую
роль
в
формировании реальной экономики рынка, в границах которой непрерывно
будет расти регламентирующая позиция и права компаний-работодателей и
профсоюзов; усложняться виды их сотрудничества в компаниях и за их
границами,
условия
и
порядок
утверждения
договоров
коллективного
характера, в большинстве случаев способствующих устранению появившихся
конфликтов в труде посредством организации переговоров на коллективном
уровне и нахождениях приемлемых для всех компромиссов на базе двух (и
более)-стороннего сотрудничества.
Отметим,
что в
настоящее
время
в
российской
и
зарубежной
литературе,
посвященной
экономическим,
социальным
и
юридическим
вопросам,
понятие
«социально-трудовые»
обладает
большим
спектром
значений
и
определяется
дифференцированно.
В
границах
данного
исследование особо интересным является современное понимание данного
понятия.
Проведя
исследование
терминологических
разночтений
данного
термина мы пришли к выводу, что наиболее четкое понимание раскрывается
Б.
Генкиным,
который
придерживается
мнения,
что
социально-трудовые
отношения
характеризуют
психологические,
экономические
и
правовые
элементы
взаимоотношений
и
социальных
комплексов
в
механизмах,
действие которых определено трудовой деятельностью.
Ключевой
идеей
Международной
трудовой
организации
выступает
сотрудничество в области труда на базе двух- и трехсторонних моделей
отношений, по-другому «бипартизм, трипартирзм». На сегодняшний момент
масштабно
распространены
в
нашей
стране трипартистские
социальные
трудовые
взаимоотношений
(работодатели,
объединения
в
обществе,
правительство).
Подобная
система
трехстороннего
взаимодействия
выполняет
разрешение
кризисов
в
обществе
и
выполняет
выстраивание
крепкого фундамента для продуктивного экономического совершенствования
государства и социума в частности.
Ключевым
правовым
регламентом
в
нашей
стране,
который
устанавливает
принципы
социального
правового
государства,
выступает,
безусловно,
Конституция
Российской
Федерации.
Правовой
фундамент
социально партнерства формируют такие нормативно-правовые документы,
как Трудовой Кодекс, Федеральный Закон «Об общественных объединениях»,
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности» и другие[2].
На
сегодняшний
момент
база
законодательства
в
трудовой
области
непрерывно модернизируется и дополняется, переставая быть монополистом
в лице государства. Данный аспект обусловлен тем, что существуют такие
законы, как Федеральный закон
«Об общественных объединениях» и «О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», дающие
возможность
дифференцированным
объединениям
в
обществе,
таким,
например, как профсоюзы, принимать участие в урегулировании социальных
трудовых взаимоотношений.
Подводя итог теоретического анализа, мы определили роль государства
и
профсоюзов,
как
социальных
партнеров
в
системе
взаимодействия
работников
и
работодателей
(их
объединений).
Важность
государства
и
профсоюзов однозначна, между тем прослеживается их тесная взаимосвязь
на
законодательном
уровне,
где
определяются
права
работников
и
работодателей. Государству, как органу наделенного общественной властью, в
системе
социально-трудовых
отношений,
необходимо
выступать
в
роли
партнера. Законопроекты в сфере труда, должны создаваться и приниматься с
учетом
интересов
работников,
которые
представляют
профсоюзы
и
соответственно
учетом
интересов
работодателей,
но
предварительно
согласованными между ними в виде заключения договоров и соглашений.
Тем
самым,
это
с
подвигнет
к
формированию
согласованной
системы,
основанной на социальном партнерстве, что безусловно даст положительный
результат
и
поспособствует
росту
темпов
социально-экономического
развития за счет совместных усилий в улучшении трудовой деятельности.
Список литературы:
1. Быков А.Ю.
Социальное партнерство в сфере услуг как форма
перехода от конкуренции к межсекторальному сотрудничеству // Известия
СПбГЭУ.– 2017.– №3 (105). – С. 105-111.
2.
Колесникова
Н.А.,
Нестеров
Ю.А.
Социальное
партнерство
в
современной России // Социально-экономический и гуманитарный журнал
Красноярского ГАУ.– 2018.– №1 (7). – С. 119-129.