Напоминание

"Организация опытно–экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"


Автор: Булыгина Светлана Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: Ст. Отрадная, Краснодарского края
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Организация опытно–экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида № 1 муниципального образования

Отрадненский район.

Опыт работы по теме

«Организация опытно-экспериментальной

деятельности с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель: Булыгина Светлана Сергеевна

1

Содержание

.

1.

Пояснительная записка…………………………………………………………………3

2.

Актуальность педагогического опыта……………………………

3.

Новизна представляемого педагогического

опыта…………………………………………………………………4

4.

Научность в представляемом педагогическом опыте………………….

5.

Результативность педагогического опыта……………………………

6.

Описание основных методов и методик, используемых в

педагогическом опыте………………………………………………….

7.

Технологичность представляемого педагогического опыта…………..

8.

Описание основных элементов представляемого педагогического

опыта………………………………………………………………………

9.

Выводы……………………………………………………………………

10.Список литературы.

………………………………………………….............

11.Приложение………………………………………………………

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

наблюдать.

В. Сухомлинский

2

Пояснительная записка

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой

деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах

социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не

только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом,

как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным

руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического

взаимодействия, сотрудничества.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и

делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского

экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

В процессе экспериментирования ребенок получает возможность

удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что

будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем,

первооткрывателем.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих

маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство

удовлетворения от проделанной работы.

Актуальность

Детское экспериментирование, отличаясь специфическими

характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы

жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским

потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе

развития и обучения дошкольников затрудняют образовательный процесс.

Концепция модернизации российского образования предъявляет

требования по «обеспечению современного качества образования на основе

3

сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и

перспективным потребностям личности, общества и государства».

Наблюдения за детьми группы показали, что они с удовольствием

«превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно

лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на

интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих

открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома,

учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Новизна состоит в использовании современных образовательных

технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы

работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Систематичность и

планомерность проведения поисковой деятельности прослеживается в

последовательности, предложенной перспективным планом работы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования обращает внимание на создание условий развития ребенка,

открывающих возможности для его позитивной социализации развития

инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира, поэтому я

взяла тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного

возраста»

Работая над темой, поставила для себя цель: организация опытно-

экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создать условия для организации опытно-экспериментальной

деятельности дошкольников.

3. Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр.

4. Представить опыт работы по проблеме организации опытно-

экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

через научные труды Е.А. Мартыновой, И.М. Сучковой, Л.М. Менщиковой.

4

В работе с воспитанниками поставила цель: развитие познавательного

интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно-

экспериментальной деятельности.

2. Формировать диалектическое мышление детей, т.е. способность видеть

многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с

помощью наглядных средств.

4. Воспитывать самостоятельность, инициативность, сообразительность,

пытливость, критичность.

Организуя опытно-экспериментальной деятельность в группе, строила

по следующим принципам:

1.

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными

и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной

психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность

реализации в практике дошкольного образования.

2.

Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных

возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей

детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в

игровой форме.

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности

взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

3.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач

развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

5

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет

детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных

повторений.

4.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,

обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности

ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к

дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный

комфорт, создание условий для самореализации с опорой на

индивидуальные особенности ребенка.

5.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и

непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности

педагогов, детей и родителей.

6.

Принцип активного обучения:

- организация экспериментальной детской деятельности, в процессе которой

они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных

проблемных задач;

- использование активных форм и методов обучения дошкольников,

способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы,

творчества.

7.

Принцип креативности:

- «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее

сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,

инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить

решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8.

Принцип результативности:

6

- получение положительного результата проводимой работы по теме

независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Ожидаемые результаты

1.

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

2.

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,

развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих

силах.

3.

Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

4.

Расширение представлений о предметах и явлениях природы и

рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.

5.

Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и

корректировать свою деятельность.

6.

Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего

мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств,

изменения во времени и т.п.

7.

Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм,

определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие

цели и действий и корректировать свою деятельность.

8.

Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения

опытов с веществами (взаимодействие твѐрдых, жидких и газообразных

веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и

механических воздействии)

Работу провожу в следующих направлениях:

A.

Работа с детьми.

B.

Взаимодействие с педагогами.

C.

Взаимодействие с родителями.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ

действий с ними, пример взрослых.

7

Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.

Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.

Средствами обучения детей являются:

- использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных

заместителей;

- использование исследовательских действий;

- интеграция познавательных и исследовательских действий.

Организация опытно-экспериментальной деятельности предполагается

через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту

формах работы с детьми.

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации

различных видов детской деятельности (познавательная, продуктивная,

коммуникативная) по всем образовательным областям.

Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

Самостоятельная деятельность.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

В

работе

с

детьми

использую

преимущественно

познавательные,

интегрированные формы образовательной деятельности.

При организации исследовательской деятельности, осуществляемой в

ходе режимных моментов особое внимание обращаю на соблюдение правил

техники безопасности; культуру поведения; проявление самостоятельности,

инициативы,

творчества,

навыков

саморегуляции;

доброжелательное

отношения к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться.

Свою работу по опытно–экспериментальной деятельности с детьми строю по

трём взаимосвязанным направлениям:

живая природа;

неживая природа;

человек.

8

По

направлению

«Живая

природа»

обращаю

внимание

на

характерные

особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление

к окружающей среде и др.

С детьми проводила опыты: «Чудеса на окошке», «Волшебница-капуста»,

«Могут ли животные жить в земле», и др.

По

направлению «Неживая природа» провожу опыты с воздухом, водой,

почвой, светом, цветом, температурой и др. С детьми провела исследования

по

темам: «В гости капелька пришла», « Воздух вокруг нас», «Магнитное

притяжение земли» и др.

Направление «Человек»

раскрывает

функционирование

организма,

рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и

явлений. Провожу исследования с детьми по темам: «Откуда берется голос»,

«Зачем

человеку

глаза»,

«Мыло

фокусник»,

«Бумага

или

ткань?»,

«Солнечные зайчики» и др.

B. Взаимодействие с педагогами

Взаимосвязь

с

педагогами

осуществляется

по

не скольким

направлениям:

-консультации по организации опытно – экспериментальной деятельности у

детей;

- организация интеграции специалистов;

- разработка единого тематического планирования;

- проведение интегрированных занятий;

- трансляция опыта.

C.

Взаимодействие с семьей.

Подвожу

родителей

к

тому,

что

опытно

экспериментальная

деятельность - неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его

познавательной активности.

Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:

1. Педагогическое просвещение родителей.

- Информационные стенды;

- памятки, буклеты;

- сайт ДОО;

- папки-передвижки.

9

2. Вовлечение родителей в образовательный процесс группы.

- Помощь в создании опытно – экспериментальной среды;

- посещение открытых мероприятий «Почему семена сеют в землю?»;

Работа с родителями осуществляется через проведение:

- родительские собрания «Экспериментальная деятельность дошкольников в

семье», «Растим любознательных»;

-

консультации

«Роль

семьи

в

развитии

интереса

к

экспериментальной

деятельности ребенка», «Экспериментируем с детьми»;

- открытые занятия;

- создание совместных проектов: «Снеговик», «Лук от всех недуг».

Мониторинг

Мониторинг

проводится

3

раз

в

год

по

окончании

каждого

этапа

обучения

(ноябрь,

февраль,

май),

с

целью

выявления

уровня

овладения

детьми опытно-экспериментальной деятельностью.

Для выявления уровня овладения детьми опытно-экспериментальной

деятельностью, использовала методику Л.М. Менщиковой

«Экспериментальная деятельность детей» (см. приложение).

Результаты диагностики по теме овладения детьми опытно-

экспериментальной деятельностью за 2017-2018гг (средняя группа).

Месяц

Уровни

Ноябрь

Февраль

Май

Количество детей и %

Высокий

7%

24%

27%

Средний

49%

48%

65%

Низкий

44%

28%

8%

Диаграмма по теме овладения детьми опытно-экспериментальной

деятельностью за 2017-2018гг (средняя группа).

10

ноябрь

февраль

май

0

10

20

30

40

50

60

70

44

28

8

7

24

27

49

48

65

низкий

высокий

средний

Проведённый

мониторинг

показал,

что

в

результате

работы

по

педагогической

теме

у

детей

формируется

познание

окружающей

действительности, умение проводить простые опыты, анализировать и делать

выводы.

Из

данной

диаграммы

мы

видим,

что

усвоение

программы

с

7%

высокого уровня возросло до 27%, а низкий уровень усвоения программы с

44% снизился до 8%, средний уровень с 49% повысился до 65%.

Результаты диагностики по теме овладения детьми опытно-

экспериментальной деятельностью за 2018-2019гг. (старшая группа)

Месяц

Уровни

Ноябрь

Февраль

Май

Количество детей и %

Высокий

28%

43%

58%

Средний

65%

53%

40%

Низкий

8%

4%

2%

11

Диаграмма по теме овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностью за

2018-2019гг. (старшая группа)

ноябрь

февраль

май

0

10

20

30

40

50

60

70

8

4

2

28

43

58

65

53

40

низкий

высокий

средний

Из данной диаграммы мы видим, что в сравнении с прошлым годом

низкий уровень снизился с 8% до 2%, а высокий вырос с 28% до 58%. По

результатам

проведенного

мониторинга

мы

видим,

что

качественное

усвоение программы повысилось.

Таким

образом,

проанализировав

результаты

обследования,

можно

сделать вывод, что имеется тенденция роста усвоения программы по теме

«Организация

опытно-экспериментальной

деятельности

с

детьми

дошкольного

возраста». Данные

результаты

подтверждают

правильность

выбора

методов

и

приемов

обучения

детей

дошкольного

возраста

экспериментальной деятельности.

Перспектива:

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей

средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный

рост. Работа по данной теме поможет мне в преобразовании предметно-

пространственной

среды,

создающей

ребенку

свободу

выбора

и

обеспечивающей

успех

в

реализации

поставленных

целей.

Наработка

конспектов

позволит

осуществлять

деятельный

подход

к

развитию

познавательной активности детей. Собранный материал поможет мне создать

методическое пособие «Экспериментируем вместе с детьми».

12

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРАБОТАННОГО МАТЕРИАЛА

Методический блок

1.

Перспективные планы по организации опытно – экспериментальной

деятельности.

2.

Конспекты непосредственно образовательной деятельности:

«Магнитное притяжение земли»,

«Волшебница вода»,

«Воздух вокруг нас»,

«Почему семена сеют в землю».

3.

Проект: «Снеговик», «Лук от всех недуг»

4.

Алгоритмы:

Живая природа,

Транспорт.

5.

Модели:

Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов

внешней среды;

Модель взаимосвязей в экосистемах;

Модель, отображающая влияние факторов неживой природы на

животный мир;

Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов

внешней среды.

6.

Консультации:

«Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности

ребенка»;

«Экспериментируем с детьми»

7.

Дневник наблюдений по исследовательской деятельности в

старшей группе.

ЛИТЕРАТУРА

13

1. Л.Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство:

Учитель, 2009год

2.

В.В.Москаленко.

Опытно-экспериментальная

деятельность.

-

Издательство: Учитель, 2009

3.

Т.М.

Бондаренко.

Экологические

занятия

с

детьми

6-7

лет.

-

Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009

4.

Л.Н.

Прохорова.

Организация

экспериментальной

деятельности

дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005

5.

Журнал

“Дошкольное

воспитание”.

11/2004.

«От

педагогики

повседневности – к педагогике развития»

6. А.И. Иванова. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в

детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера , 2008

7.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших

дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

8.

Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Природопользование

в

детском

саду».

Методическое

пособие.

М.:

Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

9.

Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для

дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

10.

«Организация

экспериментальной

деятельности

дошкольников:

Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ,

2003. – 64с.

11.

Соловьева

Е.

«Как

организовать

поисковую

деятельность

детей»

//

Дошкольное воспитание. 2005. №1.

12.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

13.

Дыбина

О.В.

Игровые

технологии

ознакомления

дошкольников

с

предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007

14

14.

Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская

деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

15



В раздел образования