Напоминание

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста


Автор: Сайдашева Люция Шайхуловна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ №7 "Буровичок"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых

проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Особенно важным является агрессивность в дошкольном возрасте, когда эта

черта находится в стадии своего становления и когда еще можно принять

современные корригирующие меры.

Агрессия

это

мотивированное

деструктивное

поведение,

противоречащее

нормам

и

правилам

существования

людей

в

обществе,

наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным),

приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них

психологический

дискомфорт.

Агрессивность

это

свойство

личности,

выражающееся, по мнению А.А. Реан, в готовности к агрессии.

Те

или

иные

формы

агрессии

характерны

для

большинства

детей.

Однако

известно,

что

у

определенной

категории

детей

агрессия

как

устойчивая

форма

поведения

не

только

сохраняется,

но

и

развивается,

трансформируясь

в

устойчивое

качество

личности.

В

итоге

снижается

продуктивный

потенциал

ребенка,

сужаются

возможности

полноценной

коммуникации,

деформируется

его

личностное

развитие.

Агрессивный

ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Э.

Фромм

счит ает,

что

суще ствует

два

вида

а г р е с с и и :

«доброкачественная»

-

появляется

в

момент

опасности,

но сит

оборонительных характер и затухает, как только опасность снижается, и

«злокачественная»

-

представляет

собой

жесткость

и

разрушительность,

возникает спонтанно и связана со структурой личности.

А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии:

физическая (действия против кого-либо);

раздражение (вспыльчивость, грубость);

вербальная (угрозы, крики, ругательства);

косвенная (сплетни, злобные шутки, топание, выкрики в толпе);

негативизм (манера поведения).

На

становление

агрессивного

поведения

ребенка

могут

оказывать

некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга; стиль

воспитания

в

семье

агрессивное

поведение

является

отражением

тех

отношений,

которые

ребенок

наблюдает

дома.

Если

родители

часто

применяют физические наказания, то ребенок знает, что мама или папа бьют

его, чтобы добиться послушания. Следовательно, ребенок привыкает к тому,

что, если нужно получить что-то от человека, его надо ударить. Со временем

такие дети могут стать практически неуправляемыми, не реагирующими на

просьбы

и

уговоры

только

на

повышенный

тон

или

физическое

воздействие. Повсеместная демонстрация сцен насилия в кино и на экранах

телевизоров,

нестабильная

социально

экономическая

обстановка,

индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий

уровень активного торможения и т.д.), социально-культурный статус семьи и

т.п.

так

же

оказывают

влияние

на

становление

агрессивного

поведения

ребенка.

Агрессивное поведение детей проявляется как:

стремление привлечь внимание окружающих. Например, ребенок

не выделяется среди сверстников умением петь или рисовать, но

если он разрушит замок из песка, который дети строили вместе с

воспитателем,

его

непременно

заметят,

и

будут

говорить

о

происшествии весь день. Рецепт здесь только один: действия и

слова взрослых должны постоянно убеждать ребенка в том, что

его любят не за что-то, а несмотря ни на что;

защита от окружающего мира (лучшая защита от нападения – это

нападение). Такое поведение свойственно детям, чьи родители не

имеют

четкой

стратегии

в

воспитании

и

могут

по-разному

оценивать

поступки

своего

ребенка

в

зависимости

от

своего

настроения, наличия рядом посторонних людей. В таком случае,

ребенок знает, что от людей можно ожидать всего, что угодно, не

доверяет окружающим и поэтому ведет себя агрессивно – на

всякий случай;

удовлетворение потребностей в чем-либо (самоутверждение);

разрядка, снятие напряжения, направленные как на других, так и

на себя (аутоагрессия). Одна из причин аутоагрессии – строгий

запрет на проявление агрессии по отношению к другим людям.

Труднее

всего

ребенку

выплеснуть

негативные

эмоции

на

сильных и могущественных взрослых, особенно на родителей,

любовь которых он боится потерять.

Большинство исследователей агрессивности приходят к выводу, что это

явление

приобретенное,

а,

следовательно,

поддается

коррекции.

Задача

взрослых

-

создать

наилучшие

условия

для

роста

и

развития

ребенка,

уменьшив

тем

самым

вероятность

усвоения

и

закрепления

агрессивных

моделей

поведения.

Кроме

этого

необходимо

научить

детей

навыкам

позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения

находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому

этому нужно уделить особое внимание. Ведущая роль в предупреждении и

коррекции агрессивности у детей принадлежит семье, родителям. Однако

велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов. Их роль особенно

возрастает,

когда

ребенок

воспитывается

в

неблагополучной

семье,

не

способной создать необходимые условия для нормального развития ребенка.

Чтобы

существенно

снизить

агрессивность

ребенка,

необходимо

педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех

ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.).

Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, не сравнивая его с другими,

а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов

(сегодня

нарисовал

лучше,

чем

вчера;

быстрее

убрал

игрушки

и

т.д.).

Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи

ребенка

невелики.

Например,

если

он

медленно

одевается,

не

нужно

постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако если появился хотя бы

малейший успех, обязательно нужно его отметить.

Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома

и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт

со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей агрессивности

ребенка.

Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для

того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для

каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат. Нельзя

оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у

них

положительные

качества,

поднять

заниженную

самооценку,

уровень

притязаний,

чтобы

улучшить

их

положение

в

системе

межличностных

отношений.

Лучший способ контроля и предотвращения агрессии – показывать

ребенку личный пример уравновешенного, сдержанного поведения!



В раздел образования