Напоминание

Введение научного подхода к обучению в условиях ФГОС


Автор: Никитина Полина Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: КОНСПЕКТИРОВАНИЕ, СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ И ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОСНОВА ВВЕДЕНИЯ НАУЧНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
Тема: Введение научного подхода к обучению в условиях ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




КОНСПЕКТИРОВАНИЕ, СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ И ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОСНОВА ВВЕДЕНИЯ НАУЧНОГО ПОДХОДА К

ОБУЧЕНИЮ

Никитина П.В.

Русский

язык

один

из

основных

предметов,

изучающийся

в

школе.

Это

не

случайно,

поскольку

именно

он

закладывает

в

ребенке

максимальное

количество

компетенций, воспитывает чувство патриотизма. Так, мы можем сказать, что курс русского

языка, вместе с литературой, всецело направлен на воспитание в ученике гражданина с

активной жизненной позицией. Понимая основную цель курса русского языка, многие

филологи и педагоги искали формы, методы и приемы обучения, которые делали бы уроки

русского

языка

не

только

эффективными,

но

и

интересными

для

учащихся

всех

возрастных групп.

В современной педагогике набирает обороты научный подход к обучению ребенка:

широко

вводится

метод

проектов,

ученикам

все

больше

задают

целью

именно

исследовательскую работу. Успешные и мотивированные заинтересовываются и более

серьезными научными изысканиями, чем презентация по биографии писателя или правилу

русского языка. Жажда знаний, стремление мыслить и оформлено выражать свои мысли

приводят ребенка к освоению научных приемов поиска и обработки информации.

Существующий

на

сегодняшний

день

деятельностный

подход

в

обучении

обуславливает

роль

педагога

как

направляющего,

поддерживающего

элемента

педагогической системы. Ученик – ведущий, а не ведомый, поэтому и работа на уроке,

домашнее задание должны формировать личность творческую и деятельную. Данный

подход тесно связывается с научным подходом в обучении русскому языку.

Как

воспитать

ученика-исследователя,

уверенного

в

своих

знаниях

участника

конференций и конкурсов? Внедрять научные методы непосредственно на уроках, что

побудит учеников рассматривать предмет с более осмысленной точки зрения. Научно-

исследовательская работа живого ума ребенка поможет ему совершить маленький шаг к

большому открытию. К таким методам мы относим конспектирование и схематизирование

информации, поскольку здесь требуется иметь гибкий ум, языковое чутье, творческое

мышление, присущее именно исследователю.

В связи с этим, как эксперимент, была создана тетрадь конспектов (далее – ТК),

соединяющая эти два метода в единую систему. ТК апробируется второй год 6 классе на

уроках русского языка.

Тетрадь конспектов состоит из 2 объемных частей – теории и практики, из-за чего

стоит заводить для нее отдельную толстую тетрадь. С лицевой стороны посередине пишем

«Теория» и далее оформляем содержание: каждый пункт соответствует изучаемой теме.

Для удобства поиска той или иной информации можно пронумеровать страницы. Далее с

номером и темой будут записываться конспекты из учебника, пособия или раздаточного

материала в наиболее приемлемой форме – конспектного текста, схемы или таблицы в

зависимости от уровня и творческого потенциала учеников. Стоит сразу сказать, что с

первых же уроков у учеников не получится написать конспект самостоятельно, учитель

должен быть готов к объяснению сути задания, подготовить «заготовку». На последующих

уроках выбирать информацию должны уже ученики, а учитель – следить, чтобы она была

необходимой для понимания темы.

Отсекать ненужное и выделять главное в тексте – это основные умения, овладев

которыми

учащиеся

в

последствии

не

будут

испытывать

трудности

при

написании

изложения (С1, ГИА).

Вторая часть ТК должна находиться с другой стороны, но после заглавия «Практика»

идут обязательные три пункта:

1.

Словарик;

2.

ЗСП;

3.

Схемы анализов.

Важно:

при

оформлении

объясните

детям,

что

необходимо

оставить

несколько

страниц, чтобы словарные слова не перемешивались. Все словарные слова должны быть

написаны и разобраны вместе, то же самое и с другими пунктами.

Словарик включает в себя набор слов, написание которых ученик должен знать в том

или ином классе. Слова можно набирать из специализированных упражнений в учебнике

(словарный

диктант)

или

давать

самостоятельно,

предварительно

вместе

разобрав

причину написания того или иного слово.

ЗСП – такая часть практики, которая присутствует в учебнике по русскому языку под

авторством

М.М.Разумовской

и

расшифровывается

как

«Значение.

Строение.

Правописание». Находка данной системы упражнений состоит в разностороннем анализе

слов,

где

у

ученика

активизируются

знания

как

минимум

по

трем

разделам

курса

(лексикология, словообразование, орфография). Так, он должен запомнить, как слово

пишется, как разбирается по составу и какое имеет знание(я).

Третий подпункт «Схемы анализов» – это рукописный сборник анализов, которые

изучаются на данном этапе курса русского языка. Стоит заметить, что для того, чтобы

учащиеся были более восприимчивы к научной терминологии, которая их ожидает на

протяжении

всего

обучения,

стоит

заменять

распространенные

в

средних

классах

«облегченные» термины на более научные: так, в учебнике написано: «Морфологический

разбор существительного», мы же пишем и говорим анализ.

Все материалы, записывающиеся в ТК, преследуют определенные цели:

1.

Записываемое от руки и сжато запоминается намного лучше;

2.

ТК – это результат деятельности ученика, его индивидуальное отражение того,

что он изучает (априори он пишет конспект самостоятельно, сокращая, как ему

удобно, создавая таблицы и схемы, исходя из собственных предпочтений). По ТК

можно определить уровень его умений, знаний и творческого подхода к работе:

если ТК опрятна и красиво оформлена (разукрашена, насыщена картинками,

смайликами или наклейками), то предмет и то, что учащийся пишет там, нравятся

ему.

Из-за

возможности

самовыразиться,

находиться

в

поиске

главного,

создания

авторских таблиц и схем повышается мотивация, она работает на предмет, как и ТК,

которая остается

с ними на протяжении всего курса русского языка, и именно эти

материалы

станут

опорой

для

подготовки

к

ОГЭ

и

ЕГЭ.

Немаловажно

и

то,

что

воспитательная,

развивающая

и

образовательная

цели

гармонично

переплетаются

с

научным подходом в образовании, воспитывающим оригинальную личность, способную

творчески решать проблемы и благополучно вступить в информационный XXI век.

Библиографический список



В раздел образования