Автор: Никитина Полина Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: КОНСПЕКТИРОВАНИЕ, СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ И ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОСНОВА ВВЕДЕНИЯ НАУЧНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
Тема: Введение научного подхода к обучению в условиях ФГОС
Раздел: среднее образование
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ, СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ И ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОСНОВА ВВЕДЕНИЯ НАУЧНОГО ПОДХОДА К
ОБУЧЕНИЮ
Никитина П.В.
Русский
язык
–
один
из
основных
предметов,
изучающийся
в
школе.
Это
не
случайно,
поскольку
именно
он
закладывает
в
ребенке
максимальное
количество
компетенций, воспитывает чувство патриотизма. Так, мы можем сказать, что курс русского
языка, вместе с литературой, всецело направлен на воспитание в ученике гражданина с
активной жизненной позицией. Понимая основную цель курса русского языка, многие
филологи и педагоги искали формы, методы и приемы обучения, которые делали бы уроки
русского
языка
не
только
эффективными,
но
и
интересными
для
учащихся
всех
возрастных групп.
В современной педагогике набирает обороты научный подход к обучению ребенка:
широко
вводится
метод
проектов,
ученикам
все
больше
задают
целью
именно
исследовательскую работу. Успешные и мотивированные заинтересовываются и более
серьезными научными изысканиями, чем презентация по биографии писателя или правилу
русского языка. Жажда знаний, стремление мыслить и оформлено выражать свои мысли
приводят ребенка к освоению научных приемов поиска и обработки информации.
Существующий
на
сегодняшний
день
деятельностный
подход
в
обучении
обуславливает
роль
педагога
как
направляющего,
поддерживающего
элемента
педагогической системы. Ученик – ведущий, а не ведомый, поэтому и работа на уроке,
домашнее задание должны формировать личность творческую и деятельную. Данный
подход тесно связывается с научным подходом в обучении русскому языку.
Как
воспитать
ученика-исследователя,
уверенного
в
своих
знаниях
участника
конференций и конкурсов? Внедрять научные методы непосредственно на уроках, что
побудит учеников рассматривать предмет с более осмысленной точки зрения. Научно-
исследовательская работа живого ума ребенка поможет ему совершить маленький шаг к
большому открытию. К таким методам мы относим конспектирование и схематизирование
информации, поскольку здесь требуется иметь гибкий ум, языковое чутье, творческое
мышление, присущее именно исследователю.
В связи с этим, как эксперимент, была создана тетрадь конспектов (далее – ТК),
соединяющая эти два метода в единую систему. ТК апробируется второй год 6 классе на
уроках русского языка.
Тетрадь конспектов состоит из 2 объемных частей – теории и практики, из-за чего
стоит заводить для нее отдельную толстую тетрадь. С лицевой стороны посередине пишем
«Теория» и далее оформляем содержание: каждый пункт соответствует изучаемой теме.
Для удобства поиска той или иной информации можно пронумеровать страницы. Далее с
номером и темой будут записываться конспекты из учебника, пособия или раздаточного
материала в наиболее приемлемой форме – конспектного текста, схемы или таблицы в
зависимости от уровня и творческого потенциала учеников. Стоит сразу сказать, что с
первых же уроков у учеников не получится написать конспект самостоятельно, учитель
должен быть готов к объяснению сути задания, подготовить «заготовку». На последующих
уроках выбирать информацию должны уже ученики, а учитель – следить, чтобы она была
необходимой для понимания темы.
Отсекать ненужное и выделять главное в тексте – это основные умения, овладев
которыми
учащиеся
в
последствии
не
будут
испытывать
трудности
при
написании
изложения (С1, ГИА).
Вторая часть ТК должна находиться с другой стороны, но после заглавия «Практика»
идут обязательные три пункта:
1.
Словарик;
2.
ЗСП;
3.
Схемы анализов.
Важно:
при
оформлении
объясните
детям,
что
необходимо
оставить
несколько
страниц, чтобы словарные слова не перемешивались. Все словарные слова должны быть
написаны и разобраны вместе, то же самое и с другими пунктами.
Словарик включает в себя набор слов, написание которых ученик должен знать в том
или ином классе. Слова можно набирать из специализированных упражнений в учебнике
(словарный
диктант)
или
давать
самостоятельно,
предварительно
вместе
разобрав
причину написания того или иного слово.
ЗСП – такая часть практики, которая присутствует в учебнике по русскому языку под
авторством
М.М.Разумовской
и
расшифровывается
как
«Значение.
Строение.
Правописание». Находка данной системы упражнений состоит в разностороннем анализе
слов,
где
у
ученика
активизируются
знания
как
минимум
по
трем
разделам
курса
(лексикология, словообразование, орфография). Так, он должен запомнить, как слово
пишется, как разбирается по составу и какое имеет знание(я).
Третий подпункт «Схемы анализов» – это рукописный сборник анализов, которые
изучаются на данном этапе курса русского языка. Стоит заметить, что для того, чтобы
учащиеся были более восприимчивы к научной терминологии, которая их ожидает на
протяжении
всего
обучения,
стоит
заменять
распространенные
в
средних
классах
«облегченные» термины на более научные: так, в учебнике написано: «Морфологический
разбор существительного», мы же пишем и говорим анализ.
Все материалы, записывающиеся в ТК, преследуют определенные цели:
1.
Записываемое от руки и сжато запоминается намного лучше;
2.
ТК – это результат деятельности ученика, его индивидуальное отражение того,
что он изучает (априори он пишет конспект самостоятельно, сокращая, как ему
удобно, создавая таблицы и схемы, исходя из собственных предпочтений). По ТК
можно определить уровень его умений, знаний и творческого подхода к работе:
если ТК опрятна и красиво оформлена (разукрашена, насыщена картинками,
смайликами или наклейками), то предмет и то, что учащийся пишет там, нравятся
ему.
Из-за
возможности
самовыразиться,
находиться
в
поиске
главного,
создания
авторских таблиц и схем повышается мотивация, она работает на предмет, как и ТК,
которая остается
с ними на протяжении всего курса русского языка, и именно эти
материалы
станут
опорой
для
подготовки
к
ОГЭ
и
ЕГЭ.
Немаловажно
и
то,
что
воспитательная,
развивающая
и
образовательная
цели
гармонично
переплетаются
с
научным подходом в образовании, воспитывающим оригинальную личность, способную
творчески решать проблемы и благополучно вступить в информационный XXI век.
Библиографический список