Автор: Вершигорук Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад с. Ракитное
Населённый пункт: с. Ракитное Хабаровского района Хабаровского края
Наименование материала: конспект
Тема: Поликультурное воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Автор: Вершигорук Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ д/с с. Ракитное
Конспект НОД по поликультурному воспитанию на тему: «Народы Севера».
Цель: Расширение знаний детей о Родине. Знакомство детей с жизнью народов Севера.
Задачи:
1.
Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и
культуре России и ее народов.
2.
Познакомить детей с народами Севера, уточнить знания об их жизненном укладе,
образе жизни.
3.
Совершенствовать умения работы с бросовым материалом (ватные диски,
двусторонний скотч, закреплять умение создавать объемные фигуры из картона
(иглу).
4.
Побуждать уважительно относится к культуре разных народов.
5.
Познакомить детей с новыми словами и понятиями: нарты, оленья упряжка, чум,
яранга, иглу.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация,
Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Музыка.
Предварительная работа: беседа о Севере, животных. Чтение произведений «Айога»,
«Кукушка».
Вход под музыку «Солнечный круг».
Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Давайте сегодня немного попутешествуем по нашей
замечательной стране, нашей Родине. Но отправимся мы не по одному, а посмотрите
сколько нас! Вы знаете, есть очень хорошая примета - всем с утра дарить свои улыбки и
желать мира и здоровья. Давайте мы так и сделаем (Дети здороваются с окружающим
миром, я показываю картинки с изображением солнца, неба, земли , в соответствии с
текстом).
Вос-ль: Солнце красное! Здравствуй!
Дети: Здравствуй, солнце красное! (поднимают руки вверх)
Вос- ль: Небо ясное! Здравствуй!
Дети: Здравствуй, небо ясное! (качаем руками)
Вос-ль: И Земле своей Родной! Здравствуй!
Дети: Здравствуй! Земля Родная!
Вос-ль: Всем-всем-всем от всей души- здравствуйте!!!
Вос-ль: Ребята! Чтобы день был добрый, радостный, наполнен любовью, чтобы мы всегда
приходили друг другу на выручку, были смелыми, отважными, день нужно встречать с
хорошим настроением. Давайте все вместе, от всего сердца подарим друг другу и нашим
гостям нашу любовь ( закрываем глазки, прижимаем руки к сердцу и как птицу выпускаем
вверх в небо. Лети!) Всем желаем доброго дня!
Вос-ль: Ну что ж, а теперь, ребята, нам предстоит небольшое путешествие. Вы любите
путешествовать? ( ответы детей).
Вос-ль: Ребята, в пути мы можем встретить огромные зеленые леса, широкие реки, озера,
болота, высокие горы, золотые поля. В пути нас могут ожидать трудности. Но мы ведь
обязательно придем друг другу на выручку. Мы будем смелыми, ловкими сильными и
внимательными. Сможем? ( Ответы детей).
Вос-ль: Отправляемся!
Вос-ль: А вот и широкая река! А упавшее дерево совсем узкое. Давайте помогать друг
другу. Не бросаем никого в беде!( Сначала шагаем на месте, а потом по канату,
воображаемым упавшим в грозу деревом, переходим реку и обегают преграды- горы,
взявшись за руки).
Вос-ль: А вот и полянка. Сядем и немного передохнем! (Дети садятся на пол, посредине
полянки).
Вос-ль: Ребята все дошли? (Ответы детей)
Вос-ль: На нашей планете есть много разных стран. Много разных народов. Много разных
людей. (Дети смотрят на глобус).
Вос-ль: Но как бы мы не отличались друг от друга, у нас есть одно общее. Мы живем с
вами в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия! Давайте его вместе скажем -
Россия!
Вос-ль: Посмотрите, это герб. Главный символ нашей страны. Герб России красивый и
величественный. Давайте рассмотрим, кто изображен на гербе? ( Орел, всадник,
поражающий копьем дракона).
Вос-ль: Двуглавый орел означает, что наша страна сильная, непобедимая и очень большая,
в ней живут люди разных национальностей. Над головами орла -короны. На груди орла мы
видим всадника на белом коне - это Георгий Победоносец. О нем подробнее я вам
расскажу в следующий раз.
Вос-ль: Еще один символ России это гимн. Гимн это торжественная песня, в которой
народ славит свою страну. Гимн России очень красивый и величественный. Посвящен
нашей стране, о любви к ней, отважным людям. Гимн слушают и поют стоя. Его мы тоже
прослушаем в следующий раз.
Картинка флага России.
Вос-ль: Смотрите! Это наш флаг. Какого же он цвета? ( Ответы детей). Да, он
трехцветный.
Вос-ль: А что в нашей стране белого цвета? Что означает белый цвет флага? (Ответы
детей)
Вос-ль: Конечно это облака, снега. Это цвет доброты и мира.
Вос-ль: А что означает синий цвет? (Ответы детей)
Вос-ль: А что же тогда означает красный цвет? ( Ответы детей)
Вос-ль: Правильно. Красный-это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе,
любовь к своей Родине.
Вос-ль: Россия - самая огромная, необыкновенная срана- наша Родина. Нам потребуется
много дней и ночей, чтобы проехать от одного края России до другого. Но всю нашу
страну и весь мир можно увидеть на карте ( карта, глобус).
Вос-ль: Как вы думаете, что обозначает на карте(глобусе) зеленый цвет? ( ответы детей)-
Лес.
Вос-ль: А синий, голубой цвет?( ответы детей)
Вос-ль: А зеленый цвет? (ответы детей)
Вос-ль: А коричневый? (ответы детей)
Вос-ль: А желтым? (ответы детей)
Вос-ль: Так же в России живет очень много народов. ( Обращаю внимание детей на
картинки народов России).
Вос-ль: Вот на Севере нашей страны, где холодно так, что замерзает даже океан и по всей
территории простирается тундра, где тянется снежная суровая зима, где можно проехать в
оленьей упряжке проживает много разных Северных народностей: ханты, манси, эвенки,
чукчи, домены, коряки, эскимосы.
Вос-ль: Численность этих народов очень маленькая. В одном нашем городе Хабаровске
проживает около миллиона человек, а этих народов всех вместе всего 300 тысяч. Земля на
Севере промерзает глубоко, поэтому здесь бедная растительность. Растут карликовые
березы. Зима очень снежная и холодная. А лето хоть на Севере и холодное, но в эту пору
бывает очень жарко.
Вос-ль: Как вы думаете, как одеваются на Севере дети и взрослые? (Ответы детей)
Вос-ль: Да детям и взрослым мороз не страшен, они все тепло одеты в меховую одежду. И
вся одежда народов Севера украшена умельцами национальной вышивкой.
Вос-ль: На Севере живут разные народы и многие из них занимаются оленеводством.
Олени очень полезные животные. На них ездят зимой по бездорожью. Сани, которые
прицепляют к оленьим упряжкам, называются нарты (повторить). Олени бегут быстро по
глубокому снегу, там где нельзя проехать ни лошади, ни на машине. (Демонстрирую
презентацию «Дети Севера»).
Вос-ль: Ребята, а проживают эти народы в своих очень интересных жилищах - чум, яранга,
иглу. Чум- жилище эвенков и ненцев. Чумы строятся из жердей, покрытых оленьими
шкурами и берестой. Посреди чума разжигается костер, для приготовления пищи и
обогрева, дым от костра выходит через специальное отверстие в центре чума. Но, когда
огонь гаснет, в чуме становится очень холодно, поэтому в чумах спят одетыми, либо в
теплых меховых мешках. Яранга- национальное жилище народов Чукотки- коряков,
юкагиров, чукчей и имеет некоторое сходство с чумом. Но яранга делится на 2 зоны-
холодную у входа, и теплую, за оленьими шкурами. В теплой спят и готовят еду, она
освещается жировой лампой. А в холодной зоне, у входа, хранятся вещи, припасы,
заготовки на зиму. Иглу- снежные дома эскимосов. Они строят их из снежных блоков, в
форме полусферы. Затем внутрь помещают жировую лампу, они начинают подтаивать, и
вся поверхность стен покрывается крепким льдом. Остается только развесить шкуры и
можно жить.
Вос-ль: Давайте немного разомнемся.
Динамическая пауза «В тундре»
-Тундра, тундра (рывки в сторону руками, согнутыми в локтях)
-Низкий лес (руки на поясе-наклоны)
-Снег до самых (подняться на носочках)
- До небес (вытянуть руки вверх и опустить по сторонам)
-Правит нартами каюр (руки вперед-присесть)
-Мчит в ярангу он свою(руки вперед-присесть)
-Нарты полные добра (подняться на носочках, руки вверх и опуститься)
-Будет рада детвора! (прямые руки вверху, быстрые вращения кистями рук).
А сейчас давайте все вместе построим жилище эскимосов.
-Дети как называется жилище эскимосов, которое вы построили?
-Молодцы! Красивые иглу у вас получились
.