Напоминание

Поликультурное воспитание дошкольников


Автор: Вершигорук Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад с. Ракитное
Населённый пункт: с. Ракитное Хабаровского района Хабаровского края
Наименование материала: конспект
Тема: Поликультурное воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор: Вершигорук Надежда Александровна

Должность: воспитатель

Место работы: МБДОУ д/с с. Ракитное

Конспект НОД по поликультурному воспитанию на тему: «Народы Севера».

Цель: Расширение знаний детей о Родине. Знакомство детей с жизнью народов Севера.

Задачи:

1.

Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и

культуре России и ее народов.

2.

Познакомить детей с народами Севера, уточнить знания об их жизненном укладе,

образе жизни.

3.

Совершенствовать умения работы с бросовым материалом (ватные диски,

двусторонний скотч, закреплять умение создавать объемные фигуры из картона

(иглу).

4.

Побуждать уважительно относится к культуре разных народов.

5.

Познакомить детей с новыми словами и понятиями: нарты, оленья упряжка, чум,

яранга, иглу.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация,

Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Музыка.

Предварительная работа: беседа о Севере, животных. Чтение произведений «Айога»,

«Кукушка».

Вход под музыку «Солнечный круг».

Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Давайте сегодня немного попутешествуем по нашей

замечательной стране, нашей Родине. Но отправимся мы не по одному, а посмотрите

сколько нас! Вы знаете, есть очень хорошая примета - всем с утра дарить свои улыбки и

желать мира и здоровья. Давайте мы так и сделаем (Дети здороваются с окружающим

миром, я показываю картинки с изображением солнца, неба, земли , в соответствии с

текстом).

Вос-ль: Солнце красное! Здравствуй!

Дети: Здравствуй, солнце красное! (поднимают руки вверх)

Вос- ль: Небо ясное! Здравствуй!

Дети: Здравствуй, небо ясное! (качаем руками)

Вос-ль: И Земле своей Родной! Здравствуй!

Дети: Здравствуй! Земля Родная!

Вос-ль: Всем-всем-всем от всей души- здравствуйте!!!

Вос-ль: Ребята! Чтобы день был добрый, радостный, наполнен любовью, чтобы мы всегда

приходили друг другу на выручку, были смелыми, отважными, день нужно встречать с

хорошим настроением. Давайте все вместе, от всего сердца подарим друг другу и нашим

гостям нашу любовь ( закрываем глазки, прижимаем руки к сердцу и как птицу выпускаем

вверх в небо. Лети!) Всем желаем доброго дня!

Вос-ль: Ну что ж, а теперь, ребята, нам предстоит небольшое путешествие. Вы любите

путешествовать? ( ответы детей).

Вос-ль: Ребята, в пути мы можем встретить огромные зеленые леса, широкие реки, озера,

болота, высокие горы, золотые поля. В пути нас могут ожидать трудности. Но мы ведь

обязательно придем друг другу на выручку. Мы будем смелыми, ловкими сильными и

внимательными. Сможем? ( Ответы детей).

Вос-ль: Отправляемся!

Вос-ль: А вот и широкая река! А упавшее дерево совсем узкое. Давайте помогать друг

другу. Не бросаем никого в беде!( Сначала шагаем на месте, а потом по канату,

воображаемым упавшим в грозу деревом, переходим реку и обегают преграды- горы,

взявшись за руки).

Вос-ль: А вот и полянка. Сядем и немного передохнем! (Дети садятся на пол, посредине

полянки).

Вос-ль: Ребята все дошли? (Ответы детей)

Вос-ль: На нашей планете есть много разных стран. Много разных народов. Много разных

людей. (Дети смотрят на глобус).

Вос-ль: Но как бы мы не отличались друг от друга, у нас есть одно общее. Мы живем с

вами в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия! Давайте его вместе скажем -

Россия!

Вос-ль: Посмотрите, это герб. Главный символ нашей страны. Герб России красивый и

величественный. Давайте рассмотрим, кто изображен на гербе? ( Орел, всадник,

поражающий копьем дракона).

Вос-ль: Двуглавый орел означает, что наша страна сильная, непобедимая и очень большая,

в ней живут люди разных национальностей. Над головами орла -короны. На груди орла мы

видим всадника на белом коне - это Георгий Победоносец. О нем подробнее я вам

расскажу в следующий раз.

Вос-ль: Еще один символ России это гимн. Гимн это торжественная песня, в которой

народ славит свою страну. Гимн России очень красивый и величественный. Посвящен

нашей стране, о любви к ней, отважным людям. Гимн слушают и поют стоя. Его мы тоже

прослушаем в следующий раз.

Картинка флага России.

Вос-ль: Смотрите! Это наш флаг. Какого же он цвета? ( Ответы детей). Да, он

трехцветный.

Вос-ль: А что в нашей стране белого цвета? Что означает белый цвет флага? (Ответы

детей)

Вос-ль: Конечно это облака, снега. Это цвет доброты и мира.

Вос-ль: А что означает синий цвет? (Ответы детей)

Вос-ль: А что же тогда означает красный цвет? ( Ответы детей)

Вос-ль: Правильно. Красный-это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе,

любовь к своей Родине.

Вос-ль: Россия - самая огромная, необыкновенная срана- наша Родина. Нам потребуется

много дней и ночей, чтобы проехать от одного края России до другого. Но всю нашу

страну и весь мир можно увидеть на карте ( карта, глобус).

Вос-ль: Как вы думаете, что обозначает на карте(глобусе) зеленый цвет? ( ответы детей)-

Лес.

Вос-ль: А синий, голубой цвет?( ответы детей)

Вос-ль: А зеленый цвет? (ответы детей)

Вос-ль: А коричневый? (ответы детей)

Вос-ль: А желтым? (ответы детей)

Вос-ль: Так же в России живет очень много народов. ( Обращаю внимание детей на

картинки народов России).

Вос-ль: Вот на Севере нашей страны, где холодно так, что замерзает даже океан и по всей

территории простирается тундра, где тянется снежная суровая зима, где можно проехать в

оленьей упряжке проживает много разных Северных народностей: ханты, манси, эвенки,

чукчи, домены, коряки, эскимосы.

Вос-ль: Численность этих народов очень маленькая. В одном нашем городе Хабаровске

проживает около миллиона человек, а этих народов всех вместе всего 300 тысяч. Земля на

Севере промерзает глубоко, поэтому здесь бедная растительность. Растут карликовые

березы. Зима очень снежная и холодная. А лето хоть на Севере и холодное, но в эту пору

бывает очень жарко.

Вос-ль: Как вы думаете, как одеваются на Севере дети и взрослые? (Ответы детей)

Вос-ль: Да детям и взрослым мороз не страшен, они все тепло одеты в меховую одежду. И

вся одежда народов Севера украшена умельцами национальной вышивкой.

Вос-ль: На Севере живут разные народы и многие из них занимаются оленеводством.

Олени очень полезные животные. На них ездят зимой по бездорожью. Сани, которые

прицепляют к оленьим упряжкам, называются нарты (повторить). Олени бегут быстро по

глубокому снегу, там где нельзя проехать ни лошади, ни на машине. (Демонстрирую

презентацию «Дети Севера»).

Вос-ль: Ребята, а проживают эти народы в своих очень интересных жилищах - чум, яранга,

иглу. Чум- жилище эвенков и ненцев. Чумы строятся из жердей, покрытых оленьими

шкурами и берестой. Посреди чума разжигается костер, для приготовления пищи и

обогрева, дым от костра выходит через специальное отверстие в центре чума. Но, когда

огонь гаснет, в чуме становится очень холодно, поэтому в чумах спят одетыми, либо в

теплых меховых мешках. Яранга- национальное жилище народов Чукотки- коряков,

юкагиров, чукчей и имеет некоторое сходство с чумом. Но яранга делится на 2 зоны-

холодную у входа, и теплую, за оленьими шкурами. В теплой спят и готовят еду, она

освещается жировой лампой. А в холодной зоне, у входа, хранятся вещи, припасы,

заготовки на зиму. Иглу- снежные дома эскимосов. Они строят их из снежных блоков, в

форме полусферы. Затем внутрь помещают жировую лампу, они начинают подтаивать, и

вся поверхность стен покрывается крепким льдом. Остается только развесить шкуры и

можно жить.

Вос-ль: Давайте немного разомнемся.

Динамическая пауза «В тундре»

-Тундра, тундра (рывки в сторону руками, согнутыми в локтях)

-Низкий лес (руки на поясе-наклоны)

-Снег до самых (подняться на носочках)

- До небес (вытянуть руки вверх и опустить по сторонам)

-Правит нартами каюр (руки вперед-присесть)

-Мчит в ярангу он свою(руки вперед-присесть)

-Нарты полные добра (подняться на носочках, руки вверх и опуститься)

-Будет рада детвора! (прямые руки вверху, быстрые вращения кистями рук).

А сейчас давайте все вместе построим жилище эскимосов.

-Дети как называется жилище эскимосов, которое вы построили?

-Молодцы! Красивые иглу у вас получились

.



В раздел образования