Автор: Новосельская Татьяна Николаевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ СКОШ №128
Населённый пункт: г. Снежинск Челябинской области
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: «Деревья родного края»
Раздел: начальное образование
Новосельская Татьяна Николаевна
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 128»
Должность: учитель
Год выполнения работы: 2018 г.
Конспект клубного часа «Деревья родного края».
Цель: уточнение и расширение представлений детей о деревьях нашего края.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
- уточнить и расширить словарь по теме: «Деревья»;
- развивать словообразовательные умения и навыки согласования слов в словосочетании;
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать умение составлять связные монологические высказывания описательного
характера;
- развивать коммуникативные навыки;
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к лесу, любовь к родному краю;
- вызвать эмоциональный отклик в процессе наблюдения за природой.
Место занятия в учебном процессе: занятие по рабочей программе.
Вид занятия: клубный час с использованием мультимедийной презентации.
Используемые методы обучения: наглядный, словесный, метод формирования интереса.
Предварительная работа:
- рассматривание картин и иллюстраций о лесе;
- наблюдения за живой природой на прогулке;
- туристический поход в лес;
- дидактическая игра «От какого дерева лист»;
- заучивание стихов о природе.
Краткий план клубного часа:
1.
Организационный момент
2.
Основная часть
3.
Физминутка
4.
Новый материал
5.
Практическая часть
6.
Подведение итогов клубного часа
Материально-техническое
обеспечение
и
дидактические
материалы:
АРМ
учителя,
мультимедийная презентация, загадки про деревья и лес, ветки березы, осины, ели, сосны,
шишки сосны и ели.
Этапы занятия
Содержание и деятельность воспитателя
Деятельность
обучающихся
1.Организационный
момент
- Послушайте стихотворение. Слайд 1.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поёт,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клёны, берёзы и ёлки!
Пенью у птиц ты учись,
А трудолюбию у пчелки.
- Ребята, куда это мы с вами попали?
-Почему, вы решили, что это лес?
- Хотите прогуляться по лесу?
Слушают стихотворение
- В лес.
- Птицы поют, вокруг
много деревьев.
2. Основная часть
Отгадайте загадку: Слайд 2.
«Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек». (Дерево)
Игра с мячом « Назови дерево».
- Чем похожи все деревья между собой?
Пойдемте дальше и узнаем, какие деревья
растут в наших лесах.
- Дерево
Дети называют деревья.
- У них есть ствол,
ветви, листья, корни.
3.Новый материал
Я загадаю вам загадку, а вы скажите, о каком
дереве в ней говорится. Слайд 3.
«Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане». (Береза)
-Это берёза
- Как можно сказать, одним словом о белом
стволе берёзы? Слайд 4.
На белой бересте четко выделяются темные
чёрточки и полоски, через которые берёза
дышит: в жару они открываются и
пропускают воздух к корням дерева. Берёзы
очень любят солнечный свет и поэтому растут
на лесных опушках, светлых полянах и
вырубках.
Берёза растёт очень быстро, поэтому и зовут
её лесоводы «гонким» деревом. На Руси
всегда любили белоствольную красавицу-
берёзу. Её называли символом девичьей
нежности и красоты.
Давайте послушаем песню «Во поле берёза
стояла…» Слайд 5.
- Белоствольная берёза
Дети слушают русскую
народную песню «Во
поле берёза стояла…»
«Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок…осины».
Слайд 6.
Осина – подруженька белой берёзы. Оба
дерева любят яркий солнечный свет, поэтому
растут рядом на лесных опушках и полянах. У
берёзы ствол белый с черными пятнами, а у
осины внизу – тёмно-серый, а выше, где крона
– серебристо-зелёный. Листья у осины –
особенные. При малейшем дуновении ветерка
они дрожат, колышутся. В народе про это
дерево говорят: «Осина и без ветра
трепещет». Необыкновенно красива осина
осенней порой: листья их то розовые, то
огненно-красные, то лиловые с багрянцем.
Не боится осина ни трескучих морозов, ни
снежных метелей, ни ледяных ветров.
Дремлет она в заснеженном лесу, ждёт тёплых
весенних дней.
- Осина
- Как вы думаете, чем отличается береза от
осины?
Слайд 7.
- У них разный цвет
ствола. У березы ствол
белый с черными
черточками, а у осины
серо-зеленый.
- Обратите внимание на листья. Они
одинаковые?
Лист осины круглый с волнистыми краями, а
у березы с зубчиками.
Давайте рассмотрим ветви.
Потрогайте их и сравните. У осины ветви
прочные, крепкие, а у берёзы ветви тонкие,
- Листья разные.
гибкие, нежные. Люди говорят, что коса есть у
берёзы.
- Как вы думаете, почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветки у берёзы, как косы
заплетаются.
Слайд 8.
Ответы детей.
Разбежались по опушке в белых платьицах
подружки. Посмотрите на слайд, как много
здесь растёт берёзок – подружек.
Слайд 9.
Такой лес называют БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕЙ
или БЕРЕЗНЯК.
Повторите, пожалуйста.
Слайд 10.
-Берёзовая роща.
- Лес, в котором растут только осины,
называется – ОСИННИК.
Слайд 11.
Повторите это новое слово.
- Лес, где растут березы, осины и другие
деревья, имеющие листву, называется
ЛИСТВЕННЫМ.
- Как вы думаете, почему лиственный лес так
называется?
- На ветвях этих деревьев растут листочки.
- Осинник.
- На этих деревьях
растут листья.
4.Физминутка.
Логоритмическое стихотворение. Слайд 12.
Осень листья золотит,
Ветер ими шелестит:
Шур-шур-шур.
И с деревьев их разносит.
Поиграет. Снова бросит.
Тш – тш – тш.
Вверх поднимет, закружит
и на месте завертит.
У- у – у, у – у – у.
То к земле прижмет, погладит,
Вдруг на веточку посадит.
Так-так-так, так-так-так.
Соберет большую кучу.
Убежит и сядет в тучу.
Ритмично потирают
ладонь о ладонь.
Скрещивают вытянутые
вверх руки.
Делают круговые
движения руками.
Ритмично похлопывают
ладонями со сменой
положения рук.
Бег на месте.
Присели.
- Идемте дальше. И на пути нашем -
ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется,
мы скоро с вами узнаем.
- Какие деревья растут в хвойном лесу?
- Сосны, ели.
- Кто знает загадку про ель и сосну?
- Молодцы.
«Зимой и летом одним цветом».
- Почему эти деревья стоят зеленые?
- Они не сбрасывают свои хвоинки, как
лиственные деревья листву.
- В хвойном лесу растут
сосны.
«Зимой и летом одним
цветом».
Ответы детей.
- Посмотрите на лес, где растут одни ели.
Такой лес называется ЕЛЬНИК. Слайд13.
Ели – высокие могучие деревья. Они
достигают
10 метров высоты. Растут ели очень медленно,
но живут долго – 500-600 лет. Ведь это
хвойное дерево в любое время года остаётся
зелёным, а хвоинки не опадают с него 5-7 лет.
Ель нередко называют «поющим деревом». Из
её древесины делают музыкальные
инструменты – корпус скрипок, арф,
фортепиано и виолончелей.
- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а
внизу старые, длинные. Кора темная,
шершавая.
- Какой ствол у сосны?
- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви
отмирают, поэтому половина ствола голая.
Сосны вырастают обычно выше елей.
Слайд 14.
- Лес, где растут одни сосны, называется
СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
Варианты ответов детей.
5.Практическая
часть
- Устали бродить по лесу? Давайте присядем
на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и
их шишки. Слайд 15.
- Чем они похожи?
«Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна».
- Ветка сосны зеленая и
ветка ели зеленая. У
сосны иголки и у ели
иголки.
- Так чем же отличается сосновая ветка от
ветки ели?
- Правильно, иголочками.
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому
лес, в котором растут сосны и ели, называется
ХВОЙНЫМ.
- Скажите, почему хвойный лес так
называется?
- Какие хвоинки у сосны?
- А у ели?
- Короткие, колючие, темные.
- Кто из вас заметил, чем еще не похожи
хвоинки?
- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые
хвоинки - по одной.
- Иголками.
- Длинные, мягкие,
светлые.
- Короткие, колючие,
темные.
- Возьмите две разные шишки и определите,
где сосновая шишка, а где еловая.
- Посмотрите на подсказку (показываю
картинку, на которой изображена ветка ели с
шишкой). Слайд 16.
- Какие шишки у ели?
-У нее более мягкие чешуйки и она
удлинённая.
- Что вы расскажете про сосновые шишки?
- Сосновая шишка круглая с твердыми
чешуйками.
- Сосновые шишки растут два года. На второй
год, когда шишки созреют, раскроются
чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу.
Там, где упадут семена, вырастут новые
сосенки.
- Еловая шишка
удлиненная.
- Сосновая шишка
коричневая.
- Засиделись мы с вами на полянке, давайте
поиграем в игру. Слайд 17.
«Закончи словосочетание».
Лист берёзы -
берёзовый
Лист осины –
осиновый
Лист дуба –
дубовый
Лист рябины –
рябиновый
6.Подведение
итогов клубного
часа
Викторина. Смотрим на экран. Слайд 18.
Кто охраняет лес?
Что грозит лесу?
Каковы причины пожара?
Назвать красавицу русского леса?
Листья, какого дерева и «без ветра
трепещут»?
Какие деревья называют вечнозелёными?
Какое дерево называют «поющим»?
- Лесник.
- Пожар.
- Непотушенный костёр.
- Берёза.
- Осина.
- Сосну, ель.
- Ель.
Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичек не спугнёт,
Мухомор сшибать не станет,
И костёр не разведёт,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.
Слайд 19.