Автор: Латыпова Лилия Флюсовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОБУ СОШ №1
Населённый пункт: село Бураево Бураевский район Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование ИКТ в соответствии ФГОС на уроках истории
Раздел: полное образование
Тема: «Дети блокадного Ленинграда!» (2014-2015 уч.год)
Учитель: Латыпова Лилия Флюсовна
Класс: 6а
Задачи: - знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны -
событиями блокадного Ленинграда;
- развитие творческих способностей детей; интереса к историческим
событиям родной страны;
- воспитание патриотизма; чувства гордости за свою страну, за свой
народ, сопереживания к блокадным детям и уважительного отношения к
старшему поколению.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма проведения урока: урок с применением ИКТ
Оборудование: выставка книг, компьютер, проектор, презентация
Продолжительность: 45 минут
Основные понятия урока: Отечественная война, блокада, «Дорога жизни»
Ход урока
1.
Организационный момент
2.
Изучение нового материала
- Как вы думаете, ребята, почему на сегодняшнем уроке речь пойдет именно о
Ленинграде? (27 января 2015г. исполнился 71 год со дня освобождения от
блокады города Ленинграда)слайд №1
- Что вы слышали и знаете о Великой Отечественной войне?
- Скажите, ребята, какой праздник мы отметим в этом году в мае месяце?
- Как вы понимаете слово «блокада»?
Блокада – это окружение города со всех сторон ( термин на доске)
900 дней блокады! Блокада Ленинграда – это одна из трагических и
героических страниц в истории Великой Отечественной войны. Тяжелые
испытания выпали на долю города и его жителей. Но они выстояли, не
сдались врагу!Слайд №2
8 сентября 1941 года противник перерезал последнюю железную дорогу,
связывающую Ленинград со страной, и блокировал город. Когда замкнулось
блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось 400 тысяч детей – от младенцев
до школьников и подростков. Началась героическая борьба ленинградцев в
условиях блокады.Слайд №3-4
На защиту родного города поднялись все ее жители. Вместе со взрослыми
встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. До войны
это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Но пришел час, и они встали
к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на
чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и
больными, воевали в партизанских отрядах.Слайд №5
К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива.
Введенные по карточной системе нормы продовольствия снижались много
раз. К декабрю 1941 года рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а
служащие и дети по 125 грамм.
Прекратилась подача электроэнергии. Закончилось топливо и замерзли
водопроводные трубы – город остался без света и питьевой воды. За водой
ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под
обстрелами. Свирепый холод и жестокий голод обрушились на город. Свыше
640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Слайд №6
- Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани
Савичевой.Слайд №7
(заслушивается сообщение Хасановой Ирины- «Таня Савичева»)
Город умирал от голода, холода и бесконечных обстрелов, но несмотря ни на
что, Ленинград не сдавался и жизнь продолжалась. В блокадном городе
работало 39 школ. Как мы сейчас, ребята учились, получали оценки,
переходили из класса в класс.Слайд №8-10
Единственным путем сообщения с блокадным Ленинградом стало
Ладожское озеро.
«Дорога жизни» - так называлась ледовая дорога через Ладогу зимой 1941-
1942 гг., после того как лед достигал достаточной толщины, по нему
начинали перевозить грузы в блокадный Ленинград, эвакуировали людей.
Дорога жизни, фактически, была единственным средством сообщения
Ленинграда с Большой Землей.
За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 г. по ноябрь 1943 г. удалось
эвакуировать 1 млн.376 тыс. ленинградцев, в основном женщин, детей и
стариков.Слайд № 11
Только 18 января 1943 г. вражеское кольцо блокады было прорвано. Но
многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта.
Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалью
«За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической
обороны города они прошли как достойные соратники взрослых.
- Ребята, а сейчас предлагаю вам послушать рассказ Нуртдиновой Дианы о
нашем земляке – Галиев Ханиф Минемулловиче, который тоже испытал все
тяжелые испытания.
3. Заключительная часть урока.
- Сегодня мы познакомились еще с одной героической страницей истории
Великой Отечественной Войны. Узнали, что такое «блокада», «Дорога
жизни»; как проявляется мужество и патриотизм, преданность и любовь к
своей родине. Познакомились с трагической судьбой ленинградцев, с Таней
Савичевой, ее прощальными словами «Умерли все. Осталась одна Таня».
Войну вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети,
пережив порой то, что не под силу взрослым людям.
- Можно ли таких ребят назвать героями? Почему?
- Что вас впечатлило больше всего?
Слайд №14
- Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы
сынов и дочерей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И
пусть
каждый
задаст
себе
вопрос
«А
я
смог
бы
поступить
так
же?»
и
подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти
своих замечательных ровесников.
Исполнение песни «Солнечный круг»