Напоминание

"В горнице моей"


Авторы: Шишлянникова Александра Андреевна, Сорокина Татьяна Леонидовна
Должность: учитель истории и обществознания,учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 17"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: "В горнице моей"
Дата публикации: 14.05.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Сценарий фольклорных посиделок «В горнице моей».

• Цели:Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной

культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;

• Познавательная цель: - Расширить представление детей о культуре и обычаях,

обрядах с устным народным творчеством русского народа. - Познакомить детей с

песнями, частушками, загадками.

• Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его

истории и культуре.

• Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Задачи

• Расширять представления, о традициях и обычаях народов России.

• Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.

• Воспитывать уважение к культурам других народов.

• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в

театрализованную деятельность.

• Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

• Познавательная цель: - Расширить представление детей о культуре и обычаях,

обрядах с устным народным творчеством русского народа. - Познакомить детей с

песнями, частушками, загадками. Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей

Родине, к родному краю, его истории и культуре.

• Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Оформление:

1) Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями, дети и

ведущие в традиционных народных костюмах, на стенах картины с русскими

посиделками, платки расписные, кухонная утварь начала ХIХ века

Музыкальное оформление: -

Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь».

Мелодии русских народных песен «На горе-то калина» и «Во саду ли, в огороде»

Песня «В горнице моей», «У нас нынче субботея»

Место проведения: актовый зал.

Время проведения: 2019

Действующие лица: ученики 5 и 7 классов, 2-е ведущих.

Ход праздника:

Звучит песня «В горнице моей…

1 Ведущий

Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице.

Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

-Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку, наши предки

Собирали посиделки,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, нескладушки петь,

Веселые потешки - прибаутки сказывать,

2 ведущий

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались, -

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

(Слышится смех, звон бубенцов. Хозяйка открывает дверь)

Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки?

Хоз. -А чем платить будете?

Реб. -А чего надобно?

Хоз. -Да совсем немножко:дровец возок,керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,

Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.

-Вот так немножко!

-Да пошутила я. Зачем пожаловали?

-Чайку попить, хозяйку повеселить.

—Рассказать, послушать, пирогов покушать.

—Посмеяться,поплясать,себя показать.

Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Песней русской да народной я встречаю нынче вас.

(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках и за стол)

Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют

куплет песни «А я чайничала» (минус)

(стук в двери)

1 Ведущий

а к нам ещё гости пришли, заходите с чем вы к нам пожаловали.

1. Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а - ха – ха-

В самом деле, чепуха!

2: На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

3: На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

4: На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

5: Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо, ребятки, за частушки потешные!

Ведущая: Есть у нас для вас загадки:

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот весь год забот не узнает.

2 Ведущий

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города.

Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из

них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.

1. Загадка первая!

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб).

2 загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге).

3. В брюхе - баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша).

5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).

6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8 Всё пря сам на виду. (Сундук)

9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)

Загадки для взрослых и детей.

Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему

блины круглые?

Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ: Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.

2 Ведущий

- А что еще пели вечерами…..Верно…Частушки

Как известно всем, подружки - мастерицы петь частушки.

И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте..

Эй, девчата – хохотушки

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

– Эх топни, нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

Юля

– Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке!

Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:

1

– Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

2

– Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

3

– А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

4

– По деревне я шла

И Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

Ведущий 2

Следующее задание: Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю

пословицу. Правильно назвали – конфету получили.

1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)

3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

4. Волк – лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)

5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)

6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)

7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)

8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)

Ведущий 2

Рассказывает про игры традиционные, в которые дети любили играть на Руси

И детям предлагается поиграть в традиционную игру «Ручеек»

После частушек девочки не уходят, а выбирают себе пару для игры в ручеек.

Включаем песню и начинаем играть.

Гости наблюдают красивые движения учеников.

Ведущая 1

Жива традиция.

Жива –

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Мини-инсценировка из сказки «О царе Салтане». Участвует 5 класс

Один ребенок читает слова автора.

Выходят три девочки. Садятся за стол и начинают вышивать.

За дверью стоит и ждет выхода царь.

.1—Кабы я была царица, я б на весь честной бы мир изготовила бы пир.

2--- Кабы я была царица,я б навесь бы мир одна надкола бы полотна.

3—Кабы я была царица,я б для батюшки царя родила богатыря.

Автор

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

«Здравствуй, красная девица, —

Говорит он, — будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха»…

Дети выходят на поклон

Ведущая 2

И сейчас мы вам покажем русский народный обряд, а вы скажете, что мы

вам продемонстрировали.

Выходят девушки. Одна садится на стул с распущенными волосами трое поют

песню и заплетают ей волосы в длинную косу.

Ведущий 1

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе час

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря до новых встреч!

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух

Посиделки, вечеринки,

Звёзды в праздничной выси –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,

Пусть живёт страна родная.

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!



В раздел образования