Авторы: Шишлянникова Александра Андреевна, Сорокина Татьяна Леонидовна
Должность: учитель истории и обществознания,учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 17"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: "В горнице моей"
Раздел: среднее образование
Сценарий фольклорных посиделок «В горнице моей».
• Цели:Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной
культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
• Познавательная цель: - Расширить представление детей о культуре и обычаях,
обрядах с устным народным творчеством русского народа. - Познакомить детей с
песнями, частушками, загадками.
• Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его
истории и культуре.
• Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.
Задачи
• Расширять представления, о традициях и обычаях народов России.
• Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.
• Воспитывать уважение к культурам других народов.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в
театрализованную деятельность.
• Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
• Познавательная цель: - Расширить представление детей о культуре и обычаях,
обрядах с устным народным творчеством русского народа. - Познакомить детей с
песнями, частушками, загадками. Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей
Родине, к родному краю, его истории и культуре.
• Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.
Оформление:
1) Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями, дети и
ведущие в традиционных народных костюмах, на стенах картины с русскими
посиделками, платки расписные, кухонная утварь начала ХIХ века
Музыкальное оформление: -
Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь».
Мелодии русских народных песен «На горе-то калина» и «Во саду ли, в огороде»
Песня «В горнице моей», «У нас нынче субботея»
Место проведения: актовый зал.
Время проведения: 2019
Действующие лица: ученики 5 и 7 классов, 2-е ведущих.
Ход праздника:
Звучит песня «В горнице моей…
1 Ведущий
Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице.
Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.
-Поудобнее садитесь,
Не спешите, соберитесь.
В теплу избу приглашаем,
Видеть всех мы вас желаем.
Как в старинку, наши предки
Собирали посиделки,
Так бывало на Руси
С шуткой ели калачи.
Народ посмотреть и себя показать
Хороводы водить, нескладушки петь,
Веселые потешки - прибаутки сказывать,
2 ведущий
На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.
А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.
Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.
(Слышится смех, звон бубенцов. Хозяйка открывает дверь)
Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки?
Хоз. -А чем платить будете?
Реб. -А чего надобно?
Хоз. -Да совсем немножко:дровец возок,керосину жбанок,
Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,
Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.
-Вот так немножко!
-Да пошутила я. Зачем пожаловали?
-Чайку попить, хозяйку повеселить.
—Рассказать, послушать, пирогов покушать.
—Посмеяться,поплясать,себя показать.
Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час
Песней русской да народной я встречаю нынче вас.
(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках и за стол)
Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют
куплет песни «А я чайничала» (минус)
(стук в двери)
1 Ведущий
а к нам ещё гости пришли, заходите с чем вы к нам пожаловали.
1. Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа- чипа, а - ха – ха-
В самом деле, чепуха!
2: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Дети: Чепуха, чепуха…
3: На столе лежит арбуз,
На арбузе - муха!
Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!
Дети: Чепуха, чепуха…
4: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха…
5: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Хозяйка: Спасибо, ребятки, за частушки потешные!
Ведущая: Есть у нас для вас загадки:
Не горьки, не кислы, не сладки.
Кто сейчас все отгадает,
Тот весь год забот не узнает.
2 Ведущий
Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города.
Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из
них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.
1. Загадка первая!
И колковато и ноздревато, и мягко,
И ломко и всех милей! (Хлеб).
2 загадка вторая, самая смешная.
«Овца в корове» (Носок в сапоге).
3. В брюхе - баня,
В носу решето, на голове пуговица.
Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)
4. В печь несут – жидко,
Из печи несут – твёрдо! (Каша).
5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).
6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)
7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
8 Всё пря сам на виду. (Сундук)
9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)
Загадки для взрослых и детей.
Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему
блины круглые?
Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.
Для чего в старину на подушках вышивали цветы?
Ответ: Чтобы снились хорошие сны.
Почему на полотенцах вышивали петухов?
Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.
2 Ведущий
- А что еще пели вечерами…..Верно…Частушки
Как известно всем, подружки - мастерицы петь частушки.
И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте..
Эй, девчата – хохотушки
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
– Эх топни, нога
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
Юля
– Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:
1
– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
2
– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
3
– А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
4
– По деревне я шла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
Ведущий 2
Следующее задание: Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю
пословицу. Правильно назвали – конфету получили.
1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)
2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)
3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
4. Волк – лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)
5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)
6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)
7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)
8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)
Ведущий 2
Рассказывает про игры традиционные, в которые дети любили играть на Руси
И детям предлагается поиграть в традиционную игру «Ручеек»
После частушек девочки не уходят, а выбирают себе пару для игры в ручеек.
Включаем песню и начинаем играть.
Гости наблюдают красивые движения учеников.
Ведущая 1
Жива традиция.
Жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
Мини-инсценировка из сказки «О царе Салтане». Участвует 5 класс
Один ребенок читает слова автора.
Выходят три девочки. Садятся за стол и начинают вышивать.
За дверью стоит и ждет выхода царь.
.1—Кабы я была царица, я б на весь честной бы мир изготовила бы пир.
2--- Кабы я была царица,я б навесь бы мир одна надкола бы полотна.
3—Кабы я была царица,я б для батюшки царя родила богатыря.
Автор
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха»…
Дети выходят на поклон
Ведущая 2
И сейчас мы вам покажем русский народный обряд, а вы скажете, что мы
вам продемонстрировали.
Выходят девушки. Одна садится на стул с распущенными волосами трое поют
песню и заплетают ей волосы в длинную косу.
Ведущий 1
В небе будто от побелки
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.
Дни общенья – счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе час
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря до новых встреч!
Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух
Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было, вспоминая,
Пусть живёт страна родная.
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!