Напоминание

«Использование исследовательской и проектной деятельности при формировании у младших школьников патриотического сознания»


Автор: Бацазова Регина Тасолтановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: «Использование исследовательской и проектной деятельности при формировании у младших школьников патриотического сознания»
Раздел: начальное образование





Назад




Кафедра дошкольного и начального образования

Северо-Осетинского Республиканского института повышения

квалификации работников образования.

«Использование

исследовательской

и

проектной

деятельности

при

формировании у младших школьников патриотического сознания. Забытый

герой – летчик Александр Гагиев»

Бацазова Регина Тасолтановна ,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №11,

г.Владикавказ ,

РСО-Алания.

1

Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в

работе педагога начальных классов. Именно, в этом возрасте происходит

активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в

жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того

или иного способа поведения.

Основная цель патриотического воспитания сегодня – формирование

духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою

судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту

государственных интересов.

Как известно, формирование чувства патриотизма, как составная часть,

входит

в

содержание

воспитания

гражданственности

и

нравственности.

Воспитание гражданственности включает в себя следующее:

-

формирование

гражданского

сознания:

знания

истории

своего

края,

Отечества.

-

формирование

гражданских

чувств

и

качеств:

патриотизма,

чувства

гражданского долга и ответственности, готовности защищать свое Отечество,

отстаивать свои убеждения.

- формирование опыта и культуры гражданского поведения.

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность

по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей,

чувства верности своему Отечеству.

Достижение

указанной

цели

осуществляется

через

решение

следующих

задач:

-

развитие

личности,

обладающей

качествами

гражданина

патриота

Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и

военное время;

- расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его

героическое прошлое, историческое и культурное наследие;

- изучение живой национальной культуры, народного искусства.

2

Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой,

признана

организация

проектной

деятельности.

Данная

деятельность

позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, овладевать

навыками работы с различными источниками информации. Ценно и то, что

проектная деятельность позволяет объединить детей, родителей и учителей в

совместную

творческую,

исследовательскую

деятельность

и

формировать

настоящее сообщество детей и взрослых.

Работая над проектом « Моя родословная», в процессе работы дети узнали

историю возникновения имен и фамилий, степени родства в семье, составили

«ленту

времени»

своей

жизни,

родословное

древо,

узнали

о

семейных

увлечениях и традициях. Я считаю, что для каждого первый шаг к познанию

Родины – изучение истории своей семьи.

С 1 класса дети посещают кружок «Я-исследователь». Программа кружка

предполагает формирование патриотических чувств и сознания

на основе

исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства

гордости

за

свою

страну;

воспитание

личности

гражданина

патриота

России, способного встать на защиту интересов страны.

Младшие школьники отличаются большой пытливостью, интересом ко

всему героическому, особенно привлекают героические подвиги людей в

годы

Великой

Отечественной

войны,

подвиги

их

сверстников.

Младший

школьник эмоционален, и сухие сведения его мало интересуют и трогают.

Поэтому

задача

учителя

-

разнообразить

формы

и

методы

занятий

по

патриотическому воспитанию.

Возможные формы организации внеурочной деятельности: деловые игры,

классные

часы,

встречи

с

ветеранами

войны

и

труда,

беседы,

диспуты,

викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы патриотической

песни,

выставки

рисунков,

стенгазеты

и

поздравительные

открытки

для

ветеранов ко дню Победы, экскурсии в музеи, поездки по памятным местам

(знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества), народные

праздники (знакомство с традициями и обычаями народов России), участие

3

в

патриотических

акциях

(акция

«Подарок

солдату»),

просмотр

видеофильмов о войне, тематические концерты.

Реализация указанных мероприятий предполагает:

- воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и

любви к своей Родине, соотечественникам;

-формирование

стремления

к

развитию

ком м у н и ка бе л ь н о с т и ,

самовыражения,

уверенности

в

себе

и

результатах

своего

труда,

самореализации;

- развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а

также к историческому прошлому России;

-формирование уважительного отношения к природе, Родине, архитектурным

памятникам, культуре;

- развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;

- формирование устойчивой системы знаний в заданной области;

-

развитие

таких

качеств

как

осознание

значимости

труда;

честность,

уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность,

пунктуальность и требовательность к себе.

Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников

показывает

успешность

выбранной

стратегии

и

тактики

воспитательной

работы.

Воспитывать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к

защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим

трудом, учебой, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она,

безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью

и добротой и не забывать мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который

нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

На школьных научно - практических конференциях « Первые шаги в

науку», которые стали в

школе традицией, работы младших школьников

вызывают большой интерес.

4

Бацазова Камилла, Бпеназиев Борис, Горохов Даниил стали

финалистами Всероссийского фестиваля творческих открытий «Леонардо» в

2012 году.

27 апреля будут награждены ученики- победители конкурса «Я познаю

мир» Элесханов Умар и Харебова Арина .

Ученики под моим руководством занимают призовые места в конкурсах:

« Ступень в науку», « Хетагуровские чтения», «Моя родословная », « Мир

вокруг нас», « Мой Иристон», «Колиевские чтения».

Только тот народ, который чтит своих героев, может

считаться великим.

К. К. Рокоссовский

В этом

году страна будет отмечать памятную дату – 74 года со дня

окончания Великой Отечественной войны. Исторически так сложилось, что

любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были

чертой национального характера.

В процессе патриотического воспитания важен также и поиск ребенком

собственной причастности к историческим событиям, ставшим значимыми и

поворотными в истории своей страны. Ощущение чего-то великого, того, что

совершили когда-то прадедушки и прабабушки, защищая свою Родину в

момент, который мы называем Великой Отечественной, а весь мир – Второй

Мировой войной. Особенно остро чувствуется необходимость работы в этом

направлении с детьми младшего школьного возраста. Ведь детство – самая

благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, когда

происходит

формирование

базовых

характеристик

взаимодействия

внутреннего

мира

ребенка

с

окружающей

действительностью.

Очевидна

фундаментальная роль патриотического воспитания будущего гражданина.

Я хочу рассказать о проекте «Забытый герой - летчик Александр Гагиев»

Цель проекта: воспитание патриотических чувств у детей.

5

Актуальность

выбранной

темы

заключается

в

том,

что

многие

из

современного поколения забывают уроки истории нашей Родины, забывают о

героях нашей страны. А без памяти не может быть будущего.

Задачи исследования:

1.Выяснить, есть ли среди Гагиевых участники ВОВ, герои советского

союза;

2.Узнать их биографию;

3.Найти сведения о наградах, рассказы однополчан о подвигах.

Объект исследования: участники ВОВ.

Предмет исследования: героический подвиг.

Участники исследования: представители фамилии Гагиевых.

Одним из легендарных героев нашей страны был А. Гагиев. О подвигах

Гагиева писали в книгах, в прессе, в том числе республиканские «Северная

Осетия», «Растдзинад», ему посвящены отдельные публикации в книгах о

героях СССР, его называли «воздушным джигитом», рыцарем балтийского

неба». А. Гагиеву посвящена часть экспозиции «Они защищали балтийское

небо» в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.

Весной 2013 года в

адрес председателя Собрания представителей

Владикавказа Бэлы Икоевой поступило обращение от жителей Осетинской

слободки (Ирыхъау) и фамилии Гагиевых с просьбой

об увековечении

памяти легендарного летчика, Героя Советского Союза Александра Гагиева.

05.05.18 г. во Владикавказе состоялась торжественная церемония открытия

мемориальной доски Героя Советского Союза Александра Гагиева на фасаде

МБОУ СОШ №28.В праздничном мероприятии посвященному празднованию

73-ей годовщины Победы в ВОВ приняли участие заместитель главы АМС

г.Владикавказа Урузмаг Кулов, руководство Совета ветеранов республики,

6

представители фамилии Гагиевых и общественность города. Почетного права

открыть мемориальную доску удостоились учащиеся СОШ №28 и племянник

Героя Советского Союза – Александр Гагиев. Со словами приветствия к

собравшимся

обратился

заместитель

главы

АМС

г.

Владикавказа .Данное

мероприятие состоялось в рамках проекта ОНФ «Имя героя – школе». Право

открыть

мемориальную

доску

было

предоставлено

племяннику

Героя

Александру

Гагиеву

и

ученику

10

класса МБОУ СОШ №28 Александру

Чубинцу.

7



В раздел образования