Автор: Бацазова Регина Тасолтановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: «Использование исследовательской и проектной деятельности при формировании у младших школьников патриотического сознания»
Раздел: начальное образование
Кафедра дошкольного и начального образования
Северо-Осетинского Республиканского института повышения
квалификации работников образования.
«Использование
исследовательской
и
проектной
деятельности
при
формировании у младших школьников патриотического сознания. Забытый
герой – летчик Александр Гагиев»
Бацазова Регина Тасолтановна ,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №11,
г.Владикавказ ,
РСО-Алания.
1
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в
работе педагога начальных классов. Именно, в этом возрасте происходит
активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в
жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того
или иного способа поведения.
Основная цель патриотического воспитания сегодня – формирование
духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою
судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту
государственных интересов.
Как известно, формирование чувства патриотизма, как составная часть,
входит
в
содержание
воспитания
гражданственности
и
нравственности.
Воспитание гражданственности включает в себя следующее:
-
формирование
гражданского
сознания:
знания
истории
своего
края,
Отечества.
-
формирование
гражданских
чувств
и
качеств:
патриотизма,
чувства
гражданского долга и ответственности, готовности защищать свое Отечество,
отстаивать свои убеждения.
- формирование опыта и культуры гражданского поведения.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность
по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей,
чувства верности своему Отечеству.
Достижение
указанной
цели
осуществляется
через
решение
следующих
задач:
-
развитие
личности,
обладающей
качествами
гражданина
–
патриота
Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и
военное время;
- расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его
героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
- изучение живой национальной культуры, народного искусства.
2
Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой,
признана
организация
проектной
деятельности.
Данная
деятельность
позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, овладевать
навыками работы с различными источниками информации. Ценно и то, что
проектная деятельность позволяет объединить детей, родителей и учителей в
совместную
творческую,
исследовательскую
деятельность
и
формировать
настоящее сообщество детей и взрослых.
Работая над проектом « Моя родословная», в процессе работы дети узнали
историю возникновения имен и фамилий, степени родства в семье, составили
«ленту
времени»
своей
жизни,
родословное
древо,
узнали
о
семейных
увлечениях и традициях. Я считаю, что для каждого первый шаг к познанию
Родины – изучение истории своей семьи.
С 1 класса дети посещают кружок «Я-исследователь». Программа кружка
предполагает формирование патриотических чувств и сознания
на основе
исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства
гордости
за
свою
страну;
воспитание
личности
гражданина
–
патриота
России, способного встать на защиту интересов страны.
Младшие школьники отличаются большой пытливостью, интересом ко
всему героическому, особенно привлекают героические подвиги людей в
годы
Великой
Отечественной
войны,
подвиги
их
сверстников.
Младший
школьник эмоционален, и сухие сведения его мало интересуют и трогают.
Поэтому
задача
учителя
-
разнообразить
формы
и
методы
занятий
по
патриотическому воспитанию.
Возможные формы организации внеурочной деятельности: деловые игры,
классные
часы,
встречи
с
ветеранами
войны
и
труда,
беседы,
диспуты,
викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы патриотической
песни,
выставки
рисунков,
стенгазеты
и
поздравительные
открытки
для
ветеранов ко дню Победы, экскурсии в музеи, поездки по памятным местам
(знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества), народные
праздники (знакомство с традициями и обычаями народов России), участие
3
в
патриотических
акциях
(акция
«Подарок
солдату»),
просмотр
видеофильмов о войне, тематические концерты.
Реализация указанных мероприятий предполагает:
- воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и
любви к своей Родине, соотечественникам;
-формирование
стремления
к
развитию
ком м у н и ка бе л ь н о с т и ,
самовыражения,
уверенности
в
себе
и
результатах
своего
труда,
самореализации;
- развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а
также к историческому прошлому России;
-формирование уважительного отношения к природе, Родине, архитектурным
памятникам, культуре;
- развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;
- формирование устойчивой системы знаний в заданной области;
-
развитие
таких
качеств
как
осознание
значимости
труда;
честность,
уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность,
пунктуальность и требовательность к себе.
Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников
показывает
успешность
выбранной
стратегии
и
тактики
воспитательной
работы.
Воспитывать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к
защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим
трудом, учебой, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она,
безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью
и добротой и не забывать мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который
нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
На школьных научно - практических конференциях « Первые шаги в
науку», которые стали в
школе традицией, работы младших школьников
вызывают большой интерес.
4
Бацазова Камилла, Бпеназиев Борис, Горохов Даниил стали
финалистами Всероссийского фестиваля творческих открытий «Леонардо» в
2012 году.
27 апреля будут награждены ученики- победители конкурса «Я познаю
мир» Элесханов Умар и Харебова Арина .
Ученики под моим руководством занимают призовые места в конкурсах:
« Ступень в науку», « Хетагуровские чтения», «Моя родословная », « Мир
вокруг нас», « Мой Иристон», «Колиевские чтения».
Только тот народ, который чтит своих героев, может
считаться великим.
К. К. Рокоссовский
В этом
году страна будет отмечать памятную дату – 74 года со дня
окончания Великой Отечественной войны. Исторически так сложилось, что
любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были
чертой национального характера.
В процессе патриотического воспитания важен также и поиск ребенком
собственной причастности к историческим событиям, ставшим значимыми и
поворотными в истории своей страны. Ощущение чего-то великого, того, что
совершили когда-то прадедушки и прабабушки, защищая свою Родину в
момент, который мы называем Великой Отечественной, а весь мир – Второй
Мировой войной. Особенно остро чувствуется необходимость работы в этом
направлении с детьми младшего школьного возраста. Ведь детство – самая
благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, когда
происходит
формирование
базовых
характеристик
взаимодействия
внутреннего
мира
ребенка
с
окружающей
действительностью.
Очевидна
фундаментальная роль патриотического воспитания будущего гражданина.
Я хочу рассказать о проекте «Забытый герой - летчик Александр Гагиев»
Цель проекта: воспитание патриотических чувств у детей.
5
Актуальность
выбранной
темы
заключается
в
том,
что
многие
из
современного поколения забывают уроки истории нашей Родины, забывают о
героях нашей страны. А без памяти не может быть будущего.
Задачи исследования:
1.Выяснить, есть ли среди Гагиевых участники ВОВ, герои советского
союза;
2.Узнать их биографию;
3.Найти сведения о наградах, рассказы однополчан о подвигах.
Объект исследования: участники ВОВ.
Предмет исследования: героический подвиг.
Участники исследования: представители фамилии Гагиевых.
Одним из легендарных героев нашей страны был А. Гагиев. О подвигах
Гагиева писали в книгах, в прессе, в том числе республиканские «Северная
Осетия», «Растдзинад», ему посвящены отдельные публикации в книгах о
героях СССР, его называли «воздушным джигитом», рыцарем балтийского
неба». А. Гагиеву посвящена часть экспозиции «Они защищали балтийское
небо» в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.
Весной 2013 года в
адрес председателя Собрания представителей
Владикавказа Бэлы Икоевой поступило обращение от жителей Осетинской
слободки (Ирыхъау) и фамилии Гагиевых с просьбой
об увековечении
памяти легендарного летчика, Героя Советского Союза Александра Гагиева.
05.05.18 г. во Владикавказе состоялась торжественная церемония открытия
мемориальной доски Героя Советского Союза Александра Гагиева на фасаде
МБОУ СОШ №28.В праздничном мероприятии посвященному празднованию
73-ей годовщины Победы в ВОВ приняли участие заместитель главы АМС
г.Владикавказа Урузмаг Кулов, руководство Совета ветеранов республики,
6
представители фамилии Гагиевых и общественность города. Почетного права
открыть мемориальную доску удостоились учащиеся СОШ №28 и племянник
Героя Советского Союза – Александр Гагиев. Со словами приветствия к
собравшимся
обратился
заместитель
главы
АМС
г.
Владикавказа .Данное
мероприятие состоялось в рамках проекта ОНФ «Имя героя – школе». Право
открыть
мемориальную
доску
было
предоставлено
племяннику
Героя
–
Александру
Гагиеву
и
ученику
10
класса МБОУ СОШ №28 Александру
Чубинцу.
7