Напоминание

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы


Автор: Колтунова Евдокия Анатольевна
Должность: русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кюндядинская СОШ"
Населённый пункт: г.Нюрба, с.Кюндядя
Наименование материала: доклад
Тема: Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование





Назад




РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ПО ТЕМЕ:

Проектно-исследовательская деятельность

на уроках русского языка и литературы

как средство развития познавательной

активности учащихся

СОДЕРЖАНИЕ

2

Введение...........................................................................................................................3

1.

Педагогический опыт......................................................................................................4

2.

Актуальность педагогического опыта...........................................................................7

3.

Научность в представляемом педагогическом опыте..................................................7

4.

Результативность педагогического опыта.....................................................................8

5.

Новизна представляемого педагогического опыта...................................................... 9

6.

Технологичность представляемого педагогического опыта....................................... 10

7.

Описание основных элементов педагогического опыта.............................................11

8.

Заключение...................................................................................................................... 13

9.

Библиографический список........................................................................................... 14

Приложения……………………………………………………...................................15

ВВЕДЕНИЕ

В

настоящее

время

большое

значение

уделяется

повышению

качества

учебно-

воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и

3

методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация

творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию,

ориентироваться

в

информационном

пространстве

и

конструировать

свои

знания,

умение

видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и

способов

ведения

образовательной

деятельности.

Этим

обусловлено

введение

в

образовательный

контекст

образовательных

учреждений

методов

и

технологий

на

основе

проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие

познавательных

навыков

учащихся,

умений

самостоятельно

добывать

информацию,

ориентироваться

в

информационном

пространстве

и

конструировать

свои

знания,

умение

видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод,

предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые

позволяют

решить

ту

или

иную

проблему

в

результате

самостоятельных

действий

учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован

на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают

сумму

тех

или

иных

знаний,

но

и

обучаются

приобретать

эти

знания

самостоятельно,

пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

В

целом,

как

подчёркивает

В.

Гузеев,

«проектное

обучение

поощряет

и

усиливает

истинное

учение

со

стороны

учеников,

расширяет

сферу

субъективности

в

процессе

самоопределения, творчества и конкретного участия».

. Для него важнейшим образовательным ресурсом любого учебного заведения является

сам ребенок.

Можно выделить ряд идей педагога-мыслителя Френсиса Паркера, которые легли в

основу современного гражданского образования и проекта «Гражданин»:

образование должно исходить из интересов детей,

обучение должно строиться на сотрудничестве,

в основе гражданского образования должен лежать социальный опыт детей.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинскогоprojectus «брошенный вперёд».

В

русском

языке

слово

проект

означает

совокупность

документов

(расчётов,

чертежей),

необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст

какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

4

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая

или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы

деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным

условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о

конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и

рефлексию результатов деятельности.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по

косвенным

признакам,

отпечаткам

общего

закона

в

конкретных,

случайных

предметах.

Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности

человека.

Исследовательская

деятельность

учащихся

деятельность

учащихся,

связанная

с

решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и

предполагающая

наличие

основных

этапов:

постановка

проблемы,

изучение

теории,

посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение

ими,

сбор

собственного

материала,

его

анализ

и

обобщение,

научный

комментарий,

собственные выводы.

Проектно-исследовательская

деятельность

деятельность

по

проектированию

собственного

исследования,

предполагающая

выделение

целей

и

задач,

принципов

отбора

методик,

планирование

хода

исследования,

определение

ожидаемых

результатов,

оценка

реализуемости

исследования,

определение

необходимых

ресурсов.

Она

является

организационной рамкой исследования.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ

Цели педагогического опыта:

обучающая – обучение школьников методу проектов как способу учебной деятельности;

развивающая

развитие

интеллектуальных

умений:

обобщать,

анализировать,

сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

развитие учебно-познавательных умений: аргументировать, формулировать проблему,

проводить исследования, осуществлять отбор необходимой информации из литературы,

проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты,

строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы;

развитие творческих умений: оформлять свои исследования в презентационном виде

5

воспитательная

воспитание

у

обучающихся

умения

вести

познавательную

деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий (решение задач

в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.),

воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу, рефлексии.

Основные компоненты системы работы:

изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях;

подготовка учащихся к работе над учебным проектом;

привлечение

к

созданию

проектов

учащихся

по

разным

учебным

предметам,

использование межпредметных связей;

использование коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;

организация мониторинга формирования проектных умений;

диагностика уровня сформированности проектных умений;

оценка выполнения педагогических задач в результате учебного проекта;

участие в работе научно-практических конференций школьного, муниципального и

регионального уровней;

обобщение опыта работы по обучению школьников методу проектов как способу

учебной деятельности.

Методы – элементы проектной деятельности, освоенные как общешкольные (надпредметные),

соединяются

в

общее

проектное

умение

в

процессе

работы

над

проектом

на

специально

организованном уроке. Проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над

проектом.

Формы – групповое обучение под руководством учителя, самостоятельное добывание знаний

учащимися, лекции, беседы, дискуссии, практика, информационно-коммуникационные формы

занятий,

нетрадиционные

уроки,

внеклассные

мероприятия

по

предмету,

проектно-

исследовательская деятельность учащихся.

Средства

компьютеры,

мультимедийный

проектор,

интерактивная

доска,

мультимедийные

пособия, сеть Интернет, электронные учебники, библиотека электронных наглядных пособий.

Виды деятельности – формируются сначала как общеучебные, а затем как специальные

умения:

6

Мыследеятельностные:

выдвижение

идеи

(мозговой

штурм),

проблематизация,

целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск

гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода,

пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор

способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление наглядной

презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.

Коммуникативные:

слушать

и

понимать

других,

выражать

себя,

находить

компромисс,

взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.

Поисковые:

находить

информацию

по

каталогам,

проводить

контекстный

поиск,

в

гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.

Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача

информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Обоснование выбора

Метод

проектов

позволяет

решить

одну

из

самых

острых

проблем

современного

образования

-

проблему

мотивации.

Для

творческой

продуктивности

проекта

важно

сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.

Формулирование

открытого

задания

может

стать

результатом

коллективного

обсуждения

проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный

вопрос формулируют сами ученики.

реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут

выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

выполняя

проекты,

школьники

осваивают

алгоритм

проектно-

преобразовательной

деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и

применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные

способности,

самостоятельность,

ответственность,

формирование

умения

планировать

и

принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их

будущей

самостоятельной

жизни.

Выполняя

их,

учащиеся

приобретают

опыт

разрешения

реальных проблем, продвигаясь вперёд к поставленной цели.

метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.

7

Следовательно, передо мной стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли

быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы

и задачи, находить пути их решения. Проектная методика в свете требований к современному

образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к

образовательных результатам, занимает метод проектов.

Тема данной работы была выбрана и является актуальной в связи с широким внедрением и

использованием информационных технологий в учебный процесс.

Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить,

добывать

и

применять

знания,

тщательно

обдумывать

принимаемые

решения

и

чётко

планировать

действия,

эффективно

сотрудничать

в

разнообразных

по

составу

и

профилю

группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время

приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию

условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности;

созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому

свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Эта работа особенно актуальна в условиях реализации президентской образовательной

инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения.

НАУЧНОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ

Метод проектов — это организационная модель образовательной деятельности, способствующая

исследованию учащимися сложных проблем.

Проекты заставляют учащихся взять на себя

определенную роль, например:

решающий проблему

принимающий решение

исследователь

документалист

8

. Учащиеся часто берут на себя роли из реальной жизни и выполняют значимые для них

задания.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность

максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить

себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать

публично достигнутый результат.

Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой

потенциал,

проявить

себя

в

различных

видах

деятельности,

способствуют

реализации

творческих способностей, учат общаться в коллективе.

Проведение уроков в нетрадиционной форме с применением современных педагогических

технологий,

в том

числе

проектно-исследовательских,

является

мощным

инструментом

повышения

познавательной

активности

учащихся,

приучающий

их

к

самостоятельной

познавательной деятельности.

Таким образом, представляемый педагогический опыт отвечает критерию научности, так

как использует основополагающие положения современной педагогики, психологии и методики

преподавания.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Реализация

проектно-исследовательской

деятельности

на

уроках

русского

языка

и

литературы и во внеурочное время проводится с 2009 года по настоящее время.

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому

опыту являются:

устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету

положительная динамики уровня обученности

качественная динамика мотивации учебной деятельности

устойчивые навыки проектно-исследовательской деятельности

В рамках социализации личности:

развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся

осознание ценности творческого открытия учащимися

повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования

школьников

9

Нужно отметить большую заинтересованность учащихся в создании своего проекта и

более широкое и интенсивное изучение выбранной для проекта темы.

Кроме

того,

учитель-предметник

в

результате

получает

подборку

цифровых

образовательных

ресурсов

по

выбранной

теме

учебного

предмета

для

дальнейшего

использования в других классах.

Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во

внеурочное время научно-исследовательской и проектной деятельностью по разным предметам.

- В 2009 году ученица 9 класса Иванова Наташа –с докладом «Обозначение цвета в

русском языке» 2 место районное НПК «Первый шаг».

В 2009 г. Ученик Иванов Ваня -«Весна в картинках русских художников»2 место в

кустовом НПК «Первый шаг» с докладом

В 2010г. Ученик 11 класса Григорьев Петя -2 место районное НПК «Шаг в будущее с

докладом «Сравнительно-психологический анализ

эпизода дуэли в романе А.С. Пушкина

«Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В2010 г.- Николаева Даяна ученица 6 класса с докладом «Исследование имён в сказках»

3 место.

В 2013 г. Софронова Нарияна -2 место на кустовом НПк «Шаг в будущее» с докладом

««Средства выразительности в «Плаче Ярославны» в интерпретации Д.С. Лихачёва и Н.А.

Заболоцкого» по литературному памятнику «Слово о полку Игореве»

В 2013 г. Иванов Никита- 3 место на районном НПК «Первый шаг» с продолжением

доклада

«Сравнительно-психологический

анализ

эпизода

дуэли

в

романе

А.С.

Пушкина

«Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

(Приложение 1.)

НОВИЗНА ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Для

активизации

познавательной

деятельности,

интенсификации

процесса

обучения

используются

нетрадиционные формы проведения урока с привлечением межпредметных

связей.

Проектный

метод

даёт

возможность

по-новому

интерпретировать

произведение,

познакомить с новыми подходами к изучению тем, оценить и систематизировать информацию и

сделать обобщение по результатам обработки.

Практика показала, что проведение проектной деятельности требует много времени для

изучения

материалов,

компьютерного

оборудования,

освоение информационных

ресурсов,

10

поэтому её использование в урочной деятельности не позволяет в полном объёме отрабатывать

проектные

умения.

Эта

проблема

может

решаться

через

организацию

деятельности

творческогообъединенияш

педагогов

школы,

ведущих

разные

предметы

в

одном

классе.

Возможно

совместное

определение

тематики

учебных

проектов,

которые

могут

быть

осуществлены в конкретном классе в текущем учебном году. Для этого следует выявить уровень

сформированностиобщеучебных

и

проектных

умений,

выработать

единые

подходы

и

требования к организации проектной деятельности.

Для диагностики уровня развития у учащихся проектных умений используются разные

варианты способов оценки проектов. В качестве экспертов помимо учителя выступают все

участники проекта. При использовании оценивания, ориентированного на учащихся, школьники

в большей степени вовлечены в процесс оценивания, что подчеркивают и педагогические

исследования.

У школьников

развивается

чувство

контроля

над

процессом

обучения,

они

начинают видеть в себе способных и успешных учеников.

Оценка проектных умений может осуществляться и по итогам письменной рефлексии.

Возможно

сравнение

показателей,

полученных

разными

способами:

оценка

учителем

и

учащимися- экспертами, самооценка.

Таким

образом,

представляемый

педагогический

опыт

предлагает

новые

уровни

оценивания деятельности учащихся.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Технологичностьпедагогического

опыта

определяется

через

наличие

возможности

воспроизведения данного опыта и

его отдельных элементов на уроках любого учителя-

предметника. Система подготовки вопросов и заданий для проекта, карты оценивания могут

быть использованы на любом уроке или во внеурочной деятельности.

Разработано описание проекта «Сравнительно-психологический анализ эпизода дуэли в

романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени в рамках

изучения 2-ух романов.в старшей школе. (Приложение 2)

В рамках этих проектов разработаны контрольный список наблюдений за навыками

мышления, критерии оценивания презентации учащихся, таблицы: оценивание критического

мышления, оценка собственных достижений, самооценивание совместной работы, самооценка

успешности в коллективной работе. (Приложение «Оценивание в проекте» 3)

11

Учащиеся знают все этапы проектной деятельности, выполняют в группах задания,

учатся решать проблемы и представлять свой вариант в письменном и электронном виде.

Учащимисяосвоеныкомпьютерныепрограммы:

Microsoft

Office

PowerPoiht,

Microsoft

Office Publicher, Microsoft Office Exsel.

ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, Е.С.Полат выделяет следующие:

I.

Подготовка (определение темы и целей проекта.)

II.

Формирование рабочей группы.

III.

Планирование

1)

определение источников информации

2)

определение способов сбора и анализа информации

3)

определение способов представления результатов

4)

установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной

деятельности

IV.

Исследование

1)

сбор и уточнение информации

2)

решение промежуточных задач

3)

обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма»

4)

выбор оптимального варианта

5)

выбор основных инструментов: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты

V.

Формулирование результатов или выводов

1)

анализ информации,

2)

формулирование выводов

VI.

Защита проекта

1)

подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление

полученных результатов

2)

возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией

материалов, письменный отчет

VII.

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

1)

анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их

причин

2)

классификация проектов.

Проекты по продолжитнльности бывают:

12

1)

мини – проекты (несколько недель);

2)

средней продолжительности (несколько месяцев);

3)

долгосрочные (в течение года)

По количеству участников проекта:

1)

коллективные

2)

индивидуальные

3)

групповые

Работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности можно начать с

проведения

диагностики

по

изучению

интересов,

склонностей

и

проектных

умений

для

самооценки обучающихся. Для этого можно воспользоваться стандартной анкетой до начала

работы над проектом..(Приложение 4)

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание

степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности

важно

для

учителя,

работающего

над

формированием

соответствующей

компетентности

у

обучающегося.

Можно оценивать:

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

количество новой информации использованной для выполнения проекта;

степень осмысления использованной информации;

уровень сложности и степень владения использованными методиками;

оригинальность идеи, способа решения проблемы;

осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

уровень организации и проведения презентации;

творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

социальное и прикладное значение полученныхрезультато

В любом проекте могут быть использованы разработанные рекомендации к составлению

презентаций, работе в блоге, корректному использованию информации и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13

В

результате

обобщения

опыта

по

проблеме

использования

проектной

технологии делаю следующие выводы:

Необходимость применения проектной методики в современном школьном

образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к

более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной

деятельности. Нужно

отметить

большую

заинтересованность

учащихся

в

создании своего проекта и более широкое и интенсивное изучение выбранной для

проекта темы.

Кроме того, учитель-предметник в результате получает подборку цифровых

образовательных

ресурсов

по

выбранной

теме

учебного

предмета

для

дальнейшего использования в других классах. Результативностью опыта также

можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время.

Собственные наблюдения показали, чтов целом проектная методика является

эффективной

инновационной

технологией,

которая

значительно

повышает

уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень

самостоятельности

школьников,

их

толерантность,

а

также

общее

интеллектуальное развитие.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

14

1.

Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения./

«Директор школы», № 2010

2.

Новикова Т. Проектные

технологии

на уроках

и во внеурочной

деятельности.

/

«Народное образование», № 7, 2007.

3.

Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. / «Учитель», № 4, 2000.

4.

Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. / «Учитель», № 1, 2000.

5.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб.

пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Подред

Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 2016, — 224 с.

6.

«Intel» «Обучение для будущего» Проектная деятельность в информационной

образовательной среде 21 века

Приложение 1

15

Результативность педагогического опыта

- В 2009 году ученица 9 класса Иванова Наташа -3место районная НПК

«Первый шаг» с докладом «Обозначение цвета в русском языке»

В 2009 г. Ученик Иванов Ваня -2 место в кустовой НПК «Первый шаг» с

докладом «Весна в картинках русских художников».

В 2010г. Ученик 11 класса Григорьев Петя -2 место районная НПК «Шаг в

будущее с докладом «Сравнительно-психологический анализ

эпизода дуэли в

романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего

времени».

В2010 г.- Николаева Даяна ученица 6 класса с докладом «Исследование

имён в сказках». Участие.

В 2013 г. Софронова Нарияна -2 место на кустовой НПК «Шаг в будущее» с

докладом «Средства выразительности в «Плаче Ярославны» в интерпретации Д.С.

Лихачёва и Н.А. Заболоцкого» по литературному памятнику «Слово о полку

Игореве»

В 2013 г. Иванов Никита- 3 место на районной НПК «Первый шаг» с

продолжением доклада «Сравнительно-психологический анализ эпизода дуэли в

романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего

времени».

Приложение 2

16

Описание проекта

Название проекта

Исследовательский проект «Сравнительно-психологический анализ эпизода дуэли в

романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего временив

рамках изучения 2-ух романов.

Краткая аннотация проектаНа развитие каких метапредметных компетенций, УУД и

умений высокого уровня направлен проект, через что эти компетенции (умения) будут

развиваться при работе над данным проектом. Какие качества личности и ЗУНы

развивает проект.

В

проекте

участвовали

4

группы

учащихся: языковеды,

литературоведы,

писатели

и

историки. Темы, над

которыми работали учащиеся, были следующие: «История и кодекс дуэли», «Происхождение и значение имён и

фамилий», «Изобразительно-выразительные средства в 2-ух раманах» Каждая группа учащихся имела свои цели

.Во -первых, рассмотреть историю и кодекс дуэли , доказать какую роль играет дуэль в 2-ух произведених,

сопоставить причины, следствия, мотивы поведения героев в эпизодах дуэли, сравнить художественно-выразит

средства и их разнообразие в эпизодах дуэли. .Во- вторых, рассмотрели числовое построение в сцене дуэли,

сюжетно-композиционную роль произведений, исследовать имена и фамилии героев с точки зрения семантики,

этимологии, антропономики и доказать влияние имен к отчаянным поступкам. В- третьих, научились сравнивать

художественно-выразит средства и их разнообразие в эпизодах дуэли.

Работа над проектом направлена навоспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к

литературе как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русской литературе; совершенствование

речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков; обогащение словарного запаса учащихся;

развитие потребности к речевому самосовершенствованию.

Для представления результатов своих исследований учащиеся выбирают средства ИКТ (текстовый редактор,

программа создания электронных презентаций). Организация обучения в форме выполнения проекта позволяет

вырабатывать такие умения и качества как: коммуникативные умения, творчество и любознательность, умения

работать с информацией, взаимодействие и сотрудничество.

Учащиеся будут работать с различными источниками информации, проводить исследования, создавать

собственные творческие работы. Научатся, используя словари, узнавать происхождение слов.

Этапы деятельности

Подготовительный этап:

знакомство с темой проекта

организация творческих групп

знакомство учащихся с критериями оценивания промежуточной и итоговой работы

разработка плана действий каждой группы - участника проекта

Процесс обучения:

заполнение таблиц для оценивания

организация самостоятельных исследований (работа в группах)

обсуждение с учащимися формы представления полученных результатов

оформление результатов в виде презентации в соответствии с критериями

подготовка к защите презентации

защита и оценка работ в группах

Заключительный этап:

подведение итогов

оценивание работы групп

представление презентации проекта на НПК

Приложение 3

17

Оценивание критического мышления

Вопросы

Заметки

Вопросы на

уточнение

Чем отличаются дуэли в «Евгении

Онегине» и в «Герое нашего времени»?

Вопросы ,

проверяющие

предположения

Повлияла ли дуэль на дальнейшую

судьбу героев произведений?

Дальнейший ход развития дуэли

склонился бы к примирению обеих

сторон?

Да если бы посторонний

взгляд на отношения героев

был не столько коварным и

жестоким. Роль

секундантов.

Вопросы,

проверяющие

причины и

доказательства

Причина , повод дуэли в 2-ух

прозведениях.

Поведение героев перед дуэлью

Какую. Роль играли секунданты?

Какова последствие дуэли?

Вопросы о

точке зрения

или

перспективе

Какую роль играют с точки зрения

разных наук имена и фамилии героев?

Если

смотреть

с

точки

зрения этимологии их имен,

имена играют важную роль.

Оба

героя

не

прино сят

людям

счастья,

а

только

г о р е .

Г р и г о р и й

-

б о д р с т в у ю щ и й

п е р е д

дуэлью

ночью

он

не

спал,

промучился

без

сна.

С

ф о н е т и ч е с к о й

т о ч к и

зрениязвуки

наименования

Г р и г о р и й

о т р а ж а ю т

активный,

решительный

х а р а к т е р .

И

э т а

решительно сть

как

бы

я в и л о с ь

т о л ч к о м

к

отчаянным

п о с т у п к а м .

Онегин тоже решительный,

самостоятельный

гений

своих поступков.

Контрольный список наблюдений за навыками мышления

18

Фамилия, имя

учащегося

Оценивать

Обобщать

Делать

заключение

Интерпретироват

ь

Анализировать

Разрабатывать

Абстрагировать

Анализировать

перспективы

Принимать

решения

Решать проблему

Критерии оценивания презентации учащихся

I. Общий дизайн

1.

Все слайды выполнены в едином стиле, размещены в логической

последовательности

1

2.

Использование цвета

1

3.

Гиперссылки

1

4.

Текст иллюстрирован

1

II. Содержание и структура презентации

1.

Ясность целей и задач проекта

1

2.

Раскрыта тема

1

3.

Сделан вывод

1

4.

Правильное цитирование, использование ссылок на источники

1

5.

Объем информации (ключевые пункты отображаются по одному на каждом

слайде)

1

III. Текст

1.

Текст легко читается

1

2.

Расположение информации на странице (главная в центре экрана, надпись

под картинкой)

1

3.

Шрифты (для заголовков – не мене 24, для информации – не менне18, не

смешивать шрифты)

1

4.

Нет орфографических ошибок

1

IV. Диаграммы и рисунки, эффекты

1.

1

Изображения привлекательны, интересны и соответствуют содержанию

1

2.

2

Изображения не накладываются на текст

1

3.

3

Применение эффектов целесообразно

1

V. Списки и таблицы

19

1.

1

Списки выстроены и размещены корректно

1

2.

2

Таблицы выстроены и размещены корректно

1

VI. Проведение защиты презентации

1.

1

Уверенная манера поведения презентатора: поза, осанка, жестикуляция,

мимика

от 1

до 3

2.

2

Громкость и тембр голоса, чистота и выразительность речи, интонирование,

темп речи

от 1

до 3

3.

3

Постоянство контакта с аудиторией

от 1

до 3

4.

4

Грамматическая правильность речи

от 1

до 3

Оценка собственных достижений

замечательно

хорошо

я мог бы

сделать лучше

Я подобрал материалы к

нашей презентации

Я подобрал иллюстрации к

тексту презентации

Я оформлял с помощью

ИКТ наработки нашей

группы

Я соблюдал график работы

над проектом

Я принимал активное

участие на всех этапах

работы над проектом

Я работал со словарями

Я переводил тексты на

русский язык с украинского

и белорусского

Я предложил варианты,

разработал примеры для

выполнения заданий

Я использую идеи и

предложения других

участников группы в

работе

Я сотрудничал с

одноклассниками,

оказывая им посильную

помощь

20

Я наблюдал за собой в

процессе работы над

проектом, понял, какие

стратегии в обучении

помогают мне больше всего

в том, чтобы стать

успешным учеником

ФИ__________________________

Самооценивание совместной работы

Примеры того, что я

предложил при

планировании работы в

группе:

Примеры моих идей,

которые помогли

проекту:

Что я узнал из этого

проекта:

Что я буду использовать

при работе над другим

проектом:

Мне понравилось (не

понравилось) работать в

группе, потому что…

Кроме группы, в

которой я работал, в

ходе проекта я еще

контактировал

21

Приложение 4

Анкета для выявления проектных умений

Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3

– умею; 2 – иногда получается; 1 – чаще не получается; 0 – не умею

Ф.И. ученика, класс_______________________________________________

Учебный проект __________________________________________________

Проектные умения

Начало

проекта

Окончание

проекта

1. Формулировать проблему

2. Ставить цель

3. Ставить задачи

4. Выбирать методы и способы решения задач

5. Планировать работу

6. Организовать работу группы

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать

мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую

точку зрения и др.

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые»

стороны

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта



В раздел образования