Напоминание

«Особенности использования инновационных технологий в работе с родителями дошкольников при реализации ФГОС ДОО»


Автор: Захарченко Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 9
Населённый пункт: станицы Варениковской Крымского района Краснодарского края
Наименование материала: сообщение из опыта работы
Тема: «Особенности использования инновационных технологий в работе с родителями дошкольников при реализации ФГОС ДОО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Особенности использования инновационных технологий в работе с

родителями дошкольников при реализации ФГОС ДОО»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение

психологической защищенности, поддержки.

Это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для

подражания,

здесь

происходит

его

социальное

рождение.

И

если

мы

хотим

вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему :

детский сад, семья, общественность.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не

находят

отзыва

в

душе

родителей

и

не

дают

желаемого

результата.

Идея

недостаточности

традиционных

форм

работы

с

родителями

и

необходимости

целенаправленного

образования

родителей

с

целью

повышения

их

функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с

педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и

специалистами: педагогами, психологами.

Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и

детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и

родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории

современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни

ребёнка

в

детском

саду?

Как

создать

условия,

чтобы

родители

желали

сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания;

как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения

приносили пользу и для детского сада, и для детей? В связи с этим перед нами

стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического

процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула: ДЕТИ + СЕМЬЯ

+ ДЕТСКИЙ САД = СОТРУДНИЧЕСТВО

Ребенок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И

поэтому главная цель работы педагогов с родителями - достигать взаимодействия,

согласия в воспитании общей культуры обучающихся, в создании эмоционально-

благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности, как

традиционными, так и инновационными формами работы.

Закон «Об

образовании

в

Российской

Федерации» статья

44

гласит,

что родители являются первыми педагогами, а дошкольное учреждение оказывает

им помощь в воспитании и развитии ребенка.

Изменения,

происходящие

сегодня

в

сфере

дошкольного

образования,

направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во

многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.

Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении

семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП,

подразумевающего взаимодействие,

сотрудничество

между

педагогами

ДОУ

и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

В рамках ФГОС ДО,

учитывая

требования к взаимодействию ДОУ с

семьей,

используются

инновационные

формы

и

методы

взаимодействия

родителей с воспитанниками.

Вся работа

по взаимодействию с родителями

строится по трем направлениям. Это:

1.

Информационно

аналитическое

направление:

анкетирование,

почтовый ящик, электронную почту родителей.

С

целью

изучения

семьи,

выяснения

образовательных

потребностей

родителей,

для выявления

предпочтений провела

анкетирование. Позднее

выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность,

отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители

активисты,

которые

умеют

и

с

удовольствием

участвуют

в

воспитательно-образовательном

процессе,

видят

ценность

любой

работы

воспитателя, направленной на развитие творческих способностей детей-15%

Родители

исполнители,

которые

принимают

участие

в

совместной

деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности-45%;

Родители – наблюдатели.

Это родители, которые являются сторонними

наблюдателями

педагогического

процесса,

не

желающие

участвовать

в

мероприятиях-40%. На основе собранных данных, проанализировала специфику

семьи, общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга,

обдумала

способы

общения с родителями. Определила для себя критерий,

который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Этот

критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей

на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций;

присутствие

родителей

на

детских

праздниках,

но

и

участие

родителей

в

подготовке

и

проведении

совместных

мероприятий,

помощь

родителей

в

оснащении педагогического процесса.

2. Информационно-познавательное направление

Главной целью в этом направлении стала цель обогащения родителей

знаниями

в

вопросах

развития

детей

дошкольного

возраста.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

ДО

определяет

принцип

партнерского взаимодействия с родителями воспитанников, ориентируя их на

участие в реализации программы ДОУ в формате не привычного нам понятия

«работы с родителями» и даже не взаимодействия, а сотрудничества. В связи с

этими изменениями очень важен поиск эффективных форм взаимодействия с

семьей. Использую в своей работе информационно-коммуникативные технологии.

Эта

технология

доступна

к

различным

информационным

источникам

(электронным,

печатным

и

др.)

Средства

информационно-коммуникативных

технологий

помогают

разнообразить

формы

поддержки

образовательного

процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников.

На официальном сайте МБДОУ детского сада № 9, размещается необходимая

информация,

преимущественно

консультационные

материалы

по

разным

направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов,

рекомендации

воспитателя

и

др.

При

работе

с

сайтом

учитываются

нормы

Федерального закона от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Не

выкладываются

личные

фотографии

детей,

персональные

сведения

о

воспитанниках и родителях без их согласия.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует

отметить

электронную

почту родителей.

Современные родители мало

стали

обращать

внимание

на информационные папки-передвижки

в

группах,

редко

замечают объявления, пока воспитатель не обратит на это внимание. Несмотря на

свою занятость, проверить электронную почту, родители всегда найдут время.

Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с

семьями

воспитанников.

По

электронной

почте

им

рассылается

текущая

информация: срочные новости группы, приглашения на родительские собрания и

другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников,

фотографии детей в детском саду и др.

О д н о й

и з инновационных

форм являет ся

про ектный

м е т од ,

рассматриваемый

как

особый

механизм взаимодействия

семьи

и

ДОО. Родители могут

быть

не

только

источниками информации,

реальной

помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и

также

стать

непосредственными

участниками

образовательного

процесса,

научиться работать в «команде», развивать партнерские отношения, обогащать

свой педагогический опыт.

«Видео

гостиная» –

еще

одна инновационная

форма

взаимодействия

с

родителями. В течение года ведется видеозапись разных видов деятельности:

игровой,

двигательной,

изобразительной,

трудовой,

познавательно-

исследовательской,

коммуникативной,

самообслуживания,

кото р а я

демонстрируется родителям на родительских собраниях. С помощью фотосъемки

представлены интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду.

Для повышения педагогической компетентности родителей также

используются:

-родительские собрания в форме круглого стола,

-деловые игры,

-заседание родительского клуба,

-мастер-классы,

-семинары-практикумы,

-конференции,

-форумы,

-видео-презентации,

-участие

родителей

(законных

представителей)

воспитанников

в

образовательной деятельности,

-совместное создание предметно – пространственной развивающей среды;

- индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей,

- памятки, буклеты, рекомендации и т. д.) ,

-

использование

сети

Интернет

для

обсуждения

острых

вопросов

и

распространения информации;

-информационный стенд для родителей.

3. Досуговое направление

Целью данных мероприятий является координация действий родительской

общественности

и

педагогического

коллектива

по

вопросам

образования,

воспитания,

оздоровления

и

развития

воспитанников.

До суговые

формы организации

общения

призваны устанавливать теплые

неформальные

отношения

между

педагогами

и

родителями,

а также более

доверительные

отношения между родителями и детьми.

В результате использования инновационных форм и методов взаимодействия

с родителями воспитанников педагоги смогут:

повысить

уровень

воспитательно-образовательной

деятельности

родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они станут активными участниками

творческо-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками;

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов;

появится возможность реализации единой программы воспитания и

развития ребенка в ДОУ и семье;

реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и

детском саду.

Таким образом, использование инновационных форм и

взаимодействия

воспитателей

с

семьей

способствует

повышению

эффективности

работы

с

родителями. Использование этих форм в работе оправдано, необходимо и должно

получить еще большее распространение в дошкольных учреждениях. Только в

гармоничном

взаимодействии

детского

сада

и

семьи

можно

достигнуть

положительных результатов.



В раздел образования