Автор: Захарченко Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 9
Населённый пункт: станицы Варениковской Крымского района Краснодарского края
Наименование материала: сообщение из опыта работы
Тема: «Особенности использования инновационных технологий в работе с родителями дошкольников при реализации ФГОС ДОО»
Раздел: дошкольное образование
«Особенности использования инновационных технологий в работе с
родителями дошкольников при реализации ФГОС ДОО»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение
психологической защищенности, поддержки.
Это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для
подражания,
здесь
происходит
его
социальное
рождение.
И
если
мы
хотим
вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему :
детский сад, семья, общественность.
Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не
находят
отзыва
в
душе
родителей
и
не
дают
желаемого
результата.
Идея
недостаточности
традиционных
форм
работы
с
родителями
и
необходимости
целенаправленного
образования
родителей
с
целью
повышения
их
функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с
педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и
специалистами: педагогами, психологами.
Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и
детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и
родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории
современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни
ребёнка
в
детском
саду?
Как
создать
условия,
чтобы
родители
желали
сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания;
как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения
приносили пользу и для детского сада, и для детей? В связи с этим перед нами
стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического
процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула: ДЕТИ + СЕМЬЯ
+ ДЕТСКИЙ САД = СОТРУДНИЧЕСТВО
Ребенок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И
поэтому главная цель работы педагогов с родителями - достигать взаимодействия,
согласия в воспитании общей культуры обучающихся, в создании эмоционально-
благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности, как
традиционными, так и инновационными формами работы.
Закон «Об
образовании
в
Российской
Федерации» статья
44
гласит,
что родители являются первыми педагогами, а дошкольное учреждение оказывает
им помощь в воспитании и развитии ребенка.
Изменения,
происходящие
сегодня
в
сфере
дошкольного
образования,
направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во
многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.
Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении
семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП,
подразумевающего взаимодействие,
сотрудничество
между
педагогами
ДОУ
и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
В рамках ФГОС ДО,
учитывая
требования к взаимодействию ДОУ с
семьей,
используются
инновационные
формы
и
методы
взаимодействия
родителей с воспитанниками.
Вся работа
по взаимодействию с родителями
строится по трем направлениям. Это:
1.
Информационно
–
аналитическое
направление:
анкетирование,
почтовый ящик, электронную почту родителей.
С
целью
изучения
семьи,
выяснения
образовательных
потребностей
родителей,
для выявления
предпочтений провела
анкетирование. Позднее
выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность,
отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители
–
активисты,
которые
умеют
и
с
удовольствием
участвуют
в
воспитательно-образовательном
процессе,
видят
ценность
любой
работы
воспитателя, направленной на развитие творческих способностей детей-15%
Родители
–
исполнители,
которые
принимают
участие
в
совместной
деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности-45%;
Родители – наблюдатели.
Это родители, которые являются сторонними
наблюдателями
педагогического
процесса,
не
желающие
участвовать
в
мероприятиях-40%. На основе собранных данных, проанализировала специфику
семьи, общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга,
обдумала
способы
общения с родителями. Определила для себя критерий,
который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Этот
критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей
на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций;
присутствие
родителей
на
детских
праздниках,
но
и
участие
родителей
в
подготовке
и
проведении
совместных
мероприятий,
помощь
родителей
в
оснащении педагогического процесса.
2. Информационно-познавательное направление
Главной целью в этом направлении стала цель обогащения родителей
знаниями
в
вопросах
развития
детей
дошкольного
возраста.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
ДО
определяет
принцип
партнерского взаимодействия с родителями воспитанников, ориентируя их на
участие в реализации программы ДОУ в формате не привычного нам понятия
«работы с родителями» и даже не взаимодействия, а сотрудничества. В связи с
этими изменениями очень важен поиск эффективных форм взаимодействия с
семьей. Использую в своей работе информационно-коммуникативные технологии.
Эта
технология
доступна
к
различным
информационным
источникам
(электронным,
печатным
и
др.)
Средства
информационно-коммуникативных
технологий
помогают
разнообразить
формы
поддержки
образовательного
процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников.
На официальном сайте МБДОУ детского сада № 9, размещается необходимая
информация,
преимущественно
консультационные
материалы
по
разным
направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов,
рекомендации
воспитателя
и
др.
При
работе
с
сайтом
учитываются
нормы
Федерального закона от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Не
выкладываются
личные
фотографии
детей,
персональные
сведения
о
воспитанниках и родителях без их согласия.
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует
отметить
электронную
почту родителей.
Современные родители мало
стали
обращать
внимание
на информационные папки-передвижки
в
группах,
редко
замечают объявления, пока воспитатель не обратит на это внимание. Несмотря на
свою занятость, проверить электронную почту, родители всегда найдут время.
Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с
семьями
воспитанников.
По
электронной
почте
им
рассылается
текущая
информация: срочные новости группы, приглашения на родительские собрания и
другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников,
фотографии детей в детском саду и др.
О д н о й
и з инновационных
форм являет ся
–
про ектный
м е т од ,
рассматриваемый
как
особый
механизм взаимодействия
семьи
и
ДОО. Родители могут
быть
не
только
источниками информации,
реальной
помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и
также
стать
непосредственными
участниками
образовательного
процесса,
научиться работать в «команде», развивать партнерские отношения, обогащать
свой педагогический опыт.
«Видео
гостиная» –
еще
одна инновационная
форма
взаимодействия
с
родителями. В течение года ведется видеозапись разных видов деятельности:
игровой,
двигательной,
изобразительной,
трудовой,
познавательно-
исследовательской,
коммуникативной,
самообслуживания,
кото р а я
демонстрируется родителям на родительских собраниях. С помощью фотосъемки
представлены интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Для повышения педагогической компетентности родителей также
используются:
-родительские собрания в форме круглого стола,
-деловые игры,
-заседание родительского клуба,
-мастер-классы,
-семинары-практикумы,
-конференции,
-форумы,
-видео-презентации,
-участие
родителей
(законных
представителей)
воспитанников
в
образовательной деятельности,
-совместное создание предметно – пространственной развивающей среды;
- индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей,
- памятки, буклеты, рекомендации и т. д.) ,
-
использование
сети
Интернет
для
обсуждения
острых
вопросов
и
распространения информации;
-информационный стенд для родителей.
3. Досуговое направление
Целью данных мероприятий является координация действий родительской
общественности
и
педагогического
коллектива
по
вопросам
образования,
воспитания,
оздоровления
и
развития
воспитанников.
До суговые
формы организации
общения
призваны устанавливать теплые
неформальные
отношения
между
педагогами
и
родителями,
а также более
доверительные
отношения между родителями и детьми.
В результате использования инновационных форм и методов взаимодействия
с родителями воспитанников педагоги смогут:
•
повысить
уровень
воспитательно-образовательной
деятельности
родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они станут активными участниками
творческо-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками;
•
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
•
объединить усилия для развития и воспитания детей;
•
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов;
•
появится возможность реализации единой программы воспитания и
развития ребенка в ДОУ и семье;
•
реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и
детском саду.
Таким образом, использование инновационных форм и
взаимодействия
воспитателей
с
семьей
способствует
повышению
эффективности
работы
с
родителями. Использование этих форм в работе оправдано, необходимо и должно
получить еще большее распространение в дошкольных учреждениях. Только в
гармоничном
взаимодействии
детского
сада
и
семьи
можно
достигнуть
положительных результатов.