Автор: Кричигина Наталья Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №117"
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Осень"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
НОД по развитию речи в подготовительной группе
ТЕМА: составление описательного рассказа на тему
« ОСЕНЬ « по плану - схеме
ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа
на тему « ОСЕНЬ» с опорой на схемы.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩАЯ.
. Закрепление представлений об осени и её приметах.
. Расширение и активизация словаря по теме» ОСЕНЬ».
РАЗВИВАЮЩАЯ.
. Развитие связной речи, внимания, памяти ,логического мышления.
. Развитие координации движений с речью.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.
. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей
природе.
. Показать уникальность природы осенью.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
. Рассматривание картины И.И.ЛЕВИТАНА « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».
. Беседа на тему « Осень».
. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок , пословиц.
. Экскурсии в парк.
. Наблюдение на прогулке.
. Выставки детских рисунков.
. Конкурс поделок из природного материала. 1
. Чтение произведений В.А.Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой»,
В.М. Гаршина « Лягушка-путешественница», И.Соколова - Микитова
«Улетают журавли».
. Просмотр Д.В.Д.
. Коллективный труд « Уборка участка от сухих листьев.
. Сочинение и отправка письма на телевидение.
ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, шишки, бумажные листочки на каждого
ребёнка, магнитофон, телефон, картинки с изображением солнца ,тучи,
ветра, гнездо, перо ,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, осенняя
полянка, микрофон.
РИТУАЛ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ.
( дети стоят в кругу.)
Доброе утро солнце.
Мы тебе рады.
Все мы проснулись,
Вместе собрались.
ИГРА « НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Пальчиковая игра « НАСТРОЕНИЕ».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Звонок по телефону воспитателю с телевидения.
Сообщение о том, что они получили наше письмо и если дети согласны, то
мы примем участие в конкурсе на лучшее составление описательного
рассказа об осени (ответы детей).
Воспитатель:
Если на деревьях - листья пожелтели,
Если в край далёкий - птицы улетели, 2
Если небо хмурое,
Если дождик льётся,
Это время года Осенью зовётся.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Закрепление представлений об осени и её приметах.
Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться к осенней полянке. Нас там ждёт
много интересного. Мы пойдём по дорожке, будем собирать шишки и
складывать их в корзину называя слова, которые отвечают на вопрос « Какая
бывает осень?» ( ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая и т.д.)
ИГРА « Какая осень?»
( каждая шишка – слово)
Воспитатель: как много шишек вы собрали! А чем ещё покрыта земля
осенью ?
Дети: листьями, шишками, хвоёй, сухой травой.
Воспитатель: как вы думаете, нам всё это может пригодиться ?
Дети: да, это природный материал из него можно делать разные поделки.
Воспитатель: первая наша остановка на полянке - « Солнечная»
Как светит и греет солнце осенью?
Дети: солнце светит, но греет слабо, потому что закрыто тучами.
ИГРА на развитие внимания »Солнце, ветер и туча»
Воспитатель: давайте поиграем в игру
( если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы
закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).
Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что то очень интересное.
Давайте подойдём и посмотрим.
3
Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»
Дети: это гнездо и перо.
Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?
Дети: о птицах.
Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной
возвращаются? (перелётные).
Воспитатель: почему они улетают?
Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.
Воспитатель: каких перелётных птиц, вы знаете?
ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО»
Воспитатель: все ли птицы долетят до тёплых краёв?
Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности..
Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?
« БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)
Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.
В стакан с молоком бросим маленький камушек.
Вы видите камушек? Дети – нет.
Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.
Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?
Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.
Воспитатель: следующая наша остановка « Осенняя»
Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос «
Что делает?», « Что делают?»
1.Солнце (что делает?)— светит, греет…..
2.Туча (что делает?)— закрывает, плывёт…. 4
3.Ветер (что делает?)— дует, гонит, завывает и т.д.
4.Насекомые ( что делают?)— прячутся, зарываются.
5. Птицы (что делают?)— улетают, машут, летят, кричат и т.д.
6.Люди (что делают?) - собирают, надевают, убирают.
6.Животные (что делают?)- готовятся, меняют, засыпают.
7.Листья ( что делают?)- падают, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят,
облетают.
Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»
Воспитатель: что это за художник пришёл без красок и без кисти, а
разукрасил нам все листья? Дети (осень).
Воспитатель: как можно одним словом, назвать - какими стали листья
осенью?
Дети: разноцветными
Воспитатель: как называется природное явление, когда падают листья?
Дети: листопад
Воспитатель: что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на
зиму? (ответы детей).
Звучит музыка.
III.Проведение динамической паузы
Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать
стихотворение, и выполнять движения.
Листья осенние тихо кружатся.
(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны).
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(приседают)
И под ногами шуршат, шелестят. 5
(движение руками вправо, влево).
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаются, кружатся).
Игра на развитие фонематического слуха.
Назови слова со звуком Ж ( кружатся, ложатся, закружиться)
Назови слова со звуком Ш ( шуршат, шелестят)
Разделите эти слова на слоги хлопками.
Воспитатель: ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы
сочинили музыку об осени? ( ответы детей)
-А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Осень? (
ответы детей)
-А вот какими бы вы были писателями, и какой рассказ об осени вы бы
написали - мы сейчас и услышим.
IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ
Воспитатель: мы сегодня участвуем в конкурсе на лучшее составление
описательного рассказа. Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про
осень, т.е. составьте рассказ.
Дети составляют рассказ - описание по схемам.
Образец рассказа.
Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, хмурое, покрыто
тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад.
К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта разноцветными листьями.
Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.
Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка
готовит запасы на зиму. Медведь и ёж впадают в зимнюю спячку. Люди
собирают урожай, делают заготовки на зиму, надевают тёплую,
непромокаемую одежду. Осенью можно играть с листьями, собирать
природный материал и делать разные поделки.
6
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: вот какая у нас замечательная осень! Вы все хорошо отвечали
на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. И я
хочу вам на память подарить осенние листья и настоящий микрофон для
сюжетно-ролевой игры «Телевидение».
7
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Кричигина Наталья Григорьевна МБДОУ № 117 воспитатель г.Новокузнецк
ТЕМА: составление описательного рассказа на тему
« Весна « по плану - схеме
ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа
на тему « Весна » с опорой на схемы.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩАЯ.
. Закрепление представлений о весне и её приметах.
. Расширение и активизация словаря по теме» Весна».
РАЗВИВАЮЩАЯ.
. Развитие связной речи, внимания, памяти ,логического мышления,
фонематического слуха.
. Развитие координации движений с речью.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.
. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей
природе.
. Показать уникальность природы весной.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
. Рассматривание картины Алексея Кондратьевича Саврасова
« Грачи прилетели».
. Беседа на тему « К нам весна шагает ».
. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок ,пословиц.
. Экскурсии в парк.
. Наблюдение на прогулке.
. Выставки детских рисунков.
. Конкурс поделок из природного материала.
Чтение произведений - Георгия Скребицкого "Сказка о Весне",
Художник-Весна ("Четыре художника"), русской народной сказки
«Ручей и камень», Виталия Бианки "Весна" (из сказки-рассказа "Синичкин
календарь"),» Весна» ( из сказки-рассказа «Синичкин календарь» )
Владимира Сутеева "Как зима кончилась"
. Просмотр Д.В.Д. «Планета Земля» ,»Насекомые»
. Коллективная посадка семян цветов для высадки на участке.
. Лепка насекомых
. Оформление коллективной работы «Скворцы прилетели»
. Оформление коллективного панно «Вена идёт, весне дорогу!»
( (в технике оригами).
ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, бумажные зелёные листочки на каждого
ребёнка, картинки с изображением солнца ,тучи, ветра, гнездо, перо
,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, весенняя полянка.
РИТУАЛ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ.
( дети стоят в кругу)
Доброе утро солнце.
Мы тебе рады.
Все мы проснулись,
Вместе собрались.
ИГРА « НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Пальчиковая игра « НАСТРОЕНИЕ».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей
Если стал теплее вечер
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит к нам пришла (весна ) Е.Карганова.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Закрепление представлений о весне и её приметах.
Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться по весенней полянке. Нас там
ждёт много интересного. Мы пойдём по дорожке, будем собирать
природный материал и складывать его в корзину, называя слова, которые
отвечают на вопрос « Какая бывает весна?» ( ранняя, поздняя, пасмурная,
дождливая, хмурая, солнечная и т.д.)
ИГРА « Какая весна?» ( каждый листочек, палочка и т.д. – слово)
Воспитатель: как много природного материала вы собрали! Так чем же,
покрыта земля весной ?
Дети: листьями, шишками, хвоёй, травой, веточками.
Воспитатель: как вы думаете, нам всё это может пригодиться ?
Дети: да, из природного материала можно делать разные поделки.
Воспитатель: первая наша остановка на полянке - « Солнечная»
Как светит и греет солнце весной?
Дети: солнце светит ярко, пригревает, день становиться длиннее, а ночь
короче.
ИГРА на развитие внимания »Солнце, ветер и туча»
Воспитатель: давайте поиграем в игру
( если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы
закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).
Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что- то очень интересное.
Давайте подойдём и посмотрим.
Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»
Дети: это гнездо и перо.
Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?
Дети: о птицах.
Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной
возвращаются? (перелётные).
Воспитатель: почему они улетают?
Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.
Воспитатель: почему птицы весной к нам возвращаются?
Дети: чтобы вить гнёзда, выводить птенцов, насекомые уже проснулись.
Воспитатель: каких перелётных птиц, вы знаете?
ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО» ( называем птиц)
Воспитатель: все ли птицы вернулись обратно?
Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности.
Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?
« БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)
Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.
В стакан с молоком бросим маленький камушек.
Вы видите камушек? Дети – нет.
Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.
Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?
Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.
Воспитатель: следующая наша остановка « Весенняя»
Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос «
Что делает?», « Что делают?»
1.Солнце (что делает?)— светит, греет, всходит.
2.Туча (что делает?)— закрывает, плывёт. 4
3.Ветер (что делает?)— дует, гонит, завывает.
4.Насекомые ( что делают?)— прячутся, летают, ползают.
5. Птицы (что делают?)— летают, машут, клюют, кричат и т.д.
6.Люди (что делают?) – садят, поливают, копают , надевают.
6.Животные (что делают?)- просыпаются, меняют, охотятся и т.д.
7.Листья ( что делают?)- распускаются, зеленеют, вырастают.
Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»
Воспитатель: что это за художница, пришла без красок и без кисти, а
разукрасила нам в зелёный цвет все листья? Дети (весна).
Воспитатель: что будет, если листья на деревьях весной не вырастут
(ответы детей)
Воспитатель: Что растениям необходимо для роста, чтобы они всегда
радовали нас своей красотой .
Дети: вода, свет, земля, тепло.
III.Проведение динамической паузы « Веснянка»
Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать
стихотворение и выполнять движения.
Солнышко, солнышко, золотое донышко
Гори, гори ясно чтобы не погасло
(дети идут по кругу взявшись за руки)
Побежал в саду ручей ( бегут друг за другом по кругу)
прилетело сто грачей ( летят по кругу)
А сугробы тают ,тают (медленно приседают)
А цветочки подрастают (тянуться на цыпочках, руки)
Игра на развитие фонематического слуха
Разделите эти слова на слоги хлопками.
Грач, солнышко, ручей, цветочки, сугробы.
Воспитатель: ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы
сочинили музыку о весне? ( ответы детей)
-А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Весну?
( ответы детей)
-А вот какими бы вы были писателями, и какой рассказ о весне вы бы
написали - мы сейчас и услышим.
IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ
Воспитатель: Внимательно посмотрите на схемы и составьте рассказ о весне.
Дети составляют рассказ - описание по схемам.
Образец рассказа.
Весной ярко светит солнце. День становится длиннее, а ночь короче. По небу
плывут белые, воздушные облака. Земля покрыта зелёной травой. На
деревьях распускаются зелёные листочки. Возвращаются из тёплых краёв
перелётные птицы-грачи, ласточки, скворцы, стрижи. Люди надевают
весеннюю одежду. Работают в садах и огородах. Животные медведь и ёжик
проснулись после зимней спячки. Заяц меняет белую шубку на серую, а белка
с серой на рыжую. Весной можно пускать кораблики, прыгать на скакалке,
играть в мяч. Я люблю весну. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: вот какая у нас замечательная весна! Вы все хорошо отвечали
на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными.
Молодцы !