Напоминание

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Осень"


Автор: Кричигина Наталья Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №117"
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Осень"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

НОД по развитию речи в подготовительной группе

ТЕМА: составление описательного рассказа на тему

« ОСЕНЬ « по плану - схеме

ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа

на тему « ОСЕНЬ» с опорой на схемы.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩАЯ.

. Закрепление представлений об осени и её приметах.

. Расширение и активизация словаря по теме» ОСЕНЬ».

РАЗВИВАЮЩАЯ.

. Развитие связной речи, внимания, памяти ,логического мышления.

. Развитие координации движений с речью.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.

. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей

природе.

. Показать уникальность природы осенью.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

. Рассматривание картины И.И.ЛЕВИТАНА « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».

. Беседа на тему « Осень».

. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок , пословиц.

. Экскурсии в парк.

. Наблюдение на прогулке.

. Выставки детских рисунков.

. Конкурс поделок из природного материала. 1

. Чтение произведений В.А.Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой»,

В.М. Гаршина « Лягушка-путешественница», И.Соколова - Микитова

«Улетают журавли».

. Просмотр Д.В.Д.

. Коллективный труд « Уборка участка от сухих листьев.

. Сочинение и отправка письма на телевидение.

ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, шишки, бумажные листочки на каждого

ребёнка, магнитофон, телефон, картинки с изображением солнца ,тучи,

ветра, гнездо, перо ,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, осенняя

полянка, микрофон.

РИТУАЛ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ.

( дети стоят в кругу.)

Доброе утро солнце.

Мы тебе рады.

Все мы проснулись,

Вместе собрались.

ИГРА « НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Пальчиковая игра « НАСТРОЕНИЕ».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Звонок по телефону воспитателю с телевидения.

Сообщение о том, что они получили наше письмо и если дети согласны, то

мы примем участие в конкурсе на лучшее составление описательного

рассказа об осени (ответы детей).

Воспитатель:

Если на деревьях - листья пожелтели,

Если в край далёкий - птицы улетели, 2

Если небо хмурое,

Если дождик льётся,

Это время года Осенью зовётся.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Закрепление представлений об осени и её приметах.

Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться к осенней полянке. Нас там ждёт

много интересного. Мы пойдём по дорожке, будем собирать шишки и

складывать их в корзину называя слова, которые отвечают на вопрос « Какая

бывает осень?» ( ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая и т.д.)

ИГРА « Какая осень?»

( каждая шишка – слово)

Воспитатель: как много шишек вы собрали! А чем ещё покрыта земля

осенью ?

Дети: листьями, шишками, хвоёй, сухой травой.

Воспитатель: как вы думаете, нам всё это может пригодиться ?

Дети: да, это природный материал из него можно делать разные поделки.

Воспитатель: первая наша остановка на полянке - « Солнечная»

Как светит и греет солнце осенью?

Дети: солнце светит, но греет слабо, потому что закрыто тучами.

ИГРА на развитие внимания »Солнце, ветер и туча»

Воспитатель: давайте поиграем в игру

( если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы

закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).

Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что то очень интересное.

Давайте подойдём и посмотрим.

3

Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»

Дети: это гнездо и перо.

Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?

Дети: о птицах.

Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной

возвращаются? (перелётные).

Воспитатель: почему они улетают?

Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.

Воспитатель: каких перелётных птиц, вы знаете?

ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО»

Воспитатель: все ли птицы долетят до тёплых краёв?

Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности..

Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?

« БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)

Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.

В стакан с молоком бросим маленький камушек.

Вы видите камушек? Дети – нет.

Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.

Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?

Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.

Воспитатель: следующая наша остановка « Осенняя»

Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос «

Что делает?», « Что делают?»

1.Солнце (что делает?)— светит, греет…..

2.Туча (что делает?)— закрывает, плывёт…. 4

3.Ветер (что делает?)— дует, гонит, завывает и т.д.

4.Насекомые ( что делают?)— прячутся, зарываются.

5. Птицы (что делают?)— улетают, машут, летят, кричат и т.д.

6.Люди (что делают?) - собирают, надевают, убирают.

6.Животные (что делают?)- готовятся, меняют, засыпают.

7.Листья ( что делают?)- падают, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят,

облетают.

Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»

Воспитатель: что это за художник пришёл без красок и без кисти, а

разукрасил нам все листья? Дети (осень).

Воспитатель: как можно одним словом, назвать - какими стали листья

осенью?

Дети: разноцветными

Воспитатель: как называется природное явление, когда падают листья?

Дети: листопад

Воспитатель: что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на

зиму? (ответы детей).

Звучит музыка.

III.Проведение динамической паузы

Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать

стихотворение, и выполнять движения.

Листья осенние тихо кружатся.

(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны).

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(приседают)

И под ногами шуршат, шелестят. 5

(движение руками вправо, влево).

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаются, кружатся).

Игра на развитие фонематического слуха.

Назови слова со звуком Ж ( кружатся, ложатся, закружиться)

Назови слова со звуком Ш ( шуршат, шелестят)

Разделите эти слова на слоги хлопками.

Воспитатель: ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы

сочинили музыку об осени? ( ответы детей)

-А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Осень? (

ответы детей)

-А вот какими бы вы были писателями, и какой рассказ об осени вы бы

написали - мы сейчас и услышим.

IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ

Воспитатель: мы сегодня участвуем в конкурсе на лучшее составление

описательного рассказа. Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про

осень, т.е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ - описание по схемам.

Образец рассказа.

Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, хмурое, покрыто

тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад.

К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта разноцветными листьями.

Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.

Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка

готовит запасы на зиму. Медведь и ёж впадают в зимнюю спячку. Люди

собирают урожай, делают заготовки на зиму, надевают тёплую,

непромокаемую одежду. Осенью можно играть с листьями, собирать

природный материал и делать разные поделки.

6

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: вот какая у нас замечательная осень! Вы все хорошо отвечали

на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. И я

хочу вам на память подарить осенние листья и настоящий микрофон для

сюжетно-ролевой игры «Телевидение».

7

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Кричигина Наталья Григорьевна МБДОУ № 117 воспитатель г.Новокузнецк

ТЕМА: составление описательного рассказа на тему

« Весна « по плану - схеме

ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа

на тему « Весна » с опорой на схемы.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩАЯ.

. Закрепление представлений о весне и её приметах.

. Расширение и активизация словаря по теме» Весна».

РАЗВИВАЮЩАЯ.

. Развитие связной речи, внимания, памяти ,логического мышления,

фонематического слуха.

. Развитие координации движений с речью.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.

. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей

природе.

. Показать уникальность природы весной.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

. Рассматривание картины Алексея Кондратьевича Саврасова

« Грачи прилетели».

. Беседа на тему « К нам весна шагает ».

. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок ,пословиц.

. Экскурсии в парк.

. Наблюдение на прогулке.

. Выставки детских рисунков.

. Конкурс поделок из природного материала.

Чтение произведений - Георгия Скребицкого "Сказка о Весне",

Художник-Весна ("Четыре художника"), русской народной сказки

«Ручей и камень», Виталия Бианки "Весна" (из сказки-рассказа "Синичкин

календарь"),» Весна» ( из сказки-рассказа «Синичкин календарь» )

Владимира Сутеева "Как зима кончилась"

. Просмотр Д.В.Д. «Планета Земля» ,»Насекомые»

. Коллективная посадка семян цветов для высадки на участке.

. Лепка насекомых

. Оформление коллективной работы «Скворцы прилетели»

. Оформление коллективного панно «Вена идёт, весне дорогу!»

( (в технике оригами).

ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, бумажные зелёные листочки на каждого

ребёнка, картинки с изображением солнца ,тучи, ветра, гнездо, перо

,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, весенняя полянка.

РИТУАЛ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ.

( дети стоят в кругу)

Доброе утро солнце.

Мы тебе рады.

Все мы проснулись,

Вместе собрались.

ИГРА « НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Пальчиковая игра « НАСТРОЕНИЕ».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель:

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей

Если стал теплее вечер

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла (весна ) Е.Карганова.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Закрепление представлений о весне и её приметах.

Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться по весенней полянке. Нас там

ждёт много интересного. Мы пойдём по дорожке, будем собирать

природный материал и складывать его в корзину, называя слова, которые

отвечают на вопрос « Какая бывает весна?» ( ранняя, поздняя, пасмурная,

дождливая, хмурая, солнечная и т.д.)

ИГРА « Какая весна?» ( каждый листочек, палочка и т.д. – слово)

Воспитатель: как много природного материала вы собрали! Так чем же,

покрыта земля весной ?

Дети: листьями, шишками, хвоёй, травой, веточками.

Воспитатель: как вы думаете, нам всё это может пригодиться ?

Дети: да, из природного материала можно делать разные поделки.

Воспитатель: первая наша остановка на полянке - « Солнечная»

Как светит и греет солнце весной?

Дети: солнце светит ярко, пригревает, день становиться длиннее, а ночь

короче.

ИГРА на развитие внимания »Солнце, ветер и туча»

Воспитатель: давайте поиграем в игру

( если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы

закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).

Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что- то очень интересное.

Давайте подойдём и посмотрим.

Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»

Дети: это гнездо и перо.

Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?

Дети: о птицах.

Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной

возвращаются? (перелётные).

Воспитатель: почему они улетают?

Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.

Воспитатель: почему птицы весной к нам возвращаются?

Дети: чтобы вить гнёзда, выводить птенцов, насекомые уже проснулись.

Воспитатель: каких перелётных птиц, вы знаете?

ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО» ( называем птиц)

Воспитатель: все ли птицы вернулись обратно?

Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности.

Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?

« БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)

Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.

В стакан с молоком бросим маленький камушек.

Вы видите камушек? Дети – нет.

Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.

Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?

Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.

Воспитатель: следующая наша остановка « Весенняя»

Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос «

Что делает?», « Что делают?»

1.Солнце (что делает?)— светит, греет, всходит.

2.Туча (что делает?)— закрывает, плывёт. 4

3.Ветер (что делает?)— дует, гонит, завывает.

4.Насекомые ( что делают?)— прячутся, летают, ползают.

5. Птицы (что делают?)— летают, машут, клюют, кричат и т.д.

6.Люди (что делают?) – садят, поливают, копают , надевают.

6.Животные (что делают?)- просыпаются, меняют, охотятся и т.д.

7.Листья ( что делают?)- распускаются, зеленеют, вырастают.

Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»

Воспитатель: что это за художница, пришла без красок и без кисти, а

разукрасила нам в зелёный цвет все листья? Дети (весна).

Воспитатель: что будет, если листья на деревьях весной не вырастут

(ответы детей)

Воспитатель: Что растениям необходимо для роста, чтобы они всегда

радовали нас своей красотой .

Дети: вода, свет, земля, тепло.

III.Проведение динамической паузы « Веснянка»

Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать

стихотворение и выполнять движения.

Солнышко, солнышко, золотое донышко

Гори, гори ясно чтобы не погасло

(дети идут по кругу взявшись за руки)

Побежал в саду ручей ( бегут друг за другом по кругу)

прилетело сто грачей ( летят по кругу)

А сугробы тают ,тают (медленно приседают)

А цветочки подрастают (тянуться на цыпочках, руки)

Игра на развитие фонематического слуха

Разделите эти слова на слоги хлопками.

Грач, солнышко, ручей, цветочки, сугробы.

Воспитатель: ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы

сочинили музыку о весне? ( ответы детей)

-А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Весну?

( ответы детей)

-А вот какими бы вы были писателями, и какой рассказ о весне вы бы

написали - мы сейчас и услышим.

IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ

Воспитатель: Внимательно посмотрите на схемы и составьте рассказ о весне.

Дети составляют рассказ - описание по схемам.

Образец рассказа.

Весной ярко светит солнце. День становится длиннее, а ночь короче. По небу

плывут белые, воздушные облака. Земля покрыта зелёной травой. На

деревьях распускаются зелёные листочки. Возвращаются из тёплых краёв

перелётные птицы-грачи, ласточки, скворцы, стрижи. Люди надевают

весеннюю одежду. Работают в садах и огородах. Животные медведь и ёжик

проснулись после зимней спячки. Заяц меняет белую шубку на серую, а белка

с серой на рыжую. Весной можно пускать кораблики, прыгать на скакалке,

играть в мяч. Я люблю весну. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: вот какая у нас замечательная весна! Вы все хорошо отвечали

на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными.

Молодцы !



В раздел образования