Автор: Павловская Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: Московская область, г.о.Луховицы
Наименование материала: статья
Тема: Развитие логического мышления через лего–конструирование
Раздел: начальное образование
Развитие логического мышления через лего-конструирование.
Актуальность
Мы
живем
в
веке
информационных
технологий,
когда
происходит
коренное
преобразование
характера
человеческого
труда
и
взаимоотношений,
и
наиболее
актуальной
сейчас
становится
проблема
человека
мыслящего,
творчески
думающего,
ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За
последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей.
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои
действия,
находить
необходимую
информацию
для
решения
задачи,
моделировать
будущий
процесс.
Умение
использовать
информацию
определяется
развитостью
логических приёмов мышления.
Развитие умственных способностей (психологических качеств, позволяющих детям
легко и быстро усваивать новые знания и использовать их при решении разнообразных
задач) имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Не так уж и
важно, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, гораздо важнее
готовность
к
получению
новых
знаний,
умение
рассуждать,
фантазировать,
делать
самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться
учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.
В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к
учению.
Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам
разнообразные
современные
методики,
стимулирующие
интеллектуальное
развитие
дошкольников. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и
методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Практически работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без осознания
значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Практика работы с
детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить
признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность
зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности.
На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том,
что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям
материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей,
творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.
Условия возникновения и становления опыта
С 2017 года я углубленно работала над темой «Развитие логического мышления
через лего-конструирование для детей младшего школьного возраста». Заинтересованно и
ответственно подошла к изучению этой темы и продолжаю вести активную работу по её
использованию и внедрению в практику.
Играя и обучаясь лего-конструированию, у детей развивается внимание, память
возникает большой интерес к моделированию. Дети, увлекающиеся конструированием,
отличаются
своей
богатой
фантазией,
стремлением
к
созидательной
деятельности,
желанием изобретать.
В
своей
работе
с
детьми,
я
опиралась,
прежде
всего,
на
конструктивную
деятельность, которая позволяет развивать такие мыслительные процессы как: анализ,
синтез, сравнение, классификация, обобщение. У детей с хорошо развитыми навыками в
конструировании
быстрее
развивается
речь,
так
как
тонкая
моторика
рук
связана
с
центрами речи.
Превращение ребёнка в интеллектуально развитую личность зависит от технологий
педагогического
процесса.
Только
в
практической
деятельности
происходит
развитие
способностей
ребёнка.
Задача
педагога
развивать
интерес
детей
к
конструктивной
деятельности,
к
созданию
чего-либо
своими
руками,
к
стремлению
познавать
окружающий мир.
Развивая
логическое
мышление
детей,
решаются
и
другие
важные
задачи
в
процессе конструктивной деятельности:
развитие мышления (пространственного, образного);
развитие произвольности (умение ставить цель и добиваться её);
развитие самостоятельности (выбор деятельности, средств её выполнения,
темы, определение собственной задачи и способов её решения);
развитие умений рассказать о своей постройке, обучение передать словесно
содержание
сказки,
картинки,
развитие
монологической
и
диалогической
речи,
пополнение словарного запаса детей;
обучение детей обыгрыванию постройки;
развитие в игре дружеских партнерских взаимоотношений;
развитие пространственных представлений.
Этапы работы.
1. Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми.
2. Ознакомиться с опытом педагогов – коллег, работающих по данной схеме.
3. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности
развития детей.
4. Конкретно обозначить виды конструирований, посредством которых будет
проводится целенаправленная работа педагога.
5. Составить план – схему использования лего-конструктора в совместной и
самостоятельной деятельности.
6.
В
течение
всего
временного
промежутка
наблюдать
за
особенностями
формирования
навыков
логического
мышления
(наглядно
–
образного)
у
каждого
конкретного ребенка.
Цели и задачи обучения и воспитания.
Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми
на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1. Обучение детей операциям: анализа – синтеза, сравнения, классификации,
упорядоченности действий, ориентировке в пространстве.
2. Развитие у детей: речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности
внимания, познавательных интересов, творческого воображения.
3.
Воспитание:
коммуникативных
навыков,
стремления
к
преодолению
трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая
педагогическая
идея
опыта
заключается
в создании
необходимых
психолого-педагогических
условий,
содействующих
развитию логического
мышления
через
лего-конструирование
посредством
использования
в
образовательном
процессе
инновационных технологий.
Этапы развития способностей к конструированию:
1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям,
описывать окончательный результат готового изделия.
2.
Овладевать
элементами
графической
грамотности:
умение
охарактеризовать
модель.
3. Самостоятельно конструировать.
4.
Овладевать
конкретными
конструкторскими
умениями
во
взаимодействии
с
воспитателем и детьми.
5.
Самоконтроль
во
время
конструирования
и
взаимопроверка
детей
за
выполнением
модели
в
соответствии
с
поставленными
задачами
и
запланированным
образцом.
6. Определять назначение получившегося изделия.
Необходимо
подчеркнуть,
что
в
процессе
игры
с
конструктором
ребенок
развивает:
• Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать
• Концентрацию внимания
• Мелкую моторику
• Умение следовать образцу
• Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания
образов и построек
•
Добиваясь
определенного
результата,
ребенок
развивает
целенаправленность
собственных действий
• Программа способствует формированию положительной мотивации к обучению,
активной включенности ребенка в процесс игры, создает основу формированию учебных
навыков.
Занятия по лего-конструированию позволяют снять перенапряжения, страхи детей,
создают
благоприятные
условия
для
формирования
таких
качеств,
как
усидчивость,
любознательность.
Для
реализации
поставленных
целей
большое
значение
имеет
предметно-развивающая
среда.
Лего-конструирование
позволяет
разнообразить
дидактические
игры,
широко
применять
их
на
занятиях
по
развитию
элементарных
математических представлений.
В процессе конструирования дети подбирают детали, необходимые для разных
частей
сооружения,
пересчитывают
их
после
окончания
работы,
определяют
длину
необходимой
детали
путем
пересчета
кнопок-креплений
на
пластине
или
блоке
при
помощи взрослого.
Рекомендую применять следующие виды занятий:
- конструирование по образцу
- конструирование с опорой на схемы
- конструирование по собственному замыслу.
Дети учатся выполнять объемные строительные конструкции или плоскостные
модели
по
предметно-схематическим
моделям,
и,
наоборот,
выполнять
графическое
изображение
объемной
конструкции
с
использованием
шаблонов.
Таким
образом,
школьники учатся анализировать образец постройки и планировать последовательность
выполнения постройки посредством чтения чертежей и схем.
Конструктивная деятельность непосредственно связана с сенсорным воспитанием –
это формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и
качествах,
форме,
цвете,
величине,
положении
в
пространстве.
Ребенку
необходимо
учитывать
конфигурацию
каждой
детали
и
такие
пространственные
показатели,
как
симметричность и асимметричность.
В своей работе я использовала наиболее распространенные формы организации
работы с детьми: сказки, создание построек, моделей героев известных сказок, а затем
использование их в играх, играх-драматизациях, беседы.
Важно чаще предлагать детям такие конструктивные задачи, которые заставляли бы
их думать, искать решение, пробовать, изобретать. А если деятельность ребенка носит
творческий
характер,
она
заставляет
его
думать,
а
значит
–
мыслить,
и
становится
привлекательной, позволяет открывать в самом себе новые возможности, а это сильный и
действенный стимул к занятиям по лего-конструированию.
Опыт работы показывает, что самый верный тон общения с детьми – это тон
доверия, содружества, сопереживания, радости со стороны взрослого по отношению к
успехам ребёнка.
Не
менее
важным
условием
для
развития
логического
мышления,
творческих
способностей детей является активное участие в образовательном процессе их родителей,
которые
должны
быть
первыми
помощниками
своим
детям.
При
взаимодействии
с
родителями педагоги используют следующие формы работы:
• консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен
знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой
наглядный материал и конструкторы лучше приобрести),
• папки – передвижки;
• выставки детских работ с участием родителей, конкурсы.
• развлечения,
• родительские собрания, мастер – класс.